15:55

Живи, а то хуже будет
Что-то завспоминала, как мы 26 февраля с  norakura и  gr_gorinich сидели в кофейне после "Билли Бадда" и взахлеб обсуждали увиденное, и снег шел, и было, черт возьми, так хорошо. Ужасно хочется повторить, но так долго ждать следующего года. И ах, зачем, зачем я не сходила еще и 28го числа на "Билли", ведь были же билеты!
Ну, что ж теперь говорить. Остается лишь перебирать воспоминания, переслушивать пиратские записи еще первого, ноябрьского блока, перечитывать рецензии. Вот кстати - о рецензиях. Давно уже мне хотелось интереса ради собрать отзывы и мнения критиков об образе Клэггарта в БТшной постановке "Билли Бадда". Вот у меня сейчас есть немножко свободного времени, развлекусь, авось и еще кого-нибудь развлеку.

"Не сухим из воды":
Однако любовная драма присутствует: демонический Клэггарт решает погубить юношу именно за его светоносность, ставшую мучительной для его собственного существования. <...> Антипод капитана – одержимый разрушением Клэггарт предстает неистово сильным (голосом и статью) злодеем в исполнении Гидона Сакса.

"У матросов есть вопросы":
Злой дух этого мира - надзиратель Джон Клэггарт (Гидон Сакс) в черном кожаном пальто и с тонкой дубинкой - садист, наслаждающийся унижением жертвы. Он не может допустить, чтобы эту тьму осветил луч света - простодушный Билли Бадд (Юрий Самойлов), чарующий своей улыбкой и порывистостью, чистая душа, рождающая любовь. Потрясенный Клэггарт пугается этой силы. Его ария "Прекрасное, совершенное, доброе, зачем вы повстречались мне" - монолог зла, вой порока, любым способом обязанного сохранить власть в мрачном, полном агрессии мужском мире. Он ужасается и упивается одновременно, когда прикладывает к глазам красный шейный платок Билли. А дальше раскручивает подлую схему убийства Билли, заставляя избитого, трясущегося от страха Новичка (Богдан Волков) стать провокатором.

"В аду "Неустрашимого"":
...матрос Билли Бадд своей искренностью подкупает весь корабль, включая доблестного капитана Вира, одновременно же становится и источником раздражения каптенармуса и главного интригана на корабле Джона Клэггарта. Последний клянется (фрагмент, достойный вердиевского Яго) во что бы то ни стало уничтожить ненавистного одним своим существованием Бадда. И – пусть и ценой своей жизни (отчаявшийся матрос убивает его на допросе) – добивается казни.

"Левиафан":
Джон Клэггарт, выполняющий на корабле полицейские функции, — образцовый злодей, свое эротическое влечение к Бадду предпочитающий обратить в ненависть.

"На Театральную площадь приплыл британский корабль":
Билли Бадд, красавец телом и душой, простец, не знающий порока, попадает в трагическую ловушку – и убивает своего злого гения, корабельного каптенармуса Клэггарта, не умеющего ни владеть своими тайными желаниями, ни жить рядом с гармонией.

"В пределах совершенства":
В премьерной серии Большого театра (спектакли идут через день) занят один состав во главе с актерски и музыкально-экспрессивно точным Дашаком в партии Вира, Гидоном Саксом в партии начальника корабельной полиции Клэггерта (его существование на сцене — воплощенное абсолютное зло, и если на первом спектакле великолепному голосу самую малость не хватало тембровой выразительности, то к следующему все встало на место)...

"Морская тишь и несчастливое плавание" (увы, на сайте выложен лишь отрывок из статьи, а надо бы попытаться раздобыть газету и прочитать статью целиком):
...одна из самых сильных страниц оперы, монолог “O beauty, o handsomeness…” каптенармуса Клэггарта (корабельного полицейского, воплощенного зла и в то же время, как все на этом корабле — трагического героя, влюбленного в Бадда, поклявшегося его уничтожить и достигающего цели случайно, ценой собственной жизни, когда Бадда, случайно убившего Клэггарта, осуждают на смертную казнь) — свой окончательный вид обрел в спорах с недовольным Форстером. <...> Именно с ним, с залом <...> говорит Клэггарт, вслушиваясь в себя, в непереносимую, ядовитую муку ярости и любви.

"Билли Бадд Superstar":
Билли Бадд, отважный, веселый, добрый, тут же становится предметом любви матросов, нежно кличущих его Красавчиком и Деткой, утонченных чувств высокообразованного капитана (блистательный Джон Дашак), а также темного вожделения Джона Клэггарта (инфернальный Гидон Сакс) – каптенармуса, а попросту говоря, начальника корабельной полиции. Клэггарт, в котором страсть перерождается в лютую ненависть, клянется погубить Билли, капитан клянется его спасти, а кончается тем, что гибнут так или иначе все трое. Клэггарта сражает мощный кулак Бадда, потрясенного клеветой каптенармуса. <...> Клэггарт, которого сопровождают низкие, мрачные, утробные звуки контрафагота, тромбонов и тубы, – ворочающийся в подземной пещере жуткий дракон Фафнир. <...> Найденыш Детка Бадд – младенец Иисус. Клэггарт, доносящий Виру на Билли, – первосвященник Каиафа. Его настойчивое утверждение “этот человек опасен” эхом отзовется в рефрене Каиафы – “he is dangerous!” (“он опасен!”) – из рок-оперы “Иисус Христос Суперзвезда”, написанной Эндрю Ллойдом Веббером в 1970 году, еще при жизни Бриттена. Но образ Клэггарта глубже – он действительно дракон, Сатана, которому созерцание красоты и блага доставляет невыносимые муки. Его любовь к Билли – воспоминание падшего ангела о навеки утраченном рае. Билли сразит этого Змия, как архангел Михаил. <...> Эту линию Олден обозначает лаконично, целомудренно, но совершенно недвусмысленно: Клэггарт медленным чувственным движением снимает с Билли шейный платок и уносит вещицу с собой, а потом в лихорадочном монологе страстно прижимает к глазам. <...> Билли Бадд – “румяный цветочек”, как называет его Клэггарт, пышная роза, срезанная с куста. <...> Хитрый змей Клэггарт таит свое жало в обольстительно-нежном мотиве “один из тысячи, чудо, сокровище”; он усыпляет бдительность простодушного Билли в сцене с платком и в сцене драки Красавчика с соглядатаем каптенармуса. До сих пор звучавший в исполнении характерных тревожных инструментов Клэггарта, в сцене суда над Билли этот мотив подхватывается сладостными, обманчиво безмятежными струнными. Но это дьявольская колыбельная смерти. Другой важнейший мотив, становящийся оркестровым лейтмотивом Билли, – “Прекрасное, совершенное, доброе!”, сначала возникает у Клэггарта, а потом перекочевывает к Виру, который, как зачарованный, вторит тайным мыслям каптенармуса, переняв у него эстафету разрушительности. Мертвый Клэггарт продолжает властвовать над капитаном – Вир не может вымолвить ни слова в защиту Бадда на суде, а в оркестре вновь и вновь навязчиво звучит мотив “я обвиняю тебя”, брошенный Тощим Франтом в лицо Билли.

"Нелюбовная история":
А ведь здесь нет ни одного женского образа, любовной линии. Впрочем, мотив любви-ненависти не явно, но вплетен в сюжетную канву. Чем юный, чистый душой и при этом смелый, честный и целеустремленный Билли вызвал патологическую неприязнь брутального каптенармуса Джона Клэггарта? В повести на этот вопрос есть почти прямой ответ. И дело не в том, что он заподозрил Билли в измене английскому флагу и капитану Виру. Не просто же так он утыкается в красный платок, сдернутый с шеи Билли…

""Билли Бадд" - полный вперед!":
...здесь зло предельно конкретно и лишено фантастического ореола, будучи воплощено во вполне земной фигуре каптенармуса Джона Клэггарта. <...> А вот как раз в образе коварного каптенармуса, воспылавшего к Билли греховной страстью (а какой еще можно воспылать на военном судне, где одни мужчины?) и от сознания ее полной запретности так же страстно парня возненавидевшего, переплетены в трагический узел и призрачная мечта, и инфернальная злоба (ария "Прекрасное, совершенное, доброе").

""Билли Бадд" на Новой сцене Большого театра":
Полная противоположность Виру и Биллу - мрачный и жестокий каптенармус Джон Клэггарт, следящий за дисциплиной на корабле, но способный только разрушать. Его ненавидела вся команда. Он же невзлюбил Билла за яркость личности, а услышав слова матроса: "Прощайте, "Права человека"!", сразу увидел за ними крамолу, не захотев понять, что молодой человек просто прощался со своим прежним судном, вступая в новую жизнь на военном корабле "Неустрашимый". Клэггарт с помощью интриг и наговоров создал прецедент и тут же доложил капитану об измене Билла и его подстрекательстве матросов к мятежу. <...> Дьяволом, исчадием ада стал у Гидона Сакса Джон Клэггарт, ненавистный всему экипажу корабля. Врезалась в память его ария-исповедь, в которой он поклялся уничтожить матроса Билли Бадда: "Я Джон Клэггарт, каптенармус "Неустрашимого", уничтожу тебя. Ты в моей власти". Она сближает героя Сакса с еще одним изувером - Яго из "Отелло" Верди с его знаменитым "Кредо".

"Билли Бадд" Бенджамина Бриттена на сцене Большого театра:
Каптенармус Клэггарт, воплощённый символ зла, его злоба опережает его реальные возможности. В своей прямолинейности и однозначности образа персонаж Клэггарта выписан если не как герой комикса, то, по крайней мере, мюзикла. И это в своей статуарности блистательно показывает бас-баритон Гидон Сакс. Задача Клэггарта – восстановить безраздельную власть зла на корабле, нарушенную появлением Билли Бадда, о котором сам Клэггарт говорит: “Чудо. Сокровище. Бесценный алмаз”. В своей “программной” арии “Прекрасное, совершенное, доброе! Зачем вы повстречались мне!”, завораживающей и музыкально и литературно, Клэггарт фактически излагает все дальнейшие события оперы: “Сначала я омрачу твоё счастье, затем искалечу и заставлю умолкнуть твоё тело. Оно повиснет на рее, потом погрузится в морские пучины, и всё станет так, как было! Моя ненависть и зависть сильнее, чем любовь”.

"На корабле Бриттена":
Но в любом социуме, даже в таком замкнутом, как военный корабль, являющем собой малую модель государства со своими законами, всегда найдется индивид, стремящийся уничтожить полюс чистоты и невинности. И эта зловещая фигура, исчадие ада, тьмы и порока – Клэггарт по прозвищу Тощий Франт: для него свет и доброта губительны по сути.

@темы: Мы очень любим оперу, Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd), Gidon Saks is love

Комментарии
21.04.2017 в 19:34

О, какая большая и выразительная подборка! )) Кажется, я читала от силы половину - и, видимо, лучшую. Господи, некоторые пассажи читаешь и прямо поражаешься: как, откуда автор это выкопал?
21.04.2017 в 19:36

Ой, недописала коммент!
Так вот, откуда оно, это воплощение зла, которое порочно воет, не в силах существовать рядом с гармонией? )))
21.04.2017 в 19:41

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну вот я сама удивлялась, читаючи все это: причем ладно еще демоничность, воплощение зла и порока и все такое, это уже привычно. Но вот назвать Клэггарта прямолинейным и однозначным персонажем, да еще добавить, что Сакс его таким и показывает... ну я не знаю, ну мы точно разные постановки смотрели. Потому что уж кто-кто, а Сакс создает чрезвычайно противоречивый образ Клэггарта. Да и сами авторы задумывали его отнюдь не прямолинейным и не однозначным.:nope:
21.04.2017 в 19:47

М-ль Люсиль, вот-вот, нашли, понимаешь, персонажа из мюзикла! Хотя, между нами, и в мюзиклах персонажи бывают еще какими неоднозначными, это автор статьи просто не в теме ) А вот тот отрывок насчет ядовитой муки ярости и любви - наоборот, очень приятный отрывок. Но все-таки, я смотрю, большинство стесняется про любовь-то писать.
А как тебе про змея-дракона понравилось? ))
21.04.2017 в 19:52

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, а про змея-дракона-падшего ангела мне как раз зашло. Вообще там вся эта статья "Билли Бадд Superstar" - она мне показалась тонкой и умной. Ах, каптенармус, какой же вы инфернальный.)) В общем, вот они, мечты каптенармуса:

Билли Бадд, с фор-марса, кокетливо: Ой, каптенармус, а я вас боюсь!
Каптенармус Клэггарт, польщенно и недоуменно: Но ты же, Красавчик, вон как высоко на фор-марсе сидишь, а я-то тут, на палубе.
Билли Бадд, еще кокетливее: А я спущусь.

Занавес.

А вот тот отрывок насчет ядовитой муки ярости и любви - наоборот, очень приятный отрывок.

Ага, и эта статья мне тоже очень нравится. Все думаю, что надо бы раздобыть тот номер Музобозрения и прочитать ее целиком. Может, там еще что-нибудь интересное про Клэггарта есть?))
21.04.2017 в 21:03

Приятно, что в этом калейдоскопе нашлись схожие впечатления))
М-ль Люсиль, спасибо за подборку))
21.04.2017 в 23:34

Живи, а то хуже будет
norakura, да не за что, я сама с удовольствием перечитала все эти рецензии.)) Эх, и сам спектакль вспомнила!..
22.04.2017 в 08:32

М-ль Люсиль, каптенармус замечтался, а между тем работа не стоит, работать надо, так что "тонкую дубинку" в руки - и вперед! ))

А сидели мы тогда прекрасно, тоже вспоминаю и радуюсь. И еще бы так!
22.04.2017 в 12:48

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, каптенармус так замечтался, что ходит, как сомнамбула, и все время на Билли Бадда натыкается. А Билли Бадд инстинктивно его в объятия ловит (см. сцену с падающим замертво Клэггартом - только тут он, конечно, падает вовсе даже не замертво). И весь экипаж на это безобразие смотрит и только вздыхает. Потому что - ну что тут скажешь вообще?

Ох, не говори, хочется еще хоть разок повторить вот это уютное соображение под "Билли" на троих.)) Ну, даст бог, сойдутся звезды, и повторим еще.
22.04.2017 в 17:48

М-ль Люсиль, а что, а хорошая ведь тактика со стороны каптенармуса - и результаты приносит ) А экипажу нечего глазеть и удивляться, пускай радуются, что зато на борту никого не порят и не распекают, никто сверхурочных вахт не стоит и по килем не плавает. Не жизнь, а малина на корабле, когда у каптенармуса весна ))

Да, а была же ведь идея собраться летом на "Рудольфа", но ценовая политика БТ и репутация Посохова сделали эту идею крайне маловероятной (
22.04.2017 в 17:55

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, главное, чтоб каптенармус не мяукал, как мартовский кот.)) Хотя нет, мяукать он не станет, он же все-таки приличный человек, несмотря на неприличную любовь к одному такому Билли.))

На вот, посмотри, что сегодня появилось: отрывок с репетиции "Нуреева" - www.facebook.com/AlexeyVladimirov1981?pnref=sto... По-моему, граждане, это пиздец, трэшак и пошлятина. И шибает от этого гомофобией, имхо.
22.04.2017 в 18:26

М-ль Люсиль, мяукать не будет. А вот мурлыкать потом, под боком Билли - кто знает... Но это будет очень тайное и тихое мурлыканье, кроме Билли его никто никогда не услышит и не узнает, что каптенармус в глубине души тоже немножко котик :bcat:

Ой, вот как раз смотрю - увидела твою ссылку в комментах в дайри у norakura. Пошлятина-а... (( Я еще там коммент напишу, только хочу сначала и выложенный ею фильм про Рудольфа потыкать, интересно же!
Я после целого дня уборок и хозяйства добралась, наконец, до большого хорошего компа и пустилась во все тяжкие: смотрю, читаю, пишу ))
22.04.2017 в 18:32

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, и по своей кошачьей натуре каптенармус и считает "Неустрашимый" собственным домом, а всех остальных - ну, кроме Билли, - теми, кто вносит в этот дом хаос и беспорядок. И это необходимо пресекать!))

Вот скажи: бешеная пошлятина, просто слов нет. И дна тоже нет. Хотя... ну да, а чего мы ожидали от Посохова после ГНВ?
О, поздравляю. А я вырываюсь в сеть в промежутках между работой.)
22.04.2017 в 19:32

М-ль Люсиль, Пресекать и кусать всех за ноги! И...так и хочется сказать: гадить капитану в тапки, но каптенармус до такого не опустится )))

Знаешь, "Княжна Мэри" в самом деле с таким треском пробила дно, что я ни минутки не удивлюсь любого сорта пошлятине, которую может выдать на-гора эта троица Посохов-Серебрянников-Демуцкий. Хотя каблуки - это они зря. Чисто технически: обеспечат корде вечные травмы голеностопа, спасибо им за это никто не скажет.
22.04.2017 в 20:03

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да нет, пока капитан не высовывается из своей каюты, каптенармус ничего против него не имеет. Ах да, и пока Билли этим капитаном не начинает восхищаться. Но вот когда начинает - тогда ой. Тогда капитану может не поздоровиться.))

Ты знаешь, что меня еще взбесило: не только пошлость, но и подспудная гомофобия всей этой сцены. Боюсь, что и во всем балете она будет: мол - нет, мы же прогрессивные, мы не будем скрывать, что Рудольф был геем. Но мы вам сейчас покажем, какие они противные и смешные, эти гомики, во, смотрите, на каблуках танцуют, гыгыгы. Вот за это хочется бить по голове чем-нибудь тяжелым.(((
22.04.2017 в 20:11

М-ль Люсиль, бедный капитан! Уж он не чает куда-нибудь сбежать с корабля, да куда сбежишь в открытом-то море? ))

Мне кажется, так и получится в балете - "смишные и пра-ативные". Единственно, думаю, это не из-за сознательной и программной гомофобии хореографа, а как бы сказать... из его беззастенчивого желания сделать изо всего, что под руку подвернется, балетное шоу. Ну вот как в "Княжне Мэри" он сделал шоу из инвалидов-колясочников. А поскольку без труда прогнозируемое отношение большинства наших зрителей к геям - оно вот такое и есть, то Посохов радостно выдает его на сцену. (Козел, между нами. Хореограф "чего изволите").
22.04.2017 в 20:47

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, никуда. Приходится плыть и терпеть все выходки каптенармуса.))

Вот кстати да, появление инвалидов-колясочников в "Княжне Мери" - это было ни фига не толерантно, хотя и подавалось как что-то потрясающе толерантное. Типа: "смотрите, какой я смелый, я ввожу инвалидов в балетный спектакль, ай да я". Но получилось, ты права, именно шоу, самопиар постановщиков. Вот и здесь тоже будет самопиар: мол, я офигенно прогрессивный, я ставлю балет про геев. Ставить-то ставит, а получается у него, судя по всему, карикатура.
А кроме того, Посохов с Серебренниковым заняли очень удобную, практически беспроигрышную позицию: скажешь, что тебе не нравится, как они подают гомосексуальность в своем балете, - ага, да ты гомофоб и милоновомизулинец. И попробуй-ка объясни, что вот все эти танцы мальчиков на каблуках - они как раз и отдают этой самой гнусной милоновщиной. Мол: вот они, ваши геи, вон они какие! И ведь ставлю на то, что вокруг этого балета еще поднимется шабаш искренне возмущенной гомофобной общественности. Так что и получится, что осуждаешь этот балет - значит, примыкаешь к мракобесам.
Надеюсь, что я сейчас сгущаю краски, и на деле все будет совсем не так. Но... зная наше общество и глядя на вот этот отрывок - как-то сомневаюсь, что окажусь совсем не права.
22.04.2017 в 21:15

М-ль Люсиль, в общем да, пока еще рано вздыхать и плеваться, но чутье подсказывает, что плеваться придется летом, так что ничего страшного, если мы заранее немножко попрактикуемся. В остальном же - ППКС, именно так это все и выглядит и будет выглядеть, я думаю.
22.04.2017 в 21:40

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, и пусть я понимаю, что еще не хватало переживать из-за этого, а все-таки как-то это уныло.(
Кстати, запись-то по ссылочке удалили.
23.04.2017 в 08:46

М-ль Люсиль, удалили? Ой-ой, чуть было гостайна не разрушилась, но вовремя спохватились охранники ))) Пускай их, мы все уже видели - а хранить этот кошмар на память все равно не было ни малейшего желания )
23.04.2017 в 11:58

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да уж, мне обычного просмотра по горло хватило, скачивать и сохранять я бы это точно не стала.))
23.04.2017 в 12:46

М-ль Люсиль, кстати, балетофорумцы уже утащили ролик и на ютьюб, и тоже ужасаются. Но, боюсь, мы с ними ужасаемся разным вещам )
23.04.2017 в 12:46

М-ль Люсиль, кстати, балетофорумцы уже утащили ролик и на ютьюб, и тоже ужасаются. Но, боюсь, мы с ними ужасаемся разным вещам )
23.04.2017 в 12:57

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ага, я видела. Ну понятное дело, там возмущаются вполне гомофобно настроенные граждане: мол, какой ужас в священных стенах Большого театра!)) И не знаю, видела ли ты там одну юзершу, которая вопит: как можно говорить о гомосексуальности реального человека, это нельзя обсуждать, это неприлично! Причем я готова поклясться, что если б говорили о гетеросексуальности реального человека, у этой юзерши ничего бы не бомбило и не полыхало. Но стоит упомянуть гомосексуальность - и сразу включается режим "кококо, это неприлично, онижеживые". Вот же тупая гомофобная курица, простигосподи.
Но печаль именно в том, о чем я как раз вчера сказала: если честно скажешь, что вот этот отрывок - дрянь, то как будто встанешь на один уровень с этими гомофобами. А защищать его - язык не поворачивается, потому что днище же и безвкусица. Вот же ж блин.
23.04.2017 в 13:04

М-ль Люсиль, не, такую дуру я не видела, либо пропустила, либо она позже подошла, но тренд и так был ясен. Ко-ко-ко, именно так. (( Но ничего не поделаешь, придется ругаться и оговаривать, за что именно ругаешь. Потому что пошлятина куда хуже, чем гомосексуалы на сцене (тем более, что они там всегда были )) )
23.04.2017 в 13:07

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, это в топике "курьезы", смотри последние страницы. Там, правда, уже пришла умница модератор и расставила все точки над ё, и пусть не прямым текстом, но ясно дала понять гомофобной курице, что она гомофобка.))
23.04.2017 в 13:08

М-ль Люсиль, мне кажется, в такой сложной ситуации эту парашу безобидно ругать с такого ракурса: а кто, собственно, эти мужчины на каблуках и какое отношение они имеют к биографии Рудольфа, очевидно, что никакое, поэтому их появление чистая фальсификация ))
23.04.2017 в 13:10

Живи, а то хуже будет
norakura, хахаха, это мне в голову не приходило, а ведь вправду - какое отношение весь этот кэмп имеет к Рудольфу?))
Эх, хочу хороший балет про Рудольфа. И хочу, чтоб там была не только линия Эрик-Рудольф, но и Раймундо-Рудольф.)))
23.04.2017 в 13:18

М-ль Люсиль, не, ну, будь режиссёр (или кто там отвечает за сюжет) в адеквате, я бы предположила, что они символизируют какие-то внутренние страхи и переживания героя, его сложные отношения с женщинами (в которых легко находятся черты мужеподобности) или что-то связанное с гомофобией советского общества и всякое такое. Но скорее всего эта хрень не символизирует ничего кроме хрени :shit:
23.04.2017 в 13:23

Живи, а то хуже будет
norakura, сурово, но боюсь, верно :gigi: Предположу, что если это и символизирует что-то, то, скорее, веселый гейско-трансвеститский Запад, не более того. Вернее, каким этот веселый Запад видится Посохову. Удивительное дело - ведь сам работает на Западе, не совсем посконно-домотканый, и ничего не может придумать для выражения гомосексуальности в балете, кроме вот этих кабарешных мальчиков на каблуках.:crznope: