Живи, а то хуже будет
Десятиминутное видео про свеженького пражского "Билли Бадда". Можно посмотреть, что и как выглядит в движении. На видео некоторые решения режиссера представляются мне небезупречными, но посмотрим, как это все будет выглядеть в живом спектакле. Сакс и вправду звучит не блестяще, но опять же, посмотрим, как все будет в живом спектакле, я надеюсь, он распоется. Интересно смотреть и слушать - насколько же иначе по сравнению с БТшной версией он исполняет O beauty, o handsomeness, goodness: акценты в звучащем в видео отрывке из этой арии расставлены абсолютно по-другому. Замечательно окончание диалога с капитаном во втором акте: "- I trust that nothing I have done... - Be so good as to leave me!" - капитан срывается в истерику, а Клэггарт смотрит на него победно и с заметной издевочкой. Хорош, мерзавец, очень хорош. И Сакс, как и следовало ожидать, очаровательно и очень интересно рассуждает о своем персонаже. Сцены с голыми демонами весьма чувственны - и мне, пожалуй, нравится, как эти демоны вместе с Клэггартом обвиняют Билли в мятеже, выглядит это зловеще. Мне, пожалуй, не слишком нравится, что Билли расклеивается в сцене суда. И зачем его пустили ползать за Виром по сцене во время арии I accept their verdict (я написала это, и тут же в моей голове проснулся Филипп Лангридж и запел I accept their verdict, честное слово, никто из слышанных мною Виров не исполнял эту арию так пронзительно и прекрасно, как он). Я понимаю, что это, скорее всего, не "реальный Билли", а воплощенные муки совести Вира, готовящегося сообщить Билли о приговоре, но все равно выглядит не очень. Позднейшее примечание: пересмотрела этот момент - наверно, я ошиблась, там хоть идет в качестве аудиодорожки I accept their verdict, но сама сцена - то ли суд, то ли момент до начала суда, и ползает за Виром вполне реальный Билли. Ну не знаю, мне это как-то не очень. Обмывание ног Билли и казнь - ну, тоже решение довольно спорное, на мой взгляд, хотя поставлено пронзительно, посмотрим, как это будет выглядеть в спектакле в целом. Вира тут, кажется, делают слабаком и противноватым типом - впрочем, опять же, по отрывкам судить сложно, да и кроме того, мне даже "наш" Вир в исполнении Джона Дашака после первого просмотра показался лицемером и слабаком, а после второго спектакля я прониклась и страшно его зажалела. Голос у Штефана Маргиты, кажется, приятный. Билли - Кристофер Болдук - по отрывкам показался мне не очень выразительным, но с другой стороны, это только отрывки (а наш Билли - Юрий Самойлов - все равно самый лучший!). Ну короче говоря, как бы то ни было, а вот, смотрите и составляйте ваше мнение:
А еще, если не столько прислушиваться к тому, что о постановке говорят, а смотреть только сами отрывки, как они есть, то начинает казаться, что режиссер повторил задумку Эрика нашего Бруна из ЛО. Потому что тут есть Билли в роли слабого и мятущегося (но в белом и на коне!) принца, который разрывается между духовной любовью (Вир) и плотской (Клэггарт). Причем плотская страсть, в качестве древнейшей и хтонической чувствует себя сильней духа - и тут слушаем кусочек из арии Клэггарта: он там не страдает, он там уверенно поет. "Хочешь - не хочешь, а будешь ты мой. Или мертвый". То есть, хоть в интервью Сакс и говорит о Клэггарте-человеке, но поет, как мне показалось, больше демона... нет, не демона - а вот именно воплощение телесных страстей. Ну, а духовная любовь вся такая возвышенная - и от этого немного зазнавшаяся. И между ними - светом и тьмой - открытый конфликт, вон как они друг на друга смотрят, и как Клэггарт издевательски откланивается. Они равны по силе и борются за Билли не шутя - а вот море, французы и социалка тут явно никакой роли не играют от слова вообще. Ну и финал, как в Эриковом ЛО: вроде, и от секса отрекся, а вроде и добро заклевало насмерть )))
Хех, а твоя трактовка мне нравится: Билли, которого тянут к себе плотская и духовная любовь, - это действительно необычно и действительно отдает Эриковым ЛО. Причем тут фишечка именно в том, что Билли выступает здесь скорее в пассивной роли, за него сражаются две силы, а он вроде бы больше заинтересован в капитане, конечно, но не сказать, чтобы прямо так уж решительно делал свой выбор в пользу капитана. Так что до определенного момента у плотской страсти в лице каптенармуса остаются некоторые шансы. Но плотская страсть нетерпелива, хочет все и сразу - и от нетерпеливости своей сама страдает и заставляет страдать окружающих.))
Да, вот я как раз и говорила о совершенно других акцентах в арии Клэггарта: по крайней мере, в прозвучавшем отрывке он не страдает, не разрывается между любовью и мучениями из-за невзаимности этой любви, он хочет, даже требует, чтобы Билли принадлежал ему или умер. Ужас, конечно.) В этом отрывке это такая "песнь торжествующей любви", что хоть караул кричи.)) Ну и демоничен он тут вполне-вполне, потому что, если подумать, демон отчасти и есть - воплощение телесных страстей.) И на условное добро-капитана он наезжает так, что впору посочувствовать капитану, трудно ему приходится. Впрочем, какому капитану легко с каптенармусом, я вас спрошу?
Как тебе именно пение в тех отрывках, где это пение слышно?
Мне немного жаль, что совершенно не уделили внимания другим персонажам, кроме трех главных, надеюсь, в самом спектакле они не так задвинуты в угол, как кажется в видео. Но ясно, что акцент сделан на конфликте Вир-Билли-Клэггарт, а все остальные - так, постольку-поскольку. А, да, кстати, мне чисто визуально (посмотрим, как они это еще будут петь) понравился финал шанти с тасканием Билли на плечах и размахиванием красными носками.)) Получается красиво и заводно, да и хор, кажется, выплясывает с удовольствием. Хор, кстати, очень хвалили во всех отзывах, что я читала.
И да, Билли тут больше в пассивной роли (Да, о да! - вмешался каптенармус Клэггарт. - А дайте два!). Вернее... о, я поняла! Это все наоборот: у Олдена Билли всегда знает правильный курс, как стрелка компаса - а вокруг него нарезают круги капитан, каптенармус и все прочие, у которых такой стрелки нет, они колеблющиеся величины, даже Клэггарт. А в Праге сам Билли как будто колеблется между неподвижными светом и тьмой. Это очень интересный перевертыш, но это адски странно и я не знаю, как в самом деле это ляжет на всю оперу, с музыкой и текстом.
Но было опасно, изначально опасно сочинять такого крутого каптенармуса со свитой - да еще отдавать его харизматичному Саксу. Он же их там всех уделает, и будет опера про него, а не про Билли с капитаном ) В смысле, никогда ведь не было, чтобы так выделяли из трио главных ролей роль каптенармуса, правда?
Насчет музыки и как поют ощущения сложные. несколько тактов из начала первого акта заставили меня понять, что не на пустом месте возбухали те, кто говорил, что оркестр играет что-то странное. Слегка неканонично, вроде бы - но слишком мало, чтоб судить. Хор и правда, кажется, хорош. Сакс слегка не в голосе, истинная правда - ну, мало ли, может, день такой выпал. Билли тоже как-то не очень показался: голос сильный, хороший, но вот не такой эмоциональный, что ли, как у Самойлова? Капитан тоже - голос есть, но что он с ним делает, я не совсем поняла, да и кусочки были очень уж того...нерепрезентативны.
I see all the mists concealed" и т.д. Абсолютная бессмыслица, имхо, ну при чем тут Новичок? Не знаю, зачем постановщик это сделал, но сделал он это абсолютно точно зря.
А еще жаль, что с английским произношением у чешского каста траблы. Вот тут впору поднять нос и вспомнить, что вот наших натаскали петь на инглише так, что слушать приятно.))
Вир тут, кажется, слабак и редиска - в общем, это тоже трактовка, имеющая право на существование, хотя и не такая интересная, как Вир, которому хочется сопереживать - как у Дашака и Лангриджа. Но опять же, может, он в отрывках противный, а в целом окажется совсем ничего. Ну хотя бы слушать его, возможно, будет приятно - его голос очень хвалят.
В смысле, никогда ведь не было, чтобы так выделяли из трио главных ролей роль каптенармуса, правда?
Ну-у... тут, конечно, каптенармусу явно отдали дополнительное сценическое время за счет пластических этюдов с его демонами.))) Но по-моему, и в других виденных нами версиях - что у Олдена, что в ENO (с Лангриджем и ван Алланом) - каптенармус тоже очень даже выделяется, просто за счет немного иных средств.) Все-таки очень хорошо, что сюда позвали харизматичного и опытного Сакса, потому что, я боюсь, актер послабее мог бы окарикатурить этого каптенармуса, там есть пространство для падения в пародию. Но с Саксом можно быть спокойной, он пародии не допустит, он опытнейший stage animal.)
Насчет Билли согласна - он тут действительно кажется слабым. Милый, трогательный, очаровательный мальчик, но не видно в нем такой силы и такого света, как у Билли-Самойлова. Но посмотрим, посмотрим.
Тем не менее, хоть рецензент и бурчит, и не всегда бурчит по делу, но довольно внятно, как мне кажется, рассказывает о постановке, за это ему спасибо.
Собственно демоны в моменте This is the moment - это уже такой неприкрытый эротический символ, что ну блин, ну вот куда дальше-то? И как этого не упомянул тот рецензент, обиженный на гомоэротизм постановки, я удивляюсь. Значит, пальнули из пушки, ждут - и недолет. И у всех всё падает. А полуголые демоны, выстроившиеся пирамидкой в виде задранного в небо победного члена демонстрируют это событие во всей его очевидности ) Так что не скажу, что они там совсем ни к чему...просто больно уж откровенно.
И кстати, да - из каптенармуса могла получиться пародия, но только не с Саксом, он умеет подать роль и себя так, как надо. И ведь, судя по отрывкам, он очень здорово понимает, что от него хочет постановщик и подгоняет роль под постановку. Так что его рассказы, как он в роли Скарпиа не задружился с постановщиком в Брегенце - это немножко поза, а так-то Сакс отлично умеет вписаться в конкретный замысел.
Каптенармусова звезда симметрична звезде Вира. Может, у них это типа крестика на фюзеляже? )))
Значит, пальнули из пушки, ждут - и недолет. И у всех всё падает. А полуголые демоны, выстроившиеся пирамидкой в виде задранного в небо победного члена демонстрируют это событие во всей его очевидности ) Так что не скажу, что они там совсем ни к чему...просто больно уж откровенно.
Возникает один вопрос: при чем же тут каптенармус, и куда его потом так красиво уносят эти самые демоны (ведь уносят явно в этой сцене, не в какой-то другой)?)) А впрочем, ладно, есть вещи, которые на сцене не стоит показывать даже в самом прогрессивном обществе. Например, неприкрытый свальный грех с участием каптенармуса и его демонов. Кое-что показали, намекнули, ну и хватит со зрителей, хватит.)
Ну, насчет Сакса в образе Скарпиа в Брегенце - тут все же очень не хватает возможности сравнить его Скарпиа с другими Скарпиа той же постановки. Может, там и в самом деле Сакс от замысла постановщика несколько ушел, как сам и признавался. Тут ведь еще, наверно, фишка в том, что ему самому интересно и увлекательно играть - а Клэггарт, кажется, в принципе такой персонаж, который ему близок и интересен в разных трактовках. И это чувствуется.)
Что касается звезд - там ведь и у лейтенантов тоже есть звезды, но они меньше, чем звезда каптенармуса. А у Вира целых три или четыре звезды, он же крутой и вообще звездный.)))
Каптенармуса уносят, чтобы дома доесть, в смысле, у него в каюте. В зале могут оказаться дети и нервные взрослые, им этого всего показывать нельзя, даже если постановщику и очень хотелось ).
Не говори, мне прям жалко, что нет других записей этой Тоски с другим Скарпиа, очень было бы интересно посравнивать.
Ну, а Клэггарт Саксу явно интересен - и интересно по-разному его подавать: в Праге он прямо вух! - видно, что увлекся очередным вариантом. Надеюсь, к Московскому блоку он как раз соскучится по Клэггарту-человеку и зажжет малый зал.
У Вира больше всех, а лейтенанты чинами не вышли. Клэггарт же свою звезду ни от кого не получал и не покупал - украл он ее, как и положено демону. С неба. В Диканьке, под Рождество )
Мне среди всего прочего нравится заметная разница в росте между Саксом-Клэггартом и его демонами. Он над ними возвышается, а они вьются вокруг него, и это очень горячо.)))
А что касается Тоски - жаль, что нет вариантов этой постановки с другими Скарпиа, но до чего же хорошо, что записали версию именно с Саксом. Барон в исполнении Сакса рулит! А еще жжот и пепелит.))
Ну и я надеюсь, что в московской версии Сакс нас тоже порадует напоследок. Даже и не сомневаюсь, что порадует, в конце концов, у него же там такая химия с Билли-Самойловым, наверняка это действует вдохновляюще.)
А демон-Клэггарт, крадущий с неба звезду - больше, чем у капитана! - это
Да, да, с ростом Сакса это все ужасно правильно смотрится: главный демон и более мелкие бесенята. И вьются они, и он их рассеянно лапает - ох, горячо!
Барон в исполнении Сакса просто неприлично хорош, настолько хорош, что на прочих главных персонажей почти перестаешь обращать внимание (Не в обиду будь им сказано, они тоже вполне себе - просто Сакс круче). А вот Сказки Гофмана бы еще с Саксом заиметь! Но где возьмешь?
Месяц - в следующем сезоне! )
О да, и Клэггарт своих демонят очень эротично лапает, и они вокруг него эротично вьются, ну и момент, когда он сидит на полу, а они приникают к нему со всех сторон - это вообще ах.
Вот барон Скарпиа это бы очень одобрил. Только почему-то юные вольтерьянцы не хотят с ним в такие игры играть, краснеют, ругаются и отбиваются. Никакой авантюрной жилки, ну что за скучная молодежь пошла!)
А по Сказкам Гофмана с Саксом я сама вздыхаю. Нет, записанный на видео состав был хорош, но... но с Саксом все было бы еще круче.
Дыа, они так сидят там, с Саксом по центру, это что-то! Может, вся постановка и окажется так себе, но уже за одну эту сцену я подпишусь и скажу, что стоило ставить такой спектакль ))
А вот надо барону не юных вольтерьянцев так рассаживать, а набрать себе чистых девочек из борделя - они за милую душу согласятся!
Дыа, они так сидят там, с Саксом по центру, это что-то! Может, вся постановка и окажется так себе, но уже за одну эту сцену я подпишусь и скажу, что стоило ставить такой спектакль
Во, я тоже подписываюсь и соглашаюсь целиком и полностью: одна эта сцена оправдывает всю постановку. Но есть надежда, что одной этой сценой плюсы постановки не исчерпываются.))
А что касается барона - с бордельными девочками ему неинтересно, он хочет именно мальчиков-вольтерьянцев вот так раздеть и усадить, и развлечься с ними как следует.))
Да я уверена даже, что плюсов там много. Ну, а что не одни плюсы...так, в общем, и не бывает постановки без минусов. Даже к БТшной можно было бы придраться, хоть и не хочется, потому что там минусов мало и они маленькие )
А барон, похоже, хочет сделать из мальчиков девочек. Вот извращенец! )
Ну все же БТшная постановка пока выглядит со сценографической точки зрения более цельной и продуманной. Посмотрим, конечно, может, в пражской версии тоже все не так уж раздерганно, как малюют рецензенты.) Но... эх. Я чего-то щас включила всякие видеоролики и трейлеры БТшной постановки, и меня затащило по ней со страшной силой. Какие у нас там все офигенные! И какой же чудный Билли - Самойлов, вот идеальное же попадание в роль.
Барон ужасный извращенец, просто кошмар, нет на него Тоски с ножиком.)))
И как же жалко, что эту прекрасную БТшную постановку так и не удосужились записать на видео! По крайней мере, на видео для всеобщего просмотра.
Как это нет Тоски? Вон она стоит, дожидается драматической паузы в музыке, чтоб пойти на дело. Настоящя актриса, нутром чует, когда с ножом бросаться )
Тоска же еще себя покажет, тут сомнений нет. И хоть барон попытается спрятаться за вольтерьянцами, но Тоска до него доберется - и если не ножиком порежет, то хотя бы ногтями физиономию попортит. И поделом.
А одеть Вира в белое и дать ему поярче претензию на праведность - ну, плохо дело, он будет казаться подлецом. Чувствую этот Вир мне зайдет. Сильно недолюбливаю таких белоштанных
Новичку отдали слова Вира сразу после убийства Клэггарта: "O terror! What do I see? Scylla and Charybdis, the straits of Hell. I sight them to late - I see all the mists concealed" и т.д. Абсолютная бессмыслица, имхо, ну при чем тут Новичок? В каком-то смысле он принял в подставе весьма активное участие и совесть тоже вроде как мучала. Может в меньшей степени, но подходит.
Значит, пальнули из пушки, ждут - и недолет. И у всех всё падает. А полуголые демоны, выстроившиеся пирамидкой в виде задранного в небо победного члена демонстрируют это событие во всей его очевидности ) Так что не скажу, что они там совсем ни к чему...просто больно уж откровенно. А ведь по сути что есть война как не демонстрация противнику пушек и ракет средней дальности?
И как же жалко, что эту прекрасную БТшную постановку так и не удосужились записать на видео! Может еще запишут? Кстати, кто будет 25ого? Если хотите свидеться, киньте телефоны в личку
Ну вот только если так смотреть. Но вообще говоря - это отчетливая линия Вира, тема тумана и тема суда, и даже Сцилла и Харибда - отсылка к его увлечению античностью, все это Вир, а не Новичок. Плюс еще текстуальные параллели и отсылки к тому, что поет Вир после разговора с Клэггартом ("Oh, this cursed mist!") и после суда ("I accept their verdict"). И передача этих слов Новичку, имхо, выглядит очень нелогично. Такое впечатление, будто постановщик подумал: ну как же так? почему у нас Новичок во втором акте ничего не поет? - и отдал ему то, что показалось более-менее подходящим. Но ведь в том-то и фишка, что Новичок уже сыграл свою роль, и его внезапное появление, да еще и с арией Вира, выглядит очень неуместно.
Посмотрю, конечно, как это будет в спектакле, но пока что меня все это совсем не убеждает.
А что касается 25го - ну давайте тогда уже ближе к делу договоримся.)) Кажется, собирается уже целая компания биллибаддовцев.
А что касается 25го - ну давайте тогда уже ближе к делу договоримся.)) Кажется, собирается уже целая компания биллибаддовцев. Урааа!!!!
Как мне теперь убрать с глаз долой Новичка поющего про Клэггарта из арии Клэггарта же?
Мне тут же представилось, как сам Клэггарт все это слушает и бессовестно кайфует.))