Живи, а то хуже будет
Попробую все-таки написать небольшой (большой?) сводный пост о Константине Патсаласе. Постараюсь сделать его максимально сжатым и максимально информативным: обе задачи куда как сложны, если учесть, что сведений о нем все-таки мало, а фантазии у меня много - и много желания потрепаться о Константине просто так. Но я буду себя укрощать. И сразу пожалуюсь на то, что внушительный пласт информации по-прежнему мне недоступен: в подшивках канадской газеты Globe and Mail есть много информации о Константине - интервью с ним, обзорные статьи, рецензии на его балеты, - но мне удалось выудить в свое время лишь статьи от 1985 года и позднее, зацепить самый конец канадской карьеры Константина, да и его жизни тоже. Доступа к большей части статей Globe and Mail у меня по-прежнему нет, и это меня здорово раздражает. Нет у меня доступа и к датским газетам 1988 года, где подробно рассказано о последней (ну, судя по всему) постановке Константина - Das Lied von der Erde для Королевского Датского балета. Вообще последние годы жизни Константина - да и первые годы жизни тоже - освещены очень скупо, чаще всего у меня просто нет сведений, и я не знаю, как и чем он тогда занимался. Больше всего информации у меня - о канадском периоде его жизни, вернее, о периоде его работы в Национальном балете Канады. То, что было до и после - "в целом очень все недостоверно" (с).
Константин родился 1 августа 1943 года в Салониках (Фессалониках), в семье офицера. Как он сам рассказывал, его отец любил петь в церкви (думаю, что в церковном хоре) и играть на мандолине - "a crazy combination", по словам Константина. Семья была очень религиозной, и Константин считал, что и сам до известной степени чувствителен к духовному, спиритуальному. Был ли он религиозен в традиционном смысле слова - не знаю, не могу судить, возможно, что нет. В конце жизни он говорил, что верит в перерождение, в бесконечный "цикл жизни и смерти". Умирающего Эрика Бруна, своего многолетнего партнера, он утешал обещанием чего-то "прекрасного там, наверху", и это больше всего походило на обещание рая (или на утешение себя самого: он сам как будто надеялся на встречу с Бруном "там, наверху").
После окончания старшей школы Константин уехал в Германию, чтобы заняться "изучением чего-нибудь серьезного". Чем-нибудь серьезным оказалась химия, местом изучения химии - Штутгарт. В придачу к химии он стал брать уроки балета: для того, чтобы преодолеть языковой барьер (об этом он говорил в интервью 1979 года в Boston Globe), ну и для того, чтобы таким образом получить определенную подготовку, в которой нуждается киноактер - потому что в то время он подумывал о том, чтобы стать киноактером (или кинорежиссером - об этом он говорил в интервью того же 1979 года в Toronto Star). Ему понадобилось полтора года для того, чтобы понять, что он хочет заниматься танцем всерьез. По-видимому, тогда с химией было покончено, да и с Штутгартом тоже, он отправился в Эссен и поступил в Folkwangschule Курта Йосса, где впервые попробовал не только танцевать, но и хореографировать - на импровизационных занятиях, а еще познакомился и поработал с Пиной Бауш, еще одной питомицей и выпускницей Folkwangschule, а еще в 1967 году станцевал в телеверсии знаменитого "Зеленого стола" Йосса (эту телеверсию продюсировал для BBC сэр Питер Райт; Пина Бауш танцевала там партию Старой женщины, Константин же был всего лишь солдатом в кордебалете, но все-таки - был и участвовал; жаль только, что эта версия "Зеленого стола", по-видимому, не сохранилась). После выпуска из Folkwangschule в 1969 году Константин присоединился к балетной труппе Немецкой Рейнской оперы (Дюссельдорф), где и протанцевал до 1972 года. Поскольку он начал заниматься балетом довольно поздно, да и внешность имел, прямо скажем, непринцевую (смуглый, чернявый, хрупкий), то в классическом балете у него как у танцовщика большего будущего не было. Он сам признавал, что был бы лучшим современным танцовщиком, нежели балетным. Тем не менее, азарт и любовь к преодолению препятствий толкали его в сторону классического балета. Ну и наверно, не обошлось там и без любви к этому виду искусства, хоть сам Константин и уверял, что балет никогда не был всей его жизнью, всепоглощающей страстью.
Хорошо, скажем мы (ты, вы, я), но все-таки, сколько же было Константину лет, когда он начал заниматься балетом? А вот тут мы натыкаемся на кое-что забавное: непонятно, сколько ему было лет, непонятно, когда он приехал в Германию, и вообще очень много чего непонятно. Теперь смотрим по пунктам. В интервью в Toronto Star в 1979 году Константин говорил, что начал заниматься балетом поздно, в семнадцать лет. Простейшие арифметические действия - и что мы получаем на выходе? 1960 год. Ну, максимум - 1961. Но! В том же интервью сказано, что Константину - 33 года. Следовательно, за год его рождения принят 1946 год, и тогда выходит, что заниматься танцем он начал в 1963 году, ну, а всерьез - в 1964 году. 1964 год - как год, когда Константин начал заниматься танцем у Йосса в Эссене, - фигурирует и в некрологе Константина в Toronto Star. Скорее всего, это самые верные сведения: в 1964 он начал обучение в Folkwangschule, в 1968-69 - выпустился и распределился поступил в труппу Рейнской оперы, в 1972 году перешел в Национальный балет Канады. И таким образом получается, что Константин начал заниматься танцем не в семнадцать лет (а это пусть и поздновато, но не слишком поздно), а в двадцать с лишним лет. Это уже намного ближе к понятию a late bloomer.
Все было бы просто, если б он - явно вполне сознательно - не занижал свой возраст где-то на рубеже семидесятых-восьмидесятых. Очень забавно следить за этими "возрастными колебаниями" по его интервью и статьям о нем: в начале семидесятых совершенно точно в качестве года рождения фигурирует 1943 год (в статье в Toronto Star 1974 года указан возраст Константина - 31 год). Но в 1979 году ситуация резко меняется, и не только в Toronto Star, но и в Boston Globe пишут - явно со слов Константина - что ему 33 года (вместо положенных 36 лет). В статье в Toronto Star в 1981 году Константину тоже оказывается 35 лет, а не 38. И лишь позднее, уже к концу его жизни, в качестве года рождения снова начинают указывать 1943 год.
Кстати, забыла добавить, что языковой барьер, ставший одной из причин Константиновых занятий балетом, невербальным искусством, - барьер этот был успешно преодолен: кроме родного греческого Константин знал немецкий, английский, французский и испанский. И во всяком случае, по-английски он болтал очень бойко, хоть и с легким акцентом (что слышно на единственном доступном мне видео, где Константин разговаривает: я имею в виду документальный фильм Bold Steps 1984 года; есть еще Canciones, где Константин появляется на видео, но голоса его мы не слышим).
Дальше очень много букв, и это еще не конец, еще будет вторая часть

@темы: Constantin Patsalas

Комментарии
09.02.2017 в 18:45

М-ль Люсиль, здорово, что вы всё же реализовали эту идею) и как я вам завидую) находить по крупицам информацию, сравнивать, сопоставлять, по-настоящему исследовать, роскошь доступная лишь при увлечении чем-то/кем-то нераспространённым) а ещё больше завидую тем, кто однажды наткнётся на эти записи и найдёт столько радости))
09.02.2017 в 18:57

Вот это текст, хочу еще! ) Припала к нему, сидя у себя, с трудом оторвалась, потому что надо было перемещаться, дочитала теперь с планшета, и в восторге. Все, вроде бы, уже и ничего нового: по кускам ты обо всем этом писала, и обсуждали мы, и статьи читали, тобой нарытые... А не было связности, единства и стройности. Ловко ты разложила информацию - вроде бы, и не сухо, и с отступлениями, но нить не теряется, все четко.
И надо сказать, без финала истории Константина она выглядит очень оптимистично: до смерти Эрика он все время шел в гору, без масштабных срывов. Конечно, были и волнения, и трудности, и метания, но: человек нашел, чем хочет заниматься всерьез, научился танцу, принят в труппу, в другую, получает мимческие, но все более заметные роли и балетные ранги, осваивает хореографию, ставит все больше балетов и на все более значимых площадках... Ни разу в жизни не было настоящего краха - зато в самом конце все легло одно к одному. Но он же не знал наперед, как оно ляжет.
09.02.2017 в 19:00

Живи, а то хуже будет
norakura, не могу поверить, что кто-нибудь еще настолько увлечется этим чертовым Константином, как я.:alles: Причем я еще ругаю себя, что не все доступные источники привлекла, можно было больше рецензий на его балеты процитировать, подробнее все расписать. Но потом я понимаю, что я третий день пишу все это, почти не разгибаясь, и если не останавливать себя, то это вообще никогда не закончится.)))
Спасибо, что вы это одолели. Мне очень приятно.:crazylove:
09.02.2017 в 19:03

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, будет тебе еще, но вряд ли сегодня... и наверное, даже не завтра, потому что завтра у меня день выпадает, не до Константина будет. Это хорошо, что изложено все более-менее четко, а то мне казалось, что наоборот - все ужасно бестолково и без поллитры не разберешься.))
И да, ты права, до смерти Эрика Константин казался вполне себе счастливчиком. Пусть у него не было мирового имени, пусть он не сделал какой-то потрясающей мировой карьеры в той же хореографии, но у него была труппа, с которой он мог работать и экспериментировать, у него были уже свои зрители, свои поклонники, свои идеи и пространство для реализации этих идей. Жизнь, казалось бы, удалась. Но после смерти Эрика все так резко и быстро покатилось под откос, что даже писать об этом грустно.
09.02.2017 в 19:07

М-ль Люсиль, а ещё - как повезло Константину, что про него так бережно и трепетно, три дня не разгибаясь, несмотря на пробелы и отсутствие полных источников, написали вот такую красоту, исходящую от человеческого, а не профессионального интереса, какую про мегаивестных товарищей никто не напишет))
09.02.2017 в 19:09

Живи, а то хуже будет
norakura, про мегаизвестных товарищей книги пишут, большие и толстые.))) Вот кто бы мне написал книжку про Константина!))
09.02.2017 в 19:16

М-ль Люсиль, так то профессиональный интерес, без изюминки, скучно)
09.02.2017 в 19:17

М-ль Люсиль, да я не подгоняю тебя, конечно, пиши, сколько нужно будет. И реал за пояс не заткнешь, да и правда: писать о его последних годах очень тяжело и печально, тут уж какая скорость? Но получается пока очень здорово, и norakura верно говорит - Константину повезло, что у него есть такие упертые поклонники ) А благодаря поклоннику, и информационное поле становится богаче, и хотя бы имя Константина и кто он был теперь в рунете знает на несколько десятков человек больше, чем раньше. На мировой рекорд достижение не претендует, но оно есть, и его не отменишь. Так и течет информация, как вода, и копится, и дублируется... прямо как ты пишешь о Константине: есть то, что подтверждают источники, есть с его слов, есть со слов знавших его, есть со слов тех, кто слышал знавших его... и хорошо, если они все не противоречат друг другу. (Но Мейнерца надо было пнуть, надо!)
09.02.2017 в 19:22

Живи, а то хуже будет
norakura, не, я бы с радостью прочитала бы что-нибудь "профессиональное" о Константине: большой, хороший, подробнейший обзор его балетов, с фотографиями, с рассказами танцевавших, как они все это репетировали с ним и танцевали.))
09.02.2017 в 19:24

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, мне даже самой чуточку неловко, что я так пинаю Мейнерца.)) Но что я могу поделать, если он правда что-то странное о Константине написал. Ну не складывается то, что он написал, с другими имеющимися свидетельствами, да и с поведением самого Константина, и с поведением самого Эрика. В общем, я на истину не претендую, но я правда сомневаюсь.)
А про последние годы, с одной стороны, писать очень грустно, а с другой стороны - все же быстрее, чем про "канадский" период его жизни. Потому что информации меньше.
09.02.2017 в 19:39

М-ль Люсиль, ничего, пинать Мейнерца - это в порядке вещей. Биографов и надо проверять на перекрестном допросе, если они ссылок не дают - потому что несерьезно это, и на сплетни очень уж похоже. Хочешь быть уважаемым писателем, а не бабкой у подьезда - гони ссылки, имена, явки! ) Полвека назад сходило и без ссылок, но прошли те времена.
Информации меньше, факт ( Но не настолько мало, чтоб написать коротко!
09.02.2017 в 19:47

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, вот-вот, а то получается как-то нелепо: какие-то танцовщики что-то там сказали. Что за танцовщики? Что конкретно сказали? Когда была эта история с отправкой Константина в Торонто с середины гастролей? Давай все подробности, иначе это несерьезно.)) Ну и его манера надергивать куски из писем Эрика и доказывать с их помощью, что у Эрика с Константином все было плохо-плохо-плохо, - она тоже не внушает доверия. Давай все письма тогда уж. И ответные давай. А то ведь я так могу взять письма Эрика к Рудольфу, надергать оттуда цитат и тоже доказать, что у них вообще все было плохо, они навсегда расстались и полный караул.)))
09.02.2017 в 19:55

М-ль Люсиль, ой да, по письмам Эрика и Рудольфа, если их разрезать на фрагменты, можно такой бульварный роман состряпать, что авторов потом мама родная не узнает! А где, гле письма целиком? Вообще, какие документы сохранились о совместной жизни Эрика и Константина? Будь у меня шанс посетить Торонто, я бы, например, документы о купле-продаже недвижимости подняла, и без особых хлопот выяснила, какие дома кому из них принадлежали - для начала. Бумаги Эрика и Константина - выяснить, что и где осталось. Не только личные письма, а вот бумаги из НБК. Распоряжения худрука, объявления труппе, хореографические тетради, мало ли.
09.02.2017 в 20:03

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ай, не сыпь мне сахар в пиво, мне бы самой добраться и до документов, связанных с их недвижимостью, и до более-менее личных бумаг, и вообще до всего. Зарыться в них с головой и не вылезать.)) Ну, я так думаю, что касается материалов об их совместной жизни, - переписка наверняка сохранилась (едва ли там было только одно письмо Эрика, процитированное Мейнерцем). Другое дело, что там наверняка всякие ограничения, и просто так никто не даст их читать. А еще подумалось: интересно, а то письмо, что Мейнерц цитирует, оно где хранится-то? В архиве автора или в архиве получателя, то есть - в архиве Эрика или в архиве Константина? Тоже любопытный вопрос. Вообще мне интересно, куда делся архив Константина: письма, личные бумаги и все такое. Существует ли он вообще? Доступен ли исследователям? Загадка.