Живи, а то хуже будет
Вчера перед сном смотрела пармского "Корсара" 2008 года (есть у Верди такая опера, у Верди вообще много опер). Ну хотелось чего-то посмотреть, а он недлинный, не засидишься над ним до утра. Ну и раз дают на сутки запись, так надо брать. Я "Корсара" - другую постановку, конечно, - посмотрела впервые пару лет назад и как-то не прониклась. Ну и не до "Корсара" мне было в тот момент. А теперь решила, что надо попробовать припасть к этой опере еще разок. И припала. Что сказать? Мимими. Чрезвычайно бодрящая и ни капельки не грузящая, откровенно развлекательная опера - так ведь это и хорошо, развлекайте меня, сделайте мне весело. И мне делают весело: вот тебе красавчик Коррадо, вот тебе дура Медора, вот тебе боевая Гюльнара, а вот паша - уж такой паша, что его за ворот и в балет "Корсар", чтоб он там приплясывал и был комическим элементом. Хотя он и тут комический. Тут вообще никого нельзя воспринимать всерьёз - вот такая это опера, несмотря на трагический сюжет в стиле "и вообще все дохнут" (кроме Гюльнары). Но постановка усиливает ощущение "сдается мне, джентльмены, это была комедия": это не может быть всерьез, режиссер явно прячет фигу в кармане, создавая развеселую вампуку: Медора бродит сомнамбулой со светильником из икеи и ноет, Коррадо в любовном дуэте уж не чает вырваться из ее цепких объятий и удирает с плохо скрываемой радостью, гарем во главе с Гюльнарой цветист сверх всякой меры, паша почти неполиткорректно пародиен (и именно пародией выглядит его молитва Аллаху), драка на саблях между корсарами и мусульманами так статична, что напоминает живые картины, вообще прием "стоим на пионерском расстоянии мордами в зал и пафосно поем" - он в этой постановке очень популярен. И очень уместен. Больше, больше оперной условности! Без нее "Корсар" будет скучен.
А так весело. Чем больше героизма и страданий под бодрую музыку - тем веселее. Когда Коррадо в живописных лохмотьях томится в тюрьме в ожидании казни - то камера любовно скользит по его телу, демонстрируя крупным планом изгиб талии, изящные коленки в прорехах штанин, совершенно балетные стопы. Зритель искренне наслаждается. И в сцене в гареме зритель наслаждается - пока Гюльнара жалуется на свою тяжкую долю, гаремные девушки так славно милуются на заднем плане, что хочется смотреть на них, а не на Гюльнару. Хотя вообще Гюльнара славная, да и партия у нее всяко интереснее, чем у Медоры. Но у меня возникли вопросы насчет безответности ее любви к Коррадо - уж очень решительно они поцеловались в конце предпоследней картины. С Гюльнарой Коррадо вообще вел себя поживее, чем с Медорой. Может, насчет безответности Гюльнара приврала, чтоб не расстраивать умирающую. Хотя боже мой, какой дурой получается Медора благодаря либреттисту. Но надо было ее убить, а если она помрет от тоски, то тогда придется ей помирать либо до встречи с Коррадо - а как же тогда финальное горестное трио? - либо вообще не помирать, ведь Коррадо же приехал, можно втроем с Гюльнарой жить-поживать, а это слишком прогрессивно, зритель не поймет. Короче, пей яд, Медора, пей и не капризничай.
Но вот именно финал - с силуэтом корабля на заднем плане и мрачными тенями хора - он визуально хорош. И когда паша поет "S'avvicina il tuo momento" на фоне даже не парусов (вообще там все происходит на фоне парусов или канатов), а алого театрального занавеса - это очень здорово, это тоже подчеркнутая оперная условность высокого левела. И чем больше такой условности в "Корсаре", тем лучше, мне кажется. Сама опера уж такая оперная, что хоть топор повесь. Вместе с корсаром. На рее. Но повторяю - это как раз в ней и мило. И смотреть ее весело. Я доволен, я доволен (голосом Хлестакова).
А теперь - слайды. Во-первых, виктимный Коррадо в темнице - обратите внимание на стопы и коленки.


Во-вторых - отличный поцелуй с Гюльнарой (а с Медорой так ни разу и не поцеловался, между прочим!).

В-третьих - встреча Гюльнары с Медорой (и зритель опять думает про тройничок или вообще фем, а "друга к черту!").


В-четвертых, приходит режиссер и говорит: либреттист велел в морг, значит - в морг!

А так весело. Чем больше героизма и страданий под бодрую музыку - тем веселее. Когда Коррадо в живописных лохмотьях томится в тюрьме в ожидании казни - то камера любовно скользит по его телу, демонстрируя крупным планом изгиб талии, изящные коленки в прорехах штанин, совершенно балетные стопы. Зритель искренне наслаждается. И в сцене в гареме зритель наслаждается - пока Гюльнара жалуется на свою тяжкую долю, гаремные девушки так славно милуются на заднем плане, что хочется смотреть на них, а не на Гюльнару. Хотя вообще Гюльнара славная, да и партия у нее всяко интереснее, чем у Медоры. Но у меня возникли вопросы насчет безответности ее любви к Коррадо - уж очень решительно они поцеловались в конце предпоследней картины. С Гюльнарой Коррадо вообще вел себя поживее, чем с Медорой. Может, насчет безответности Гюльнара приврала, чтоб не расстраивать умирающую. Хотя боже мой, какой дурой получается Медора благодаря либреттисту. Но надо было ее убить, а если она помрет от тоски, то тогда придется ей помирать либо до встречи с Коррадо - а как же тогда финальное горестное трио? - либо вообще не помирать, ведь Коррадо же приехал, можно втроем с Гюльнарой жить-поживать, а это слишком прогрессивно, зритель не поймет. Короче, пей яд, Медора, пей и не капризничай.
Но вот именно финал - с силуэтом корабля на заднем плане и мрачными тенями хора - он визуально хорош. И когда паша поет "S'avvicina il tuo momento" на фоне даже не парусов (вообще там все происходит на фоне парусов или канатов), а алого театрального занавеса - это очень здорово, это тоже подчеркнутая оперная условность высокого левела. И чем больше такой условности в "Корсаре", тем лучше, мне кажется. Сама опера уж такая оперная, что хоть топор повесь. Вместе с корсаром. На рее. Но повторяю - это как раз в ней и мило. И смотреть ее весело. Я доволен, я доволен (голосом Хлестакова).
А теперь - слайды. Во-первых, виктимный Коррадо в темнице - обратите внимание на стопы и коленки.


Во-вторых - отличный поцелуй с Гюльнарой (а с Медорой так ни разу и не поцеловался, между прочим!).

В-третьих - встреча Гюльнары с Медорой (и зритель опять думает про тройничок или вообще фем, а "друга к черту!").


В-четвертых, приходит режиссер и говорит: либреттист велел в морг, значит - в морг!
