20:12

Живи, а то хуже будет
Полтора часа в электричке я читала мейнерцовскую биографию Веры Волковой и не могла оторваться. Ну вот почему мне не пришло в голову купить ее раньше? Наверно, отчасти потому, что я боялась - она будет скучной. Сама по себе Волкова меня не очень интересовала, Мейнерц как биограф мне тоже не казался маст-ридным, так что в конце концов я купила эту книгу, надеясь найти там что-нибудь связанное с Эриком - даже не столько новые документы (едва ли там могло оказаться что-то, чего не было в Billedet indeni), сколько новые фотографии. И вот тут, надо сказать, ошиблась: там всего один снимок с Эриком, да и тот не самый интересный - сцена из "Жизели" с Кирстен Симоне. Я-то скорее рассчитывала найти какие-нибудь фотоматериалы с Эриком и Волковой вместе, но увы, то ли их в природе не существует, то ли Мейнерц почему-то решил не публиковать их в книге.
Но книга-то прекрасная, вот что поразительно. Не знаю, какую роль тут играет английский язык: мне не надо продираться сквозь книгу с датско-русским словарем, я могу просто читать, не напрягаясь. Может быть, это отсутствие напряжения сказывается на восприятии. Но мне кажется, дело не только в этом: а просто самому Мейнерцу как будто было в кайф писать книгу о Волковой, а вот книгу об Эрике - не то чтобы совсем не в кайф, но он его не интересовал так, как интересовала Волкова. В книге о Волковой перспектива намного шире, Мейнерц увлеченно пишет не только о ней - но и революции и Ленинграде двадцатых годов, об Акиме Волынском, философе, балетомане, менторе Волковой, о Вагановой, о парижских педагогах Преображенской и Егоровой, о Харбине и Шанхае двадцатых-тридцатых (Волкова эмигрировала в Китай и прожила там несколько лет, пока не вышла замуж за британского подданного и не уехала в Англию), о Париже второй половине тридцатых, и так далее, и так далее. И прям чувствуется, как самому Мейнерцу все это интересно, и за эту увлеченность прощаешь ему заявления о том, что Ахматовой в двадцатые-тридцатые годы "запретили писать", что имя Вера - от слова vero (faith - поясняет Мейнерц), и что среди деятелей культуры, казненных в тридцатые годы, был писатель Юрий Юркин - Юркун, конечно. Эти блошки мелкие и не портят общей картины. Главное - ну просто очень хорошая книга, много любопытной информации, все ссылки на источники даны, справочный аппарат весьма внушительный. И вот точно появляется ощущение, что книгу об Эрике Мейнерц писал скорее под заказ, а книгу о Волковой - по велению души.
А еще, а еще предисловие к английскому изданию написал Ноймайер! И среди всего прочего рассказал, как навещал в больнице Волкову незадолго до ее смерти, и она взяла обеими руками его правую руку и прижала к своему лбу, сказав: "You - do love me...". И этот жест так потряс его, что потом он вставлял его в некоторые свои балеты - как выражение абсолютной любви. Я сразу вспомнила черное па-де-де из "Дамы с камелиями" - там есть этот жест.
Но это еще не все. Ноймайер еще и вставил в предисловие отрывки из собственного дневника - в том числе цитировал летние записи 1964 года, когда он восстанавливался после операции ступни и брал классы у Волковой в Копенгагене. И вот что он написал 11 августа того года (кто бы сомневался, что я это перепишу?):

Erik Bruhn asked Volkova if he could join my class today. What a honour! He was in Copenhagen after his holiday and wanted some extra work with her. It was truly quite thrilling for me having him there... I think there is no dancer I admire more. Watching him work was like seeing Volkova's words! I remember especially the opening of the arms, shoulders and head, the noble expression of his face as he did tendu front, opening arms into third, then preparing for pirouette en dedans. Pointing à la seconde in preparation for attitude pirouette, his foot seemed pointed from somewhere just below the ribs!

Вот, оказывается, и Ноймайер Эриком восхищался, по крайней мере, в шестьдесят четвертом году. Это так мило. Ох, чую, надо будет мне задушить жабу и разориться на In Bewegung - огромный томище, посвященный Ноймайеру, нашпигованный, среди всего прочего, отрывками из его дневников и вообще прямой речью. Может, там тоже будет что-нибудь об Эрике.

@темы: Erik Bruhn, John Neumeier and his ballets

Комментарии
10.08.2017 в 08:31

Вот это да, как Ноймайер-то Эриком восхищался! ) Ну и вообще, здорово, что книга оказалась такой интересной и жаль, что собственно Эриком Мейнерц не проникся так, как Волковой. Ну, что ж сделаешь... остается пожелать, чтобы Эриком проникся какой-нибудь другой профи биограф.
10.08.2017 в 12:06

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, книга ужасно интересная, я ночью читала до двух часов, оторваться не могла, даром что вскочила утром в семь и уже засыпала.)) Но жаль было останавливаться. Столько всего интересного узнала! Например, что Ханс Бренаа, тот душевный старичок с серьгой в ухе, ставящий "Ярмарку в Брюгге" в документалке Dancing Bournonville - был ярым ландеристом (в смысле - сторонником Харальда Ландера), ненавидел Эрика и Нильса Бьорна Ларсена (антиландеристов), а те ненавидели его. Волкову Бренаа ненавидел тоже, хотя в скандалах, связанных с Ландером, она занимала подчеркнуто нейтральную позицию. Но ее вообще подтравливали и в датской прессе (театральные критики тоже были ландеристами по большей части), и в самом театре. Свою роль тут играл и великодатский шовинизм - не нужна нам эта русская педагогичка, мы сами с усами, а она нашего Бурнонвиля портит! В общем, что-то чудится до слез родное.((
А Ноймайер - ох, он прелесть. Еще один в полку восхищающихся Эриком.))
10.08.2017 в 13:28

М-ль Люсиль, ох уж эти "великие национальные школы". В достоинствах их кто бы сомневался, но душок местечкового шовинизма сильно портит то хорошее, что в них есть. Все-таки хорошо, что датчане от этой болезни, кажется, избавились по большей части. Но страсти. чувствую, там кипели...:wow:
10.08.2017 в 13:52

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, у, не то слово. Мейнерц об этих "ландеровских скандалах" писал и в биографии Эрика, но не так подробно, а тут раскрыл тему подробно - и это, прости меня господи, был полный звездец. Круче всего - история со вторым ландеровским скандалом в 1958 году (о нем я частично читала в биографии Эрика, но тут Мейнерц тоже рассказал все гораздо подробнее): как Хеннинг Роде, заместитель директора Королевского театра, и Фрэнк Шауфусс, тогдашний худрук КДБ, вместе интриговали, пытаясь официально вернуть Ландера в КДБ - несмотря на протесты труппы. В конце концов, жена Шауфусса Мона Вангсаэ, одна из активных антиландеристок, пришла к нему в кабинет и спросила напрямик, правдивы ли слухи о том, что он зазывает Ландера обратно. И когда узнала, что да, это правда, у нее случился нервный срыв, и она попала в больницу. А разъяренный балетный профсоюз добился отставки Шауфусса. Только все равно Роде остался на своем посту, да еще и стал фактически исполнять обязанности худрука балетной труппы. И при нем тогда как раз был создан своеобразный совет, состоявший из Эрика Бруна, Нильса Бьорна Ларсена, Веры Волковой и Ханса Бренаа, - для консультаций по вопросам художественной политики. Но, как я уже писала, Бренаа на дух не переносил Эрика, Ларсена и Волкову, поэтому всегда совещался с Роде отдельно от них, наедине. В общем, был полный атас.
10.08.2017 в 14:01

М-ль Люсиль, и рука сама прилипает к лицу. Ну что же... ну что же они все такие горячие эстонские датские парни-то были? Даже те, кто не парень, а дама )) И ведь все равно Ландера не вернули. Вот я теперь уже не вспомню точно: что с Ландером было не так? Он проворовался или еще какие-то темные делишки его вскрылись, кроме художественных разногласий-то? Понимаю, что могу сама поискать об этом в твоих пересказах Мейнерца, но лень-матушка и статья-гадюка, которую я должна писать (а не пишу опять, а только пытаюсь) мешают...
10.08.2017 в 14:11

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, нет, там был безобразный сексуальный скандал - так называемый "первый ландеровский скандал": в августе 1951 года Ландер был убран с должности худрука из-за обвинений в сексуальных домогательствах, сексуальных отношениях с несовершеннолетними танцовщицами и участии в покрывательстве изнасилований в труппе. Ну и плюс к этому - Ландер создавал откровенно нездоровую атмосферу в компании. Когда-то он был новатором, но те времена давно прошли, и теперь он забивал репертуар КДБ своими балетами и буквально лишал компанию свежего творческого воздуха. В общем, чаша чьего-то терпения переполнилась, и его уволили, но на его защиту тут же поднялись и критики, и часть публики, и даже министры и члены парламента. И полетели пух и перья. Но все-таки труппа, хоть и тоже расколотая надвое, но по большей части состоявшая из антиландеристов, отбилась и тогда, и во время второго ландеровского скандала. Но в 1962 году Ландер все-таки вернулся, чтобы поставить "Этюды" и новый балет в КДБ, и тогдашний директор театра заявил, что уволит любого танцовщика, который откажется сотрудничать с Ландером. В результате же сам директор ушел в отставку, а балеты Ландера хоть и были поставлены, но едва ли в результате плодотворного творческого сотрудничества Ландера с труппой.
10.08.2017 в 14:31

М-ль Люсиль, фу, какой действительно, безобразный скандал. И как интересно, что труппа, преимущественно, выступала против Ландера (натерпелись!), а "общсчественность" была обеими руками за и "ачтоакова?" Эту куда лучший расклад для борьбы (имея в виду сторону антиландеровцев) , чем был в Большом, когда "уходили" Григоровича - там и труппа раскололоась примерно напополам.
10.08.2017 в 14:38

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, эх, и ведь КДБ в конце концов удалось избавиться от Ландера (все его "возвращения" были уже эпизодическими и гостевыми, так сказать), а вот БТ от Грига - нет, эта музыка будет вечной.((
Еще интересно, что у Ландера была действительно мощнейшая группа поддержки в лице балетных критиков. И ведь все вроде бы приличные люди - Аллен Фридеричия (автор книги о Бурнонвиле, которую на русский перевели; ты ее, кажется, читала), Свен Крэг-Якобсен...
10.08.2017 в 14:46

М-ль Люсиль, да ладно, "и этот пройдет", как говаривал хитрый царь Соломон, разглядывая очередного идиота-министра )) Он сам - старенький и песочный, а балеты его давно уже нафталиновые.
Ну, может, балетные критики не знали (или не верили) в домогательства и прочее? Их-то Ландер не домогался! ))
10.08.2017 в 14:49

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да уж, есть шансы, что мы доживем до того времени, когда БТ начнут проветривать от этого нафталина.))
А может, критики считали, что эти домогательства - типа норм и дело житейское, чо от этих девчонок, убудет, что ли? К сожалению, тоже не невозможный вариант.((
10.08.2017 в 15:04

М-ль Люсиль, насчет критиков и девчонок: вот да, вот да. Мы помним, как некоторые хореографы советовали своим балеринам в срочном порядке избавляться от девственности :Е И ничего, не только не посадили, даже пальцем никто не пригрозил. А сейчас бы попробовал!
10.08.2017 в 15:08

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да уж, сейчас бы Энтони Тюдора за такие штучки ославили и затаскали по судам - и поделом, между нами говоря, жаль, что тогда он не получил свое за эти советы (да и вообще за психологическое насилие и над Салли Уилсон, и над Норой Кей).(((
10.08.2017 в 16:00

М-ль Люсиль, надо было этого Тюдора как его однофамильца - выгнать из страны, и чтоб за рубежом сидел и жаловался, что он король, а его домой не пускают )))
10.08.2017 в 16:02

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, хех, как ты сурова.)) На самом деле, Тюдор - британец, начинавший свою карьеру хореографа и танцовщика именно в Британии, в начале Второй мировой уехал в Америку и провел там большую часть своей жизни.)
10.08.2017 в 16:07

М-ль Люсиль, ну это... я в общем имела в виду именно Америку, но если так посмотреть - то да, если не его выставили, то он сам выставился ))
А на суровость меня всегда от этой истории тянуло - очень уж он в ней нагл, беспардонен и сексист. Приличные люди себя так с девушками не ведут! А хотя бы и с мальчиками - все равно не ведут :old: Приличные люди, наоборот, встретят плачущего мальчика - и утешают, и помогают.
10.08.2017 в 16:31

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, точно! И мы знаем этого человека - и утешенного им мальчика. Причем, прошу заметить, утешенного абсолютно бескорыстно.))) Кстати, мы нравится, как они поначалу вместе обитали в квартире у Криса Аллена в Нью-Йорке.
10.08.2017 в 16:34

М-ль Люсиль, хорошо обитали! И совершенно невинно, попрошу заметить )
10.08.2017 в 16:37

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да уж, а в Гентофте все было еще невиннее! Чисто и душевно!))
10.08.2017 в 16:53

М-ль Люсиль, в Гентофте у Эрика был запой, бензопила и яблони в саду. До Кевина ль ему было? )) А еще и тюльпаны окружали, вот-вот набросятся! Караул )
10.08.2017 в 16:56

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, спасите Эрика от тюльпанов-убийц!)) Приходил Кевин, убирал тюльпаны, отнимал у Эрика бензопилу и последний стакан водочного лимонада, вздыхал и укладывал Эрика спать. В их общую постель, мы помним, помним.)))
10.08.2017 в 17:00

М-ль Люсиль, и всю ночь не спал: сторожил, чтоб Эрик опять чего-нибудь не учудил. Не то что на романтику, на отдых времени не было у бедного Кевина )
10.08.2017 в 17:01

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, бедный Кевин!)) Хотя мы сгущаем краски, а в реальности все было гораздо мягче. И Эрик о нем правда заботился.))
10.08.2017 в 17:06

М-ль Люсиль, и не только о нем заботился, все "мальчики Эрика" о нем только хорошее вспоминают: как учил и как помогал, а никак не советы поскорей распрощаться с девственностью ) Спросите Джереми Рэнсома, он вам подтвердит.
10.08.2017 в 17:09

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, я вдруг себе представила, как Эрик в духе старика Тюдора заявляет тому же Джереми, что пора, пора уже расставаться с невинностью. А Джереми отвечает что-нибудь вроде "да я ведь уже давно...". Немая сцена.)))
Но если серьезно - при всех своих недостатках Эрик не был именно как человек таким моральным садистом, каким, судя по всему, был Тюдор. И он не находил кайфа в утверждении своей власти над другими людьми, а вот Тюдор - да, находил, причем выбирал именно самых психологически уязвимых и беззащитных.
10.08.2017 в 17:15

М-ль Люсиль, подумаешь, удивил. Эрик такой: "Не верю! А докажи" - и опять немая сцена )
Эрик, как мы знаем, тоже был не без садистских черточек, но они у него, во-первых, изливались только на самое ближайшее окружение, проще говоря - на партнеров. А во-вторых, он все-таки был умница: умел и отслеживать их и контролировать до известного предела. А Тюдор, такое ощущение, что не только не контролировал, а попустительствовал.
10.08.2017 в 17:23

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, опустим завесу жалости над этой сценой. Главное - чтоб в разгар доказательств кто-нибудь третий не пришел, а то получится неудобно.))
У Тюдора, насколько я могу судить, вот эта тяга к моральному садизму сочеталась с сильнейшей мизогинией: немудрено, что его жертвами в первую очередь становились женщины - Уилсон, Кей... С мужчинами он, похоже, лучше себя контролировал. Ну и конечно, я соглашусь, что Эрик при всех своих закидонах все-таки лучше держал себя в руках.
10.08.2017 в 17:37

М-ль Люсиль, м-да, будет очередное just checking. Эрику, конечно, не привыкать... )
Да, мизогиния - штука очень неприятная, меня она на каком-то чуть ли не физиологическом уровне отвращает от человека: знать не хочу. Может, потому и до балетов его так и не добралась: хоть это и неправильно, а личность создателя не даст о себе забыть.
Эрик был лапа - может, еще и потому, что все-таки ему больше нравилось что-то создавать из себя, пере-создавать себя, а не утверждать себя за счет других.
10.08.2017 в 17:47

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, черт, какая же это все-таки прелестная история с just checking.))
И еще Эрику больше нравилось грызть себя, чем окружающих.)) Конечно, окружающим от его самогрызения тоже было не очень-то легко, но все же легче, чем если бы он грыз только их.
А до тюдоровских балетов и я пока не добралась. Даже не знаю, как там с видеоверсиями, а уж о живых спектаклях пока и мечтать не приходится - у нас ничего тюдоровского не ставят. Когда-то давно, еще в начале девяностых, в Мариинке поставили его Leaves Are Fading, но, кажется, этот балет недолго продержался в репертуаре.
10.08.2017 в 18:16

М-ль Люсиль, да, и история хороша, и как она стала присловьем тоже )
Я вдруг поняла, почему Эрик любил погрызть - это он чтобы курить меньше! Другие грызут карамельки, а он - себя )))
Помню, кто-то хвалил эту постановку The Leaves, то ли Гаевский, то ли еще кто...
10.08.2017 в 18:18

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, но ведь не помогает - Эрик и курить меньше не начинает, и себя грызть не перестает.)) Sick boy, что и говорить.
Ой, я, право, не помню, но наверняка хвалили, все-таки это Тюдор, известная магия имени должна была сработать, даже если станцевали так себе (ну и балет был, судя по отзывам современных Тюдору критиков, не самым его сильным).