Живи, а то хуже будет
К нам в мск, если следите за балетными новостями, приехал Нидерландский театр танца - NDT-I. Приехал на три спектакля в рамках фестиваля DanceInversion. Так вышло, что я немного примазалась к созданию фестивального буклета - и, в частности, перевела для него материалы как раз про NDT. Но рвалась я на спектакль не потому, что ааа, я это переводила, а потому, что ааа, там танцует - третий сезон уже танцует - мой самый любимый современный балетный танцовщик Себастьян Хейнс. Раньше он танцевал в Королевском датском балете, там я его впервые увидела - причем даже не в балетной, а в мимическо-драматической роли господина Мэджа в "Сильфиде" Хюббе, но уже тогда разглядела, как он бешено талантлив, и решила, что буду за ним следить. И следила, пока он танцевал в КДБ, и не разочаровывалась - он и вправду одарен не только драматически, но и танцевально. Невероятно яркий, пластичный, выразительный танцовщик. Но в сезоне 2017/2018 он, увы, из КДБ перешел в NDT - сначала на один "гостевой" сезон, а потом стал работать там уже на постоянной основе. Нечего и говорить, что я до сих пор страшно по нему скучаю. К сожалению, Нидерланды пока лежат вне моих балетных маршрутов - и если я туда поеду, мне придется пожертвовать поездкой в тот же Копенгаген, а Копенгаген - это для меня уже больше, чем балетный город, я от него отказаться не могу. Вот и пришлось мне два с лишним сезона жить без Хейнса. И мироздание сообразило, что раз я в Нидерланды не еду, так пусть Нидерландский театр танца приедет ко мне. И он приехал. И вчера я его увидела.
Дополнительная прелесть была в том, что я узнала о том, что контрамарка мне все-таки будет, - за час до начала спектакля. А к тому времени уже отчаялась и решила добывать билет тушкой или чучелом за свой счет. Когда же я примчалась в театр, то там была полная неразбериха: непонятно было, где мне эту контрамарку оставили, из одного подъезда посылали в другой, в общем, пришлось побегать. Но к счастью, все утряслось, и место у меня оказалось превосходное: седьмой ряд, откидное, вся сцена как на ладони, ни одной головы передо мной, достаточно близко, чтобы видеть выражения лиц танцовщиков, достаточно далеко, чтобы охватывать взглядом всю сцену.
Себастьян Хейнс танцевал в трех балетах из четырех. Но дело не только в Хейнсе, дело в том, что мне очень понравилась вся программа. И конечно, хотелось бы увидеть ее снова, и вообще нельзя не позавидовать жителям Нидерландов, имеющим возможность видеть танцовщиков NDT - и да, видеть Хейнса, - в разнообразном репертуаре. Очень хочется, чтобы NDT приезжал к нам почаще. Я вспоминала вчера бывший несколько лет назад в репертуаре БТ вечер нидерландских балетов - там была "Симфония псалмов" Килиана, "Совсем недолго вместе" Леон и Лайтфута, и кажется, что-то еще. И все оно совершенно не производило впечатления. Видимо, наши танцовщики не умеют танцевать это интересно.
А вот нидерландцы - умеют. Первый балет вечера - "Отключка" Соль Леон и Пола Лайтфута: холодный, тревожный, в чем-то даже жутковатый протяжный балет в серой камере-коробке, залитой то лунным, то электрическим светом. Во взаимодействии танцовщиков нет ни капли чувственности, дуэты с высокими поддержками, шпагатными ногами, переплетениями тел - совершенно ледяные и чистые, и это прекрасно. Нет ничего, кроме холодного, мрачного танца. Танцовщики спускаются в темную оркестровую яму, как в преисподнюю, появляются оттуда - как из врат аида, на стенах корчатся странные тени, дверь в камеру открывается и закрывается, и сам воздух, кажется, пронизан страхом и почти предсмертной тоской. И до чего же это прекрасно. Хейнс в этом балете - один из центральных персонажей (хотя там нет неглавных, там все - главные), с его дуэта с бесстрастной и прекрасной Мэн-Ке Ву и начинается балет. И есть в "Отключке" одна умопомрачительно прекрасная секунда - может быть, единственный всплеск чувственности, - когда Хейнс, танцующий в черном жакете, вдруг сбрасывает его, оставаясь голым до пояса. Это удивительно. Вообще боже мой, как он пластичен, как музыкален, и когда он на сцене - невозможно смотреть ни на кого другого. Это даже ужасно, потому что в той же "Отключке" были моменты, когда Хейнс именно что просто стоит на сцене, стоит неподвижно - а танцуют в это время другие. И они прекрасны, и надо на них смотреть, а я смотрю на Хейнса и не могу оторваться.
После "Отключки" был антракт, а после антракта - два одноактника в одном действии: "Проснулся слепым" Марко Гёке и "Заявление" Кристал Пайт. К Гёке у меня сложное отношение - в общем-то, я его скорее не люблю и считаю очень однообразным. Видел один его балет - в сущности, видел все его балеты, у него очень узнаваемый хореографический язык, но может быть, за счет своей узнаваемости и характерности - довольно предсказуемый. Иногда еще и раздражающе-претенциозный (о да, "Нижинский" с позапрошлогоднего "Контекста", я о тебе говорю). Но все же и Гёке, как выясняется, может быть очень приятным - особенно если принимать его в небольших дозах. "Проснулся слепым" - это правильная доза: поначалу балет кажется несколько монотонным и чересчур гёке-стайл, но потом расходится, ускоряется вместе с музыкой и становится прелестным. Под песню The Way Young Lovers Do в исполнении Джеффа Бакли две женщины и пятеро мужчин - в том числе Хейнс - танцуют то вместе, то врозь, и хореография, кажущаяся поначалу серьезной и даже печальной (все эти встречи, расставания, невозможность быть вместе, томительный мужской дуэт, среди всего прочего, - правда, не с Хейнсом), постепенно наполняется иронией, фирменная гёкевская "трясучка" рук и верхней части тела здорово сочетается с хулиганскими взвизгами и завываниями Бакли, и именно Хейнс, станцевав последнюю вариацию, решительно обрывает балет под выкрик: "Enough!". Тут всего в меру, не успеваешь заскучать, никаких претензий нет и в помине, ну просто очень хорошо. И Хейнс прекрасен. Хореография Гёке все-таки адская, но Хейнс справляется с ней без труда - как, впрочем, и все остальные.
В "Заявлении" Пайт Хейнс не танцевал, но я-то все равно пришла в дикий восторг, так что дело не только в Хейнсе. Это немножечко оммаж "Зеленому столу" Курта Йосса, ну вот именно что немножечко. Это безудержная политическая сатира, не балет, а танцтеатр, пьеса на четырех человек, сочиненная Кристал Пайт и Джонатаном Янгом. Под идущий в записи текст этой пьесы, разыгранный актерами, четыре танцовщика - две женщины, двое мужчин, - оттанцовывают свои реплики и то, что стоит за репликами: мучительный страх, желание обезопаситься любой ценой, готовность взять на себя ответственность, стремление свалить с себя ответственность, истерику, ненависть, опустошенность, цинизм. Хореографический язык так выразителен, что его, наверно, можно понять, даже если не понимаешь произносимый на английском текст (хотя текст чрезвычайно прост, да и в антрактах предлагали бесплатные листовки с переводом). Главный объект декораций - стол, но правда, не зеленый. На нем, вокруг него, под ним и разыгрывается все действо: противостояние, порой переходящее почти в драку. Почему-то сильнее всего запоминается жуткий момент: когда А и B - Арам Хаслер и Йон Бонд - прячутся под стол, и освещение мигает, как во время бомбежки. Что в общем-то вполне логично, если учесть, что А и В - политики, развязавшие кровопролитный конфликт и теперь не знающие, как умыть руки. А С и D - Хлое Албаре и Рогер ван дер Поел - функционеры рангом повыше, явившиеся "сверху" и вроде бы чувствующие себя хозяевами положения. Но потом выясняется, что полностью уверена в себе только С, а D ощущает, что и у него под ногами земля горит. Все участники не только изумительные танцовщики, легко справляющиеся с очень нелегкой хореографией, но и потрясающие актеры. А сама пьеса - это такой понятный и очень реалистичный абсурд. Приправленный жутковатой, едкой, но очень освежающей иронией.
И наконец, последний балет вечера - "Несравненная Одиссея" Леон и Лайтфута. Пожалуй, мне он понравился меньше всех остальных. Он несколько тягомотный - чему во многом способствует бесконечная тягучая мелодия, написанная Максом Рихтером специально для этого балета. Идея "вокзал как транзитный пункт для путешествующих из жизни в смерть" - могла бы быть подана интереснее. Тут вообще смотришь и думаешь, что вокзал не нужен, можно было бы сэкономить на оформлении, и балет ничего бы не потерял. Но что безусловно понравилось - то, что не только женщины, но и почти все мужчины здесь одеты в платья. Кузнецова в своей рецензии в Ъ написала "хламиды", но это именно платья. И мужчинам они очень к лицу. Хейнс в платье - это, доложу я вам, квинтэссенция красоты. И на него даже в этом не слишком интересном балете было очень интересно смотреть. Партия условно центрального персонажа - в исполнении Марне ван Опстала - на меня большого впечатления не произвела, а вот ансамбли были намного интереснее. И лучше всего был танец ансамбля под падающими листьями, вот ради него стоило смотреть всю "Одиссею". Хотя все же есть ощущение, что можно было бы ее подрезать. Есть в ней некоторая затянутость.
Но в целом - да я думаю, уже это ясно, - я в восторге. И потому что Хейнс. И потому что все остальные. И потому что это просто очень интересно - видеть такую потрясающую танцевальную компанию. Страшно хочется еще. NDT, приезжай снова! И вместе с Хейнсом, пожалуйста!
Дополнительная прелесть была в том, что я узнала о том, что контрамарка мне все-таки будет, - за час до начала спектакля. А к тому времени уже отчаялась и решила добывать билет тушкой или чучелом за свой счет. Когда же я примчалась в театр, то там была полная неразбериха: непонятно было, где мне эту контрамарку оставили, из одного подъезда посылали в другой, в общем, пришлось побегать. Но к счастью, все утряслось, и место у меня оказалось превосходное: седьмой ряд, откидное, вся сцена как на ладони, ни одной головы передо мной, достаточно близко, чтобы видеть выражения лиц танцовщиков, достаточно далеко, чтобы охватывать взглядом всю сцену.
Себастьян Хейнс танцевал в трех балетах из четырех. Но дело не только в Хейнсе, дело в том, что мне очень понравилась вся программа. И конечно, хотелось бы увидеть ее снова, и вообще нельзя не позавидовать жителям Нидерландов, имеющим возможность видеть танцовщиков NDT - и да, видеть Хейнса, - в разнообразном репертуаре. Очень хочется, чтобы NDT приезжал к нам почаще. Я вспоминала вчера бывший несколько лет назад в репертуаре БТ вечер нидерландских балетов - там была "Симфония псалмов" Килиана, "Совсем недолго вместе" Леон и Лайтфута, и кажется, что-то еще. И все оно совершенно не производило впечатления. Видимо, наши танцовщики не умеют танцевать это интересно.
А вот нидерландцы - умеют. Первый балет вечера - "Отключка" Соль Леон и Пола Лайтфута: холодный, тревожный, в чем-то даже жутковатый протяжный балет в серой камере-коробке, залитой то лунным, то электрическим светом. Во взаимодействии танцовщиков нет ни капли чувственности, дуэты с высокими поддержками, шпагатными ногами, переплетениями тел - совершенно ледяные и чистые, и это прекрасно. Нет ничего, кроме холодного, мрачного танца. Танцовщики спускаются в темную оркестровую яму, как в преисподнюю, появляются оттуда - как из врат аида, на стенах корчатся странные тени, дверь в камеру открывается и закрывается, и сам воздух, кажется, пронизан страхом и почти предсмертной тоской. И до чего же это прекрасно. Хейнс в этом балете - один из центральных персонажей (хотя там нет неглавных, там все - главные), с его дуэта с бесстрастной и прекрасной Мэн-Ке Ву и начинается балет. И есть в "Отключке" одна умопомрачительно прекрасная секунда - может быть, единственный всплеск чувственности, - когда Хейнс, танцующий в черном жакете, вдруг сбрасывает его, оставаясь голым до пояса. Это удивительно. Вообще боже мой, как он пластичен, как музыкален, и когда он на сцене - невозможно смотреть ни на кого другого. Это даже ужасно, потому что в той же "Отключке" были моменты, когда Хейнс именно что просто стоит на сцене, стоит неподвижно - а танцуют в это время другие. И они прекрасны, и надо на них смотреть, а я смотрю на Хейнса и не могу оторваться.
После "Отключки" был антракт, а после антракта - два одноактника в одном действии: "Проснулся слепым" Марко Гёке и "Заявление" Кристал Пайт. К Гёке у меня сложное отношение - в общем-то, я его скорее не люблю и считаю очень однообразным. Видел один его балет - в сущности, видел все его балеты, у него очень узнаваемый хореографический язык, но может быть, за счет своей узнаваемости и характерности - довольно предсказуемый. Иногда еще и раздражающе-претенциозный (о да, "Нижинский" с позапрошлогоднего "Контекста", я о тебе говорю). Но все же и Гёке, как выясняется, может быть очень приятным - особенно если принимать его в небольших дозах. "Проснулся слепым" - это правильная доза: поначалу балет кажется несколько монотонным и чересчур гёке-стайл, но потом расходится, ускоряется вместе с музыкой и становится прелестным. Под песню The Way Young Lovers Do в исполнении Джеффа Бакли две женщины и пятеро мужчин - в том числе Хейнс - танцуют то вместе, то врозь, и хореография, кажущаяся поначалу серьезной и даже печальной (все эти встречи, расставания, невозможность быть вместе, томительный мужской дуэт, среди всего прочего, - правда, не с Хейнсом), постепенно наполняется иронией, фирменная гёкевская "трясучка" рук и верхней части тела здорово сочетается с хулиганскими взвизгами и завываниями Бакли, и именно Хейнс, станцевав последнюю вариацию, решительно обрывает балет под выкрик: "Enough!". Тут всего в меру, не успеваешь заскучать, никаких претензий нет и в помине, ну просто очень хорошо. И Хейнс прекрасен. Хореография Гёке все-таки адская, но Хейнс справляется с ней без труда - как, впрочем, и все остальные.
В "Заявлении" Пайт Хейнс не танцевал, но я-то все равно пришла в дикий восторг, так что дело не только в Хейнсе. Это немножечко оммаж "Зеленому столу" Курта Йосса, ну вот именно что немножечко. Это безудержная политическая сатира, не балет, а танцтеатр, пьеса на четырех человек, сочиненная Кристал Пайт и Джонатаном Янгом. Под идущий в записи текст этой пьесы, разыгранный актерами, четыре танцовщика - две женщины, двое мужчин, - оттанцовывают свои реплики и то, что стоит за репликами: мучительный страх, желание обезопаситься любой ценой, готовность взять на себя ответственность, стремление свалить с себя ответственность, истерику, ненависть, опустошенность, цинизм. Хореографический язык так выразителен, что его, наверно, можно понять, даже если не понимаешь произносимый на английском текст (хотя текст чрезвычайно прост, да и в антрактах предлагали бесплатные листовки с переводом). Главный объект декораций - стол, но правда, не зеленый. На нем, вокруг него, под ним и разыгрывается все действо: противостояние, порой переходящее почти в драку. Почему-то сильнее всего запоминается жуткий момент: когда А и B - Арам Хаслер и Йон Бонд - прячутся под стол, и освещение мигает, как во время бомбежки. Что в общем-то вполне логично, если учесть, что А и В - политики, развязавшие кровопролитный конфликт и теперь не знающие, как умыть руки. А С и D - Хлое Албаре и Рогер ван дер Поел - функционеры рангом повыше, явившиеся "сверху" и вроде бы чувствующие себя хозяевами положения. Но потом выясняется, что полностью уверена в себе только С, а D ощущает, что и у него под ногами земля горит. Все участники не только изумительные танцовщики, легко справляющиеся с очень нелегкой хореографией, но и потрясающие актеры. А сама пьеса - это такой понятный и очень реалистичный абсурд. Приправленный жутковатой, едкой, но очень освежающей иронией.
И наконец, последний балет вечера - "Несравненная Одиссея" Леон и Лайтфута. Пожалуй, мне он понравился меньше всех остальных. Он несколько тягомотный - чему во многом способствует бесконечная тягучая мелодия, написанная Максом Рихтером специально для этого балета. Идея "вокзал как транзитный пункт для путешествующих из жизни в смерть" - могла бы быть подана интереснее. Тут вообще смотришь и думаешь, что вокзал не нужен, можно было бы сэкономить на оформлении, и балет ничего бы не потерял. Но что безусловно понравилось - то, что не только женщины, но и почти все мужчины здесь одеты в платья. Кузнецова в своей рецензии в Ъ написала "хламиды", но это именно платья. И мужчинам они очень к лицу. Хейнс в платье - это, доложу я вам, квинтэссенция красоты. И на него даже в этом не слишком интересном балете было очень интересно смотреть. Партия условно центрального персонажа - в исполнении Марне ван Опстала - на меня большого впечатления не произвела, а вот ансамбли были намного интереснее. И лучше всего был танец ансамбля под падающими листьями, вот ради него стоило смотреть всю "Одиссею". Хотя все же есть ощущение, что можно было бы ее подрезать. Есть в ней некоторая затянутость.
Но в целом - да я думаю, уже это ясно, - я в восторге. И потому что Хейнс. И потому что все остальные. И потому что это просто очень интересно - видеть такую потрясающую танцевальную компанию. Страшно хочется еще. NDT, приезжай снова! И вместе с Хейнсом, пожалуйста!
На другие труппы я не пошла - и не тянуло так, как на НДТ, и времени не было, и неохота было завязываться с контрамарками (а за свои деньги - немножко жаба душила). Ну и не было ничего такого, что бы я непременно хотела увидеть.
Пожалуйста продолжайте писать отзывы, вас читать намного интереснее, чем Коммерсант) Тем более про современные балеты)
Нет, Руди ван Данциг был худруком Национального балета Нидерландов, это совсем другая труппа. Но он был одним из основателей НДТ (Нидерландского театра танца), просто довольно быстро вернулся обратно в Национальный балет. Что касается НДТ - сейчас в нем существуют, так сказать, две подтруппы: НДТ-I и НДТ-II. НДТ-I - основная труппа, НДТ-II - молодежная.
За комплимент спасибо, но куда мне до профессиональных критиков, я и не берусь с ними тягаться.)))
Спасибо, запуталась в голландских балетах))