Живи, а то хуже будет
Неожиданно провела вчера отличный вечер в Стасике. Программа Баланчин-Тейлор-Гарнье-Экман мне понравилась намного сильнее первой илеровской премьеры Лифарь-Килиан-Форсайт, все-таки "Сюита в белом" на фоне "Маленькой смерти" и "Второй детали" выглядит старомодной. А в новой программе нет перекоса, ну разве что Гарнье с "Онисом" чуточку уступает своим соседям, но он поставлен в один акт с великолепным "Ореолом", и свет этого "Ореола" падает и на него. Получается сбалансированно, увлекательно, очаровательно и легко. В "Серенаде" прелестна была Муханова (увижу ли я когда-нибудь снова ее гениальную Татьяну в ноймайеровском балете?), очень выразительна Соломянко, обворожителен Смилевски-старший. И кордебалет тоже очень хорошо работал (а дальше, надеюсь, будет еще лучше). Говорят, в первые два дня "Серенаду" танцевали как-то не очень, но то ли в последний день растанцевались, то ли мне достался хороший состав, а в результате я осталась довольна. Если придираться - Клеймёнова, распустив волосы, вообразила себя безумной Жизелью и малость увлеклась, создавая драму на пустом месте в заключительной части. Без драматизирования надо бы обойтись, в "Серенаде" оно абсолютно точно ни к чему. Вот что мне еще нравится в новой илеровской программе: все балеты бессюжетны, танец выведен на первый план и полностью очищен от "отношенек", "драм" и попыток рассказать что-нибудь "общечеловеческое". Нет, я ничего не имею против бессюжетных балетов, где в танец вплетено все это общечеловеческое, отношения и драмы, но право, как приятно иногда просто наслаждаться танцем без всяких подтекстов. И если в "Серенаде", как я уже сказала, исполнители все-таки не сдержались и немножко драмы изобразили, то в "Ореоле" был только танец, танец, танец, чистый и белый, как костюмы танцовщиков. Прелестный балет, и танцевали его вчера с большим увлечением. Ожидаемо прекрасен был Мануйлов, очаровательны Сизых, Шевцова и Бек. Соболевский симпатичен, прыгуч и легок, но, признаться, костюм ему здорово не шел: очень расширял торс и укорачивал ноги. "Онис" - забавная bijou, не в моем вкусе, но длится недолго и не успевает надоесть. Юный Максим Севагин очень обращал на себя внимание - и танцем, и внешностью, пожалуй, будут теперь следить за ним: мальчик талантлив. Ну и "Тюль" стал хорошим завершением вечера (не понравились мне только аудиозаписи монологов Кардаш и Микиртичевой - уж очень ненатурально и натянуто звучали их голоса, как у плохих актрис в плохих сериалах; танцевали же они изумительно, но другого от них я и не ожидала). Все балетные шуточки прекрасно задуманы и прекрасно исполнены, да и вообще труппа явно отрывалась в этом балете - и поэтому на них всех было очень весело смотреть. Эпизод "Цирк" - это зверская сатира не только на трюковую сторону балета, но и на зрительское восприятие трюков: барабанный бой, литавры, восхищенные вопли и подсчет прокручиваемых фуэте вслух - ну, это очень напоминает реакцию публики на то же самое фуэте где угодно, да и вообще на почти любой многократно повторяющийся элемент: с хлопаньем в ладоши в такт и бурным восторгом после. Вспоминаются некоторые так сказать любители, говорящие что-то вроде: "такой-то прыгает лучше всех", а потом выясняется, что они имели в виду танец вообще. Ну вот в "Цирке" прыжков хватает, о да. И Мануйлов - один из самых интеллигентных танцовщиков в Стасике, и Соломянко - хрупкая и элегантная брюнетка, - жгли и пепелили в "Цирке", тоже откровенно пародируя все это трюкачество. Смилевски-старший опять выделялся на общем совсем не тусклом фоне (очень хочу, чтобы он станцевал в возобновляемой "Манон" в феврале, я помню его Леско в позапрошлом сезоне, он был изумителен). Ну и кордебалет сиял. И кстати, что мне нравится: в программке были указаны имена не только исполнителей-солистов в "Серенаде" и в "Тюле", но и перечислены имена кордебалетных, танцевавших в этих балетах. Не мешало бы БТ взять со Стасика пример и тоже начать указывать в программке к "Этюдам" не только троицу солистов, но артистов кордебалета.
В общем, вышла я из театра с острым ощущением: "хочу еще". Но увы, следующий раз будет только в конце января, как раз в те дни, когда я буду смотреть пражского "Билли Бадда". Остается только утешать себя, что наверняка эта программа пройдет в сезоне весной, и тогда уж я попытаюсь опять на нее попасть. Вот она, беда наших театров: отсутствие в открытом доступе четкого расписания спектаклей на весь сезон вперед. В БТ хоть выходит буклет, где сезон полностью расписан, и ясно, когда чего ждать (правда, в этом году он вышел только осенью, когда четверть сезона уже была позади), а в Стасике известны лишь даты премьер, а все остальное покрыто мраком. В таких условиях трудно строить устойчивые планы, в результате именно Стасиком и приходится жертвовать, а жаль, там ведь сейчас становится по-настоящему интересно. А в феврале будет опять хореографическая мастерская "Точка пересечения" - причем как раз между "Билли Баддом" в БТ. Что-то у меня февраль получается чрезвычайно насыщенным - там ведь еще и Дания, и последние в этом сезоне "Этюды", и если в Стасике опять Мануйлов будет Джеймсом в лакоттовской "Сильфиде", то и на "Сильфиду" надо пойти, хоть и не люблю я ее, и вот, если в "Манон" Смилевски будет танцевать Леско, то надо и на "Манон". Но с другой стороны, декабрь и январь у меня почти пустые, так что в феврале я просто буду оттягиваться за все остальные зимние месяцы.
В общем, вышла я из театра с острым ощущением: "хочу еще". Но увы, следующий раз будет только в конце января, как раз в те дни, когда я буду смотреть пражского "Билли Бадда". Остается только утешать себя, что наверняка эта программа пройдет в сезоне весной, и тогда уж я попытаюсь опять на нее попасть. Вот она, беда наших театров: отсутствие в открытом доступе четкого расписания спектаклей на весь сезон вперед. В БТ хоть выходит буклет, где сезон полностью расписан, и ясно, когда чего ждать (правда, в этом году он вышел только осенью, когда четверть сезона уже была позади), а в Стасике известны лишь даты премьер, а все остальное покрыто мраком. В таких условиях трудно строить устойчивые планы, в результате именно Стасиком и приходится жертвовать, а жаль, там ведь сейчас становится по-настоящему интересно. А в феврале будет опять хореографическая мастерская "Точка пересечения" - причем как раз между "Билли Баддом" в БТ. Что-то у меня февраль получается чрезвычайно насыщенным - там ведь еще и Дания, и последние в этом сезоне "Этюды", и если в Стасике опять Мануйлов будет Джеймсом в лакоттовской "Сильфиде", то и на "Сильфиду" надо пойти, хоть и не люблю я ее, и вот, если в "Манон" Смилевски будет танцевать Леско, то надо и на "Манон". Но с другой стороны, декабрь и январь у меня почти пустые, так что в феврале я просто буду оттягиваться за все остальные зимние месяцы.
Кроме "Ониса", как-то я его не очень понимаю, но он короткий совсем) А так программа такая логично-стройно-гармоничная, да, в общем, и " Онис" в нее вписывается) и я по-хорошему впечатлена кордебалетом и его согласованностью, и в «Серенаде» прекрасно, и в Тюле супервпечатяюще!
В воскресенье был, как я поняла, не самый сильный состав в "Серенаде", мне понравилась Мария Бек. А " Ореол" был просто великолепен, Соболевский произвел на меня хорошее впечатление, и девушки танцевали хорошо, но Смилевски-старший всех затмил. Такой самоотреченный и прекрасный у него получился образ, и весь балет так хорош! Он очень меня трогает, и в нем как раз в отличии от Серенады, мне кажется, драматизм к месту.
И "Тюль" такой классный балет про балет, смотрела бы и смотрела. Хотя тоже речевые вставки не очень оценила, хотя в них было что-то наивно трогательное. Оксана Кардаш была у нас в Цирке как раз, она чудесная, такая точеная, надеюсь, в январе, может, увидеть ее в "Серенаде"
Надо сказать, что вчера в "Серенаде" Смилевски-старший как раз не драматизировал, а танцевал все совершенно так, как надо: чуточку отстраненно, чуточку иронично, чисто и изумительно красиво. Надеюсь, что мне его еще удастся увидеть в "Ореоле", его все очень хвалят.)) Да и вообще - ну надо его смотреть, пока есть возможность, он мастер.
Хотя я вчера в принципе никакого драматизма в "Ореоле" не увидела (возможно, все тоже зависит от исполнителей): это был белый прозрачный балет, чистейший танец.
В "Тюле" меня, пожалуй, больше всего порадовал кордебалет - ну, у него и в принципе там, мне кажется, самая интересная роль. Девицы, мычащие мотив из ЛО, были незабываемы.)) А Смилевски-старший stole the show, отрабатывая отрывки из классических мимических монологов - там и "Жизель", там и ЛО, и что угодно. Это было тонко и феерически смешно.)
Кардаш потрясающая, ага.
Тюль мне очень понавился! И смешно было очень на всех пародийных моментах, но тем не менее чувствуется, что одновремено с этой насмешкой ( которая, конечно, в первую очередь насмешка над стереотипами о балете, но стереотипы же берутся не рз воздуха, в каждой шутке есть доля шутки и все мы знаем кое-кого, кто и правда из балета устраивает цирк и все такое)... так вот, я хотела сказать, что и уважение, и любовь к балету Тюль также транслирует!
Впрочем, я думаю, все действительно очень зависит от исполнителей.