13:44

Живи, а то хуже будет
Немножко скандалов-интриг-расследований в мире канадского балета восьмидесятых годов. Уж не знаю, кого это заинтересует, но я давно хотела все это выложить, да руки не доходили. Итак, в начале восьмидесятых дела в НБК шли плохо. Ну то есть, не то чтобы совсем плохо, можно даже сказать - хорошо, но с каждым годом все хуже и хуже. Компания стремительно утрачивала индивидуальность и превращалась в канадский филиал Роял Балле, за что, разумеется, следовало благодарить худрука Александра Гранта, безудержно набивавшего репертуар балетами Аштона. Сборы падали, танцовщики роптали, выпестованные в НБК хореографы Джеймс Куделка и Энн Дитчберн ушли из компании, жалуясь на застойную атмосферу, не способствующую творчеству. Весной 1982 года Карен Кэйн и Фрэнк Аугустин, ведущие танцовщики НБК, можно сказать, "лица" компании, уже открыто говорили в прессе о недовольстве художественной политикой Гранта. Закончилось все это известно чем: совет директоров досрочно сместил Гранта с должности худрука, ну, а на смену Гранту пришел Эрик Брун и все заверте.
Но это присказка, а теперь - сказка: замечательные статьи из Globe and Mail, отчасти посвященные всему этому безобразию. Из первой статьи приведу только отрывки, вторую процитирую целиком. Первая статья - от 5 июня 1982 года - была написана Стивеном Годфри, а через две с лишним недели, 22 июня, в печати появился своеобразный ответ на нее - открытое письмо Гизеллы Витковски, в ту пору первой солистки НБК. В своем письме Витковски вставала на защиту одного из персонажей статьи Годфри - да вовсе не Гранта, а Константина Патсаласа, которому досталось от Годфри, не слишком сильно, но все же досталось. И очень забавно и трогательно читать, как Витковски накидывается на Годфри и треплет его за шкирку, реагируя, быть может, даже слишком остро. И еще очень трогательно вспоминать при этом, что Витковски и позже будет вставать на защиту Константина: в деле вокруг Piano Concerto она выступит на его стороне, а в 1987 году, когда Константин уже покинет НБК, она примет участие в вечере его работ, несмотря на явное неудовольствие руководства НБК.
Итак, вот что писал Годфри:

National slipping in stature

Every ballet company runs the risk of turning into a staid classical museum, but few run a greater risk than the National Ballet of Canada, whose dancers take their annual break starting this week. The recent criticisms by Karen Kain and Frank Augustyn, its two best-known dancers, have only emphasized that the company may be heading for a creative dead-end.
<...>
Before the recent statements of Miss Kain and Augustyn, the most widely publicized complaints were those of company choreographers Anne Ditchburn and James Kudelka before their departure. Five years ago, those two, along with Constantin Patsalas, seemed an embarrassment of riches; now only Patsalas is still a full-time member of the company, and there's a danger sign in his most recent work. It's striking that the complaints of all four, as diverse as they were, centred on the lack of creative management of the company. Miss Kain and Augustyn regret the lack of stimulating new work; Miss Ditchburn and Kudelka, presumably in a position to deliver new work, expressed frustrations with the company's atmosphere. And none of their choreographic efforts has made a dent in what is still a British-based company in style and outlook.
<...>
Great expectations were held for the success of Patsalas' Nataraja this past spring. More striking than its failure as a dance was a lavish production cost, symbolized by a set which didn't justify its absurd $90,000 price tag. It recalled the production given to James Kudelka's Washington Square, which had a grandeur whose implied responsibility finally intimidated even the choreographer. No other company has shown as much financial faith in its young choreographers, yet won as unsatisfying choreography in return. Money obviously isn't the solution.
These are the problems that beset Grant. He has often said one of his greatest wishes would be for a new ballet to emerge from the company which "the whole world would want to perform," and in this he has so far failed. No other company is begging for Washington Square, Rite of Spring or Mad Shadows. No risks have been taken on Canadian choreographers outside the company, such as Judith Marcuse or Lawrence Gradus, to create a work for a large company for the first time.
On the other hand, no world-class choreographer has chosen to set a work unique to the company.

Примечание - так, на всякий случай: Rite of Spring - балет Патсаласа; Mad Shadows - балет Энн Дитчберн (в 1979 году НБК показывал его на гастролях в Лондоне, и отзывы лондонских критиков были, увы, разгромными; но все желающие могут сравнить свои ощущения с ощущениями критиков: существует телеверсия этого балета, которую я выложила еще два года назад вот здесь; там же, кстати, лежит и фотография из "Весны священной" Константина).
Ну вот, возвращаясь в 1982 год: потом, как я уже говорила, пришла Гизелла Витковски и ответила Годфри:

Criticism cripples ballet

I was distressed with Stephen Godfrey's article National Slipping In Stature (June 5) and particularly with the attack on choreographer Constantin Patsalas. It is criticism such as this that cripples us in our efforts to expand our range and style; that makes the artistic management justifiably hesitate (again) when presented with opportunities to acquire more original creations, and forces them to stick with the tried-and-proved; and that guillotines us every time we do stick our neck out.
If, in saying that the National Ballet is "heading for a creative dead-end," Mr. Godfrey means, as did Karen Kain and Frank Augustyn, that one or two new works a year is not enough to sustain a company of 65 dancers, then he made a valid point. But, if - as he seems to imply - this so-called creative dead-end is a result of lack of original and outstanding choreographic talent, including that of Mr. Patsalas, then the record needs to be set straight.
In the nine years Mr. Patsalas has been creating works for the company, the $90,000 set for Nataraja was his first commission ever. The money spent was entirely justifiable, not only because the sculpture represented a fantastic work of art within another work of art, but because the costumes and sets for the four other Patsalas ballets in the repertory were designed by Mr. Patsalas himself to reduce expenses.
Mr. Godfrey is apparently unaware of how extensive Mr. Patsalas' international reputation is. Though The Rite of Spring in particular has not been requested, Mr. Patsalas has had an extraordinary number of requests for works internationally - so many, in fact, that he can't fit them all into his schedule.
Mr. Godfrey is misguided in saying that "none of their choreographic efforts have made a dent in what is still a British-based company in style and outlook." Having been in many of Mr. Patsalas' works, I know first-hand just how original and different his style of choreography is. For Nataraja alone, David Nixon, Amalia Schelhorn and I spent an entire month just trying to acquire the basic look of his style of movement. Through it, Mr. Patsalas has expanded our horizons, and our range of movements, strengthened us, softened us and made us look far different than we've ever looked in any classical choreography.
In spite of the artistic environment of the company, Mr. Patsalas has proved himself an extraordinary creative force.

Вот. Все-таки мне ужасно интересно: Витковски написала это письмо исключительно по собственному почину, искренне обидевшись за обруганного Константина, или все-таки и сам обруганный как-то приложил к письму свою лапку? Увы, не узнаешь об этом, если только сама Витковски не захочет рассказать, но что-то мне подсказывает, что она не захочет.

@темы: Constantin Patsalas

Комментарии
21.09.2017 в 14:36

Мне кажется, по собственному почину ) Хотя это никак не обосновать фактами, но у меня твердое ощущение, что он, если б хотел дать ответ критику, написал бы сам. Он не производит впечатление манипулятора (судя по тому, что известно о нем в контексте смерти Эрика и дележа функций в НБК). Взрывной, очень вероятно - скандальный и с вывертами, но не манипулятор и совсем не аттеншенвхора. Так что Гизелла это сама придумала )
21.09.2017 в 14:42

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, но скажи - прелесть ведь, а?)) Точно как та бабка с топором "кто котеночка обидел?!".))) Ну и возможно все-таки, что Константина эта статья крепко задела, а Гизелла это заметила и решила вступиться за обиженного друга. И хоть я и хихикаю, но на самом деле мне все это очень нравится. Константина надо защищать, а то его всякий обидеть норовит.))
21.09.2017 в 15:31

М-ль Люсиль, хрупкая балерина с топором - это сильно, это не всякий критик выдержит ))
Но милота, само собой. Все-таки так за Константина больше никто не вступался - хотя поддерживали и другие его друзья и коллеги.
21.09.2017 в 15:48

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, не будем забывать о том, что хрупкость балерин обманчива, а на самом деле это, как правило, чрезвычайно выносливые создания со стальными мускулами. Так что на месте критика я бы поостереглась.))
Да, вот меня тоже восхищает, как Гизелла действительно за него болела, вступалась и вообще явно очень поддерживала и даже защищала. Это чертовски трогательно.
21.09.2017 в 16:18

М-ль Люсиль, да, профессия у критиков опасная ))
А мне теперь хочется, во-первых, знать, помогал ли Константин Гизелле так же интенсивно, или это она его опекала, как котика? ) А во-вторых, хочется фик про дружбу в НБК )
21.09.2017 в 16:51

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, одна надежда: коллеги защитят! И личные Константиновы недоброжелатели.)))
Вот насчет того, помогал ли Константин Гизелле вот так же, - не знаю, нет информации. Но знаю, что активно задействовал ее в своих балетах. И... и жизнерадостно скакал с ней козликом на репетициях "Экзотических птиц".))

А во-вторых, хочется фик про дружбу в НБК )

Ой, мне тоже хочется! Про дружбу... и про юмор! Мвахахахаха!:dutch:
21.09.2017 в 16:59

М-ль Люсиль, да-да, скакал он там очень бодро и азартно )
Мвахахахаха!
Эрик, что ты здесь делаешь? ))
21.09.2017 в 17:04

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, и синяя рубашка ему была очень к лицу.))

Ну как это - что Эрик делает в НБК? Работает он в этом зоопарке! И не крокодилом, а худруком!))
21.09.2017 в 19:17

М-ль Люсиль, да как будто это иногда не одно и то же! ))
21.09.2017 в 19:27

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, нууу... он все-таки не такой зеленый и плоский! И сам считает, что он игуана, а не крокодил. Игуана круче.)))
21.09.2017 в 20:45

М-ль Люсиль, зеленый, может, еще и не такой - а вот плоский уже почти-почти )) Только кости торчат.
21.09.2017 в 20:56

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, и прекрасно, что торчат, это значит, что никто Эрика не съест, все подавятся.))