18:35

Живи, а то хуже будет
Теперь попытаюсь суммировать впечатления от трех "Сильфид" Королевского датского балета в постановке Николая Хюббе. Я видела три спектакля: десятого, одиннадцатого и тринадцатого февраля. Составы местами пересекались, но каждый раз спектакль получался абсолютно другим, артисты по-разному реагировали друг на друга и изменяли "окраску" действия, то усиливая, то уменьшая напряжение. Очень многое, конечно, зависело от Джеймса и от его отношений с окружающими - в первую очередь, от отношений с Мэджем: ведь в отличие от классической версии "Сильфиды" здесь именно отношения Джеймса с Мэджем выходят на первый план, являются основным двигателем сюжета. Отношения Джеймса с Сильфидой, конечно, тоже важны, но не так важны, как отношения с Мэджем, и кроме того, их чуть легче отыгрывать, в них многое завязано на танце, и если Джеймс - такой, каким он был в исполнении Марсина Купински - чуть скован в игре, но раскован и свободен в танце, то и его взаимодействие с Сильфидой сразу становится ярче. С Мэджем ему труднее взаимодействовать, там все построено только на игре. При этом, надо заметить, Марсин Купински, которого я видела в спектаклях десятого и тринадцатого февраля, на мой взгляд, оказался все-таки выразительнее при взаимодействии с Мэджем Себастьяна Хейнса (десятое февраля), в то время как в контакте с Мэджем Себастьяна Клоборга (тринадцатое февраля) ему как будто не хватало какого-то актерского взаимопонимания с Клоборгом, сценическая химия между ними была слаба. И из-за этого конфликт Джеймса и Мэджа в спектакле тринадцатого февраля сразу побледнел и утратил трагичную выразительность, ударные моменты - появление Мэджа в доме Джеймса, гадание, сцена с Джеймсом, выпрашивающим у Мэджа шарф, последнее столкновение Джеймса с Мэджем и гибель Джеймса - перестали быть ударными, чуть смазались. Очень жаль, потому что Себастьян Клоборг в роли Мэджа был очень интересен, и будь при нем другой Джеймс - наверно, все выглядело бы по-другому, гораздо интереснее. Но не вышло, пришлось довольствоваться тем, что есть. Жаль.
Несколько слов о сценографии и оформлении. В критических статьях после премьеры "Сильфиды" в прошлом сезоне Хюббе поругивали за радикально измененное оформление спектакля: исчез уютный патриархальный "двухъярусный" - с галерейкой, куда уходит Эффи переодеваться перед свадьбой, где играют музыканты, где появляется Сильфида во время свадебной пляски, - дом Джеймса в первом акте, исчез зеленый тенистый лес сильфид во втором акте. Теперь дом Джеймса стал холодным, аскетичным серым пространством с минимум мебели, а лес сильфид превратился в белую "коробку" с четырьмя входами-выходами на сцену: два слева и справа в глубине сцены, и два - у авансцены. За эту "белую коробку" Хюббе и автора сценографии и костюмов Бенту Ликке Мёллер ругали сильнее всего, говорили, что они уничтожили магию второго акта, до предела усилили условность происходящего и вообще все испортили. Могу сказать за себя: мне очень понравилась эта "белая коробка". Она полностью соответствует этой постановке; классический зеленый тенистый лес с ягодками, пеньками и гнездышками на деревьях - очень милый лес, который мне нравится в классической "Сильфиде", в такой, как в БТ или в видеоверсии с юным Хюббе и Лиз Йеппесен, - разрушил бы всю концепцию нового спектакля, уничтожил бы прекрасную черно-серо-белую гамму новой "Сильфиды". Белое пространство, в которое Джеймс попадает во втором акте, не кажется ни замкнутым, ни отвратительным, ни клаустрофобичным - в отличие от вполне себе клаустрофобичной серой комнаты первого акта. И сильфиды, танцующие в этих белых декорациях, не сливаются с ними, а органично вписываются в эту белую раму, действительно становятся духами света и воздуха - в пространстве, полном света и воздуха. А когда в начале знаменитого па-де-де они замирают на фоне белых стен - в классических "бурнонвилевско-сильфидных" позах, этакими очаровательно-скульптурными группками, - в них поразительно соединяется классическая "бурнонвилевская сильфидность" с чем-то новым и свежим, с чем-то почти модернистским, с чем-то неоклассическим в духе Баланчина. Трудно объяснить, что это именно такое, но оно есть, впечатление прелестной новизны, нового прочтения старого пластического текста, и все это получается лишь из сочетания привычных костюмов и поз - с принципиально иным оформлением.
В первом акте, как я уже сказала, уютный и теплый дом Джеймса - с пылающим камином, с большой люстрой, с креслами и антресолями, - превратился в скупо обставленное протестантское жилище. Долой антресоли и люстры, долой мягкие кресла - вернее, одно серое кресло оставлено, у самого камина, в него садится явившийся без приглашения на свадьбу господин Мэдж, - но в первой сцене спектакля Джеймс дремлет не в кресле, а на скамеечке без спинки, устало склонив голову. И ключевое изменение, по-моему, - "перемещение" окна, обычно располагающегося слева: именно в это окно входит-влетает Сильфида в первом акте, горюя из-за того, что Джеймс собрался жениться. В версии Хюббе окно стало располагаться фронтально - там, где в классической же версии расположена дверь, куда в конце первого акта убегает Сильфида и устремляется за нею Джеймс. Функции совместились, если можно так выразиться, и теперь Джеймс в конце первого акта покидает свой дом почти скандальным образом - через окно. А Сильфида, распахивающая створки, будто впускает в серую мрачную комнату воздух и свет, и сама озаряет всю сцену, замирая на подоконнике.
Очень много букв про "Сильфиду"

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", "La Sylphide", Sebastian Haynes, Royal Danish Ballet

Комментарии
15.02.2016 в 19:50

спасибо за такой подробный и проникновенный рассказ! но теперь ещё больше захотелось это увидеть своими глазами :buh:
а как вам кажется, в этой версии Сильфида - вполне себе физическое существо или образ свободы в голове запутавшегося Джеймса?
15.02.2016 в 20:43

Вот это рассказ так рассказ - то, чего очень хотелось. С деталями, и в общем, и по дням. Все лучше и лучше начинает представляться эта Сильфида от Хюббе, и все симпатичнее выглядеть. Все-таки удивительно такая версия "освежила" символические смыслы этого балета, я такое люблю и ценю.
Здорово, что ты написала про всё! Спасибо )
15.02.2016 в 20:55

Живи, а то хуже будет
norakura, а мне теперь хочется еще раз все это увидеть! Трех раз мало, дайте десять, чтоб рассмотреть всё и всех.))
Сильфида здесь, мне кажется, скорее существо, видимое одному Джеймсу (и еще Мэджу, но Мэдж на то и колдун, чтобы видеть то, чего не видят другие), а не плод воображения Джеймса. Хотя надо еще почитать, говорит ли сам Хюббе что-нибудь об этом, в программке есть интервью с ним, но я пока бегло вычитала там только то, что Джеймс может быть увлечен и очарован Мэджем, но не влюблен в него, влюблен он в Сильфиду - но именно как в недосягаемое, идеальное существо.)
Да, еще к невидимости Сильфиды в этой версии: в других версиях (в БТшной, в версии 1988 года с Хюббе) Гурн дважды видит Сильфиду и всем рассказывает-показывает, что вот-де Джеймс хороводится со странной крылатой бабой. В этой версии Гурн ее не видит, видит только странное поведение Джеймса.
15.02.2016 в 21:02

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да на здоровье, мне самой приятно было заново перебрать подробности увиденного и более-менее свести все воедино.) И да, ты права, эта версия удивительно освежила "Сильфиду", совершенно не повредив духу и букве этого балета. Пусть пуристы и кривятся на оформление, на Мэджа-мужчину и на его обозначенную связь с Джеймсом, я считаю, балет от этого нисколько не проиграл, а только выиграл.)
А еще я с удовольствием смотрела "Тему с вариациями". В первый вечер я этот балет не очень распробовала, но во второй и в третий вечера я ловила от него большой кайф.
15.02.2016 в 21:13

Гурн дважды видит Сильфиду и всем рассказывает-показывает, что вот-де Джеймс хороводится со странной крылатой бабой
М-ль Люсиль, дада, помню. мне при просмотре пришла в голову мысль, что Сильфида там как единорог, но показывается не девственным девушкам, а девственным юношам :alles:
15.02.2016 в 21:30

Живи, а то хуже будет
norakura, :lol: Боже, прекрасная идея, такое мне и в голову не приходило, а ведь что-то в этом есть.)) Зато в версии Хюббе этот номер не пройдет. Там Джеймс уж точно не девственник.))
15.02.2016 в 22:04

М-ль Люсиль, а вот ещё интересный момент в этой версии: статус Мэджа и его отношения с местными. в классической истории ясно-понятно, в каждой приличной деревне должна быть своя ведьма, которая вроде и живёт отчуждено от общества, но люди с ней контактируют (будь то гадания или зелья от всяких недугов и хм нежелательных последствий). а этот Мэдж? из вашего рассказа видно, что он "повыше" основного общества, живёт сам по себе да ещё и с самым настоящим гаремом. не думаю, что он здесь выполняет функции типичной ведьмы/знахарки
15.02.2016 в 22:25

Живи, а то хуже будет
norakura, статус Мэджа в этой "Сильфиде" - это действительно большой и непроясненный вопрос. Выглядит и ведет себя он именно как человек более знатного происхождения, который Джеймсу и остальным - все-таки не ровня. Можно подумать, что Мэдж в этой истории - такой эксцентричный господин, водящийся с местными, развлекающийся хиромантией, и местные понимают, что он - не свой, он чужак, но уже более-менее к нему привыкли и относятся к нему без особой настороженности. И при этом, возможно, только Джеймс и догадывается, а может, и знает наверняка, что Мэдж - не просто элегантный тип со странными развлечениями, а вполне демоническое и опасное существо.
15.02.2016 в 23:04

М-ль Люсиль, может сложится впечатление, что балет теперь вовсе не о трагедии пойманной Сильфиды или потерявшего всё Джеймса, а об обманутом и демоническом Мэдже. по крайней мере здесь чётко видна связь между его мотивами и гибелью героев
15.02.2016 в 23:43

Живи, а то хуже будет
norakura, ну... вообще-то так и есть, и за это критики еще в том сезоне Хюббе пеняли: за то, что он превратил Мэджа в центрального персонажа, оттеснив с занятых позиций даже Джеймса (обычно Джеймс был центральным персонажем в бурнонвилевской "Сильфиде"), не говоря уж о самой Сильфиде.:crznope:
16.02.2016 в 00:00

М-ль Люсиль, Сильфида там вообще мимопролетала :-D
16.02.2016 в 01:10

Живи, а то хуже будет
norakura, и пострадала безвинно.)) Если б знала, что у Мэджа с Джеймсом все так серьезно - и близко бы к этому Джеймсу не подлетала, нужен он ей больно! Своя жизнь и крылышки дороже.)