13:20

Живи, а то хуже будет
Понятия не имею, кому здесь это будет интересно, но просто для себя напишу, чтоб не забыть. Вчера наконец-то открыла новый театральный сезон - свеженькой "Альциной" в БТ. В общем, впечатления какие-то уныловатые, больше, наверно, не пойду. Не исключено, впрочем, что барочная опера - это не мое, да и вообще я не по опере, я лучше в балет схожу. Музыкально все было от очень среднего до чуть выше среднего: поначалу мне казалось, что у меня место неудачное, что я сижу в какой-то акустической яме. Потом поняла, что нет, это не место неудачное, это поют так. Моргана - Анна Аглатова - не понравилась вообще: звук задушенный, а игра местами очень сильно граничила с пародией. БДСМные развлечения в ее исполнении - то с Оронтом (Фабио Трумпи), то с Брадамантой (Катарина Брадич) в качестве доминанта (Моргана предпочитала сабмиссивную роль) - производили впечатление чего-то необыкновенно унылого и не возбуждающего: ни уму, ни сердцу, ни посмотреть, ни послушать. Альцина - Хизер Энгебретсон - пела и играла лучше, но после великолепно проведенного финала первого действия «Ah! Mio cor! Schernito sei!» (вот это был лучший момент во вчерашней "Альцине" - и музыкально, и драматически), - во втором действии увяла задолго до того, как Руджеро высыпал песок из сосуда, лишая ее волшебной силы.
Вот кто меня раздражал вчера оба действия - даже Аглатова на этом фоне меркла - так это Руджеро, контратенор Дэвид Хансен. У него необыкновенно противный, визгливый тембр, уши он резал напополам. И играл такого безмозглого хлыща - даже не прелесть какую дурочку, а именно человека, который думает не головой, а головкой, - что поневоле начинаешь задумываться, а что Альцина и Брадаманта в нем нашли. Тут уж скорее напрашивается не поединок двух красоток за мужика, а перекидывание этого мужика друг другу с воплем: "Да забирай его себе! Да на хрена он мне сдался?!".
Может быть, с другим Руджеро это выглядело бы по-другому, но с этим Руджеро выглядело вот так. Кстати, откровенные сцены секса Руджеро с Альциной могли бы показаться откровенными только совсем уж невинным людям, а так выглядело все очень целомудренно, даже стерильно, даром что Альцина платье задирала, верхом на Руджеро скакала, не переставая петь, исполняла сладострастные фиоритуры в ударных местах (заставляя с ностальгией вспоминать Олимпию в копенгагенских "Сказках Гофмана": та тоже трахала своего бедного Гофмана, не переставая петь, но выглядело это намного эротичнее и веселее), а потом еще раскрутила Руджеро на куннилингус. Но все это было, как и сеансы БДСМного секса с Морганой, - скучно, не возбуждающе, попросту неинтересно. И в какой-то момент я поймала себя на том, что на эту имитацию коитуса мне смотреть не хочется, а хочется смотреть на реакцию Мелиссо (Григорий Шкарупа), который очень живо отзывался на происходящее, вздыхал, отворачивался, чувствовал себя неуютно и не знал, куда глаза девать. И проделывал все это на редкость увлекательно.
Кто меня порадовал вчера - так это Мелиссо. Хотя бы чисто внешне: роскошный мужчина в берцах и спецназовской форме, с автоматом, с взрывчаткой, стройный, подтянутый, вот в нем было больше секса, чем в самих сценах секса. Ну и пел, по-моему, очень неплохо, вот его мне было приятно слушать. А еще - ну кхм. Ну когда Мелиссо возвращал Руджеро разум, вернее сказать, вправлял Руджеро остатки мозгов, а попутно его раздевал, а потом одевал в принесенные в рюкзаке "доспехи", в смысле, в родной руджеровский костюм вместо альциновых модных тряпок, - вот тут, должна признать, я по-слэшерски нехорошо оживилась. Но это было действительно очень славно. И даже Руджеро как будто выиграл от общения с Мелиссо, жаль, недолго это продолжалось.
Брадаманта (Катарина Брадич) была в целом хороша, но я скорее поверю в искреннюю любовь Альцины к Руджеро, чем в любовь Брадаманты к тому же Руджеро. Но сбрасывала камуфляж она очень эффектно, ничего не скажешь. И в финале отлично цапалась со своим горе-женихом, укрепляя меня-зрителя в мысли о том, что нафиг ей этот Руджеро не сдался теперь, когда она его наконец-то заполучила. Пела хорошо, а во втором действии очень трогательно танцевала с Морганой в "Verdi, prati" - и пожалуй, хоть Аглатова и неверибельна, но даже с нею у Брадаманты-Брадич было все-таки больше химии, чем с Руджеро-Хансеном.
Кого еще забыла упомянуть? Ну, Оронт (Фабио Трумпи) был вполне приятен на слух и на вид. А трогательнее всего были его отношения со старой Морганой - с молодой как-то не искрило, а вот к старой он очень искренне тянулся, и когда в финале победившие положительные герои сажали бедных старых Альцину и Моргану в стеклянные ящики-гробы, Оронт очень жалобно обнимал стоящую в стеклянном ящике Моргану, прижимался к ней и все никак не мог отпустить.
Ну и вообще что касается постановки. Об этом все пишут, читайте любую рецензию на "Альцину": про двухъярусную конструкцию с центральной комнатой-будуаром Альцины и Морганы, где сестры молоды, прекрасны и певучи, с унылыми старушечьими каморками справа и слева, там под лампами дневного света Альцина и Моргана становятся старухами; про лабораторию, оборудованную на втором ярусе, где сестры превращают людей в чучела зверей и птиц при помощи машины, напоминающей устройство для проверки чемоданов в аэропорту: кладешь тело на ленту, нажимаешь кнопочку, загорается красная лампочка, на выходе получаешь отличное чучело, обратный процесс, кстати, тоже возможен; про всю эту пыльную таксидермистскую рухлядь, про синее зелье, возвращающее сестрам если не молодость, то хотя бы возможность притворяться молодыми в будуаре, про самих сестер, бродящих по своему унылому царству, где они не только стары и некрасивы, но и немы. Надо сказать, что старые Альцина (Татьяна Владимирова) и старая Моргана (Джейн Торн) вчера часто обставляли своих поющих двойников по части выразительности и сценического присутствия. Но то ли это проблема конкретно постановки БТ, то ли это характерная черта вообще этой постановки Кэти Митчелл, но превращений Морганы и Альцины из старых в молодых и обратно в какой-то момент становится слишком много, и это мельтешение начинает раздражать. Так же, как раздражает и утомляет суета "кордебалета", вернее, миманса - служанок в коричневых платьях (среди них есть и мужчина - тоже в коричневом платье и туфлях на каблуках, не только же Брадаманте переодеваться мужчиной, обратный дрэг тоже возможен), поначалу они очень выразительны - не только служанки, но и охранники, и как будто ожившие, принявшие человеческий облик предметы (нечто подобное, по-моему, было в "Опасных связях" другой Кэти - Кэти Марстон, в балете, поставленном этим летом в КДБ: где Себастьян Хейнс был виолончелью, а Александр Бозинов - альбомом для рисования). Но их движение и взаимодействие с остальными персонажами - вроде бы достаточно разнообразное, - очень быстро приедается; понятно, что все это поставлено еще и для того, чтобы чем-то заполнить пространство, развлечь зрителя во время длинных статичных арий. Вот только мне вчера чаще становилось скучно именно от этого перемещения миманса по сцене, подчас откровенно замедленного (чтобы соответствовать музыке), а не от арий. Это воспринималось не как что-то интересное, а как ненужное утяжеление, довольно-таки утомляющее и бессмысленное.
Конечно, надо бы по-хорошему посмотреть видеоверсию оригинальной постановки в Экс-ан-Провансе. Говорят, она производит совершенно иное впечатление. Кто знает, может, со временем и соберусь. А вот на БТшную "Альцину" вряд ли пойду снова. Ну не оперный я человек все-таки (несмотря на бодрый оперный тэг).

@темы: Мы очень любим оперу

Комментарии
21.10.2017 в 13:25

М-ль Люсиль, я недавно краем глаза видела рекламу премьеры оперы Бриттена в Большом, но не услышала название. Вы знаете, что это, может, уже планируете?)
21.10.2017 в 13:29

Живи, а то хуже будет
norakura, это, наверно, имелся в виду "Путеводитель по оркестру" Бриттена, театрализованный детский концерт. А я Бриттена уважаю, но не настолько, чтобы на это идти.))) Вот в ноябре будет балетный Бриттен - "Забытая земля" Килиана на "Симфонию-реквием" Бриттена, вот на это я пойду.))
21.10.2017 в 13:39

М-ль Люсиль, а, вот я слово "земля" слышала))) надеюсь, будет интересно!
21.10.2017 в 13:42

Живи, а то хуже будет
norakura, ну, я Килиана вообще люблю, с удовольствием посмотрю, как наши станцуют "Забытую землю".)) Эх, но хочется, хочется, блин, скорее уже дали "Билли Бадда"!
21.10.2017 в 13:52

М-ль Люсиль, ох, я неустанно направляю в ноосферу мольбу, чтоб оказаться на ББ в этот раз!
21.10.2017 в 13:53

Живи, а то хуже будет
norakura, а я еще молюсь, чтобы состав не подкачал. Согласна на любые замены, но чтоб Сакс и Самойлов были и пели!
21.10.2017 в 17:11

М-ль Люсиль, мне, мне интересно про Альцину! Хотя вчера по реплике в фейсбуке и было ясно, что тебе оно не приглянулось, но хотелось подробностей. И теперь хоьь буду знать, что этот БТшный каст не слишком удачен. Ну, хоть Мелиссо порадовал, хоть его роль, насколько я понимаю, срвсем маленькая. А вообще постановка сама - если попытаться абстрагироваться от исполнителей - имепт шансы заиграть? Или идея ясна, концепция цельная, но на музыку ложится не как родная?
21.10.2017 в 17:27

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, признаться, вчера в некоторых местах второго акта я искренне жалела о том, что не сбежала в антракте. Но все-таки, конечно, правильно сделала, что не сбежала, надо было увидеть это целиком, иначе как-то неловко рассуждать. Роль Мелиссо - да, маленькая, но вот реально на него было приятно смотреть и его было приятно слушать. И вот он как-то не терялся, несмотря на то, что сценического времени у него было не так уж много. А вот Оронт - хоть и пел Трумпи хорошо, и играл, в общем, нормально, и роль у него заметнее - а оказался менее выразительным. И как это ни смешно, у него больше химии было с Альциной, которую он так и норовил утешить и приобнять, чем с Морганой, в которую он был как бы по сценарию влюблен (но я уже сказала - отсутствие химии у него было с молодой Морганой, с Морганой старой химичило не меньше, а то и больше, чем с Альциной).
Постановка... ну, я не знаю. Мне местами она зашла, но в общем осталось ощущение довольно интересной идеи, которая не получила полной реализации. Не знаю, может быть, это тоже минус именно БТшной постановки, а в Экс-ан-Провансе оно выглядело крепче. Я не знаю, как это объяснить, но оно все было как будто размазанным, что ли. Вот то же превращение Альцины и Морганы в старух при выходе из будуара - оно сделано здорово, и вначале оно действительно производит впечатление. Но в какой-то момент этих переходов становится слишком много, они перестают производить впечатление, и это становится скучным. И финал, когда при входе в будуар Альцина и Моргана остаются старухами - тоже не шибает так, как должен бы шибать. Ну, мне так показалось.
21.10.2017 в 17:36

М-ль Люсиль, ясно, ясно. Ну, и впрямь есть смысл посмотреть постановку с другим кастом, проверить впечатление. Может, удачно играющие главные герои заставили бы иначе смотреться те же переходы туда-сюда. Потому что явно в таком сценическом замуте мало просто хорошо петь, надо быть stage animal )
21.10.2017 в 17:39

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, не, я пока пас, в ближайшее время точно не захочу смотреть это еще раз, даже в лучшей постановке, в смысле, с лучшим составом.)) Может, через какое-то время, когда будет совсем нечего делать (или когда мы с тобой пересечемся и захотим вдруг вдарить по барочной опере).
Ну и я все время повторяю: надо делать скидку на то, что в опере я полный дилетант.))
21.10.2017 в 17:50

М-ль Люсиль, вот я тоже думала о том, чтоб вместе посмотреть потом) Хотя сексом на сцене нас не удивишь...после венгерских мюзиклов что могут нам нового показать в опере? ))) А так я тож дилетант, еще и более дремучий.
21.10.2017 в 17:55

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, кстати да, когда Альцина оседлала Руджеро, оргазмически распевая свои рулады, я сразу вспомнила венгерского мюзиклоМоцарта, на котором точно так же скакала Алоизия. Ну, идея такая, что витает в воздухе, но не всегда получается ее хорошо реализовать. Даже не "хорошо", а "зажигательно".))
21.10.2017 в 18:14

М-ль Люсиль, вот-вот! Хотя в Сказках Гофмана, которые ты впомнила, это тоже было зажигательно, и смешно, и немного отвратительно, в общем, компот удался )
21.10.2017 в 18:18

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, о, ну в "Сказках Гофмана" секса было много - и хоть при первом просмотре мне показалось, что, может, даже чересчур, - но потом я поняла, что не, в самый раз.))) И даже когда не было секса как такового, был Сакс - а он все равно что секс.:crazylove:
21.10.2017 в 18:43

Даешь зрителю сексу - и Саксу! В смысле - Сакса! То есть...а, чего там, все давай! )
21.10.2017 в 18:44

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, даешь Сакса в комплекте с Самойловым!:crzfan:
21.10.2017 в 19:41

Живи, а то хуже будет
22.10.2017 в 19:43

Лицо врага пугает меня, когда я вижу, как оно похоже на мое собственное(c)
_Прочитала рецензию и даже в БТ на оперу захотелось. Судя по отзыву,интересно ставят и современно))))
22.10.2017 в 19:48

Живи, а то хуже будет
Erna*Y, лучше на "Билли Бадда"!:-D Я его всем рекламирую.)))
22.10.2017 в 19:54

Лицо врага пугает меня, когда я вижу, как оно похоже на мое собственное(c)
М-ль Люсиль, спасибо за рекомендацию! Это надо оказаться в нужное время в нужном месте
22.10.2017 в 20:03

Живи, а то хуже будет
Erna*Y, да я понимаю...)) "Билли", я надеюсь, будет в феврале, хотя это еще не точно. Второй блок "Альцины", кажется, будет в марте (или в апреле).
22.10.2017 в 20:24

Лицо врага пугает меня, когда я вижу, как оно похоже на мое собственное(c)
М-ль Люсиль, спасибо, может и повезет)
22.10.2017 в 21:05

Живи, а то хуже будет
Erna*Y, очень желаю, чтобы повезло.) "Билли Бадд" в БТ точно стоит просмотра.))