00:00

Живи, а то хуже будет
Не знаю, обращал ли кто-нибудь на это внимание, но занятно: оказывается, некоторые танцовщики - тот же Эрик, тот же Петер Шауфусс - совершенно серьезно считали, что Джеймс в своей второй вариации во втором акте "Сильфиды" делал не двойной tour en l'air, а одинарный тур плюс три четверти, - потому что танцовщики при Бурнонвиле и после него были просто неспособны сделать двойной тур. И Эрик, и Петер Шауфусс (и, кстати, Рудольф Нуреев тоже) делали в этом месте двойной тур: соответственно, начинали лицом к условному залу и заканчивали так же - лицом к залу. Вот на этой гифке хорошо видно, как это делал Эрик:



Вот только фишка-то в том, что Джеймс танцует для Сильфиды, и когда он делает не двойной тур, а одинарный тур плюс три четверти - он заканчивает тур не лицом в зал, а лицом к Сильфиде. И это выглядит намного лучше - вот, например, как у Николая Хюббе в постановке 1988 года:



Так что при всем моем уважении к Эрику - зря он стал конкретно в этом месте поправлять мэтра Бурнонвиля, ибо мэтр знал, что делает. И надо добавить, что по моим ощущениям-наблюдениям сейчас Джеймсы все же в основном делают здесь не двойной тур, а все тот же одинарный плюс три четверти, заканчивая и тур, и вариацию - лицом к Сильфиде. Ну и разумеется, делают они это вовсе не потому, что не могут сделать двойной тур.

@темы: Erik Bruhn, "La Sylphide", Royal Danish Ballet

Комментарии
13.01.2018 в 01:05

Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
Как интересно. Мне кажется, что я не обращала на это внимание и уж точно не задумывалась, почему Эрик так делает. А сейчас пересмотрела, мне кажется в финале второй вариации Карла на Эрика даже и не смотрит, как бы отвлекается, в то время как Лис Еппесен (если я правильно транскрибирую) только на время отводит глаза от танцующего Джеймса переходя с левого края сцены на правый, и то оглядывается.
13.01.2018 в 01:35

Живи, а то хуже будет
Филифьонка_, ну, зато Карла очаровательно смотрит на Эрика в начале его второй вариации.) А в самом-самом финале, как раз когда он делает этот пресловутый двойной воздушный тур, мне кажется, она все же на него смотрит, как и Лиз Йеппесен (не уверена, кстати, что сама правильно транскрибирую, ну да ладно, мы же понимаем, о ком идет речь) смотрит на Хюббе.)
13.01.2018 в 01:41

Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
М-ль Люсиль, да, она внимательно на него смотрит, а потом как бы отвлекается, но может, в самом конце и поворачивает голову, мне не разобрать). Но так как и Джеймс на нее не смотрит, то все равно получается, что он сам по себе, неизвестно, наверно, как Эрик трактовал образ Джеймса в этот момент... но вообще кажется, как будто он на это мгновение остаётся один на один со своими эмоциями, как бы совершает такой восторженный прыжок для самого себя
13.01.2018 в 01:47

Живи, а то хуже будет
Филифьонка_, ну, я бы не сказала, что Эрик-Джеймс в этой вариации так уж сам по себе. Конечно, он не очень активно реагирует и смотрит на Сильфиду, но это и неудивительно, ему здесь танцевать надо, а не головой по сторонам вертеть.) И тем не менее, он не так уж отъединен от нее, как мне кажется. Ну и когда затем она начинает свою вариацию, он очень выразительно смотрит на нее, жестикулирует и реагирует.
13.01.2018 в 02:05

Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
М-ль Люсиль, да нет, я и не имела в виду, что он во всей вариации сам по себе, я говорила про один момент... ну, собственно, когда разговариваем с кем-то и у нас хороший контакт и связь, бывают же разные моменты, иногда какой-то комментарий сделаешь самому себе и это не значит, что связь прервалась... ну, я как-то так для себя проинтерпретировала этот момент, то, что он заканчивает не лицом к ней, как такой прыжок для самого себя.
А вы как бы это интерпретировали?
13.01.2018 в 02:14

Живи, а то хуже будет
Филифьонка_, если честно, в данном случае мне кажется, что Эрик просто хотел сделать здесь двойной воздушный тур, только и всего.)
13.01.2018 в 02:20

Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
М-ль Люсиль, понятно) ну, то есть, вроде понятно, но я как обычно вязну и слишком усложняю все) . Для меня тогда он либо вышел из роли и перестал быть на эту пару секунд Джеймсом ( чего мне не кажется), либо остался в роли и тогда исходя из роли Джеймса можно как-то проинтерпретировать все что он делает...
13.01.2018 в 02:22

Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
М-ль Люсиль, ну а с другой стороны можно действительно проинтерпретировать, что Джеймс танцуя для Сильфиды решил показать Сильфиде, что умеет делать двойной тур))
13.01.2018 в 02:27

Живи, а то хуже будет
Филифьонка_, ну, скажем так, можно оставаться Джеймсом, даже если заканчиваешь вариацию не лицом к Сильфиде.)) Первую вариацию Джеймс вообще танцует в отсутствие Сильфиды - и в телевизионном па-де-де с Эриком, и в версии с Хюббе, да и вообще, по-моему, во всех версиях, но все равно остается при этом Джеймсом.)
С одной стороны, мне не кажется, что танцовщик выходит из роли, если делает двойной тур и заканчивает вариацию, глядя в зал, а не на Сильфиду. С другой стороны, предпочтительнее, конечно, чтобы он заканчивал вариацию, глядя на Сильфиду, потому что так поставил Бурнонвиль - и это просто намного сценичнее и лучше смотрится.
13.01.2018 в 02:31

Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
М-ль Люсиль, конечно, можно, я же про это и говорю, и как мне казалось, просто развиваю мысль вашего поста, но, наверное, у меня не получается сказать понятно, а, может, я просто сама запуталась в своей мысли, ну да и бог с ней, не стоит она того)
13.01.2018 в 02:37

Живи, а то хуже будет
Филифьонка_, да нет, может, это я торможу по ночному времени.)) А наверно, общий посыл моего поста был: не всегда Эрик Брун был во всем прав.)))
13.01.2018 в 02:45

Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
М-ль Люсиль, ну, он же всего лишь человек) Так что с этим посылом я совершенно согласна)
Ну, а еще я поняла, какая суперценная вещь в балете - гифки, как они позволяют увидеть детали, обычно скрытые. Меня вот всегда попадали люди, говорящие, что они посчитали у кого-то, скажем, фуэте ( причём, как правило слышала это от людей, нечасто посещающих балеты), для меня в режиме реального времени это нереально сделать
13.01.2018 в 02:51

Живи, а то хуже будет
Филифьонка_, для меня тоже. Ну, я вообще не понимаю, как можно во время живого спектакля сидеть и считать фуэте или, допустим, антраша-сис у Альбрехта (а их тоже любят считать). Ну, то есть, можно, конечно, но зачем?
Но гифки и видео - это, конечно, другое дело.) вот конкретно танец Эрика в Сильфиде вообще хочется весь разобрать на гифки и наслаждаться, пересматривая, как изумительно чисто он выполняет все элементы. И при этом разобрать его вариации на гифки очень трудно, потому что он не "дробит" танец на отдельные па/