Живи, а то хуже будет
Об итогах своего балетного сезона я написала, хорошо бы теперь оглянуться на сезон оперный. Хотя что на него оглядываться, и так все ясно - сплошной "Билли Бадд". Я не опероман, я биллибаддоман. Ну, мне "Билли Бадда" додавали, как могли, можно было, конечно, махнуть еще и в Рим весной, но там Имбрайло, а я его уважаю, но смотреть на него не хочу. Так что "Билли" у меня был - сначала в Праге, потом в Москве. А до "Билли" я еще освоила новую постановку в мск - единственную оперную премьеру в БТ, которую я видела в этом сезоне, - "Альцину" (перенос постановки Кэти Митчелл из Экс-ан-Прованса). И получилось очень занятно: увиденный спектакль премьерного блока мне скорее не понравился, и я даже думала, что больше на "Альцину" не пойду. Но чем ближе становился второй блок, тем сильнее я понимала, что хочу на "Альцину" снова. И хоть многое в увиденном мною спектакле второго блока было слабее, чем в спектакле премьерного блока, но я противоестественным образом получила даже больше удовольствия, чем в первый раз. И теперь хочу и на третий блок "Альцины" осенью. И может быть, даже рискну пойти на заявленную новую Альцину - Анну Горбачеву: не знаю, как она поет, не знаю, чего от нее ждать, но как будто я много знала о Хизер Энгебретсон, когда впервые пошла на "Альцину". Хотя надо сказать, что Энгебретсон как раз понравилась мне сильнее в премьерном блоке, а во втором блоке она была не слишком выразительна. Впрочем, вот в этом-то и странность второго увиденного спектакля: лишь Анна Аглатова - Моргана была там намного лучше, чем на премьере, когда она мне не слишком показалась, а вот после второго блока я была от нее в восторге, у нее получилась изумительная Моргана. Но все остальные во втором спектакле понравились мне меньше - а нет, вот только Дэвид Хансен был равен сам себе: одинаково противен и в первом, и во втором блоке, - а весь спектакль в итоге порадовал меня гораздо сильнее. Хотя я еще рада, что в третьем блоке Оронта снова будет петь Фабио Трумпи, как в премьерном блоке. Потому что Хуан Санчо во втором блоке радовал взгляд - у него получился очень хрупкий и изящный Оронт, похожий на девушку с приклеенной бородой, - но увы, не радовал слух. Трумпи звучал все же ровнее и приятнее, насколько я помню. Так что я охотно его пересмотрю/переслушаю в этой роли.
Что еще было? Завернула осенью в Стасик на "Орфея и Эвридику" - но увы, там уже не было моего любимого Орфея - Екатерины Лукаш. И без нее постановка сразу померкла: Анастасия Хорошилова неплоха, но мне неинтересно смотреть на ее Орфея и неинтересно ее слушать. Все как-то рассыпалось для меня, исчезли очаровательные мелочи, тонкие и двусмысленные отношения Королевы и Орфея - герцогини де Полиньяк, и едва заметная ревность Эвридики (но Инна Клочко снова была изумительна Эвридикой). Но теперь я смотрю на ОиЭ в афише на следующий сезон и думаю - не пойти ли снова, вдруг там все изменилось к лучшему? И наверно, схожу - сразу после ноймайеровской "Чайки" (кстати, в грядущем сезоне в Гамбурге пойдет "Орфей и Эвридика" с хореографией Ноймайера, перенос постановки Чикагской оперы, и я, разумеется, хочу это увидеть).
Ну ладно, это все было так, мелочи, а вообще это был сезон под знаком "Билли Бадда". Даже и не знаю, что писать, потому что по свежим следам в свое время написала много, рассыпала миллион сердец, всех достала этим "Билли" так, что стоило бы постыдиться, но стыдиться совершенно не хочется. Пражский "Билли" в постановке Даниэля Шпинара привлек меня, разумеется, Клэггартом Гидона Сакса, кем же еще. И Клэггарт этот не подкачал, я считаю, он был главной звездой этой постановки - и не знаю, как бы все это выглядело, будь там вместо Сакса кто-нибудь менее харизматичный, эффектный, привлекательный и сексуальный (и мне не стыдно все это писать и на Сакса фапать). Но там был именно Сакс - и он вытянул пражского "Билли Бадда" на вполне приличный уровень. Благодаря Саксу я поймала изрядный кайф и не пожалела, что рванула в Прагу. Даром что - в отличие от БТшной постановки "Билли Бадда" - пражская постановка доставляла скорее чувственное, чем интеллектуальное удовольствие, а говоря фандомным языком: щекотала кинки. Что тоже неплохо, кинки любят, чтобы их трепали и щекотали, как теплых щенков. И там все было к моим услугам и для моего эротического развлечения: и красавец Клэггарт в черном - в компании раздетых мускулистых мальчиков, и взаимодействие Клэггарта с этими мальчиками, и хорошенький Билли Бадд в белом (Кристофер Болдак был все же мил в этой роли - хотя, конечно, не Самойлов, да), и матросы в красных носочках, и казнь Билли Бадда, превратившаяся в символическую пенетрацию - а пенетрировал-то его капитан Вир, напоминавший мне мою мюзикловую юность: он казался незаконным отпрыском сэра Персиваля Блейкни и то ли одного из его boys, то ли самого Принни. Короче говоря, в Праге было на что посмотреть, было кого послушать (Сакс был очень в голосе, а все остальные - кто лучше, кто хуже, но в целом никто не резал уши так, чтобы это было совсем невыносимо), и я надеюсь, что вроде бы сделанная телеверсия этой постановки когда-нибудь просочится в открытый доступ - и тогда можно будет еще раз ее оценить. И пожалеть, что вот телеверсию пражского "Билли" сделали, а нашего - нет.
О "Билли Бадде" в БТ вообще уже ничего членораздельного сказать не могу. Я на каждый спектакль последнего блока написала по огромному отзыву, что тут еще добавишь? Эта опера в БТ стала для меня одним из самых сильных моих театральных переживаний (наряду с "Сильфидой" Николая Хюббе в КДБ). И можно даже сказать, что если я и начала кое-как интересоваться оперой - то именно благодаря "Билли Бадду" в БТ. И блок, прошедший в этом сезоне, был одновременно и прекрасным, и невыносимо мучительным для меня: потому что я знала, что я вижу этот спектакль с этим составом в последний раз - в последние четыре раза. И как это было потрясающе: сравнивать спектакли между собой, видеть, как меняется настроение, как меняется "окраска" каждого спектакля: спектакль 23 февраля был более "теплым", спектакль 25 февраля был "жестче" - а закончился изумительными поклонами перед закрытым занавесом, когда задержавшиеся в зале зрители все-таки сумели "выхлопать" некоторых исполнителей на доппоклоны. А финальный спектакль 27 февраля! Я думала, что буду реветь с первой же сцены, потому что - ааа, все заканчивается навсегда, - но я только немножко поплакала на первой арии Вира (да я всегда на ней хлюпаю носом, когда ее поет Джон Дашак), а потом утерла слезы и принялась интенсивно наслаждаться. И это было незабываемо. И хочется перечислить всех-всех исполнителей - от главной троицы Джон Дашак-Юрий Самойлов-Гидон Сакс - до хористов и юнг, и хочется еще раз поблагодарить их всех (и дирижера Уильяма Лейси, и режиссера Дэвида Олдена, и всех так или иначе причастных к этой постановке) - за то, что этот "Билли Бадд" был в Большом театре и в моей жизни. Ах да, а еще в заключительном блоке меня привел в восторг Богдан Волков - Новичок. Я видела его в премьерном блоке - но это был мой первый "Билли Бадд", и я тогда глотала спектакль целиком, не слишком обращая внимание на мелочи и нюансы. И Волков-Новичок мне очень понравился, но его тогда затмили главные персонажи и весь спектакль в целом. Во втором блоке его не было, Новичка пел Питер Гийсбертсен - и пел хорошо, и играл неплохо, создавая очень интересный образ Новичка, совсем не похожий на трактовку Волкова. Но после первого же спектакля последнего блока - с Новичком-Волковым - я ощутила, что Гийсбертсен хорош, но Волков в этой роли - прекрасен. Теперь я уже рассмотрела его внимательнее (не говоря уж о том, с каким наслаждением я его слушала), и именно Новичок стал для меня одной из звезд последнего блока. А Роберт Ллойд - Датчанин! Я каждый раз плакала, когда он прощался с Билли во втором акте, до сих пор стоит перед глазами сцена из самого последнего спектакля, когда он, не в силах дотянуться до Билли, пожать ему руку в последний раз, прижимался лицом и всем телом к выступающей переборке. Нет, довольно, не буду больше ничего говорить, а то начну сама себя растравлять и страдать из-за того, что это все ушло безвозвратно. Добавлю только, что "Золотую маску" за лучший спектакль "Билли Бадд" заслужил целиком и полностью. Хотя будь моя воля - я бы еще выдала "маски" всем номинированным за лучшую мужскую роль: Дашаку, Самойлову и Саксу. Ну потому что они все были прекрасны, трудно выбрать кого-то одного.
Уф. Нет, очень трудно остановиться, когда принимаешься говорить о нашем "Билли Бадде". И хоть бы что-нибудь новое сказала, нет ведь, все одно и то же. Биллибаддовский мономаниак. А еще из оперного и околооперного были в моем сезоне концерты Андреаса Шолля и Томаса Хэмпсона - и оба были прекрасны, каждый по-своему (Хэмпсон невероятно крут и обаятелен), - и концертный "Фауст". Но в "Фаусте" больше запомнился антракт, чем исполнение (нет, я несправедлива, мне очень понравились Маргарита и Зибель). Ну, вот и все. Вот и весь мой сезон. В следующем будет "Кандид" в БТ, "Путешествие в Реймс" в БТ же, "Фрау Шиндлер" и "Влюбленный дьявол" в Стасике, "Билли Бадд" в Варшаве, а вообще посмотрим, там видно будет, что смотреть-слушать
Что еще было? Завернула осенью в Стасик на "Орфея и Эвридику" - но увы, там уже не было моего любимого Орфея - Екатерины Лукаш. И без нее постановка сразу померкла: Анастасия Хорошилова неплоха, но мне неинтересно смотреть на ее Орфея и неинтересно ее слушать. Все как-то рассыпалось для меня, исчезли очаровательные мелочи, тонкие и двусмысленные отношения Королевы и Орфея - герцогини де Полиньяк, и едва заметная ревность Эвридики (но Инна Клочко снова была изумительна Эвридикой). Но теперь я смотрю на ОиЭ в афише на следующий сезон и думаю - не пойти ли снова, вдруг там все изменилось к лучшему? И наверно, схожу - сразу после ноймайеровской "Чайки" (кстати, в грядущем сезоне в Гамбурге пойдет "Орфей и Эвридика" с хореографией Ноймайера, перенос постановки Чикагской оперы, и я, разумеется, хочу это увидеть).
Ну ладно, это все было так, мелочи, а вообще это был сезон под знаком "Билли Бадда". Даже и не знаю, что писать, потому что по свежим следам в свое время написала много, рассыпала миллион сердец, всех достала этим "Билли" так, что стоило бы постыдиться, но стыдиться совершенно не хочется. Пражский "Билли" в постановке Даниэля Шпинара привлек меня, разумеется, Клэггартом Гидона Сакса, кем же еще. И Клэггарт этот не подкачал, я считаю, он был главной звездой этой постановки - и не знаю, как бы все это выглядело, будь там вместо Сакса кто-нибудь менее харизматичный, эффектный, привлекательный и сексуальный (и мне не стыдно все это писать и на Сакса фапать). Но там был именно Сакс - и он вытянул пражского "Билли Бадда" на вполне приличный уровень. Благодаря Саксу я поймала изрядный кайф и не пожалела, что рванула в Прагу. Даром что - в отличие от БТшной постановки "Билли Бадда" - пражская постановка доставляла скорее чувственное, чем интеллектуальное удовольствие, а говоря фандомным языком: щекотала кинки. Что тоже неплохо, кинки любят, чтобы их трепали и щекотали, как теплых щенков. И там все было к моим услугам и для моего эротического развлечения: и красавец Клэггарт в черном - в компании раздетых мускулистых мальчиков, и взаимодействие Клэггарта с этими мальчиками, и хорошенький Билли Бадд в белом (Кристофер Болдак был все же мил в этой роли - хотя, конечно, не Самойлов, да), и матросы в красных носочках, и казнь Билли Бадда, превратившаяся в символическую пенетрацию - а пенетрировал-то его капитан Вир, напоминавший мне мою мюзикловую юность: он казался незаконным отпрыском сэра Персиваля Блейкни и то ли одного из его boys, то ли самого Принни. Короче говоря, в Праге было на что посмотреть, было кого послушать (Сакс был очень в голосе, а все остальные - кто лучше, кто хуже, но в целом никто не резал уши так, чтобы это было совсем невыносимо), и я надеюсь, что вроде бы сделанная телеверсия этой постановки когда-нибудь просочится в открытый доступ - и тогда можно будет еще раз ее оценить. И пожалеть, что вот телеверсию пражского "Билли" сделали, а нашего - нет.
О "Билли Бадде" в БТ вообще уже ничего членораздельного сказать не могу. Я на каждый спектакль последнего блока написала по огромному отзыву, что тут еще добавишь? Эта опера в БТ стала для меня одним из самых сильных моих театральных переживаний (наряду с "Сильфидой" Николая Хюббе в КДБ). И можно даже сказать, что если я и начала кое-как интересоваться оперой - то именно благодаря "Билли Бадду" в БТ. И блок, прошедший в этом сезоне, был одновременно и прекрасным, и невыносимо мучительным для меня: потому что я знала, что я вижу этот спектакль с этим составом в последний раз - в последние четыре раза. И как это было потрясающе: сравнивать спектакли между собой, видеть, как меняется настроение, как меняется "окраска" каждого спектакля: спектакль 23 февраля был более "теплым", спектакль 25 февраля был "жестче" - а закончился изумительными поклонами перед закрытым занавесом, когда задержавшиеся в зале зрители все-таки сумели "выхлопать" некоторых исполнителей на доппоклоны. А финальный спектакль 27 февраля! Я думала, что буду реветь с первой же сцены, потому что - ааа, все заканчивается навсегда, - но я только немножко поплакала на первой арии Вира (да я всегда на ней хлюпаю носом, когда ее поет Джон Дашак), а потом утерла слезы и принялась интенсивно наслаждаться. И это было незабываемо. И хочется перечислить всех-всех исполнителей - от главной троицы Джон Дашак-Юрий Самойлов-Гидон Сакс - до хористов и юнг, и хочется еще раз поблагодарить их всех (и дирижера Уильяма Лейси, и режиссера Дэвида Олдена, и всех так или иначе причастных к этой постановке) - за то, что этот "Билли Бадд" был в Большом театре и в моей жизни. Ах да, а еще в заключительном блоке меня привел в восторг Богдан Волков - Новичок. Я видела его в премьерном блоке - но это был мой первый "Билли Бадд", и я тогда глотала спектакль целиком, не слишком обращая внимание на мелочи и нюансы. И Волков-Новичок мне очень понравился, но его тогда затмили главные персонажи и весь спектакль в целом. Во втором блоке его не было, Новичка пел Питер Гийсбертсен - и пел хорошо, и играл неплохо, создавая очень интересный образ Новичка, совсем не похожий на трактовку Волкова. Но после первого же спектакля последнего блока - с Новичком-Волковым - я ощутила, что Гийсбертсен хорош, но Волков в этой роли - прекрасен. Теперь я уже рассмотрела его внимательнее (не говоря уж о том, с каким наслаждением я его слушала), и именно Новичок стал для меня одной из звезд последнего блока. А Роберт Ллойд - Датчанин! Я каждый раз плакала, когда он прощался с Билли во втором акте, до сих пор стоит перед глазами сцена из самого последнего спектакля, когда он, не в силах дотянуться до Билли, пожать ему руку в последний раз, прижимался лицом и всем телом к выступающей переборке. Нет, довольно, не буду больше ничего говорить, а то начну сама себя растравлять и страдать из-за того, что это все ушло безвозвратно. Добавлю только, что "Золотую маску" за лучший спектакль "Билли Бадд" заслужил целиком и полностью. Хотя будь моя воля - я бы еще выдала "маски" всем номинированным за лучшую мужскую роль: Дашаку, Самойлову и Саксу. Ну потому что они все были прекрасны, трудно выбрать кого-то одного.
Уф. Нет, очень трудно остановиться, когда принимаешься говорить о нашем "Билли Бадде". И хоть бы что-нибудь новое сказала, нет ведь, все одно и то же. Биллибаддовский мономаниак. А еще из оперного и околооперного были в моем сезоне концерты Андреаса Шолля и Томаса Хэмпсона - и оба были прекрасны, каждый по-своему (Хэмпсон невероятно крут и обаятелен), - и концертный "Фауст". Но в "Фаусте" больше запомнился антракт, чем исполнение (нет, я несправедлива, мне очень понравились Маргарита и Зибель). Ну, вот и все. Вот и весь мой сезон. В следующем будет "Кандид" в БТ, "Путешествие в Реймс" в БТ же, "Фрау Шиндлер" и "Влюбленный дьявол" в Стасике, "Билли Бадд" в Варшаве, а вообще посмотрим, там видно будет, что смотреть-слушать
Я иду на Триумф времени и бесчувствия. Не устояла перед тремя контр-тенорами на одной сцене.)) И на Германика с Ценчичем в придачу. В этом сезоне слушала Ценчича в концерте, очень понравился.
На Альцину пойду впервые, в прошлом сезоне не была.
Альцину стоит увидеть хотя бы раз, тоже неизвестно, сколько она продержится в репертуаре, вряд ли долго.