20:01

Живи, а то хуже будет
Набрала фотографий из "Расёмона" - кажется, единственного опыта Эрика Бруна в драматическом театре. 1974 год. Эрик Брун - самурай, Сьюз Уолд - жена самурая, Рикки Септимус - разбойник. Жаль, сами снимки маленькие, но до чего же все на них хороши.



@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

Комментарии
14.07.2019 в 12:49

Вот уж Эрик истинный японец)
Спасибо за подборку!
14.07.2019 в 13:35

Живи, а то хуже будет
norakura, Эрик самый боевой самурай. Особенно когда ногами дерется.:alles:
17.08.2019 в 07:55

Здравствуйте, просто хотела поблагодарить Вас за этот невероятный дневник об Эрике. Совсем недавно прочитала книгу Джули Каваны о Нурееве на английском и самым захватывающим и интригующим героем для меня оказался Эрик, о котором я к своему стыду даже не слышала! Решила найти о нем всю возможную информацию и обнаружила Ваш чудесный блог! Спасибо Вам! Я под большим впечатлением!
17.08.2019 в 11:06

Живи, а то хуже будет
Tina1992, здравствуйте, добро пожаловать в наш маленький уютный клуб эриколюбов.)) Если серьезно - спасибо вам большое за ваши слова, я очень рада, что мой блог оказался полезным источником информации. Это здорово мотивирует продолжать и дальше постить что-нибудь интересное об Эрике (было бы только это интересное, но это уже другой вопрос).
А Эрик в книге Каваны очень хорош. Спасибо, конечно, в первую очередь - цитатам из его писем, они позволяют раскрыть его и его отношения с Нуреевым с совершенно неожиданной, не исследованной прежде стороны.)
19.08.2019 в 09:43

Да, я однозначно в клубе) Да, Вы правы, письма Эрика меня просто покорили, сколько красоты, чувственности и при этом тоски и мудрости. Спасибо Рудольфу, что сохранил их) Жаль только, что их так мало, я бы с удовольствием прочитала целую книгу, основанную на этой переписке. Правда, было немного неловко их читать, так как, насколько я понимаю, Эрик не любил откровенничать о своей личной жизни, а тут ощущение, что подсматриваешь за тем, что не предназначалось ни для кого, кроме адресата) Понятно, что Джули скорее всего написала основную известную информацию об их отношениях, но так хотелось больше сведений) Я как-то ужасно переживала не только за их отношения, но и за самого Эрика, что странно, читая документальную книгу) Очень радовалась, что он все-таки, несмотря на все тяжелые периоды, провел успешную и насыщенную карьеру. Простите, я пока не прочитала все ваши посты, могу я вас спросить нет ли толковой биографии Эрика на английском? Искала на амазоне, но там есть только старая книга автора John Groen. Те немногие записи на ютубе, влючая Жизель и Сильфиду посмотрела с огромным удовольствием. Извините за лишние эмоции, я не могу себя назвать знатоком балета, просто любителем, даже не думала, что книга вызовет у меня такой живой интерес, но оказалась покорена силой искусства))
19.08.2019 в 10:33

Живи, а то хуже будет
Tina1992, вы знаете, я сама все еще продолжаю мечтать о том, чтобы издали весь корпус писем Эрика к Рудольфу без купюр. А можно и не только к Рудольфу, подозреваю, что Эрик и другим адресатам писал интересные письма (Мейнерц как-то процитировал пару строчек из письма Эрика к Константину Патсаласу, и я с тех пор все время вздыхаю, что это письмо и другие письма к Патсаласу лежат где-то, а прочитать их невозможно, если ты не серьезный исследователь). Конечно, это немножко вуайеризм, но уж больно письма у Эрика хороши.))
Биографию Грюна очень советую, она хорошая. Когда-то и я сомневалась, стоит ли ее покупать, но в итоге купила, прочитала и не пожалела. Это прижизненная биография, написанная на основе интервью Эрика (и интервью людей из окружения Эрика - но, между прочим, не Рудольфа, Рудольф отказался давать интервью для этой книги). Естественно, там есть определенные умолчания, но в целом книга очень откровенная, увлекательная - и в ней много прямой речи Эрика, так сказать, его голоса. Прочитав ее, начинаешь лучше понимать, что Эрик был за человек (хотя до конца его понять, конечно, невозможно). И еще там много отличных фотографий.))

И да не стесняйтесь, я вас прекрасно понимаю, сама от Эрика приходила в такой восторг, что держите меня семеро.))) Кстати, о видеозаписях: а вы посмотрели документалку Erik Bruhn - Artist of the Ballet? Если еще нет, то очень, очень ее советую: filmcentralen.dk/museum/danmark-paa-film/film/e...
О I'm the same, only more и не спрашиваю, эту наверняка уже видели.))
19.08.2019 в 23:00

Спасибо большое, закажу книгу! Извините, а письмо Константину, которое вы упоминаете, написано в таком же романтическом ключе? У меня после книги Джули осталась все же неопределенность: как Вы думаете, поставили ли они с Рудольфом точку в отношениях? Понятно, что было какое-то дальше дружеское и профессиональное общение, но все равно мне показался этот момент не на 100 процентов решенным. Документалки еще не смотрела, обязательно посмотрю! Простите, еще хотела спросить, а биографию, которая вышла в 2008 году на датском, так и не перевели, вы не знаете? А то хоть учи датский)) Я не знаю, интересен ли Вам Рудольф, но после Каваны еще прочитала книгу "A Year with Rudolf Nureyev", написанную человеком, который работал его персональным ассистентом, к сожалению там почти ничего нет про Эрика, но во всей красе расписан очень тяжелый, хоть и интересный характер Рудольфа. Также наткнулась вот на эту статью, не знаю насколько она правдива, но было интересно прочитать: stageraw.com/2017/01/24/the-mad-russian-and-the.... Там приводится такая версия их расставания, что звучит как отговорка, чтобы не лезли в душу: "Then I asked him why he and Rudi had broken up. He said, simply, that Rudi had begun talking to the press about their relationship. (I’m not sure that was true. Rudi never liked to be asked personal questions, and even on the Dick Cavett show, he got resentful about being asked about what he considered personal things. Cavett said, “Boy, you really don’t like being asked personal questions.” Rudi smiled wickedly—and dangerously. “Is all right. You ask one, then I ask one!” Cavett backed down.)." Простите пожалуйста за мой дилетантизм (пока еще не совсем нахожусь в теме)) и что отвлекаю Вас своими вопросами! Спасибо
20.08.2019 в 12:00

Живи, а то хуже будет
Tina1992, нет, судя по трем строкам, приведенным у Мейнерца, письмо Константину было скорее ворчливым в стиле "ты меня не любишь и не уважаешь". Мейнерц делал из этого глобальные выводы: мол, Константин и вправду Эрика не любил и не уважал, но это Мейнерц, у него на Константина почему-то был большой и очень очевидно торчащий зуб.)) Мейнерцовская биография Эрика так, увы, и не была переведена на английский, но я ее в свое время пересказывала с датского, если интересно, посмотрите записи с этим тэгом: m-lle-lucille.diary.ru/?tag=5302627 Правда, датского я не знаю, постигала его в процессе, так что в пересказе возможны ошибки. Но мне кажется, все основное я передала более-менее верно.))
Поставили ли Эрик и Рудольфу точку в любовных отношениях в конце шестидесятых - да кто же их знает! Помню, где-то в какой-то книге или статье их довольно метко назвали on-and-off lovers, имея в виду именно их отношения не сразу после встречи, а где-то с конца шестидесятых. Мне кажется, формальный разрыв стал в какой-то степени благом для них и позволил нормализовать отношения. И уж Эрик о своей привязанности к Рудольфу повторял с тех пор неоднократно и настойчиво, в той же биографии Грюна он говорит об этом очень откровенно.
Книгу Робинсона A Year with Rudolf Nureyev я читала, очень ее люблю, прекрасная книга. И там пусть и мало об Эрике, но именно оттуда пришла прекрасная история о Just checking.))) Причем, что интересно, несколько лет назад один человек (Брюс Уолл) выложил неопубликованное аудиоинтервью с Эриком (www.lswproductions.co.uk/B.mp3), взятое в 1976 году. Там много занятного, но один из самых замечательных моментов - когда Брюс понимает, что допустил ошибку, задавая вопрос (он думал, что видел Эрика в такой-то роли, а на самом деле нет, Эрик тогда эту роль не исполнял), и Эрик сатанински хохочет в своих лучших традициях и произносит то самое: "Just checking" - косвенно подтверждая правдивость рассказа Рудольфа в книге Робинсона.))
20.08.2019 в 22:56

Большое Вам спасибо за ответ и за огромный труд по переводу и перессказу книги Мейнерца, все посты прочитала! Ужасно интересно! Я правда думала, что возможно там будет больше об их отношениях с Рудольфом, но, как Вы сказали, основная информации есть в книге Джули. Я так и знала, что история с Just checking это правда)) шикарный момент) Вы правы, книга Робинсона просто отличная, я правда после ее прочтения надеялась, что в отношениях с Эриком он был максимально мягок, насколько это вообще возможно при его характере, а то так никаких нервов не хватит.

Книгу Грюна заказала (всего за 3 доллара)), должна скоро придти. Простите пожалуйста за столько вопросов, Вы не знаете, есть где-то какие-то памятные места, таблички может, посвященные Эрику? Понятно, что музея скорее всего нет. Даже музея Рудольфа нет, насколько я понимаю, ни в одном из домов, и особо съездить некуда в тематические поездки((
21.08.2019 в 11:56

Живи, а то хуже будет
Tina1992, да что вы, не за что, я ужасно рада, что смогла сделать Мейнерца как-то... хм... ближе к народу.))) Хоть это, конечно, не перевод, а лишь пересказ с элементами перевода. Мне тоже жаль, что там было маловато про отношения с Рудольфом, а отношения с Константином были показаны очень однобоко и пристрастно, но тут уж ничего не поделаешь. Вообще, конечно, биографию Эрика можно было написать полнее и интереснее, Мейнерц все-таки - не скажу, подхалтурил, но, как мне кажется, и не вложил в эту книгу все, чем располагал. И по сравнению с его предыдущей книгой - биографией Веры Волковой - видно, что книгу о Волковой он писал с подлинным увлечением, а книгу об Эрике - ну, через силу. Но несмотря на все недостатки - он все же накопал довольно много интересной информации и поделился ею, и за это ему огромное спасибо.))
Жаль еще, что совсем не существует мемуарных книг, посвященных именно Эрику, - как вот та же книга Робинсона или книга Руди ван Данцига, посвященные Рудольфу. Можно накопать кое-чего интересного просто в мемуарах (в этом отношении очень мне нравится автобиография Карен Кейн Movement Never Lies - да и сама по себе эта книга очень хороша), но вот такого, чтобы целая книга воспоминаний была посвящена именно Эрику, - увы, пока в природе нет.(

Надеюсь, Грюн вас не разочарует.)) Что касается памятных мест, связанных с Эриком, - увы, с этим все довольно глухо. Памятная табличка есть в Канаде, в Торонто, на доме 135 по George Street South, там была квартира Эрика, где он провел последние годы жизни.



В Дании же никаких памятных знаков и вовсе нет. Но я, приезжая в Данию, всегда езжу в Гентофте по "эрик-бруновским местам".)) Захожу на кладбище Мариебьерг, где похоронен он и его родные (в разных могилах, Эрик в общей безымянной), гуляю вокруг Гентофтского озера, обязательно прохожу по Фиалковой улице, где по-прежнему стоит дом, принадлежавший Эрику. Не знаю, кому он принадлежит сейчас. Конечно, это не то, что специально сделанная выставка или музей, но все-таки кое-что.))
21.08.2019 в 22:05

Спасибо Вам огромное! Теперь очень хочется съездить в Данию по местам Эрика, чтобы хотя бы проникнуться атмосферой! Большое спасибо, что дали ссылки на видео и аудиоинтервью, они великолепны, очень понравились! У меня был вопрос о том, почему Эрик так и не стал руководителем Датского балета, и там есть на него ответ. На самом деле, я так рада, что книга Джули раскрыла мне столько интереснейших людей, о существовании которых я даже не подозревала, к своему стыду. Помимо удивительного Эрика, узнала столько имен: Александр Иванович Пушкин, Вера Волкова, Карен Кейн, Карла Фраччи, Фредерик Аштон, Мария Толчиф, Линн Сеймур... вообще ни о ком не знала(( Я из Москвы, но живу в Чикаго на данный момент и каждый день прохожу мимо балетного центра Ruth Page. Только из книги Джули я с удивлением узнала, кто такая Рут)) Книгу Карен Кейн обязательно прочитаю, спасибо!
Простите пожалуйста за вопросы! Дело в том, что в книге Джули пишет, что Эрик увлекался буддизмом [Erik, who had tried various kinds of Buddhism, always returned to the way of Zen-its doctrine...], а он сам где-то об этом упоминал? Мне это показалось любопытным моментом, но нигде больше ничего об этом видела. И еще я хотела спросить, Вы не знаете, сейчас где-нибудь идут балеты в постановке Эрика? Спасибо еще раз
22.08.2019 в 11:34

Живи, а то хуже будет
Tina1992, да ну что вы, не за что, мне же самой так приятно делиться информацией и болтать об Эрике.))) Рут Пейдж - да, тоже была интересная женщина, и кстати, в ее балетной труппе при Чикагской опере в шестидесятых годах танцевали Хеннинг Кронстам и Кирстен Симоне. Кронстам - это современник Эрика, один из ведущих танцовщиков Королевского датского балета, а Кирстен Симоне - балерина, с которой сам Эрик часто танцевал в шестидесятых. Но это уж я так, просто чтобы прибавить еще пару имен к вашему списку.)))
И надеюсь, вам удастся попасть в Данию. Копенгаген - чудесный город, а Королевский датский балет - потрясающая труппа. Впрочем, я необъективна, но я ее вправду очень люблю.))

Насчет дзен-буддизма как увлечения Эрика... Чем пересказывать, давайте я просто перепишу соответствующий кусочек из его книги Beyond Technique.) Он там все сказал намного лучше, чем я скажу.))

There was a time in 1960 when I read a lot about Zen. And some people thought that I was quite a fanatic which I wasn't. I simply learned that it existed and I absorbed it into my system in a way that harmonized with my temperament.
At this point Zen helped me because I was at a transitional state in my life and I was encountering Balanchine for the first time; and although I was prepared to open up in a new company like to a new character, I was still stuck with what I was. But then I found the Zen idea - like you are not trying to run, you become the runner; or you don't play archery, you become the arrow that is going to hit what you are aiming at. So you are not doing something with something; you become that thing. So here I was trying to adjust very fast to Mr. Balanchine and I tried to think in terms of "to be" rather than "I am". It was not Erik doing this or that step; I had to become that step. I didn't become a Zen Buddhist but I think Zen helped me to understand myself and others better. It helped me to become more myself as a dancer.

И что касается балетов в постановке Эрика - увы, увы, тут все довольно скудно. В настоящее время, кажется, нигде ничего не идет (хотя наверняка не скажу). Время от времени на концертах хореографических училищ и молодежных компаний - в Гамбурге, в Лондоне, например, - показывают балет Эрика Here We Come, поставленный в свое время для выпускников National Ballet School в Торонто. В последний раз его показали на вечере Royal Ballet School два года назад, летом семнадцатого. В грядущем сезоне в Национальном балете Канады должны поставить новое "Лебединое озеро", взяв за основу постановку Эрика. Уж и не знаю, что там останется от версии Эрика, сохранят ли его Черную королеву, например, или поставят вместо нее привычного Ротбарта, но поживем-увидим.)) А, ну и еще известная вариация принца из того же ЛО включена - в хореографии Эрика, с указанием его авторства, - в "Лебединое озеро" Николая Хюббе, поставленное в Королевском датском балете.
Больше ничего не припоминаю. Ну, тут ничего удивительного, все же Эрик большим хореографом не был, почти все его авторские балеты - это так, балеты на случай, как стихи на случай.)) А его постановки классических балетов - "Сильфиды", "Жизели" - неизбежно уступают дорогу более новым постановкам тех, кто пришел после него.
23.08.2019 в 06:31

Спасибо Вам большое! Сегодня пришла моя книга Грюна, пора читать)) на внутренней стороне обложки цитата, которая меня уже покорила "The most important thing for a dancer is to mature into a human being". Фотографии тоже замечательные, даже Константин есть на одной)
Про буддизм поняла, спасибо! А как вам в целом Beyound Technique и еще одна книга про Бурнонвиля, как мне показывает Амазон? Их можно читать непрофессионалам?
Вы назвали столько датских артистов! А я никого не знаю из датчан кроме Эрика. Только еще из книги знаю Кеннета Грива, который у Джули упоминается в не совсем однозначном ключе. Мне кажется, Джули все же преувеличила его значимость))) А он вам нравится? Вроде бы он все же не стал большой звездой согласно интернету, хотя выступал)
Я уверена, что Датский Балет замечательный, но они видимо сейчас ставят в основном современную хореографию? Прошу прощения за дилетантизм, просто в их афише на год мало знакомых названий, поэтому сделала такой вывод.
23.08.2019 в 13:25

Живи, а то хуже будет
Tina1992, поздравляю!)) Эх, хорошо все-таки закупать книги, когда ты в Америке, они так быстро доходят. А в мск ползут еле-еле.)) Фотографии там прекрасные, и да, фотография с Константином, имхо, одно из украшений книги. Первая из известных мне совместных фотографий Эрика с Константином, вторая опубликована у Мейнерца. И на это, увы, все.


Не могла не похвастаться: у меня экземпляр грюновской книги с автографами и Грюна, и Эрика. Правда, Эрик только автограф и оставил, зато уж Грюн накатал целую дарственную надпись.))
Beyond Technique - это очень интересная книга, монолог Эрика о его ролях в балете, о его отношении к балету вообще, все это приправлено превосходными фотографиями. Жаль, книга довольно редкая, но время от времени появляется на Амазоне. Что касается Bournonville And Ballet Technique - я оттуда читала лишь отрывки, и у меня сложилось ощущение, что это все-таки скорее специальная книга, непрофи она может показаться скучноватой.
Кеннет Грив - ну, я к нему равнодушна, он танцовщик не того типа, какие мне нравятся.) Да и видела я с ним всего ничего - несколько записей на youtube, и ни одна из них большого впечатления не произвела. Нет, он недурен, но не сравнится, на мой взгляд, со многими своими современниками.
В КДБ ставят и классику, и модерн, хотя, пожалуй, предпочтение отдают модерну, классических балетов в последние сезоны там меньше, чем хотелось бы. Бурнонвиля очень мало, вот что печальнее всего. От силы один бурнонвилевский балет в сезоне - это ужасно мало для Королевского датского балета. В прошлом сезоне шел "Неаполь", в этом возвращается "Народное сказание", а я с 2016 года жду и не могу дождаться возвращения "Сильфиды".))) Это был удивительный спектакль. Я вообще "Сильфиду" очень люблю, а тут еще и постановка была небанальная и очень удачная.
24.08.2019 в 01:01


Какая красота! Рада за Вас) У обоих приятные подписи) Мне еще понравилась вот эта фотография, мне кажется, раньше мне нигде не попадалась, трогательно смотрятся, особенно взгляд Рудольфа) Пока прочитала только 2 главы, но уже прослезилась над описанием детства, точно так же, когда читала книгу Джули (там я особенно расстроилась на 3 моментах: детство, "прощальное" письмо от Эрика и смерть). Я не очень сентиментальный человек, но две эти судьбы не оставили меня равнодушной))) Несмотря на то, что тут не было таких чудовищных материальных проблем как в семье Рудольфа, история тоже рвет душу(( Интересно, что, оказывается, отец Эрика в свое время работал в России)) Да и вообще есть определенные параллели в двух биографиях: и женское окружение, и отсутствие в семье людей, связанных с балетом. Мне еще показался трогательным момент, когда Эрик пришел в детскую балетную студию первый раз и ужаснулся, что там одни маленькие девочки)) Вы знаете, я приятно удивилась, что Эрик так подробно делится своей биографией будучи, как там сказано, интровертом. Вообщем, мне очень нравится!
Спасибо
24.08.2019 в 11:11

Живи, а то хуже будет
Tina1992, это прекрасная фотография, вот довольно большой скан ее в хорошем качестве. И парная фотография к ней, сделанная в том же месте в то же время (тем же человеком). У Мейнерца была история появления этих снимков: в январе 1975 года Эрик и Рудольф оба участвовали в юбилейном гала-концерте, посвященном 35-летию American Ballet Theatre. После спектакля они какое-то время были на праздничном приеме, потом вдвоем исчезли, а через несколько часов объявились дома у критика Клайва Барнса. Барнс вспоминал, что было уже совсем поздно, Эрик и Рудольф оба подвыпили, сидели вдвоем на диване и хихикали. И свояченица Барнса, Розмари Уинкли, тогда и сделала несколько снимков, в том числе вот эти.



Биография у Эрика такая, что да, впору прослезиться.)) Хотя у Хеннинга Кронстама жизнь была еще страшнее (зато с биографом ему повезло куда больше, чем Эрику). А ведь у вас еще впереди подробный рассказ о язве желудка, изводившей Эрика чуть ли не десять лет. Кстати, история в своем роде странная: в этой книге и не только в книге Эрик уверяет, что врачи вообще не могли поставить ему диагноз, считали его язвенные боли чисто нервными и выписывали ему успокаивающие, и так продолжалось до тех пор, пока не пришлось делать ему экстренную операцию для того, чтобы выявить причину болей, и тогда уж и обнаружили перфорированную язву. Только фишка в том, что когда в 1971 году - за несколько лет до диагностической операции - Эрик ушел в отставку, в первую очередь из-за плохого самочувствия, даже в газетах писали о том, что врачи нашли у него язву желудка. Так что позднейшие рассказы Эрика о том, что ему никак не могли поставить диагноз, кажутся на фоне этих статей несколько недостоверными.
О, а еще у вас впереди веселая история о том, как Эрик и Рудольф сдавали на права.)))
Эрик очень любопытный интроверт: с одной стороны, он много и охотно говорил о себе - и говорил вполне откровенно, в книгу Грюна, я так понимаю, еще далеко не все попало (Грюн уже в своих мемуарах вспоминал, что Эрик, например, откровенно рассказывал о своих романах и вообще не скрывал свою гомосексуальность). Но с другой стороны - чувствуется, что несмотря на кажущуюся открытость, он говорил далеко не обо всем. Например - для меня это один из любопытных моментов - он всегда очень много, охотно и тепло говорил о Рудольфе, что в этой книге, что во всевозможных интервью. Но он почти никогда и ничего не говорил о Константине - или, по крайней мере, мне до сих пор не удалось найти в прессе интервью Эрика, где он бы подробно говорил о Константине: само собой, не как о партнере, но как о танцовщике и хореографе (который и для Эрика, между прочим, поставил маленький балет в свое время). Были у Эрика какие-то "области", куда он старался никого не допускать.
25.08.2019 в 04:22

Спасибо вам просто огромное! Фото шикарные, и еще мне очень нравятся фото, которые Вы раньше тут помещали, в частности вот это))

Я не знаю, кто такой Хеннинг Кронстам)) но по Вашим предыдущим постам поняла, что это датский танцовщик, для которого Эрик был примером) У него также была тяжелая жизнь?

Как интересно, действительно загадочно, почему он не упоминал Константина. А о Рудольфе действительно говорит так тепло, что думаешь, что Рудольф не всегда заслуживает такого хорошего отношения)) Я наверное не объективна, просто неприятно, когда кто-то Эрика расстраивает с его тонкой душевной организацией)) Еще мне кажется трогательным момент, что Эрик всегда называет его исключительно на русский манер "Рудик", а не Руди.
Я еще не дочитала до момента с правами, уже заинтригована, но в книге Робинсона говорилось, что Рудольф "худший в мире водитель"), при этом в книге Джули он вечно кого-то подвозил, и вроде все было без приключений) А момент с вождением Эрика, который мне запомнился из той же книги Джули, если ничего не путаю, когда он купил машину у кого-то и среди ночи уехал из гостиницы в Германии в Копенгаген, оставив записку спящему Рудольфу. Такой кинематографичный момент))
Так значит Эрик ушел из-за плохого самочувствия, связанного с язвой? А нигде не указано, когда он стал много курить? Я думала, возможно это тоже сыграло свою роль Хотя на фото он курит очень красиво и ему идет.
Спасибо
25.08.2019 в 19:04

Живи, а то хуже будет
Tina1992, да, дивная фотка, сама ее очень люблю (и спасибо Грюну, опубликовавшему ее в своих мемуарах).))
Хеннинг Кронстам - это был очень интересный датский танцовщик, немного младше Эрика, танцевал примерно в то же время, что и Эрик. И жизнь у него была такая, что на его фоне Эрик кажется каким-то потрясающе удачливым и благополучным человеком. Если будет интересно, я в свое время написала о Кронстаме довольно большой пост (на основе прочитанной биографии), так что можно прочитать о нем подробнее: m-lle-lucille.diary.ru/p213956440.htm (Боже, я занимаюсь саморекламой.)))

Что касается Эрика и Рудольфа - надо сказать, что и Эрик мог быть той еще гадюкой, и Рудольфу от него здорово доставалось.)) Мне кажется, Рудольф часто был в их отношениях более уязвим и беззащитен. А Эрик знал его слабые места и умел по ним весьма метко бить. Как, впрочем, и по слабым местам других людей. Все-таки характер у него был весьма сложный. И иногда он давал волю своему зловредству.)
Мне тоже страшно нравится, что Эрик звал Рудольфа Рудиком.:friend: Это и очень мило, и создает какую-то особенную интимность между ними.

А момент с вождением Эрика, который мне запомнился из той же книги Джули, если ничего не путаю, когда он купил машину у кого-то и среди ночи уехал из гостиницы в Германии в Копенгаген, оставив записку спящему Рудольфу. Такой кинематографичный момент))

О, это была та история с выступлениями Эрика в "Дафнисе и Хлое" Джона Крэнко в Штутгартском балете. Эрик тогда задал всем жару.))
Курить Эрик начал очень рано, где-то в подростковом возрасте. И курил он много, где-то называлась его дневная норма - три пачки в день. Плюс еще проблемы с алкоголем. Плюс нервы, которые у него были очень не в порядке. Ну и да, ушел он в отставку из-за язвы, а в 1974 году, после операций, вернулся в балет снова - всем на радость.) Правда, с "принцевыми" ролями завязал. Но исполнял характерные роли - Мэдж в "Сильфиде", Коппелиус в "Коппелии", - и танцевал в модерновых постановках вроде "Паваны мавра".
25.08.2019 в 21:49

Огромное Вам спасибо! Простите, я новичок на этом сайте, поэтому не получилось сразу найти Ваш пост с пересказом книги про Кронстама. Вы просто великолепно пишете, не хуже любых биографов, читать одно удовольствие! Вот это драма, и профессиональная, и человеческая! Для меня столько открытий! Видимо, ДКБ не уступает Большому по накалу страстей.
Вы знаете, я так поняла, Кронстам жил вместе с Герстенбергом. Конечно, я рассуждаю по-обывательски, но по ходу первой половины книги Джули все думала, как жаль, что Эрик с Рудольфом так и не смогли найти работу в одном городе и постоянно жить вместе( Нет, конечно, жизнь была бы непростой), но может тогда они и сейчас были бы живы, по крайней мере Рудик. То, что Эрик расстраивал и мучил Рудольфа, это я заметила. Он там даже говорил, что "better to have stone in place of heart", чем так мучиться.
В книге я пока дошла до момента, когда Эрик подарил Соне обручальное кольцо! Вот это страсти! Я помню Соню как невесту по книге Джули, но я и не ожидала, что, оказывается, все была так пылко и решительно.
Вы рассказывали про "Сильфиду" в Датском Королевском балете, как, должно быть, волшебно посмотреть ее вживую! Я посмотрела вчера старую версию с Николажем Хуббе, красивая постановка, но из всех Джеймсов мне Эрик нравится больше всех)
26.08.2019 в 12:34

Живи, а то хуже будет
Tina1992, тут довольно легко искать по тэгам: в меню слева есть колонка "Темы записей", в нее надо ткнуть, тогда разворачивается список тэгов, а дальше уже можно нажать на нужный тэг и получить список постов с ним.))
Все верно, Кронстам жил с Герстенбергом, но надо отметить, что Герстенберг не имел никакого отношения к балету.) У них были тоже очень сложные отношения (здесь я писала об этом подробнее - ну опять же, если интересно: m-lle-lucille.diary.ru/p213886111.htm), но они сознательно оставались вместе всю жизнь, и Герстенберг, что ни говори, много сделал для Кронстама. Не думаю, правда, что Эрик и Рудольф смогли бы всю жизнь прожить вместе, даже если бы вдруг сумели найти работу в одной компании (что маловероятно - оба были слишком крупными балетными величинами). И опять же, с учетом графика Рудольфа и его стремления выступать как можно чаще им бы все равно едва ли удавалось проводить много времени вместе. Да и Эрик все же не привязывался к одной компании намертво и довольно много ездил. Ну и что касается того, что может тогда они и сейчас были бы живы, по крайней мере Рудик - тоже сильно сомневаюсь.)) Рудольф, безусловно, очень сильно любил Эрика, но эта любовь не отменяла его промискуитетности (что абсолютно нормально). Любовь любовью, а секс сексом.)) А что касается Эрика - с его-то многолетним курением и с его наследственностью (и у его матери, и у его отца был рак легких) никакой Рудольф не смог бы его спасти от рака легких. Увы.

С Соней - да, это был очень красивый юношеский роман (правда, параллельно Эрик тогда крутил шуры-муры с одной танцовщицей Королевского датского балета, а может быть, и не только с ней).))

О, "Сильфида" с Хюббе - это лучшая полнометражная видеозапись "Сильфиды". Там все изумительно - и Хюббе, и Лиз Йеппесен - Сильфида, и постановка, и кордебалет, и Гурн с Эффи, и конечно же, Мэдж - Сорелла Энглунд, самая прекрасная Мэдж на свете. Она вправду изумительна. И кстати, что интересно, Хюббе и Энглунд примерно в то же время, когда была сделана запись этой "Сильфиды", танцевали в балете Константина Das Lied von der Erde - это был его последний балет, он поставил его в Королевском датском балете и посвятил памяти Эрика. Такие вот интересные пересечения.))
Я же смотрела три года назад "Сильфиду", поставленную уже самим Хюббе и несколько переработанную по сравнению с оригиналом: так, Мэдж там из ведьмы превратился в мужчину-колдуна, бывшего любовника Джеймса. Хюббе за эту постановку здорово ругали критики, а я была от нее в восторге - и до сих пор в восторге. Опять же - да, я продолжаю заниматься саморекламой :))) - я подробно писала об этой "Сильфиде": m-lle-lucille.diary.ru/p208015937.htm (первые три спектакля) и m-lle-lucille.diary.ru/p208147564.htm (четвертый спектакль).
А Эрик тоже - мой самый любимый Джеймс, никто из виденных мною Джеймсов не танцевал так легко и грациозно, сам как сильфида. И я очень люблю Карлу Фраччи сильфидой - пусть она не так технична, как многие другие балерины, исполнявшие эту роль, но сколько в ней сильфидной грации, лукавства и обаяния.))
27.08.2019 в 05:45

Ух ты, как бы хотелось посмотреть этот балет Константина, я прям прониклась им по Вашим постам, да и вообще Константин -мое любимое имя) Рассказ про новую "Сильфиду" безумно интересный, c удовольствием бы посмотрела! Надеюсь, однажды я попаду в КДБ) Я может что-то путаю, но вроде бы был спектакль, где Рудольф играл Джеймса, а Эрик Мэдж? Вот бы тот спектакль поставили как у Хюббе)) Было бы интересно)

Насчет их совместной жизни, простите за мои фантазии) просто так жаль, что рано ушли из жизни((

Вы знаете, я знаю, что это звучит глупо, но только благодаря этой книге Грюна я наконец примерно хотя бы начинаю понимать, в чем особенности стиля Бурнонвиля и отличие от русской школы (там приведена даже цитата от самого балейтместера). Как я поняла, Бурнонвиль не приветствовал трюки и актробатику, а также, что меня удивило, в этой школе нет lifts (не знаю, как это перевести - поддержки, подъемы?), и "бедному" Эрику пришлось их разучивать. Это, конечно, тоже звучит глупо, но мне всегда жалко танцовщиков, когда они поднимают балерин, тяжело это все же))

Карла очаровательна, да, даже на мой любительский взглад)) мне и как Жизель она понравилась в постановке с Эриком)

Вы знаете, я сделала еще одно маленькое открытие для себя. У нас тут в Чикаго Joffrey ballet, а он и у Джули, и еще где-то упоминается, но там подразумевается, что он в Нью-Йорке и я все недоумевала, почему так. Оказывается, он переехал в Чикаго в 1995, на мой непросвященный взгляд, тут все довольно скромно, есть специфический "Щелкунчик".
27.08.2019 в 19:16

Живи, а то хуже будет
Tina1992, я тоже страшно хотела бы увидеть Das Lied von der Erde в постановке Константина, но увы, увы, если вдруг и сохранились какие-то записи - то лишь рабочие и закрытые от простых смертных. А скорее всего, даже и их не осталось. Вообще Константину еще повезло, что хоть какие-то его балеты были записаны: Canciones, например, даже на двд выпустили, это очаровательный балет.))
Эрик и Рудольф - да, неоднократно сходились на сцене в "Сильфиде" - в постановке Эрика для Национального балета Канады.)) И я тоже была бы не прочь увидеть их Мэджем и Джеймсом соответственно - в постановке Хюббе. Хотя с другой стороны - пожалуй, Рудольф не совсем подходил бы для этой постановки, у него темперамент не для этого Джеймса.))

Да, в датской балетной школе нет высоких поддержек, характерных для русской школы, школы Петипа. У Бурнонвиля мужчина-танцовщик - не "носильщик", оттеняющий и поддерживающий балерину, а равноправный партнер. Одна из характерных черточек бурнонвилевского дуэтного танца: когда мужчина и женщины танцуют одни и те же па, будто отражают друг друга. И еще, конечно, примета Бурнонвиля - легкость и видимая безусильность танца, мелкая техника, отточенность движений. Ужасно люблю Бурнонвиля.)) Пожалуй, это мой любимый классический хореограф.)
А бедному Эрику - да, пришлось учиться условно "русскому" стилю, высоким поддержкам, и его спина не сказала ему за это спасибо. А что делать! Времена были уже не те, чтоб танцевать только Бурнонвиля и бурнонвилеподобную хореографию и этим удовольствоваться. Да Эрик и сам бы на это не согласился, не такой был человек.

Карла - изумительная Жизель. Тот редкий случай, когда балерина одинаково восхитительна и в первом, и во втором акте. Очень, очень ее люблю.

О, Joffrey Ballet, я и сама была не в курсе, что он теперь в Чикаго. В шестидесятые-семидесятые-восьмидесятые это была довольно цветущая и известная балетная компания. Именно там была поставлена реконструкция "Весны священной" в хореографии Нижинского - это уж в конце восьмидесятых. Но насколько я понимаю, после смерти ее основателя Роберта Джоффри для нее настали трудные времена. Тем не менее, она держится, и это здорово. Но сезоны ее скромны, да. Что делать, в средствах она явно ограничена.
29.08.2019 в 05:23

Спасибо Вам большое, уже чуть-чуть приблизилась к понимаю Бурнонвиля!
Тут в Чикаго, что еще обидно, больше не ставят балетов в Chicago Opera, только оперы) есть только Joffrey на весь город) Единственным относительно значимым балетным событием за 2 года, что я тут живу, для меня было посещение моноспектакля Михаила Барышникова, хоть посмотрела на легенду) Я правда совсем ничего не знала в тот момент о его биографии, а потом с удивлением обнаружила в книге Джули, что, оказывается, у них один Александр Иванович Пушкин на двоих) Было забавно, когда Рудольф жаловался Блю Робинсону, что Барышников носил его одежду, оставшуюся в Ленинграде)) И с Баланчиным он там как-то связан, еще не разобралась в этом, но я купила тоже на Амазоне старую книжку про Барышникова, чтобы сравнить 2 истории "побега", но пока не прочитала)

Мне ужасно нравится книга Грюна, спасибо еще раз, что порекомендовали)) Вы знаете, я помню, Вы описывали рассказ, который написал Эрик про мать, отца и сына. А здесь вскользь упоминалось, что отец несколько ревновал Эллен к Эрику, как и сестры, и Соня упоминала там, что Эрик побаивался свою мать, вообщем было некое напряжение. И вот там приводилась цитата Эллен, что если ты не можешь себя защитить, ты такой же слабак как отец... Вообщем, подумала, возможно, этот рассказ как-то навеян биографическими моментами.

И спасибо Вам большое за Ваш пост про Мясина, тут упоминается, что он приезжал ставить в ДКБ в том числе"Прекрасный Дунай". без Вас не разобралась бы, в чем его особенности)

Книга вообще веселее, чем я думала, очень забавная история про Блевинса Девиса и покровительство Эрику, прям какие-то Дягилев и Нижинский))

Еще очень понравилось, как Эрик описывал свое понимание образа Джеймса, говорил, что он "true escapist", Эрик сам возможно тоже немного эскапист, и все же он для меня загадка, чем больше узнаю, тем меньше понимаю, но личность безумно захватывающая)))

Простите пожалуйста, там Вы упоминули в комментариях Маккэнна, книгу кажется, про Эрика с Рудольфом или книгу? Вы не подскажите, что это такое? Не могу найти((

Спасибо Вам огромное!
29.08.2019 в 11:52

Живи, а то хуже будет
Tina1992, Барышников танцевал в New York City Ballet, компании Баланчина, в 1978-79 годах. Ему - в отличие от Эрика, например, - повезло, он "вписался" в эту компанию, несмотря на свой статус "звезды". Но травмы вынудили его уйти, и кроме того, в 1980 году он стал худруком American Ballet Theatre. Кстати, первое выступление Барышникова после его "побега" на Запад было в Национальном балете Канады, в поставленной Эриком "Сильфиде".
А что за моноспектакль с Барышниковым вы видели? Не Baryshnikov/Brodsky (давно мечтаю его увидеть, но все никак не удается)?)

В новелле "Во имя любви", которую написал Эрик, безусловно, есть автобиографические мотивы. Даром что сам Эрик в одном интервью уверял, что описанные там отношения матери и сына следует трактовать метафорически - как отношения человека и работы.) Но сдается мне, он лукавил или по крайней мере - не проговаривал всю правду. Его отношения с родителями были очень непростыми, и с матерью - еще сложнее, чем с отцом, потому что и связь с матерью была теснее, отец же как будто не играл в жизни Эрика большой роли.

О, рада, что вам понравился пост про Мясина. Вот тоже интереснейшая фигура в балетной истории.)) Очень советую при случае посмотреть фильм "Красные башмачки", Мясин там прелесть как хорош. И вообще фильм очень милый.)
Хех, но Девису до Дягилева было как до луны пешком. Да и Эрик был, слава богу, не Нижинский.)))

Маккэнн - это роман Колума Маккэнна Dancer: www.amazon.com/Dancer-Picador-Classics-Colum-Mc... Вполне милый фанфик про Рудольфа, и Эрик там тоже появляется.))
30.08.2019 в 04:28

Да, именно, Brodsky / Baryshnikov, мне понравилось, т.к. люблю Бродского, но тем, кому он не по сердцу или тем, кто плохо знает русский, конечно, было не очень интересно. Рядом со мной женищна вздохнула после спектакля "Эх, лучше б он Пушкина почитал")))
О, я поняла про Барышникова, Джули также писала, что он смог вписаться в труппу к Баланчину) Но, получается, он вообще рано закончил карьеру(

Да, Девис не Дягилев)) Простите, тоже не могу найти, Вы упоминали какого-то адвоката, у которого что-то было с Эриком? А кто считается его первой любовью? Просто, тут у Грюна вскользь упоминули Рея Барру, а у Джули промелькнуло, что у них были отношения.

Прошу прощения, а этот рассказ Эрика нигде не публиковался, я так понимаю? Так бы хотелось в оригинале прочитать)) Даже тут у Грюна упоминается, что Эрик написал Соне красивое прощальное письмо) Этот рассказ мне еще чуть-чуть напомнил короткометражный мультфильм "Бао", который получил Оскара в этом году, где мать проглатывает своего сына, не желая отпускать.

"Красные башмачки" обязательно посмотрю, большое спасибо! Мясин уж точно интересная фигура, я поняла! Забавно также, что, как я понимаю, остров Ли Галли, на котором впоследствии будет отшельничать Рудольф, принадлежал Мясину.

Как Вы считаете, стоит заказывать этот Dancer? Неплохо написано? Кстати, прочитала Ваш фанфик "Скелет сильфидного крыла", выбрала по наличию в описании знакомых лиц)) Это так прекрасно, прямо плакать хочется, хоть бы какие-то элементы разговоров имели место в действительности) Огромное спасибо)
31.08.2019 в 11:23

Живи, а то хуже будет
Tina1992, я вам завидую - как здорово, что вы видели Brodsky/Baryshnikov.)) Хех, реплика вашей соседки про Пушкина просто уморительна. (Интересно, что она этим хотела сказать. Что Пушкин лучше Бродского? Что Пушкин доступнее Бродского? Так ведь нет же, Пушкин такой же сложный, только у него сложность выражена по-другому. Но ладно, это уже так, мои ремарки.)))
Барышников, в общем, не так рано закончил карьеру - несмотря на травмы. Став худруком АБТ, он продолжал там танцевать, а после ухода из АБТ создал White Oak Dance Project - компанию, просуществовавшую до начала нулевых. И там он тоже танцевал.

Адвокат, с которым у юного Эрика вроде бы была связь (вроде бы - потому что тут можно опираться лишь на свидетельства очевидцев, считавших по косвенным доказательствам, что что-то между ними было) - Вильфрид Кристенсен. Что же касается первой любви - да тут поди узнай! Сам Эрик вообще называл, кажется, Инге Санд - одну из своих сверстниц, тоже из КДБ. С ней он дружил всю жизнь, до самой ее смерти. Ну а Рэй Барра - да, с ним у Эрика был вполне серьезный и длительный роман. Причем что забавно, Кавана в своей книге говорит, что их роман начался в 1959 году, а на самом-то деле тогда он уже закончился - по "не зависящим от редакции обстоятельствам": прежде они оба работали в АБТ и жили вместе, но когда в 1958 году АБТ временно прекратил свою деятельность, им пришлось вернуться в Европу. Барру в конце концов приняли в Штутгартский балет, и когда в 1961 году туда пришел Джон Крэнко, то Барра стал при нем одним из ведущих танцовщиков труппы. Но из-за этого разъезда любовные отношения Рэя и Эрика сами собой прекратились, зато крепкая дружба сохранилась на всю жизнь. Барра вспоминал потом, что у них с Эриком "была настоящая любовь".

Рассказ Эрика нигде не публиковался, да. Эрик, правда, послал его однажды в какое-то нью-йоркское издательство, но получил рукопись обратно с припиской "это отвратительно".)) Даже не знаю, на каком языке была написана эта новелла, вероятно - раз в Нью-Йорк посылал - все-таки на английском. Мейнерц в своей книге цитировал отрывки оттуда, но, разумеется, на датском.

Да, с островами Ли Галли получилось забавно. Такие заслуженные потомственные балетные острова.))

Насчет Dancer - даже не знаю, что и посоветовать. Я его читала-то не в оригинале, а в переводе (ну, что можно было найти в сети быстро и бесплатно, то и взяла, а проще было найти перевод). Мне показалось, что написано вполне прилично, а в оригинале, я думаю, оно выглядит еще лучше. Может быть, на том же амазоне попробуете прочитать ознакомительный отрывок и решить, стоит оно покупки или нет.)))
Ух ты, вы прочитали "Скелет", вот это да.))) Ужасно рада, что вам понравилось. Это был закономерный итог увлечения Эриком: прочитанная и усвоенная матчасть переработалась в текст. Фантазии там много, но и реальных фактов тоже порядочно. Вообще пусть это нескромно, но я его люблю и считаю, что он мне удался.)) Спасибо вам.)))
31.08.2019 в 12:15

Tina1992, простите, что вмешиваюсь в диалог) советую Dancer читать в оригинале, переводчик в некоторых местах явно не разобрался где-то перестарался и откровенно напутал (например, Эрик в русском переводе внезапно заругался на нидерландском вместо родного датского). Книгу легально и бесплатно можно найти на платформе scribd, там есть и другие книги про Рудольфа и балет вообще.
И добро пожаловать) вы нашли, пожалуй, самый крутой блог, посвященный балетному (а теперь и оперному) миру))
31.08.2019 в 12:27

Живи, а то хуже будет
norakura, черт, вы меня захвалите.:pink: Вот уж по части оперной это точно не самый крутой блог *сказала она скромно* )))
И я и забыла, что Эрик в переводе Dancer ругался по-нидерландски, а ведь и правда, было такое, было. Эрик-полиглот :gigi:
02.09.2019 в 08:54

norakura, Большое Вам спасибо, не знала о таком ресурсе с книжками, обязательно прочитаю там то, что не смогу найти в печатном виде)) люблю осязаемые книжечки)) Вы прав, блог М-ль Люсиль прекрасен)) Мне интересно и про балет, и про оперу, я совсем не разбираюсь ни в том, ни в другом, но нежно люблю высокое искусство))
02.09.2019 в 09:43

М-ль Люсиль, Да, спектакль получился неплохой, Михаил и потанцевал немножко (тогда стихи шли в записи голосом Бродского), и сам почитал, последнее было мое любимое «Прощай, позабудь и не обессудь...». Да и вобще чувствовалось, что сделано с любовью в память об ушедшем друге, поэтическая душа у человека))
По поводу женщины, вы знаете, мне кажется, что она скорее всего эмигрировала в начале 90х, а даже если позже, то Бродским вряд ли прониклась, а Пушкина в любом случае все любят, хоть и не всегда понимают). Как я знаю от родителей, Бродского мало кто знал в советское время, как и поэтов Серебряного века, как и «Доктора Живаго»... Вы знаете, в книге Джули мне любопытно было, что Рудольфу в Ленинграде нравилиь поэты Серебряного века (Бальмонт в том числе), значит они все же тогда не были в полном забвении, и когда это прочитала подумала в мечтах, что Рудольф тоже мог бы освоить этот поэтический формат, сейчас бы ему было 80 и он бы нам в Чикаго читал стихи Серебряного века под музыку Баха... ахх, ну не рай ли это...
Кстати, у Вас в предыдущих постах обнаружила интересную информацию, что Эрик мог стать художественным руководителем балета Марии Толчифф в Чикаго, но отказался. Нет, конечно, в Канаде ему было лучше, но все же тогда бы табличка с его именем, которую Вы показывали, могла бы висеть тут у нас)) А так жаль конечно, что этот проект так быстро развалился.
Вы знаете, Вы писали, что в театре Станиславского и Немировича-Данченко будет «Дон Кихот» в постановке Рудольфа, меня как-то это обрадовало, что не забывают), хоть и не смогу сходить((, т.к. в Москву только в следующем году поеду) Его балеты же, как Вы писали, не ставили раньше в России)) Но обнаружила там небольшой казус на страничке с биографией (stanmus.ru/person/382934). Читаем: “В 1961 году во время гастролей балетной труппы Кировского театра в Париже, перед посадкой в самолет, отправляющийся из аэропорта "Ле-Бурже" в СССР, Рудольф Нуреев попросил политического убежища. На следующий день он был принят в труппу "Балет Маркиза де Куэваса". В эти же дни состоялась его судьбоносная встреча с Эриком Бруном, премьером Королевского балета Норвегии.” Что??? Норвегии??? Ну и ну)))
Вы знаете, возможно, переводчик перепутал Danish и Dutch, вот и получилось, что Эрик ругается на голландском)) Странно, что не на русском, было от кого нахвататься))
Я решила заказать все же книги, которые Вы упоминали: Dancer (у меня от этого названия ассоциация – фильм с Полуниным)) все кажется, что про Полунина будет книга)); Karen Kain: Movement Never Lies; Remembering Nureyev: The Trail of a Comet van DANTZIG, RUDI; Callas Kissed Me...Lenny Too!: A Critic's Memoir by John Gruen (Ленни, как я подозреваю, это Леонард Бернстайн))
Спасибо еще раз, что посоветовали книгу про Эрика, читаю медленно, растягиваю удовольствие, т.к. книга небольшая) Сейчас читала там описание балета «Miss Julie» по Стриндбергу, как бы хотелось посмотреть постановку с участием Эрика) Интересно, что он там упоминает, что такая «непринцевая» роль для него органична.
Большое спасибо!