Живи, а то хуже будет
12 мая смотрела в Копенгагене сборную программу Ballet de Luxe (вместо предполагавшейся изначально "Жизели"). Получила удовольствие, хотя и не без оговорок. В частности, мне теперь хочется вместе с Евой Киструп, основным поставщиком новостей о КДБ, сидеть и ворчать, что а) Бурнонвиль сейчас в КДБ совсем позабыт-позаброшен; б) понабрали в КДБ иностранных танцовщиков, которые в датском стиле ничего не понимают, прут на рампу, и линиев никаких. Хотя, разумеется, далеко не все иностранные танцовщики в КДБ ничего не понимают в датском стиле, но все-таки есть такие, которые в хореографии Бурнонвиля выглядят страдальчески. И мне не повезло попасть именно на таких. Но по порядку. Программа состояла из трех отделений: в первом - сборная бурнонвильская солянка: шотландская пляска из первого акта "Сильфиды", па-де-де из "Ярмарки в Брюгге" и па-де-сет из "Народного сказания"; во втором отделении - "Рубины"; в третьем отделении - "Этюды". В самом начале, без всякого предупреждения, меня прибили и размазали увертюрой к "Сильфиде". Я уже всех замучила рассказами о той самой "Сильфиде" в постановке Хюббе и о том, что для меня значит эта постановка, и о том, как я по ней скучаю, и так далее, и так далее. Но когда оркестр заиграл увертюру, это было действительно невыносимо: слушать ее и знать, что весь спектакль ты не увидишь. И кстати, насколько же вяло исполняют увертюру в БТ, у меня еще были свежи воспоминания о последней бтшной "Сильфиде", увиденной в конце марта, - и никакого сравнения: в БТ оркестр размазывает увертюру, как манную кашу по тарелке, а датчане исполняют ее ярко и легко. Но после такой увертюры надо показывать весь спектакль, а не одну шотландскую пляску на голой сцене! Но что греха таить, пляска была прекрасна, вот здесь к труппе никаких претензий, все хороши. И я еще раз поняла, как же я люблю оформление этой "Сильфиды", черно-серые костюмы и белые веночки у девушек, это же прелесть что такое. Вел пляску Андреас Кос - дивно прекрасный, но кто бы сомневался, что он прекрасен? И вот теперь я почувствовала, что я очень, очень хотела бы его увидеть Джеймсом в полноценном спектакле - не в мариинской постановке, где он, кстати, впервые станцевал Джеймса, а в черно-серо-белой "Сильфиде" Хюббе. И чтоб Сильфидой при нем была Джейми Крэндалл или Ида Преториус, а Мэджем - да хоть бы и сам Хюббе, раз Себастьян Хейнс покинул КДБ. Хотя было бы интересно взглянуть и на пару Джеймс-Кос и Мэдж-Хейнс - они же ровесники, это было бы по-своему занятно. Но нет, нет, и этого не будет, и просто "Сильфиды" не будет, и незачем себя растравлять. Но какие ноги у Андреаса Коса, какие стопы! И вот у кого хореография Бурнонвиля буквально "в ногах", он танцует легко, отточенно, безусильно - и глаз от него не отвести. Прямо скажем, он затмил свою партнершу Фемке Мёлбах Слот, хотя она была очень, очень мила. Но еще я смотрела на эту пляску и понимала, что мне не хватает в ней деталей, которые есть в спектакле - но в вырванном из контекста номере их быть не может: два явления сильфиды, отвлекающей Джеймса от пляски, а в версии Хюббе - еще и явление Мэджа, к которому Джеймс тоже бросается, как бросался к сильфиде (и тоже с явным намерением поймать в объятия), и злость и обида Эффи, и заметное опьянение Джеймса, захваченного чувствами к сильфиде (и к Мэджу, пожалуй, тоже). Без этих подробностей пляска многое теряет - но ничего не поделаешь, тут всю систему тогда надо менять и весь спектакль восстанавливать.
Па-де-де из "Ярмарки в Брюгге" - увы, не порадовало. Танцевала его итальянская пара: Сильвия Сельвини и новичок Маттиа Сантини. И хоть оба старались, но было видно, как трудно им справляться с бурнонвильской хореографией. Тут не до легкости и не до передачи того, что скрыто за хореографией (а скрыто там неприкрытое соблазнение: в спектакле в этом па-де-де легкомысленный Карелис кружит голову застенчивой Элеоноре), тут не упасть бы, дотанцевать до конца. Сельвини я помню с прошлого сезона, тогда она восхитила меня в па-де-де из "Коппелии", затмив приму Холли Доргер (и кстати, танцевала она с Косом). В па-де-де из "Ярмарки" она хорошо провела первую вариацию, но все остальное у нее было еще очень сыро и неуверенно. Сантини был и того хуже, еле-еле продирался сквозь свои вариации и сквозь дуэт. Смотрела я на это и вспоминала сохранившуюся видеозапись этого па-де-де в исполнении Метте-Иды Кирк и Иба Андерсена. Прекрасно, конечно, что видеозапись есть и можно увидеть, как надо это танцевать, но грустно, что живое исполнение так меня разочаровало. Ведь прелестное же па-де-де! Кстати, два года назад, на БТшном вечере, посвященном пятидесятилетию творческой деятельности Бориса Акимова, "ярмарочное" па-де-де станцевали Кос и Ида Преториус, и это было прелестно (я видела только запись, но правда, это было прелестно).
Па-де-сет из "Народного сказания" - мило, но не более того. Пожалуй, этот номер тоже проигрывает, когда его вырывают из контекста (и он все же не так эффектен, как, например, тарантелла из "Неаполя", вот ее можно смотреть в отрыве от спектакля, и хорошо получается). Приятно было посмотреть на Киззи Матиакис, я ее очень люблю. И очень хорош был Лиам Редхед, он становится все грациознее, и ему хореография Бурнонвиля и к лицу, и к ногам. Но в целом - вот вроде бы и все хорошо, а не впечатляет.
Второе отделение пошло веселее, потому что "Рубины" - ну, в хорошем исполнении это очаровательно клевый балет. Как я сама для себя это формулирую: в него не сразу въезжаешь, но когда въедешь - не хочется, чтобы он заканчивался. Меня только костюмы Карински раздражают, смотрятся очень уж дешево и безвкусно. Но черт с ними, с костюмами, зато исполнители прекрасны. Ида Преториус затмила Йона Акселя Франссона: он был хорош (особенно в конце - с четверкой кордебалетных мальчиков и в коде), но она была круче. Поразительно, как при внешности записной инженю и хорошей девочки Преториус умудряется быть, когда надо, игривой без малейшей слащавости, пикантной, ироничной, стильной. И солировавшая Эмма Хоканссон тоже была прекрасна. И корда - прелесть, Редхед опять выделялся, очень он изящен. И еще я с удовольствием смотрела на Каледору Фонтану, очень она мне нравится, я всегда рада ее увидеть.
Ну и закончилось все "Этюдами". Простите, но после "Этюдов" в исполнении датчан остро ощущаешь, какая мертвечина и фальшивка - "Этюды" в БТ. И это притом, что у всех танцевавших солистов были технические помарки: Джейми Крэндалл сбилась в фуэте и начала заново, Джонатан Хмеленски, как ни странно, тоже смазал фуэте, нечисто закончил, у Андреаса Коса, заменившего Марсина Купински, кое-где были приземления неуверенные. Но черт возьми, все равно они танцевали так, что нет слов, одно восхищение. Кордебалет прекрасен. Прекрасна тройка мальчиков - Александр Бозинов, Тобиас Преториус, Лиам Редхед. Редхед опять был божественно изящен. И очень хороши все девочки. Крэндалл, кордебалетные девушки и Джонатан Хмеленски очаровательно провели "сильфидную" часть - с прелестными и очень осмысленными отсылками не только к "Сильфиде", но и к танцу с отражением в La Ventana. Андреас Кос снова был восхитителен - какие линии, какое изящество, все при нем: и легкость, и чистота танца (несмотря на помарки), и огромное обаяние. Крэндалл великолепна и в "сильфидной" лирике, и в образе балерины-королевы. Хмеленски был очень хорош, даром что я его не всегда и не везде люблю, но тут он меня покорил. И вообще все в "Этюдах" было как надо - и блеск, и бравура, и проскальзывающая время от времени чуть заметная ирония, и наслаждение танцем. Вот в самом деле приятно было на всех смотреть. Хочу еще. И получу еще: гала-концерт 9 июня завершат именно "Этюды". А до них еще будет "Неаполь" 1 июня и трехчасовая "Бурнонвилиана" 2 июня (и в тот же день - фильм Bournonville Today).
Па-де-де из "Ярмарки в Брюгге" - увы, не порадовало. Танцевала его итальянская пара: Сильвия Сельвини и новичок Маттиа Сантини. И хоть оба старались, но было видно, как трудно им справляться с бурнонвильской хореографией. Тут не до легкости и не до передачи того, что скрыто за хореографией (а скрыто там неприкрытое соблазнение: в спектакле в этом па-де-де легкомысленный Карелис кружит голову застенчивой Элеоноре), тут не упасть бы, дотанцевать до конца. Сельвини я помню с прошлого сезона, тогда она восхитила меня в па-де-де из "Коппелии", затмив приму Холли Доргер (и кстати, танцевала она с Косом). В па-де-де из "Ярмарки" она хорошо провела первую вариацию, но все остальное у нее было еще очень сыро и неуверенно. Сантини был и того хуже, еле-еле продирался сквозь свои вариации и сквозь дуэт. Смотрела я на это и вспоминала сохранившуюся видеозапись этого па-де-де в исполнении Метте-Иды Кирк и Иба Андерсена. Прекрасно, конечно, что видеозапись есть и можно увидеть, как надо это танцевать, но грустно, что живое исполнение так меня разочаровало. Ведь прелестное же па-де-де! Кстати, два года назад, на БТшном вечере, посвященном пятидесятилетию творческой деятельности Бориса Акимова, "ярмарочное" па-де-де станцевали Кос и Ида Преториус, и это было прелестно (я видела только запись, но правда, это было прелестно).
Па-де-сет из "Народного сказания" - мило, но не более того. Пожалуй, этот номер тоже проигрывает, когда его вырывают из контекста (и он все же не так эффектен, как, например, тарантелла из "Неаполя", вот ее можно смотреть в отрыве от спектакля, и хорошо получается). Приятно было посмотреть на Киззи Матиакис, я ее очень люблю. И очень хорош был Лиам Редхед, он становится все грациознее, и ему хореография Бурнонвиля и к лицу, и к ногам. Но в целом - вот вроде бы и все хорошо, а не впечатляет.
Второе отделение пошло веселее, потому что "Рубины" - ну, в хорошем исполнении это очаровательно клевый балет. Как я сама для себя это формулирую: в него не сразу въезжаешь, но когда въедешь - не хочется, чтобы он заканчивался. Меня только костюмы Карински раздражают, смотрятся очень уж дешево и безвкусно. Но черт с ними, с костюмами, зато исполнители прекрасны. Ида Преториус затмила Йона Акселя Франссона: он был хорош (особенно в конце - с четверкой кордебалетных мальчиков и в коде), но она была круче. Поразительно, как при внешности записной инженю и хорошей девочки Преториус умудряется быть, когда надо, игривой без малейшей слащавости, пикантной, ироничной, стильной. И солировавшая Эмма Хоканссон тоже была прекрасна. И корда - прелесть, Редхед опять выделялся, очень он изящен. И еще я с удовольствием смотрела на Каледору Фонтану, очень она мне нравится, я всегда рада ее увидеть.
Ну и закончилось все "Этюдами". Простите, но после "Этюдов" в исполнении датчан остро ощущаешь, какая мертвечина и фальшивка - "Этюды" в БТ. И это притом, что у всех танцевавших солистов были технические помарки: Джейми Крэндалл сбилась в фуэте и начала заново, Джонатан Хмеленски, как ни странно, тоже смазал фуэте, нечисто закончил, у Андреаса Коса, заменившего Марсина Купински, кое-где были приземления неуверенные. Но черт возьми, все равно они танцевали так, что нет слов, одно восхищение. Кордебалет прекрасен. Прекрасна тройка мальчиков - Александр Бозинов, Тобиас Преториус, Лиам Редхед. Редхед опять был божественно изящен. И очень хороши все девочки. Крэндалл, кордебалетные девушки и Джонатан Хмеленски очаровательно провели "сильфидную" часть - с прелестными и очень осмысленными отсылками не только к "Сильфиде", но и к танцу с отражением в La Ventana. Андреас Кос снова был восхитителен - какие линии, какое изящество, все при нем: и легкость, и чистота танца (несмотря на помарки), и огромное обаяние. Крэндалл великолепна и в "сильфидной" лирике, и в образе балерины-королевы. Хмеленски был очень хорош, даром что я его не всегда и не везде люблю, но тут он меня покорил. И вообще все в "Этюдах" было как надо - и блеск, и бравура, и проскальзывающая время от времени чуть заметная ирония, и наслаждение танцем. Вот в самом деле приятно было на всех смотреть. Хочу еще. И получу еще: гала-концерт 9 июня завершат именно "Этюды". А до них еще будет "Неаполь" 1 июня и трехчасовая "Бурнонвилиана" 2 июня (и в тот же день - фильм Bournonville Today).
И мне очень интересно, как они поставят Неаполь: видела только КДБшную, но такую... очень традиционно костюмную запись. В том виде Неаполь мне понравился, хоть и не до всторженного писка, но - очень милый, чисто бурнонвилевский балет. И теперь занятно, что с ним сделают )
А что касается "Этюдов" - ну вот в БТ то, да не то: вроде бы все то же самое, а как с фальшивыми елочными игрушками - блестят, а радости нет. А вот в КДБ - и блестят, и радость есть. Хотя... вот все-таки есть у меня подозрение, что я еще и потому пристрастна, что КДБшных танцовщиков я в целом больше люблю.))
А что касается "Неаполя" - так это уже относительно давняя постановка Хюббе, 2013, кажется, года. Она даже на двд выходила, но меня все жаба душит двд покупать, а в сети этой версии нет. Она тоже осовремененная, там действие перенесено в Италию 1950-х годов, этакий кинематографичный неореализм или типа того.
Ага, ага, я знаю про постановку, но не видела же ее, такую. Кстати, надо пошарить в сети, вдруг где-то проскочила уже? Или точно нет?
Но все равно - эх, датчан для меня никто не затмит. И это несмотря на то, что нет уже там моих любимейших любимцев. Хотя вот все-таки что касается репертуара - ну, я уж жаловалась, что следующий сезон у датчан кажется мне не слишком интересным, непонятно, на что ехать. Ну то есть, кое на что я поеду, но явно захвачу меньше спектаклей, чем в этом сезоне.
"Неаполя" Хюббе в сети нет, по-моему, по крайней мере - я нигде его не видела.