Живи, а то хуже будет
И было 27 февраля, и был последний "Билли Бадд" в Большом театре. И сейчас еще не верится, что все кончено, постановка закрыта, я больше никогда не увижу этот спектакль с этим составом. Вчерашний день у меня вышел адски напряженным: мне был позарез нужен еще один билет - для сестры, она страшно хотела "впрыгнуть в уходящий поезд" и попасть на спектакль. И я пыталась найти варианты, а вариантов не было (если не считать перекупщиков, просивших вдвое и втрое дороже, чем по номиналу; а у меня не было денег на перекупщиков и не было уверенности в их честности). И лишь за полтора часа до начала спектакля на балетофоруме (боже, благослови балетофорум) появился человек, предлагавший один билет. Похоже, он очень удивился, когда я стала ему звонить и дрожащим голосом просила продать мне этот билет. К счастью, у меня не было конкурентов. Но нам с сестрой пришлось еще здорово понервничать, потому что человек с билетом пришел перед самым-самым началом спектакля, и меня уже трясло от нервов. И все-таки в последний момент все сложилось, билет мы получили, на спектакль попали, хоть сестра и была вынуждена просидеть первый акт на верхотуре, на первом ярусе. А в партере между тем были свободные места - вот те самые, не проданные перекупщиками втридорога. И на второй акт она спустилась вниз и смотрела уже из партера, из второго ряда.
Когда я представляла себе, как буду смотреть последний спектакль, то думала, что как зареву с первым выходом Вира, так до конца и не успокоюсь. К счастью, ошиблась, реветь не стала, хотя на первой арии слезы на глаза навернулись - не только потому, что Дашак в ней был прекрасен, но и потому, что я очень ясно ощутила: все это никогда уже не вернется. Но если об этом думать, то весь спектакль пропустишь, и я решила, что успею еще пострадать, а пока надо смотреть, слушать и наслаждаться, так что к первому O heave away я уже успокоилась, вытерла физиономию и стала кайфовать. И было отчего кайфовать - на последнем спектакле все ощутимо старались, особенно это касается хора. 25-го февраля, да и 23-го февраля тоже хор не всегда звучал как следует, а вот вчера старался от души - и всю душу вкладывал, с первого и до последнего появления. И вместе с хором старались и радовали взгляд и слух Первый помощник (Александр Киреев) и Второй помощник (Константин Сучков), роскошный Боцман (Николай Казанский) и, разумеется, Крыса (Станислав Мостовой). Вот не могу не отметить, как прекрасно были исполнены в БТшном "Билли" все эти маленькие роли; вновь подтвердилась правота Геннадия Панфилыча, утверждавшего, что нету плохих ролей, а есть паршивцы актеры, которые портят все, что им ни дай. Вот эти актеры не только не портили, а украшали собой собственные роли, и я чувствую, что буду скучать по ним не меньше, чем по исполнителям главных ролей.
В последнем спектакле не было такой мрачной и давящей атмосферы, как в безысходном спектакле 25-го февраля. Все же очень трудно объяснить это ощущение: казалось бы, мизансцены выстроены без изменений, всё на месте - и унижения, и капралы с палками, и двадцать кошек бедному Новичку, и очень опасный каптенармус, и суд, и казнь, - а все равно кажется, что здесь все светлее, и на этом "Неустрашимом" есть не только отчаяние, но и надежда. И во взаимоотношениях между персонажами больше человечности. Например, в сцене в капитанской каюте в первом акте Вир, мистер Редбёрн (Джонатан Саммерс) и мистер Флинт (Даррен Джефри) снова, как в спектакле 23-го февраля, вели себя как три веселых тролля. Особенно хорош мистер Редбёрн, входящий в каюту с такой доброй, такой теплой улыбкой. Когда он улыбался, то черт возьми, мог поспорить по силе обаяния с самим Билли Баддом. И очень, ну очень выразительно поднимал брови на мистера Флинта, когда тот радостно ляпал: "For show her heels she will to a certainty", - так что мистер Флинт заметно смущался. Но на помощь ему тут же приходил капитан, заглаживая неловкость: "You are right, Mr. Flint, she'll fly from us", - и мистер Редбёрн тоже мгновенно расслаблялся и снова начинал улыбаться. А как они с Флинтом на пару исполнили в последний раз Don't like the French - перемигиваясь и чуть ли не хихикая, с полнейшим взаимопониманием и с нескрываемым кайфом от этого взаимопонимания. Вир, кажется, даже почувствовал себя третьим-лишним и в отместку налил себе коньячку, а веселым офицерам не налил, пока не услышал от мистера Флинта: "Beg pardon, sir. We ought to express ourselves differently", - впрочем, без малейшего раскаяния, но с молчаливого одобрения мистера Редбёрна: мол, давай, скажи это, а то ведь нам не нальют. А так налили, но капитан тоже по-своему отомстил: произнес тост "Чтоб они все сдохли!", вернее - "Долой французов!" - и вылил коньячок на пол. Они на этом богоспасаемом корабле коньяком полы моют! Интересно, что обычно в этой сцене капитан с Редбёрном еще и лукаво переглядываются: мол, ну что, выливаем на пол? выливаем, сэр! - а в этот раз нет, опрокидывали они рюмочки, не глядя друг на друга. И только мистер Флинт не стал переводить хороший коньяк попусту, а честно его выпил, за что получил возмущенный взгляд от капитана. Тоже интересно, обычно и капитан, и мистер Редбёрн делают вид, что не заметили его промаха, но сам мистер Флинт понимает, что сделал что-то не то, и, смешавшись, быстро ставит рюмочку на поднос. А вчера капитан очень ясно дал понять мистеру Флинту, что "от вас, мистер Флинт, я такого не ожидал". И при этом сам капитан выглядел мальчишкой, сердящимся из-за того, что кто-то из его товарищей отбивается от коллектива и шагает с коллективом не в ногу. И теперь уж мистер Редбёрн тактично сглаживал общую неловкость, переводя разговор на опасность французских идей, французов и мятежей. И опять, опять невероятно прекрасно спел арию про Нор, плавучую республику. Столько горечи в его голосе, столько вспыхивающих воспоминаний: он вправду видит все вновь, вновь ощущает "the disgrace and the sorrow", и вновь с потрясающей силой восклицает: "O God preserve us from the Nore!". И как же чудесно они вдвоем с мистером Флинтом пропевают: "the floating republic". Вот каждый раз - холод по спине и непередаваемое аудиальное блаженство, именно от этих трех слов и оттого, как Саммерс и Джефри их поют.
И еще мистер Редбёрн вчера после своей арии как-то весь обмяк, состарился на несколько минут, стоял, опустив плечи, тяжело опираясь на палку, и слушал рассуждения капитана о возмутительном духе Франции, но стоило капитану заявить: "We must be vigilant!" - и мистер Редбёрн сразу выпрямился, подобрался и всем своим видом выразил готовность быть бдительным и начеку. Не одним же Клэггартом поддерживать дисциплину на борту, в конце концов.
Мистер Рэтклифф (Грэм Бродбент) сиял, как начищенный золотой, докладывая о том, что "Неустрашимый" вошел во вражеские воды. Да и все приободрились, предвкушая хорошую драку, но мистер Рэтклифф прям подпрыгивал от нетерпения, так ему хотелось поскорее ринуться в бой и начистить французам их французские рыла. Он вообще всегда бравый и лихой вояка, но вчера он был еще и очень улыбчивый, и очень искренне болел за Билли в сцене допроса (хотя и смутился из-за не к добру помянутых "Прав человека", но такое чувство, что смутился скорее по долгу службы, а про себя подумал, что "а-а, ерунда"). И ужасно он обаятельный, и что приятно - если в первых спектаклях (21-го февраля, 23-го февраля) он звучал как будто немного "придушенно" и напряженно, то во вчерашнем спектакле, да и три дня назад, эта напряженность исчезла, он пел совсем легко и свободно.
Вир - Джон Дашак - тоже звучал прекрасно в первом акте, и первую свою арию спел пронзительно (так что, я думаю, меня в слезы потянуло не только из-за того, что я все это видела-слышала в последний раз, но и из-за того, как это было исполнено). А в сцене в каюте казался моложе, легкомысленнее и легче, чем в предыдущем спектакле, и опять очаровательно и радостно подпевал матросскому хору. Все же как здорово появляется в спектакле эта тема немого подпевания-повторения чужих слов: в первом акте молодой Вир беззаботно подпевает матросам, во втором акте старый Вир обессиленно повторяет приговор.
Все я о Вире, да об офицерах, да о хоре, а о Клэггарте ни полслова. А зря. Потому что Клэггарт - Гидон Сакс - вчера был феерически прекрасен. Впрочем, все уже привыкли, что он у меня каждый раз прекрасен, но правда, вчера его Клэггарт ожил, приободрился, и не сравнить его было с мрачнейшим Клэггартом из спектакля 25-го февраля. Он был грациозен, эротичен, нисколько не холоден, не опустошен, не мертв внутри. И в общении, например, с Новичком это был очень опасный и очень соблазнительный Клэггарт. Как он водил пальцем по щеке Новичка, как вкрадчиво и нежно мурлыкал, обучая его науке провокаций и обмана, как вообще подзывал к себе Новичка и ждал, когда тот подползет к нему на коленях и взглянет на него снизу вверх. Ух. Жаль, не хлопал игриво Новичка по носу, это был прелестный жест, но зато очень выразительно щелкнул перед носом у Новичка гинеями, так что тот аж вздрогнул. Но стоило ему заартачиться - ах, как он менялся в лице, услышав, что надо оклеветать Билли Бадда, и ах, как сам Клэггарт произносил имя Билли, не скрывая нежности и горечи, - так вот, стоило Новичку заартачиться, как вся игривость с Клэггарта слетела, он взорвался, и бедному Новичку пришлось туго. Хотя мне показалось, что в предыдущем спектакле Клэггарт взрывался еще сильнее, там он действительно терял самообладание и замахивался на Новичка стеком так, что чувствовалось: еще миг - и точно ударит; а вчера он больше запугивал Новичка, чем срывался всерьез. Видно, понимал, что додавит Новичка так или иначе. Жаль еще, потом он вытер стек не о бедро Новичка, а о желтую футболку, это было не так издевательски-садистично. Но зато очень выразительно перед этим стек оглядел: фу, запачкал об этого мальчишку! Нет, право, вчера Клэггарт был не дьявол, нет, но человек, у которого на корабле все схвачено, уютное гнездо аспида свито, можно при желании сунуть в это гнездо живую грелку типа Новичка, да и вообще жить в свое удовольствие. И тут появляется Билли Бадд, уют трещит по швам, каптенармус нервничает, у него появляются странные желания, в общем, амор с ним приключился. И каптенармуса это очень тревожит.
При этом каптенармус не знает толком, чего сам хочет: то ли взаимности, то ли нежности, то ли чтоб Билли вовсе не было. Швыряет его из стороны в сторону, ему самому иногда не угнаться за собственными переменами настроения. И кстати, вот то, что говорит сам Сакс о Клэггарте: "Он поклоняется совсем другой троице: собственная голова, сердце и пах – вот его три отправные точки" - вот это было вполне доходчиво показано во вчерашнем спектакле. Особенно пах, простите меня. Но в самом деле, Клэггарт был отчетливо сексуален. Не сказать, что сексуально активен, но почему-то было ясно, что свои желания он в принципе не подавляет. Просто Билли... он такой, что его проще убить, чем объяснить ему, чего ты от него хочешь. Ты уж к нему и так, и сяк, и комплименты при вышестоящем начальстве делаешь, и глазами поедаешь, и платочек снимаешь, и мурлычешь, и за драку не наказываешь, и пялишься, пока он переодевается, ну черт возьми, чего ему еще надо, почему он ничего не понимает?!
А вот не понимает, он такой, этот Билли. В последнем спектакле Юрий Самойлов снова играл юного Билли, не одинокого, как в спектакле 25-го февраля, а открытого и расположенного к людям, очень обаятельного, очень теплого и - опять, как 23-го февраля, - очень тактильного и радостно отзывающегося на прикосновения. Немудрено, что Клэггарт на него повелся (хотя и не довелось Клэггарту его как следует потрогать). Клэггарт провел допрос Рыжей бороды (Марат Гали был хорош в сцене допроса, но, к сожалению, в шанти у него были срывы) и Артура Джонса (Александр Уткин) без всякого увлечения, скучающе, не сказать, чтобы небрежно, нет, на того же Рыжую бороду он рявкал от души, стеком угрожал, стращал и не пущал, но чувствовалось, что все проделывается исключительно по долгу службы, а так-то ему наплевать и на строптивца Бороду, и на покорного Артура Джонса. Но стоило ему обернуться и увидеть Билли, сияющего посильнее лейтенанта Рэтклиффа (Рэтклифф, как было сказано выше, сиял как начищенный золотой, Билли сиял как солнце и всех своим светом согревал), - о, в Клэггарте сразу проснулся интерес к жизни вообще и к Билли в частности. И как он пошел проводить допрос, улыбаясь ну пусть и не с первых слов, но глядя на Билли ощутимо теплее и заинтересованнее, чем на всех остальных, - так до конца и не опомнился, хоть и смутился слегка, когда Билли начал заикаться (причем что любопытно - у него, как мне показалась, реакция на заикание Билли в чем-то повторяла реакцию остальных офицеров: мол, заикается, какая жалость, а в остальном безупречен; но когда заикание прошло, Клэггарт, похоже, решил, что Билли прекрасен во всех отношениях - и расхваливал его искренне и от души). Билли прелестно признался, что читать не умеет: Клэггарт ему задает вопрос: "Can you read?", Билли отвечает как будто чуточку смущенно: "No..." - делает паузу и добавляет радостно: "But I can sing!" - нашел чем похвастаться. Клэггарт от этого ответа разулыбался еще больше, ему явно понравилось. Ну и вообще повелся на Билли, прямо-таки мурлыкал ему комплименты (даром что как бы обращался к офицерам, но смотрел-то исключительно на Билли), а уж когда Билли ему поклонился, услышав про себя: "a King's bargain" - Клэггарт и вовсе расцвел. Возможно, даже начал строить определенные планы, но тут Билли помянул невовремя "права человека", офицеры напряглись, ну и Клэггарт поднапрягся тоже. Занятно, такое ощущение, будто и он подумал, что Билли что-то крамольное имел в виду. Но и разозлился, когда ему указали на это другие, вернее, указал мистер Редбёрн и отчалил, щелкнув каблуками. Очень здорово Клэггарт отвечает вежливо, глядя в зал: "I heard, your honour", - а потом оборачивается, чтобы взглянуть, ушел ли мистер Редбёрн достаточно далеко, можно ли дать себе волю, - и срывает фуражку, и орет от души: "I heard, your honour! Yes, I heard!". Подтекст вчера был более чем ясен: господи, меня окружают идиоты. И с каким ядом Клэггарт цедил вчера: "These officers! They are naught but dust in the wind!", и как звал Крысу, нетерпеливо похлопывая стеком по ноге. Бедный Крыса, все-таки нелегко ему иметь дело с этим вредным и нервным Клэггартом: бить его Клэггарт, наверно, не станет, все же он себя контролирует, но всю душу вымотает насмешками, придирками и угрозами. И опять вчера Клэггарт гипнотизировал его стеком: в предыдущем спектакле этого почти не было, а вчера он снова разыгрался. Но и посылал Крысу к черту с огромным удовольствием, он бы всех послал к чертям, начиная с капитана, да нельзя, вот только на Крысе и можно оттянуться.
Как обычно - очень многобуков
Когда я представляла себе, как буду смотреть последний спектакль, то думала, что как зареву с первым выходом Вира, так до конца и не успокоюсь. К счастью, ошиблась, реветь не стала, хотя на первой арии слезы на глаза навернулись - не только потому, что Дашак в ней был прекрасен, но и потому, что я очень ясно ощутила: все это никогда уже не вернется. Но если об этом думать, то весь спектакль пропустишь, и я решила, что успею еще пострадать, а пока надо смотреть, слушать и наслаждаться, так что к первому O heave away я уже успокоилась, вытерла физиономию и стала кайфовать. И было отчего кайфовать - на последнем спектакле все ощутимо старались, особенно это касается хора. 25-го февраля, да и 23-го февраля тоже хор не всегда звучал как следует, а вот вчера старался от души - и всю душу вкладывал, с первого и до последнего появления. И вместе с хором старались и радовали взгляд и слух Первый помощник (Александр Киреев) и Второй помощник (Константин Сучков), роскошный Боцман (Николай Казанский) и, разумеется, Крыса (Станислав Мостовой). Вот не могу не отметить, как прекрасно были исполнены в БТшном "Билли" все эти маленькие роли; вновь подтвердилась правота Геннадия Панфилыча, утверждавшего, что нету плохих ролей, а есть паршивцы актеры, которые портят все, что им ни дай. Вот эти актеры не только не портили, а украшали собой собственные роли, и я чувствую, что буду скучать по ним не меньше, чем по исполнителям главных ролей.
В последнем спектакле не было такой мрачной и давящей атмосферы, как в безысходном спектакле 25-го февраля. Все же очень трудно объяснить это ощущение: казалось бы, мизансцены выстроены без изменений, всё на месте - и унижения, и капралы с палками, и двадцать кошек бедному Новичку, и очень опасный каптенармус, и суд, и казнь, - а все равно кажется, что здесь все светлее, и на этом "Неустрашимом" есть не только отчаяние, но и надежда. И во взаимоотношениях между персонажами больше человечности. Например, в сцене в капитанской каюте в первом акте Вир, мистер Редбёрн (Джонатан Саммерс) и мистер Флинт (Даррен Джефри) снова, как в спектакле 23-го февраля, вели себя как три веселых тролля. Особенно хорош мистер Редбёрн, входящий в каюту с такой доброй, такой теплой улыбкой. Когда он улыбался, то черт возьми, мог поспорить по силе обаяния с самим Билли Баддом. И очень, ну очень выразительно поднимал брови на мистера Флинта, когда тот радостно ляпал: "For show her heels she will to a certainty", - так что мистер Флинт заметно смущался. Но на помощь ему тут же приходил капитан, заглаживая неловкость: "You are right, Mr. Flint, she'll fly from us", - и мистер Редбёрн тоже мгновенно расслаблялся и снова начинал улыбаться. А как они с Флинтом на пару исполнили в последний раз Don't like the French - перемигиваясь и чуть ли не хихикая, с полнейшим взаимопониманием и с нескрываемым кайфом от этого взаимопонимания. Вир, кажется, даже почувствовал себя третьим-лишним и в отместку налил себе коньячку, а веселым офицерам не налил, пока не услышал от мистера Флинта: "Beg pardon, sir. We ought to express ourselves differently", - впрочем, без малейшего раскаяния, но с молчаливого одобрения мистера Редбёрна: мол, давай, скажи это, а то ведь нам не нальют. А так налили, но капитан тоже по-своему отомстил: произнес тост "Чтоб они все сдохли!", вернее - "Долой французов!" - и вылил коньячок на пол. Они на этом богоспасаемом корабле коньяком полы моют! Интересно, что обычно в этой сцене капитан с Редбёрном еще и лукаво переглядываются: мол, ну что, выливаем на пол? выливаем, сэр! - а в этот раз нет, опрокидывали они рюмочки, не глядя друг на друга. И только мистер Флинт не стал переводить хороший коньяк попусту, а честно его выпил, за что получил возмущенный взгляд от капитана. Тоже интересно, обычно и капитан, и мистер Редбёрн делают вид, что не заметили его промаха, но сам мистер Флинт понимает, что сделал что-то не то, и, смешавшись, быстро ставит рюмочку на поднос. А вчера капитан очень ясно дал понять мистеру Флинту, что "от вас, мистер Флинт, я такого не ожидал". И при этом сам капитан выглядел мальчишкой, сердящимся из-за того, что кто-то из его товарищей отбивается от коллектива и шагает с коллективом не в ногу. И теперь уж мистер Редбёрн тактично сглаживал общую неловкость, переводя разговор на опасность французских идей, французов и мятежей. И опять, опять невероятно прекрасно спел арию про Нор, плавучую республику. Столько горечи в его голосе, столько вспыхивающих воспоминаний: он вправду видит все вновь, вновь ощущает "the disgrace and the sorrow", и вновь с потрясающей силой восклицает: "O God preserve us from the Nore!". И как же чудесно они вдвоем с мистером Флинтом пропевают: "the floating republic". Вот каждый раз - холод по спине и непередаваемое аудиальное блаженство, именно от этих трех слов и оттого, как Саммерс и Джефри их поют.
И еще мистер Редбёрн вчера после своей арии как-то весь обмяк, состарился на несколько минут, стоял, опустив плечи, тяжело опираясь на палку, и слушал рассуждения капитана о возмутительном духе Франции, но стоило капитану заявить: "We must be vigilant!" - и мистер Редбёрн сразу выпрямился, подобрался и всем своим видом выразил готовность быть бдительным и начеку. Не одним же Клэггартом поддерживать дисциплину на борту, в конце концов.
Мистер Рэтклифф (Грэм Бродбент) сиял, как начищенный золотой, докладывая о том, что "Неустрашимый" вошел во вражеские воды. Да и все приободрились, предвкушая хорошую драку, но мистер Рэтклифф прям подпрыгивал от нетерпения, так ему хотелось поскорее ринуться в бой и начистить французам их французские рыла. Он вообще всегда бравый и лихой вояка, но вчера он был еще и очень улыбчивый, и очень искренне болел за Билли в сцене допроса (хотя и смутился из-за не к добру помянутых "Прав человека", но такое чувство, что смутился скорее по долгу службы, а про себя подумал, что "а-а, ерунда"). И ужасно он обаятельный, и что приятно - если в первых спектаклях (21-го февраля, 23-го февраля) он звучал как будто немного "придушенно" и напряженно, то во вчерашнем спектакле, да и три дня назад, эта напряженность исчезла, он пел совсем легко и свободно.
Вир - Джон Дашак - тоже звучал прекрасно в первом акте, и первую свою арию спел пронзительно (так что, я думаю, меня в слезы потянуло не только из-за того, что я все это видела-слышала в последний раз, но и из-за того, как это было исполнено). А в сцене в каюте казался моложе, легкомысленнее и легче, чем в предыдущем спектакле, и опять очаровательно и радостно подпевал матросскому хору. Все же как здорово появляется в спектакле эта тема немого подпевания-повторения чужих слов: в первом акте молодой Вир беззаботно подпевает матросам, во втором акте старый Вир обессиленно повторяет приговор.
Все я о Вире, да об офицерах, да о хоре, а о Клэггарте ни полслова. А зря. Потому что Клэггарт - Гидон Сакс - вчера был феерически прекрасен. Впрочем, все уже привыкли, что он у меня каждый раз прекрасен, но правда, вчера его Клэггарт ожил, приободрился, и не сравнить его было с мрачнейшим Клэггартом из спектакля 25-го февраля. Он был грациозен, эротичен, нисколько не холоден, не опустошен, не мертв внутри. И в общении, например, с Новичком это был очень опасный и очень соблазнительный Клэггарт. Как он водил пальцем по щеке Новичка, как вкрадчиво и нежно мурлыкал, обучая его науке провокаций и обмана, как вообще подзывал к себе Новичка и ждал, когда тот подползет к нему на коленях и взглянет на него снизу вверх. Ух. Жаль, не хлопал игриво Новичка по носу, это был прелестный жест, но зато очень выразительно щелкнул перед носом у Новичка гинеями, так что тот аж вздрогнул. Но стоило ему заартачиться - ах, как он менялся в лице, услышав, что надо оклеветать Билли Бадда, и ах, как сам Клэггарт произносил имя Билли, не скрывая нежности и горечи, - так вот, стоило Новичку заартачиться, как вся игривость с Клэггарта слетела, он взорвался, и бедному Новичку пришлось туго. Хотя мне показалось, что в предыдущем спектакле Клэггарт взрывался еще сильнее, там он действительно терял самообладание и замахивался на Новичка стеком так, что чувствовалось: еще миг - и точно ударит; а вчера он больше запугивал Новичка, чем срывался всерьез. Видно, понимал, что додавит Новичка так или иначе. Жаль еще, потом он вытер стек не о бедро Новичка, а о желтую футболку, это было не так издевательски-садистично. Но зато очень выразительно перед этим стек оглядел: фу, запачкал об этого мальчишку! Нет, право, вчера Клэггарт был не дьявол, нет, но человек, у которого на корабле все схвачено, уютное гнездо аспида свито, можно при желании сунуть в это гнездо живую грелку типа Новичка, да и вообще жить в свое удовольствие. И тут появляется Билли Бадд, уют трещит по швам, каптенармус нервничает, у него появляются странные желания, в общем, амор с ним приключился. И каптенармуса это очень тревожит.
При этом каптенармус не знает толком, чего сам хочет: то ли взаимности, то ли нежности, то ли чтоб Билли вовсе не было. Швыряет его из стороны в сторону, ему самому иногда не угнаться за собственными переменами настроения. И кстати, вот то, что говорит сам Сакс о Клэггарте: "Он поклоняется совсем другой троице: собственная голова, сердце и пах – вот его три отправные точки" - вот это было вполне доходчиво показано во вчерашнем спектакле. Особенно пах, простите меня. Но в самом деле, Клэггарт был отчетливо сексуален. Не сказать, что сексуально активен, но почему-то было ясно, что свои желания он в принципе не подавляет. Просто Билли... он такой, что его проще убить, чем объяснить ему, чего ты от него хочешь. Ты уж к нему и так, и сяк, и комплименты при вышестоящем начальстве делаешь, и глазами поедаешь, и платочек снимаешь, и мурлычешь, и за драку не наказываешь, и пялишься, пока он переодевается, ну черт возьми, чего ему еще надо, почему он ничего не понимает?!
А вот не понимает, он такой, этот Билли. В последнем спектакле Юрий Самойлов снова играл юного Билли, не одинокого, как в спектакле 25-го февраля, а открытого и расположенного к людям, очень обаятельного, очень теплого и - опять, как 23-го февраля, - очень тактильного и радостно отзывающегося на прикосновения. Немудрено, что Клэггарт на него повелся (хотя и не довелось Клэггарту его как следует потрогать). Клэггарт провел допрос Рыжей бороды (Марат Гали был хорош в сцене допроса, но, к сожалению, в шанти у него были срывы) и Артура Джонса (Александр Уткин) без всякого увлечения, скучающе, не сказать, чтобы небрежно, нет, на того же Рыжую бороду он рявкал от души, стеком угрожал, стращал и не пущал, но чувствовалось, что все проделывается исключительно по долгу службы, а так-то ему наплевать и на строптивца Бороду, и на покорного Артура Джонса. Но стоило ему обернуться и увидеть Билли, сияющего посильнее лейтенанта Рэтклиффа (Рэтклифф, как было сказано выше, сиял как начищенный золотой, Билли сиял как солнце и всех своим светом согревал), - о, в Клэггарте сразу проснулся интерес к жизни вообще и к Билли в частности. И как он пошел проводить допрос, улыбаясь ну пусть и не с первых слов, но глядя на Билли ощутимо теплее и заинтересованнее, чем на всех остальных, - так до конца и не опомнился, хоть и смутился слегка, когда Билли начал заикаться (причем что любопытно - у него, как мне показалась, реакция на заикание Билли в чем-то повторяла реакцию остальных офицеров: мол, заикается, какая жалость, а в остальном безупречен; но когда заикание прошло, Клэггарт, похоже, решил, что Билли прекрасен во всех отношениях - и расхваливал его искренне и от души). Билли прелестно признался, что читать не умеет: Клэггарт ему задает вопрос: "Can you read?", Билли отвечает как будто чуточку смущенно: "No..." - делает паузу и добавляет радостно: "But I can sing!" - нашел чем похвастаться. Клэггарт от этого ответа разулыбался еще больше, ему явно понравилось. Ну и вообще повелся на Билли, прямо-таки мурлыкал ему комплименты (даром что как бы обращался к офицерам, но смотрел-то исключительно на Билли), а уж когда Билли ему поклонился, услышав про себя: "a King's bargain" - Клэггарт и вовсе расцвел. Возможно, даже начал строить определенные планы, но тут Билли помянул невовремя "права человека", офицеры напряглись, ну и Клэггарт поднапрягся тоже. Занятно, такое ощущение, будто и он подумал, что Билли что-то крамольное имел в виду. Но и разозлился, когда ему указали на это другие, вернее, указал мистер Редбёрн и отчалил, щелкнув каблуками. Очень здорово Клэггарт отвечает вежливо, глядя в зал: "I heard, your honour", - а потом оборачивается, чтобы взглянуть, ушел ли мистер Редбёрн достаточно далеко, можно ли дать себе волю, - и срывает фуражку, и орет от души: "I heard, your honour! Yes, I heard!". Подтекст вчера был более чем ясен: господи, меня окружают идиоты. И с каким ядом Клэггарт цедил вчера: "These officers! They are naught but dust in the wind!", и как звал Крысу, нетерпеливо похлопывая стеком по ноге. Бедный Крыса, все-таки нелегко ему иметь дело с этим вредным и нервным Клэггартом: бить его Клэггарт, наверно, не станет, все же он себя контролирует, но всю душу вымотает насмешками, придирками и угрозами. И опять вчера Клэггарт гипнотизировал его стеком: в предыдущем спектакле этого почти не было, а вчера он снова разыгрался. Но и посылал Крысу к черту с огромным удовольствием, он бы всех послал к чертям, начиная с капитана, да нельзя, вот только на Крысе и можно оттянуться.
Как обычно - очень многобуков
Спасибо за такое подробное описание этого спектакля! но честно говоря - и только за себя, конечно, - я довольно, что моим последним "Билли" был спектакль 25-го. всё-таки мне тот раз додал всего, что я больше всего ожидала от этой истории: безнадёжности, злобы, отчаяния, одиночества. в других интерпретациях тоже есть своя прелесть, но вот именно тот раз меня раздавил (но я могу сравнивать лишь 3 версии) и вызвал самые сильные эмоции.
ну вот, думаю обо всём, вспоминаю, и слёзы наворачиваются, а ведь обещала же себе мыслить позитивно))
И с "Билли" можно было бы мыслить позитивно, если б он остался в репертуаре. А так он очень располагает теперь к пролитию слез.)) Для меня, пожалуй, спектакль 25-го февраля был все же мрачноват: он был такой безысходный, что просто хоть беги топиться вместе с Новичком. Нет, я шучу, конечно, но ох, я-то как раз рада, что сумела "заесть" его вчерашним спектаклем.
Но спектакль 25-го числа вообще здорово отличался от всех остальных, что я видела, - что в этом сезоне, что в предыдущем. Прям хочется сказать, что это была dark!версия, хотя казалось бы, куда там еще и dark, опера изначально не самая оптимистичная, мягко говоря.) Но поразительно, что там все, абсолютно все играли мрачнее и жестче, чем в другие дни. Прям хочется узнать, что с ними всеми случилось, что они выдали такой мрачняк.))