13:46

Живи, а то хуже будет
Захватила два первых дня балетного фестиваля в Копенгагене (и поеду еще на заключительный гала-концерт в субботу). На паспортном контроле пограничник спрашивает: в каком полку служили цель вашего приезда? - я объясняю, что приехала на балетный фестиваль, а он в полном восторге говорит: балет? вот это вот? - и ручки делает à la couronne. В Magasin du Nord продают всякую сувенирку с балетной и королевско-театральной символикой - сумки, постеры, плакаты, все такое. Идешь мимо театра: там в арке поставлена сцена, и страшно красивый Николай Хюббе рассказывает о фестивале, а потом балетные дети показывают номера в собственной хореографии. Кстати, очень мило, во многих отношениях свежее и прогрессивнее выдумок некоторых взрослых хореографов. Мне особенно понравился девичий дуэт (кто бы сомневался, что ей понравится девичий дуэт?). Вообще резко повысились шансы наткнуться на живых балетных просто на улице: в субботу перед фильмом Bournonville Today я увидела на улице Иду Преториус - очаровательную, как всегда, а уже вечером, перед "Бурнонвилианой", увидела у служебного входа Сореллу Энглунд - которая на мой вкус еще прекраснее Иды Преториус, невообразимо прелестная женщина. Ну и еще можно было непосредственно на спектаклях полюбоваться датской королевой - она балетоманка, как и ее покойный отец, и конечно, не могла пропустить балетный фестиваль. В первый день, в антракте, наливали зрителям бесплатное шампанское и выпускали на балкон. Во второй день, кстати, тоже выпускали, но столько было желающих подышать и полюбоваться видом на раскопанную Королевскую площадь, что я не полезла в толпу.
Открылся фестиваль "Неаполем" в постановке Сореллы Энглунд и Николая Хюббе. Ей, постановке этой, уже немало лет, она 2009 года, и вот, снова вернулась в репертуар после перерыва. Я продолжаю мечтать, что нечто подобное рано или поздно произойдет с "Сильфидой" Хюббе - несмотря на хмурые замечания Евы Киструп о том, что Хюббе-де, судя по всему, разочаровался в своей "Сильфиде". Мне все кажется, что Киструп выдает желаемое за действительное: ей "Сильфида" Хюббе не нравится, вот она и хочет, чтобы Хюббе тоже признал, что был не прав, создав эту постановку. Но я надеюсь, что дело тут не в разочаровании Хюббе, а в тонкостях и сложностях составления репертуара, и я продолжаю верить, что "Сильфида" тоже вернется - как вернулся "Неаполь". Его, кстати, Киструп тоже поругивает, хотя и не так активно, как "Сильфиду", но все же многое в этой постановке ее не устраивает. Я не скажу, что мне все понравилось безоговорочно, но тем не менее - мне все понравилось достаточно сильно для того, чтобы занести "Неаполь" в свои планы на грядущий сезон. Среди всего прочего, этот спектакль срабатывает как прекрасный антидепрессант: невозможно грустить после тарантеллы в третьем акте. Да и первый акт тоже здорово позитивит - спасибо старику Бурнонвилю, наставившему чудной пантомимы, и спасибо датчанам, которые с этой пантомимой блестяще справляются.
Кстати, у российских зрителей был шанс увидеть этот "Неаполь" - в четырнадцатом году его привозили в Питер и показывали в Мариинке (кому интересно - вот рецензия на тот показ). Кроме того, видеоверсия этой постановки выпущена на двд, можно ее купить и наслаждаться. К сожалению, в сети я ее не видела, только несколько отрывков, а смотреть, безусловно, надо целиком. Ну вот лишний повод поддержать рублем датского производителя, а не скачивать все пиратски и забесплатно (скачала бы, чего уж там, да неоткуда).
Но лучше всего, конечно, смотреть этот спектакль "живьем" - и желательно несколько раз, потому что действие настолько плотное и насыщенное, особенно в первом акте, что только успевай вертеть головой. Кажется, именно в "Неаполе" Хюббе впервые начал экспериментировать с осовремениванием Бурнонвиля - в первую очередь, конечно, это касалось оформления, не хореографии: вместо Неаполя девятнадцатого века мы видим Неаполь пятидесятых годов века двадцатого, этакий фильм в стиле неореализма. Жизнь на сцене кипит: тут и стар, и млад, и моряки, и рыбаки, и девицы легкого и нелегкого поведения, тут и Пеппо, торговец лимонадом, и Джиакомо, макаронный торговец, тут и парикмахерша Флора, и вдова Вероника, и фра Амброзио, и безымянный, но очень колоритный полицейский-коррупционер, и разумеется, главные герои - Дженнаро и Терезина. Первого июня Дженнаро танцевал вернувшийся из Сан-Франциско Ульрик Бирккьяр, а Терезиной была Эми Уотсон. При всей моей любви к Бирккьяру - мне показалось, что Дженнаро - не совсем его роль, он чуточку слишком интеллигентен для того, чтобы быть полностью убедительным в роли влюбленного неаполитанского рыбака (ему бы лучше Джеймса танцевать, да-да, я не могу без этого уточнения). И с Эми Уотсон у него была химия, да, но порой не хватало синхронности в танце и какой-то нужной искорки. И это притом, что Уотсон как раз была в образе Терезины, как рыба в воде (или как наяда в воде, хехе), у нее получилась очень лихая, полнокровная и веселая девчонка. Она, конечно, была в Дженнаро влюблена по уши, но и внимание Пеппо и Джиакомо, похоже, ей тоже по-своему льстило. Ну приятно же, когда за тобой ухлестывают такие солидные люди. Ничего им не обломится, но все равно - приятно. Ну и еще было ясно, в кого Терезина такая бойкая - в мамашу свою, разумеется. Метте Бёдтчер, невероятно прекрасная женщина, создала очень колоритный образ Вероники - это была такая яркая, привлекательная и темпераментная вдова, что я бы на месте Пеппо и Джиакомо ухаживала за ней, а не за дочкой.
Еще одна из фишек этого "Неаполя" - уличный певец Паскарильо, крохотная пантомимная ролька (кстати, в "Неаполе" Национального балета Канады, поставленном в начале 1980-х годов, уличным певцом был Константин Патсалас - и признавался, что терпеть не может эту роль, а в роли Пеппо однажды появился Эрик Брун - в компании с Джиакомо, Александром Грантом). Здесь это не просто так себе певец, а роскошная дрэг-квин в розовом платье и рыжем парике и с черным веером (Поуль-Эрик Хесселькильде, исполнивший эту роль, на следующий день, в "Бурнонвилиане", появился уже в образе самого Августа Бурнонвиля). Обитатели Неаполя скрепами не испорчены, от дрэг-квин не шарахаются и радушно принимают ее в свой круг: в третьем акте она сидит в компании бодрых старичков, обмахивает веером затанцевавшегося в па-де-сис Андреаса Коса, а потом и сама пляшет в тарантелле на радость себе и всем окружающим.
В первом акте танца немного, больше пантомимы - но не знаю, кому может быть скучно смотреть эту пантомиму, настолько она сочная, динамичная и увлекательная. Право, даже балабиле несколько померкло на ее фоне - хоть станцевали его очень мило, и я снова отметила, как вырос Лиам Редхед - причем вырос в отличного бурнонвильского танцовщика: он легкий, очень изящный и совершенно очаровательный. Жаль, что его не было в третьем акте. Еще в балабиле решительно отжигал Йон Аксель Франссон - ну вот на кого всегда в радость смотреть, до того он прекрасен. Да и все были хороши, но пока они танцевали, народ на сцене продолжал мимировать и разыгрывать крохотные сценки, и я действительно не знала, куда смотреть, - все интересно и на все глаз не хватит.
Сцена бури в конце первого акта - когда Терезина тонет, а Дженнаро выбрасывает на берег - очень напомнила мне грозу в финале первого акта "Тщетной предосторожности" Аштона. Это я не к тому, что кто-то у кого-то дубинку украл, хотя в "классической" версии "Неаполя (постановка Кирстен Ралов, 1986 год, есть видеозапись) эти параллели с Тщеткой не так заметны. А вот когда смотришь эту сцену в версии Энглунд-Хюббе, так и кажется, что сейчас Пеппо или Джиакомо пролетят по сцене верхом на зонтике. И еще - ну, об этом все критики писали - в этой версии сильно ослаблены христианские мотивы. Хеннинг Кронстам говорил о "Неаполе": "Это очень христианская история. Ты должен верить в Христа и в дьявола, ты должен верить в них". Во втором акте Дженнаро по либретто спасает Терезину из грота Гольфо при помощи медальона с изображением девы Марии; здесь же медальон превратился в кулончик, и Терезину спасает не столько дева Мария, сколько сила любви Дженнаро. Хотя совсем без девы Марии не обошлось: в спектакле действует босоногая Странница, не дающая Дженнаро совершить самоубийство, а направляющая его спасать Терезину. В начале третьего акта в видеовставке зрителю показывают, как рубище Странницы превращается в голубое платье (а голубой - это же цвет Мадонны, если я ничего не путаю), и в третьем акте, на свадьбе, она стоит в толпе в голубом платье, и это можно считать явлением девы Марии, благословляющей влюбленных. По крайней мере, я себе все так это объяснила, и для меня все получилось вполне логично. Хотя все же религиозных мотивов в этой версии ощутимо меньше, чем в "классической".
Второй акт Хюббе и Энглунд практически поставили заново, добавив не только новую хореографию, но и новую музыку Луизы Алениус. Контраст с первым и третьим актом очень ощутим - и к сожалению, чувствуется, что все-таки старичок Август круче, что ни говори. Но хоть новый второй акт и слабее всего остального, но смотреть его интересно: в частности, очень хороша сцена "онаяживания" Терезины, когда она начинает повторять движения наяд - сначала механически, а потом все осмысленнее и увереннее. И очень мне понравилось взаимодействие Терезины с главными наядами Кореллой и Архентиной - ну, что делать, я люблю, когда женщины танцуют друг с другом. Джонатан Хмеленски неплохо станцевал Гольфо, хотя ни на секунду не заставил себя бояться. Понравились мне зловеще-жизельные мотивы в танцах наяд - ну, я почти не сомневаюсь в том, что Хюббе и Энглунд сделали там сознательный оммаж "Жизели" и виллисам. Па-де-труа Гольфо, Терезины и Дженнаро - ну, неплохо, но не слишком выразительно, и так же неплох, но невыразителен был дуэт Терезины и Дженнаро в финале второго акта: когда злые силы были посрамлены, и можно было смело возвращаться в мир живых. Но с другой стороны, оно все было незатянуто, и это хорошо (кстати, все тот же Кронстам вспоминал, что некогда второй акт "Неаполя" был гораздо длиннее, но потом его сокращали и сокращали, а то в прежние времена зрители-мужчины норовили удрать на время второго акта в ресторан рядом с театром, чтобы вернуться к третьему акту и веселью). Да, жаль, что в этой постановке практически исчез мимический монолог отчаявшегося Дженнаро, взывающего к небесам, морю, земле, луне: "Верните мне мою Терезину!". Дженнаро-Бирккьяр ограничился всего лишь несколькими жестами - и хоть всем было ясно, что Дженнаро в отчаянии, но хотелось бы дополнительных подробностей.
Ну вот, а в третьем акте началось незамутненное веселье: па-де-сис, тарантелла и свадебный финал. В па-де-сис изумительны были Андреас Кос, Марсин Купински, Сюзанна Гриндер, Киззи Матиакис, Ида Преториус, Астрид Эльбо. Почему-то их не стали перечислять в программке, но ничего, я их всех знаю в лицо, мне программка не нужна. Третью мужскую вариацию - между прочим, тоже в своем роде знаковую вариацию для Кронстама - танцевал Кос (именно после этой вариации его обмахивал веером заботливый Паскарильо), во второй мужской вариации снова просиял Йон Аксель Франссон. Холли Джин Доргер и Джейми Крэндалл были очень хороши во второй и третьей женских вариациях соответственно, но честно признаюсь, эти вариации понравились мне куда больше на следующий день, когда в рамках "Бурнонвилианы" их станцевали Киззи Матиакис и Ида Преториус. Еще любопытно то, о чем рассказывал Кронстам: изначально Дженнаро и Терезина не танцевали в па-де-сис, только в тарантелле, но в 1967 году Ханс Бренаа изменил это в своей постановке "Неаполя" - и с тех пор, похоже, так и повелось, что Дженнаро и Терезина танцуют классические вариации в па-де-сис. Эта постановка - не исключение. Но мне кажется, Кронстам по-своему прав: почему-то в этих вариациях Дженнаро и Терезина выглядят неорганично - и это как будто не зависит от исполнителей, ведь не скажешь же, что Бирккьяр и Уотсон не умеют танцевать классику. Но тут они как будто не на месте, зато в тарантелле - изумительно хороши. Но в тарантелле отожгли все, не в последнюю очередь - Пеппо (Мортен Эггерт, мастер характерных ролей), отодвинувший Дженнаро и потрясающе сплясавший с Терезиной (Терезина была совсем не против). Джиакомо - Николай Хансен - тоже не ударил в грязь лицом и лихо сплясал, и Паскарильо сплясал (об этом я уже говорила), и Вероника сплясала - с мальчиком-барабанщиком из первого акта. И черт возьми, это было так круто, что после тарантеллы финал-апофеоз - тоже сам по себе прекрасный и здорово станцованный - казался в чем-то излишним: ну просто потому, что тарантелла - это улет и высший класс, тарантеллу не переплюнешь. Но без апофеоза, разумеется, нельзя: ведь счастливые влюбленные должны въехать на сцену на белом мотороллере и помахать всем со сцены. И они въехали и помахали, и все это было очень, очень хорошо. Нет, в самом деле. В следующем сезоне будут семь спектаклей "Неаполя": 3, 10 и 11 ноября, 28 февраля, 2, 6 и 7 марта, и если вдруг у вас будет возможность - попробуйте попасть ну хоть на один спектакль, не пожалеете, честное слово. Это мощнейший антидепрессант, говорю со всей ответственностью. Но и подсаживаешься на него будь здоров так - посмотрел один раз, и тут же хочется еще и еще.

@темы: "La Sylphide", Henning Kronstam, Royal Danish Ballet

Комментарии
04.06.2018 в 15:01

Я с планшета, и вообще у меня тут экзамен студенты сдают, но не могу не ) Рассказ про фестиваль хорош, может, не так как сам фестиваль, но оочень хорош. Атмосфера чувствуется и сразу хочется ехать сразу на все, хотя ехать нет никакой возможности ) И еще бескорытно радуюсь за датчан и всех, кто-таки поехал и окунулся. Сколько там интересного разом : и спектакли, и фильмы, и перед театром сцена, и по улицам звезды балета снуют, и даже королева присуствует, для любителей роялти ) Читала запоем!
04.06.2018 в 15:08

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, круто, я очень рада, что тебе было интересно.)) Я еще и о втором дне постараюсь написать, о "Бурнонвилиане" и о Bournonville today. Там действительно полно всего интересного, и я теперь жалею, что не захватила все-все-все, что предлагали в эти два дня. Эх, вот если бы еще поставили в фестиваль "Сильфиду"! Но увы, увы.
04.06.2018 в 16:39

М-ль Люсиль, ну, не может же на фестивале быть вот вообще сразу все! Сильфиду они на другой фестиваль оставили )
Давай-давай, про второй день не менее интересно!
04.06.2018 в 16:41

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, другого фестиваля, блин, надо тринадцать лет ждать!:weep: Я надеюсь все же, что "Сильфида" вернется в репертуар чуть пораньше (если вернется).
Про второй день напишу, наверно, завтра, на сегодня лимит исчерпан.))
04.06.2018 в 20:20

М-ль Люсиль, спасибо за рассказ, Вы замечательно описали атмосферу, и срочно захотелось туда) балет, королева, она, кстати, чудесная у датчан, разные мероприятия - здорово!
05.06.2018 в 11:14

Живи, а то хуже будет
tatit, спасибо, я очень рада, что вам было интересно все это читать.) И сама счастлива, что мне удалось выбраться хоть на два дня подряд, и жалею только, что Бурнонвиля на этом фестивале (да и вообще в этом сезоне) было безбожно мало.