Живи, а то хуже будет
Вместе с gr_gorinich мы наконец-то припали к фильму "Билли Бадд" 1962 года - тому самому, где капитана Вира (не Эдварда, а Эдвина) играет Питер Устинов. Причем сели смотреть без особых надежд, можно даже сказать - с предубеждением: мол, ну там могли поставить в шестьдесят втором году, наверняка Билли там этакая воплощенная the mystery of goodness, капитан Вир - мудр, добр, справедлив, но слабоват, хотя и радеет за все хорошее против всего плохого, ну а Клэггарт - как раз вот такое все плохое, пробы некуда ставить, стукните его по темечку, никто жалеть не станет. Ну и как выяснилось - мы кругом ошиблись. Мало того, что фильм сам по себе оказался очень приятным - несмотря на заметную скомканность финальной части, но там еще и шипперу пейринга Клэггарт/Билли додали так, что шиппер обалдел и мог только петь голосом короля Строфокамила: "Благодарю... бла-го-да-рю - не ожидал!". В фильме есть то, чего нет, например, в опере, я уж молчу про оригинальную повесть Мелвилла: в фильме Билли сам ищет контакта с Клэггартом, Билли интересуется Клэггартом не меньше, чем сам Клэггарт интересуется Билли. И одна из самых лучших сцен - это разговор Билли и Клэггарта ночью на палубе: шиппер растекается от блаженства, слушая, как Билли говорит Клэггарту о том, как приятно слышать его смех, о том, что он снова хотел бы побеседовать с Клэггартом между вахтами, потому что "it would mean a lot to me", о том, что он никогда не встречал такого человека, как Клэггарт, о том, что ему кажется, будто Клэггарт ненавидит себя самого, и так далее, и так далее. В общем-то, Клэггарт отчасти прав, считая, что Билли таким образом пытается "очаровать" его, вот только а) Клэггарт и так уже явно очарован по самые свои клэггартовские уши; б) Билли проделывает все это без умысла, просто говорит о том, что думает. И судя по всему, он сам по-своему очарован Клэггартом. Ах, история могла бы пойти по-другому, если б Клэггарт оказался чуть посмелее - или если б у Билли была еще одна возможность встретиться с Клэггартом ночью и как следует поговорить. Второго приступа Клэггарт бы не вынес - и воцарились бы на "Мстителе" (почему-то в фильме переименовали и капитана, и корабль) мир и любовь. И количество порок стремительно бы сократилось. И не пришлось бы больше Клэггарту сублимировать, а заодно и лупить себя самого стеком по сапогу (в тех случаях, когда кому-нибудь вместо сотни плетей всыпают всего десяток). И вообще стал бы он добрее и милей - на удивление всей команды (и авторов кинорецензий, считающих его вместилищем всех возможных пороков).
Да, еще шиппер подвывал от восторга каждый раз, когда Клэггарт называл Билли "boy". Это было не хуже привычных Baby и Beauty, а может быть, даже и покруче.

Конечно, были в фильме и слабые места. Совершенно невнятный капитан, например, пусть и сыгранный великим Устиновым. С виду он почти комический персонаж, с Клэггартом в одном эпизоде общается чуть ли не сочувственно - такой понимающий бро, прям обнять и плакать, но в сцене суда над Билли он упирается рогами и практически заставляет офицеров осудить Билли на смерть, даром что те вполне обоснованно и разумно собираются Билли оправдать - и указывают капитану на то, что его казнь может спровоцировать команду на бунт. И в этой сцене капитан выглядит то ли мерзавцем, то ли идиотом, но уж никак не мудрым капитаном Виром, для которого закон превыше всего. Я бы еще поняла, если б он вел себя, как Питер Пирс в опере - у Пирса Вир просто не испытывает никаких сомнений в правильности своего выбора, не колеблется и не чувствует себя виноватым ни до, ни после казни Билли, не сомневается (отчасти даже вопреки либретто) в том, что поступил верно. А в фильме капитан, казнив Билли, делает жалистную морду и начинает рассказывать, что он-де только человек, ах ты боже мой. И как будто даже намекает на то, что его надо пожалеть, бедненького такого. Но никто его не жалеет, убивают его второпях в самом конце, ну туда ему и дорога. Вообще надо сказать, что финальная сцена боя не слишком удачна. Но Устинову-режиссеру явно хотелось поставить эффектную точку (и по-мелвилловски избавиться от Вира).
Еще очень позабавило то, что всю команду то и дело (ну ладно, ну не то и дело, но все равно чаще, чем следовало бы) выгоняли на палубу смотреть на наказания провинившихся матросов. Хлеба и зрелищ команде, ну хотя бы таких! Обеспечь нам развлечения, требуют матросы у каптенармуса, обеспечь, не то забедокурим. Ну вот он и старается, каждый день кого-нибудь на порку отправляет, а команда стоит, смотрит, семки лузгает (а офицеры, которых тоже зовут посмотреть, лопают попкорн). Весело на "Неустрашимом"... то есть, прошу прощения, на "Мстителе". И даже наказуемые понимают, что сегодня их лупят, а завтра, глядишь, других потащат, а они сами уже будут в строю стоять с семками. Все по-честному.
А еще в фильме отличный Датчанин - пусть и почему-то с трубочкой (куда смотрит каптенармус Клэггарт, отвечающий за пожарную безопасность, почему он до сих пор все не обесточил и трубочку у Датчанина не отобрал?). И совершенно дивный лейтенант Рэтклифф, собственноручно притащивший Билли с "Прав человека". Если б не было в фильме Клэггарта, можно было бы смело пейрить Билли с Рэтклиффом, потому что Рэтклифф умудрился разглядеть его издалека и мгновенно очаровался: поднял голову, увидел это чудо на фор-марсе и прямо-таки влюбился с первого взгляда. Но сам Билли больше тяготеет к Клэггарту, чем к Рэтклиффу, поэтому прости, лейтенант, у тебя нет шансов. Продолжай любоваться Билли издалека и мечтать, это тоже неплохо.
А Клэггарт своего Билли никому не отдаст и ни с кем делиться не станет, даже с Рэтклиффом. И правильно сделает: такой Билли Бадд - см. фотографию ниже - нужен самому.

Да, еще шиппер подвывал от восторга каждый раз, когда Клэггарт называл Билли "boy". Это было не хуже привычных Baby и Beauty, а может быть, даже и покруче.

Конечно, были в фильме и слабые места. Совершенно невнятный капитан, например, пусть и сыгранный великим Устиновым. С виду он почти комический персонаж, с Клэггартом в одном эпизоде общается чуть ли не сочувственно - такой понимающий бро, прям обнять и плакать, но в сцене суда над Билли он упирается рогами и практически заставляет офицеров осудить Билли на смерть, даром что те вполне обоснованно и разумно собираются Билли оправдать - и указывают капитану на то, что его казнь может спровоцировать команду на бунт. И в этой сцене капитан выглядит то ли мерзавцем, то ли идиотом, но уж никак не мудрым капитаном Виром, для которого закон превыше всего. Я бы еще поняла, если б он вел себя, как Питер Пирс в опере - у Пирса Вир просто не испытывает никаких сомнений в правильности своего выбора, не колеблется и не чувствует себя виноватым ни до, ни после казни Билли, не сомневается (отчасти даже вопреки либретто) в том, что поступил верно. А в фильме капитан, казнив Билли, делает жалистную морду и начинает рассказывать, что он-де только человек, ах ты боже мой. И как будто даже намекает на то, что его надо пожалеть, бедненького такого. Но никто его не жалеет, убивают его второпях в самом конце, ну туда ему и дорога. Вообще надо сказать, что финальная сцена боя не слишком удачна. Но Устинову-режиссеру явно хотелось поставить эффектную точку (и по-мелвилловски избавиться от Вира).
Еще очень позабавило то, что всю команду то и дело (ну ладно, ну не то и дело, но все равно чаще, чем следовало бы) выгоняли на палубу смотреть на наказания провинившихся матросов. Хлеба и зрелищ команде, ну хотя бы таких! Обеспечь нам развлечения, требуют матросы у каптенармуса, обеспечь, не то забедокурим. Ну вот он и старается, каждый день кого-нибудь на порку отправляет, а команда стоит, смотрит, семки лузгает (а офицеры, которых тоже зовут посмотреть, лопают попкорн). Весело на "Неустрашимом"... то есть, прошу прощения, на "Мстителе". И даже наказуемые понимают, что сегодня их лупят, а завтра, глядишь, других потащат, а они сами уже будут в строю стоять с семками. Все по-честному.
А еще в фильме отличный Датчанин - пусть и почему-то с трубочкой (куда смотрит каптенармус Клэггарт, отвечающий за пожарную безопасность, почему он до сих пор все не обесточил и трубочку у Датчанина не отобрал?). И совершенно дивный лейтенант Рэтклифф, собственноручно притащивший Билли с "Прав человека". Если б не было в фильме Клэггарта, можно было бы смело пейрить Билли с Рэтклиффом, потому что Рэтклифф умудрился разглядеть его издалека и мгновенно очаровался: поднял голову, увидел это чудо на фор-марсе и прямо-таки влюбился с первого взгляда. Но сам Билли больше тяготеет к Клэггарту, чем к Рэтклиффу, поэтому прости, лейтенант, у тебя нет шансов. Продолжай любоваться Билли издалека и мечтать, это тоже неплохо.
А Клэггарт своего Билли никому не отдаст и ни с кем делиться не станет, даже с Рэтклиффом. И правильно сделает: такой Билли Бадд - см. фотографию ниже - нужен самому.

спасибо за рассказ!
А заикался фильмовой Билли очаровательно, да, зря я об этом не написала. С другой стороны - что об этом рассказывать, это слышать надо. Вот каптенармус услышал и пропал в бескрайнем море.))
А каптенармуса надо в море найти, выловить и уговорить поговорить - с Билли Баддом, ночью, на палубе (или не на палубе)