воскресенье, 01 сентября 2019
Я на дачу, но пока не уехала, хочу додать всем душераздирающей дон-карлосовской красоты. Ну вдруг кто еще не понял, какие там у Верди прекрасные дон Карлос и Родриго - по крайней мере, в зальцбургской постановке с Кауфманном и Хэмпсоном. Сейчас этот кто-то все поймет. Четвертый акт, дон Карлос, устроивший бенц на королевском барбекю, в смысле, на аутодафе, сидит в темнице, а Родриго приходит к нему, чтобы в последний раз поговорить по душам, а потом героически помереть. Это я еще не стала вырезать продолжение той же сцены - как к дону Карлосу, рыдающему над мертвым Родриго, является папа-король, сам же и приказавший Родриго убить, смотрит на невменяемого от горя сына, немедленно обнуляется и принимается петь про то, что вот-де погубили такого прекрасного человека, кто же мне его вернет, ах, если б мне его кто-нибудь вернул, ну и так далее. Ох уж мне этот папа.
Но здесь его нет, здесь только трогательный Карлос и душераздирающе прекрасный Родриго, поющий сначала
Per me giunto è il dì supremo, а потом -
Io morrò, ma lieto in core.
Текст на английском языкеRODRIGO
Carlos, it is I.
DON CARLOS
giving him his hand
My Rodrigo! It is noble
of you to visit me in this tomb!
RODRIGO
Carlos!
DON CARLOS
As you can see, my strength is waning!
My love for Elisabeth torments me and saps me …
No! I can do no more for mankind! But you,
give them the golden days they were expecting from me!
RODRIGO
Ah! Learn the depth of my feeling and affection for you.
You will get out of this dire place.
With what tender pride I hold you to my breast!
I have saved you!
DON CARLOS
How?
RODRIGO
We must take our leave!
Don Carlos freezes, looking aghast at Rodrigo.
Yes, Carlos! This is for me the supreme day,
let us say a solemn farewell;
God permits us still to love one another
near him, when we are in heaven.
In your tear-filled eyes
why this mute terror?
Why are you sad? Death has charms,
o my Carlos, for him who dies for you!
DON CARLOS
shaking
Why do you speak of death?
RODRIGO
Listen! Time presses …
I have deflected from you the stroke of vengeance!
Now the King's rival,
the rebellious traitor of Flandersit … is I!
DON CARLOS
Unhappy man! Who will believe that?
RODRIGO
A dozen pieces of evidence have been amassed!
Your papers discovered on me,
evidence of treason which I have deliberately planted …
my head now surely has a price on it!
DON CARLOS
I shall go before the King …
RODRIGO
Save yourself for Flanders!
Save yourself for our work, it will need defending …
A new golden age will be born under your rule,
yes, you must reign, and I must die for you!
A gunshot
DON CARLOS
Heavens! Death! For whom, though?
RODRIGO
mortally wounded
For me! …
The King's revenge does not delay!
He passes out in Don Carlos's arms.
DON CARLOS
Great God!
RODRIGO
Listen, Carlos … Your mother
expects you tomorrow at San Yuste;
she knows all! … Ah! The world
slips away from me … O Carlos! Your hand …
Ah! I die with a happy soul,
since you are alive, saved by me …
Ah! I see a happy Spain!
Farewell! Carlos, ah! Remember!
Remember, Carlos!
Yes, you must reign,
and I must die for you!
Ah! I die with a happy soul,
since you are alive, saved by me …
Ah! I see a happy Spain!
Farewell! Carlos, ah! Remember!
Ah! the world
slips away from me … Carlos, your hand …
Carlos! Ah! Save Flanders!
Farewell! Carlos, ah! Farewell!
@темы:
Мы очень любим оперу,
O mio Carlo! (Don Carlo(s) Верди и Шиллера),
Thomas Hampson is baritone love
Кстати, Кауфманн вообще в роли Карлоса старается додавать Родригокарлосов, я тут посмотрела его на концерте с Хворостовским, довольно давнем - ого, Йони там жжот, хватакт за руку, за плечо и вообще всячески переживает. Ну и Хворостовский отлично играет свою роль, хоть не как Хэмпсон, но с душой. И поют, конечно, отлично, как раз сцену смерти.
Я посмотрела ту сцену, о которой ты говоришь. Йони прелесть, действительно играет и переживает, и те несколько строчек, что есть у него в этой сцене, поет прекрасно. А вот Хворостовский мне здесь совсем не зашел. Голос у него мощный, спору нет, но поет он, имхо, монотонно и не очень интересно. И Родриго у него здесь получился плоско героическим. То есть, понятно, это концертное исполнение, накладывающее свой отпечаток, но все равно мне не зашло.
А вот пересмотрела, как Хэмпсон и Кауфманн пели в 2015 на концерте в Мюнхене "Dio, che nell'ama infondere", и конкретно затащилась. Оба такие милые и так хорошо выглядят и звучат вместе.)))
Хворостовский всегда был склонен к такой героической трактовке ролей, не только Родриго. Но он, мне показалось, не голосом, а игрой старается изобразить то что надо )
Хэмпсон, конечно, совсем другой - и мне нравится, как они с Йони в зальцбурге выпевают Ah, Dio, che nell'alma infondere, там где повторяется эта строка - они прямо наслаждаются сами звуком. Милые до ужаса!
Ну, мне, честно говоря, показалось, что Хворостовский ничего особо и не старался играть - в отличие от Йони. Нет, как-то вот совсем он мимо для меня.
То ли дело Хэмпсон! Его интеллигентный концертный Родриго в очочках - это мимими.)))
Кстати, видела я, и кажется, опять-таки с Йони-Карлосом, в донах Родриго какого-то невысокого, плотного певца с прической и очками офисного бюрократа. Причем пел он ну... не то чтоб интересно, но честно пел и старался ) Но зрелище было еще то, когда Йони играл вот примерно такого же нервного Карлоса, а при нем вместо большого и надежного Хэмпсона был этот дяденька в очках ) Djn jyj nen? tckb pf[jxtim gjcvtznmcz^ www.youtube.com/watch?v=pLJfZKKsJdk&t=11413s
А, это мюнхенская постановка. Я к ней присматривалась, но уж больно там Родриго не того... Он похож на Бэкингема из "Ричарда III", так и ждешь, что сейчас появится веселый Сакс-Ричард.))) Так что вряд ли я за эту версию возьмусь всерьёз.)
О, точно! На Бэкингема он похож, а я еще думала - на кого, ну на кого? И тут я представила себе, как Ричард с Бэкингемом и вискарем поет Dio, che nell'alma infondere - и не могу перестать ржать )))
В общем, это у меня уже какой-то дон Жером получается.))
Ой, всё, я тоже себе представила Ричарда и Бэкингема, поющих этот дуэт, унесите меня.)) А вместо Великого Инквизитора и короля вместе взятых там будет герцогиня Йоркская с зонтиками. Поверьте мне, она страшнее всех. И она живо наведет порядок.)))
Ыыыы, мама с зонтиком страшнее испанской инквизиции! Хотя, с другой стороны, nobody expects the Spanish inquisition, а вот маму герцогиню Йоркскую Ричард очень даже ожидает и всегда начеку ))
Что касается Ричарда - бдительность не спасает его от удара зонтиком по хребту.)) Мама неотвратима, как ураган: налетает откуда не возьмись и наводит дисциплину. И даже Бэкингема ей не подсунешь - чтоб лупила его вместо сына.))
Еще бы! Мама знает, кто здесь чудовище - и это не Бэкингем ) Мама припасает зонтик только для действительно ужасных людей и преступников.
Ладно, с королем Филиппом еще можно договориться мирно, а вот с герцогиней Йоркской... мда. Даже если внук Эдди примчится с воплем: "Бабушка, не бей дядюшку!" - и то не поможет.)))
Бабушка - она как стихия. Ураган под именем "бабушка" - ну, так считает Эдди. А она сама думает, что без нее Англия, оставленная на Ричарда, давно б уж пропала. И все бы ходили нестриженные! )))
А Ричард все равно ходит нестриженный! И вообще - курит, пьет и огорчает маму. Женить бы его, сбыть бы с рук, но леди Анна почему-то отказывается наотрез с ним связываться.)))
Леди Анна умная женщина, она жить хочет. В конце концов, у нее велосипед есть! ))
С таким велосипедом - зачем леди Анне еще какой-то Ричард? Ххха!))) "И укатила в розовые дали".(с)