00:20

Живи, а то хуже будет
Я знаю, что а) злорадство - это плохо; б) Пастернака не читал, но осуждаю - это еще хуже; - но я с наслаждением читаю отзывы, так сказать, "цивилов" и не балетоманов, которые фейспалмят от Полунина в только что вышедшем "Убийстве в Восточном экспрессе". От фильма все тоже фейспалмят, но Полунин, как я смотрю, получает персональные отклики. Причем, похоже, вопросы вызывает не только его роль, но и его игра. Ну как бы ничего удивительного. Ну как бы тот, кто видел Полунина хотя бы в хрестоматийной "Жизели", наверное, понимает, что драматическое дарование у него отсутствует, он умеет только лениво хлопотать лицом. А кто Полунина в "Жизели" не видел, теперь, может быть, посмотрит на него в "Убийстве" и сделает выводы. Я-то свои выводы относительно Полунина сделала уже давно.
Воображаю, какой у него получится Соловьев в "Белой вороне". Впрочем, нет, лучше не воображать, лучше дождаться фильма, потому что действительность наверняка посрамит мои фантазии.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

14:32

Живи, а то хуже будет
В продолжение темы "Этюдов": лежит на youtube документалка про Тони Ландер Mød Toni Lander - увы, в кошмарном качестве, но выбирать не приходится. И есть там, среди всего прочего, отрывок из тех самых "Этюдов" с Флеммингом Флиндтом и Эриком: первый выход балерины и кавалеров. Начало - в первом куске (03:55 и до конца), и несколько секунд окончания - во втором видео. Все очень хороши: и Тони Ландер, и Флиндт, и Эрик, разумеется. Ладно, Эрик - тот просто очарователен.
Тони Ландер могла бы стать в середине восьмидесятых худруком КДБ вместо Фрэнка Андерсена - и даже приняла это предложение, но потом узнала, что больна раком легких. Умерла она 19 мая 1985 года, в неполных пятьдесят четыре года. Именно вспоминая о ней, о ее долгой и мучительной (и бесплодной) борьбе с болезнью, Эрик сказал Сьюз Уолд летом восемьдесят пятого, что если у него будет рак легких, он хотел бы умереть за три недели. Собственно говоря, так и получилось. Даже еще быстрее.
И лишь Флемминг Флиндт всех пережил и умер в 2009 году.





@темы: Erik Bruhn, Royal Danish Ballet

14:33

Живи, а то хуже будет
Зверски не хватает "Этюдов" 1969 года (с Тони Ландер, Флеммингом Флиндтом и Эриком) целиком и в хорошем качестве. Еще не хватает Эрика, крутящего фуэте с женским кордебалетом, в современной версии "Этюдов" это делает солист, а в версии 1969 года крутить фуэте поставили Тони Ландер, а Эрику, как и Флиндту, дали совсем немножечко покрутить фуэте в другом месте, вместе с Тони (см. последние несколько секунд первого отрывка). Хорошо, но мало. Пересматривая, понимаешь среди всего прочего, что Эрик по сравнению с Флиндтом (а местами даже по сравнению с Ландер) кажется поразительно легким. Это ни в коем случае не в укор Флиндту, просто у него в танце чувствуется, хм, что танцует живой человек, обладающий определенным весом и подвластный земному притяжению. А Эрик иногда почти пугающе невесом. И холоден даже в бравурной вариации из второго отрывка (1:40): обычно ее танцуют весьма зажигательно, заигрывая с залом (если речь идет о сценической версии), а Эрик добавляет льда в эту бравурность, и мне это нравится. А, ну и еще непременно надо добавить, что port de bras у него изумительные, я всегда это говорю.
Отрывки этим всем известны, но я их выложу еще раз, пусть будут, приятно их пересмотреть.





@темы: Erik Bruhn, Royal Danish Ballet

15:12

Живи, а то хуже будет
Bitch Mode On Жаль, что в дайри нет возможности закрывать посты от конкретных юзеров, оставляя при этом доступ к этим постам для незарегистрированных. А то меня начинают раздражать товарищи с закрытыми профилями и дневниками, шляющиеся по моему дайри и что-то выискивающие. Хочется от них закрыть все просто из вредности, но, как обычно, жаль незарегистрированных, которые ни в чем не виноваты. Bitch Mode Off

Тут необходим Эрик, сам та еще bitch - хоть на этой фотографии его bitchiness незаметна. А фотография, между прочим, из той же серии, что и фотография, выложенная два года назад вот в этом посте: скан из программки Национального балета Канады за сезон 1985/86, последний сезон Эрика. Он тут и там чудесно загорелый, до черноты.



@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

12:56

Живи, а то хуже будет
Финал "Сильфиды": Мэдж (Себастьян Хейнс) над Джеймсом (Грегори Дин), которого он только что убил (убил ли?) своим поцелуем. Фотография темная, но все-таки видно потрясенное, перевернутое лицо Хейнса. И сразу вспоминается, как в спектакле с Дином (и в спектакле с Бирккьяром) он медленно шел к рампе, помертвев от горя, похожий на ослепшую сильфиду. И эта внезапная параллель со слепотой и смертью сильфиды дополнительно била по нервам. Причем мне кажется, когда Мэджа играл Себастьян Клоборг, эта параллель либо не прослеживалась вовсе, либо - ну, по крайней мере, - не была столь очевидна.



@темы: "La Sylphide", Sebastian Haynes, Royal Danish Ballet

03:09

Живи, а то хуже будет
Искала на youtube отрывок из ЛО Опера де Пари 2005 года - начало второго акта, мимический диалог Одетты и Зигфрида. Как я люблю это мимирование - и как жаль, когда его выбрасывают вон, заставляя Одетту просто махать руками в такт музыке (и очень жаль, когда убирают из начала четвертого акта мимическую жалобу Одетты на предательство Зигфрида: меня страшно трогает это сочетание музыки и жеста, а когда этот монолог заменяют просто набором па, это не смотрится так пронзительно; поэтому так люблю этот монолог в ЛО в постановке Ратманского - где в этом месте только жесты и музыка; ну и в парижском ЛО Рудольфа монолог тоже более-менее сохранен, хоть малость и разбавлен танцем, но смотрится тоже хорошо). Так вот, вот этот диалог в исполнении Аньес Летестю и Хосе Мартинеса - это же прелесть что такое, и до чего же они хороши оба. Впрочем, они вообще хороши, а Одетта/Одиллия Летестю уверенно остается моей любимой (даром что поначалу я ее Одетту не распробовала, не сразу поняла ее очарования, а теперь думаю: ну и дура я, это же потрясающая Одетта, можно, я в нее влюблюсь вместо принца?). И мне ужасно хотелось проиллюстрировать свои восторги, но вот беда - нет этой сцены на youtube. Зато есть кое-что другое - дуэт Зигфрида-Мартинеса и Вольфганга-Пакетта. Ну ладно, решила я, пусть будет хоть дуэт, тоже хорошо. Но если б еще удалось отыскать диалог Зигфрида и Одетты - было бы еще лучше.



@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

14:49

Живи, а то хуже будет
Из рецензии Лилиан Мур на вечер балетов Ролана Пети (La Chaloupée и "Сирано де Бержерак") в Копенгагене (апрельский номер Dancing Times за 1961 год):

Erik Bruhn's versatility is apparently limitless, for he dances the gang leader with a keen sense of satire, a steely, staccato precision and a flashy virtuosity entirely divorced from his basic serenity of style. In an Elvis Presley makeup, he whirls through a vertiginous circle of turns at rocket speed, and a moment later convulses the house with laughter by a hint of rock'n'roll or a gesture of hypocritical repentance for his sins. Those who know Bruhn only as an unsurpassed danseur noble can have little conception of his artistic range, which encompasses with equal ease the melodrama of Miss Julie, the tragedy of Carmen, and the low comedy of La Chaloupée.

Где-то я уже пересказывала сюжет La Chaloupée: шайка гангстеров под предводительством роскошного главаря (Эрик Брун) грабит банк, но потом главарь встречает на улице хорошенькую швейку (Марианна Вальтер), которая так ловко его окручивает, что главарь приказывает своим подручным вернуть все награбленное - причем директор банка (в другой версии пересказа этого балета - просто служащий банка, Нильс Бьорн Ларсен) оказывается отцом швейки. Все заканчивается всеобщим жизнерадостным канканом, и гангстеры преображаются "в респектабельных, хоть и не слишком трезвых граждан".
Любопытно еще одно замечание в рецензии Лилиан Мур: она пишет, что в один из вечеров Эрик заболел и не смог танцевать, и в роли главаря его заменил Йорн Мэдсен. А похоже, все было не совсем так, я об этом прочитала в биографии Хеннинга Кронстама. Сразу же после премьеры La Chaloupée и "Сирано" (Кронстам танцевал заглавную партию в этом балете) к Кронстаму подошел Хеннинг Роде (в то время занимавший должность административного руководителя Королевского театра) и заявил, что им придется повторить эту программу на следующий же вечер - вместо откладывающейся оперной премьеры. Кронстама это известие выбило из равновесия - он всегда очень тяжело реагировал на изменения в "расписании", ему приходилось затрачивать много душевных сил на то, чтобы приспосабливаться к этим изменениям. То же самое было, в общем-то, и у Эрика - ему требовалось время на то, чтобы восстановиться после премьеры, справиться со стрессом и нервным напряжением. В результате Эрик отказался танцевать на следующий день, сказавшись больным, - тогда-то его и заменил Мэдсен. Кронстам сумел взять себя в руки и станцевал в "Сирано". Александра Томалонис, биограф Кронстама, замечает, что такие случаи повторялись неоднократно, и тем не менее у Кронстама сложилась репутация человека, неспособного справиться со стрессом, а у Эрика - нет.

Ну и вдогонку - скан из августовского Dancing Times тоже за 1961 год: Эрик и Марианна Вальтер в La Chaloupée:



@темы: Erik Bruhn, Henning Kronstam, Royal Danish Ballet, Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn - articles

19:13

Живи, а то хуже будет
Эрик, Мари Рамбер и Алисия Маркова после съемок телеверсии "Жизели" с Балетом Рамбер, сентябрь 1955 года.



@темы: Erik Bruhn, "Giselle", Erik Bruhn - photos

21:46

Живи, а то хуже будет
Текст про Раймундо и Рудольфа взял первое место на РСИЯ. Как поет Строфокамил, король эфиопский, в "Вампуке, невесте африканской": "Благодарю... бла-го-да-рю - не ожидал!".

@темы: фики, Rudolf Nureyev, Raymundo de Larrain

13:22

Живи, а то хуже будет
Ниже падать уже некуда, когда находишь эту фотографию и по шортам - по шортам, черт подери! - безошибочно определяешь, что это Себастьян Хейнс и Ульрик Бирккьяр. Прошлогодние гастроли Королевского датского балета в Китае. Не знаю, что тут еще сказать, пойду, пожалуй, подышу в пакетик. Лишнее напоминание, что с этим балетом никакой порнографии и РПСа не надо, все и так к твоим услугам.



@темы: Sebastian Haynes, Royal Danish Ballet

12:09

Живи, а то хуже будет
Две с половиной минуты балетного позитива вам в ленту: Стенли Холден - вдовушка Симоне танцует clog dance в "Тщетной предосторожности" Аштона. Прелесть же. Хотя вся аштоновская "Тщетка" - это сплошная прелесть, конечно (бубубу, почему у нас ее не ставят, а ставят "Тщетку" в версии Григоровича силами учащихся МГАХ :bubu: ).



@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

16:03

Живи, а то хуже будет
Я не знаю, товарищи, как там Джеймс и что у него в голове, но я бы от такого Мэджа бежала впереди собственного визга не то что к сильфидам в лес, а желательно куда-нибудь на другой континент. Но Джеймс был мальчик то ли рисковый, то ли безмозглый, то ли просто мазохист, он от Мэджа не сбежал, а зря. Впрочем, не только Джеймс интересовался таким Мэджем, еще как минимум четыре отчаянных мальчика с Мэджем связались - но, в отличие от Джеймса, не пожалели. Один из этой бедовой четверки виден на фотографии - а в миру он Лиам Редхед, очаровательный юный танцовщик родом из Канады.



@темы: "La Sylphide", Royal Danish Ballet

03:03

Живи, а то хуже будет
Эрик и Карла в моей любимой "Жизели". Знаю все недостатки этого фильма, признаю, сама иногда ругаю, но все равно люблю, наверно, сильнее всех остальных "Жизелей" - что "живых", что снятых на видео. Конечно, это все Карла и Эрик. Они так прекрасны, что заставляют забыть о странных режиссерских решениях. Впрочем, я уже об этом миллион раз говорила.
Кэтрин Блейр, дочь Дэвида Блейра, автора этой постановки, писала в фейсбуке об Эрике: "A highly intelligent, sensitive man, who was a very deep, thoughtful thinker too, whom I listened to for many hours, (in silence, as a child) and learnt so much from him". По-моему, прекрасная характеристика.



@темы: Erik Bruhn, Carla Fracci, "Giselle", Erik Bruhn - photos

02:15

Живи, а то хуже будет
Опять давно не было Константина, а я соскучилась. Фотография старая, но одна из моих любимых: мне страшно нравится птичий профиль Константина, его руки, его шея, а, ладно, он мне весь нравится, вот неожиданное открытие, ну и ну.



В номере Globe and Mail от 14 мая 1982 года прочитала милый, хоть и ужасно короткий отзыв на Мэдж в исполнении Константина: "Constantin Patsalas' Madge was so loveable and harmless in Act I it appeared James was abusing a senior citizen with an unfortunate complexion rather than a witch, but later regained the mood of malice which leads to the ballet's affecting climax". Эх, черт, как обидно, что мне до сих пор не удалось раздобыть фотографий Константина в образе Мэдж. Константин укуренным Коппелиусом - есть, Константин кокеткой-красоткой-вдовушкой Симоне - есть, а вот Константина ведьмой Мэдж - нет, а хочется.

@темы: Constantin Patsalas, "La Sylphide"

14:31

Живи, а то хуже будет
"Билли Бадд" в номинациях Золотой маски этого года:

1. "Билли Бадд" - Опера/лучший спектакль.
2. Уильям Лейси ("Билли Бадд") - Опера/работа дирижера.
3. Дэвид Олден ("Билли Бадд") - Опера/работа режиссера.

И-и-и...

4. Джон Дашак, Гидон Сакс и Юрий Самойлов ("Билли Бадд") - Опера/мужская роль.

Караул. Я действительно разорвусь. Я хочу, чтобы им всем дали по Маске, потому что они все офигенные. Ну вот за кого болеть, я вас спрашиваю, когда и Дашак, и Самойлов, и Сакс круты безмерно?
Хотя вот обойдут их всех, дадут Маску, допустим, Юсифу Эйвазову за кавалера де Грие в "Манон Леско", и никому обидно не будет.
Но если серьезно - я ужасно рада, что номинировали всех троих: и Дашака, и Самойлова, и Сакса. Они все достойны не то что номинации, но и победы (уверенно сказала она, хотя не видела больше никого из номинированных). Ну, появление "Билли" в номинации Опера/лучший спектакль - это было ожидаемо, потому что "Билли" действительно был огромным событием, может быть, вправду лучшей оперой на российской сцене в минувшем сезоне. По крайней мере, об этом недвусмысленно свидетельствовали отзывы критиков, куда более насмотренных, чем я. Номинирование Олдена и особенно Лейси - тоже приятно, но не слишком неожиданно для меня. А вот появление аж троих исполнителей из "Билли" в номинации Опера/мужская роль - это для меня большой и роскошный сюрприз. Я думала, что номинируют Самойлова или Дашака, на появление Сакса даже не рассчитывала, а тут - ыыы, все. Ура.
Ладно. Хочу, чтоб Маску дали Саксу. Дашак и Самойлов тоже достойны и еще как, но я хочу, чтоб Маску дали Саксу, и все тут.

UPD. Черт, еще две номинации забыла указать:

5. Пол Стейнберг ("Билли Бадд") - Работа художника в музыкальном театре
6. Констанс Хоффман ("Билли Бадд") - Работа художника по костюмам в музыкальном театре.
Вот теперь, кажется, всех назвала.

@темы: Мы очень любим оперу, Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd)

12:02

Живи, а то хуже будет
На youtube выложили всем известное па-де-де из "Коппелии" в исполнении Эрика и Сони Аровой, а в комментарии пришел некто, обозвавший Эрика (правда, с прибавлением imo - in my opinion) "the most overrated maledancer ever". Ах ты ж боже мой, сказала я, да ты моя заичка, да ты не видел хайпа вокруг Сереженьки Полунина, например, вот уж кто overrated так overrated. А что касается Эрика - вот нинада, нинада говорить, что ну дыыыа, ну пируэты ничо так, ну footwork ничо, а ваще ничего особенного для того времени нет. Вот тоже подход к балету как к спорту - "быстрее, выше, сильнее", кто тут прыгает лучше и дальше, тот и молодец. Ничего особенного для того времени нет, то-то в то время все Эрика выделяли в том числе и за технику (но не только за нее) - да не понимали ничего, что с них взять, дураки же. Ох уж мне эти ниспровергатели кумиров: посмотрел несовершенную запись пятидесятилетней давности, пожал плечами и заявил: да фигня ваш Эрик Брун, чо-то так себе танцует, чо все в нем нашли, я не пойму.
Хотя если серьезно - помню, на американском балетофоруме я давно уже читала мнение человека, который, как и я, знал танец Эрика только по записям: он считал, что с технической точки зрения Эрик вполне встает вровень с современными танцовщиками. Его танец не выглядит технически устаревшим и лимитированным. И вот тут я совершенно согласна: Эрик на сохранившихся записях действительно выглядит вполне себе "современно" - а уж в том, что касается чистоты, легкости, музыкальности, - тут он вполне может и поспорить со многими современными танцовщиками.
Все тоже - чистое имхо, разумеется. Ну и фоточку надо, без фоточки скучно: Эрик и Соня в па-де-де Черного Лебедя, 1957 год, Джейкобс-Пиллоу. Забавно - Соня в профиль тут, по-моему, очень похожа на Наталию Осипову.



@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

00:47

Живи, а то хуже будет
Стоило бы приличия ради подождать до завтра, но я не могу. Вот что называется: "подогнали тяжелую артиллерию" (или "тяжелые наркотики", кому что больше нравится). Фейсбук, источник счастья, выдал вот что: Рудольф, Эрик, Соня Арова, Тор Сутовски, год определяйте сами, ставлю на 1973 или около того. Мы с  norakura посовещались в комментах и решили, что это примерно 1970/71.



@темы: Rudolf Nureyev, Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

22:54

Живи, а то хуже будет
 norakura, я почти наверняка уверена, что вы уже сканировали эту фотографию, но я не могу найти ее в своих завалах. А ведь точно помню, что видела ее раньше. По крайней мере, она мне показалась знакомой, когда я ее увидела в фейсбуке (и утащила). В общем, все странно. Но фотография, разумеется, уморительная - не сама по себе, конечно, а подпись к ней. Опять мое любимое: "принял китайского посла за японского и имел с ним продолжительную беседу".



@темы: Rudolf Nureyev, Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

14:47

Живи, а то хуже будет
Ну и чтобы немного перебить негатив и паническое ощущение "все пропало, шеф, все пропало" - позитивная, оптимистичная, жизнеутверждающая и депрессоотталкивающая фотография: Рудольф и Раймундо у афиши сами знаете какой "Спящей красавицы". А в одном из номеров Dancing Times за 1961 год я нашла маленькую, мутную, но прелестную фотографию: Раймундо в очках поправляет плюмажи собственного изготовления на красотках, изображающих непонятно кого, наверное, наяд. И вид у Раймундо чрезвычайно деловитый.



@темы: Rudolf Nureyev, Raymundo de Larrain

13:02

Живи, а то хуже будет
Я надеюсь - потому что "не верит тело" - что слухи о скорой смерти дайри сильно преувеличены, но все-таки на всякий случай создала запасную площадку: m-lle-lucille.dreamwidth.org Если что - дорогие мои френды и сочувствующие, я буду там. Можно уже сейчас создавать там аккаунты и френдиться, чтобы потом не потеряться, если вдруг все схлопнется. Архив дневника я на всякий пожарный заказала.
Но все-таки очень хочется верить, что как-нибудь пронесет. Я согласна поддержать дайри материально - и так уже сколько лет пользуюсь платными услугами, но могу платить и больше. Просто очень уж не хочется, чтобы этой площадке пришли кранты. Но если придут - что делать, будем эмигрировать.