Живи, а то хуже будет
"Билли Бадд" - это было потрясающе, хочу еще, непременно пойду в феврале. Изумительная опера, изумительная постановка, все исполнители изумительные. Как ни странно, наибольшее отвращение - может быть, конкретно в этой постановке, - вызвал капитан Вир, чистенький любитель красивых слов. Он намного хуже Клэггарта - Клэггарт и не притворяется добреньким, все знают ему цену (сам Клэггарт знает себе цену), а Вир весь такой в белом стоит красивый и в нужный момент умывает руки. И даже в его раскаянии видится что-то гадкое. Впрочем, может быть, я неправа. И Джон Дашак замечательно играл и замечательно пел - и пусть Вир в его исполнении получился, на мой взгляд, невероятно противным типом, но сам Дашак был, конечно, восхитителен.
Клэггарт великолепен. В рецензиях о нем пишут как о воплощении абсолютного зла, но мне показалось, что Гидон Сакс играет Клэггарта не как воплощение зла, а как человека, поверившего в то, что он есть зло. Вот решил он раз и навсегда: все, я злой, я дурной, я ужасный, я не имею права любить, а тут такой Билли Бадд, чистый, нежный, прекрасный, а я такой ужасный и - ладно, прямо это не говорится, но по-моему, подразумевается, - а я такой ужасный, и сам Билли Бадд сейчас поймет, что я ужасный, поэтому надо от него избавиться прямо сейчас и не мучиться. Как-то так. И право, может быть, этот Клэггарт вполне искренне называл Билли "милым пареньком" и улыбался ему - и столь же искренне хотел уничтожить Билли, сделать так, чтобы Билли навсегда исчез из его жизни. Впрочем, опять же, может, я все выдумываю и вижу то, чего и в помине нет. Но он был правда изумителен, а уж когда он стягивал с шеи Билли красный платок - гомоэротическое напряжение зашкаливало. И потом, когда он пел свой монолог "O beauty, o handsomeness, goodness" и бродил по почти пустой сцене, где на тюфяке безмятежно спал Билли, - было видно невооруженным глазом, как сильно Клэггарту хочется подойти к Билли, дотронуться до него, и как сильно Клэггарт боится этого желания (и того, что Билли его оттолкнет). Кстати, с Новичком - его тоже потрясающе сыграл Богдан Волков, и Новичок в исполнении Волкова был и вправду совсем мальчиком, хрупким птенцом, выпавшим из родного гнезда в жестокий мир, - так вот, с Новичком у Клэггарта вырисовывались тоже вполне гомоэротические - и садомазохистские отношения. И когда Новичок говорил: "...and you said you'd protect me, spoke so fatherly to me when you found me crying. I can't stand any more. I'll do anything you want. Yes, yes", - то, может, я извращенка, но я не могла отделаться от мыслей о том, как еще Клэггарт утешал Новичка - совсем не по-отцовски. Будь Билли таким же, как Новичок, Клэггарт, наверно, припугнул бы его и получил свое без всяких угрызений совести. Но Билли не таков - и Клэггарт это понимает (господи, получается какое-то классическое: "не твоя, вот и бесишься").
Ну и сам Билли Бадд, Красавчик Билли, Детка - Юрий Самойлов. Что говорить, он был прекрасен: ни капли не плакатный, очаровательный, трогательный, солнечный, будто освещающий собой этот мрачный корабль. Без всяких скидок на театральные условности и проч. понимаешь, что все на "Неустрашимом" в нем нашли: он и вправду ангел, но ангел веселый, не только сам не чувствующий тяжести бытия, но и помогающий другим если не сбрасывать эту тяжесть, то как-то легче ее переносить. И тем страшнее второй акт, где Билли становится невольным убийцей (кстати, как он обнимает мертвого Клэггарта, это тоже что-то потрясающее), а потом и жертвой. Ночь перед казнью, когда он прощается с жизнью, с миром, с другом Датчанином (Роберт Ллойд безумно хорош в этой роли, и боже, какой у него голос) - это, конечно, одна из самых страшных сцен оперы. Но не страшнее следующей - подготовки к казни. На фоне этой подготовки сама казнь выглядит не так ужасно - потому что она мгновенна. А от подготовки холод по коже бежит.
Матросы в этой постановке - заключенные в униформах с номерами. Трое завербованных с "Прав человека": сам Билли, Рыжая Борода и Артур Джонс - выглядят свежими арестованными, только что взятыми "с воли". Клэггарт в длинном кожаном плаще. Морпехи в зеленой, вполне современной форме. Капралы в коротких кожанках. Капитан в белейшем мундире. Лейтенанты в серых мундирах и высоких сапогах. Маленькие гардемарины - тоже в сером. Замкнутое, страшное пространство, где мало воздуха: причем в трюмах еще есть чем дышать, а вот в белой каюте капитана - воздуха нет, белый свет-цвет слепит глаза. Канаты, на одном из которых и повесят Билли Бадда. И красный платок Билли - в руках Клэггарта.
Поскольку я все равно ничего толком о постановке не рассказала, то я дам просто несколько ссылок на хорошие рецензии на "Билли Бадда" в БТ. Вдруг кому-нибудь будет интересно? Вот они: "В пределах совершенства", "В аду 'Неустрашимого'", "Левиафан".
Ой, забыла: на поклонах Сакс (Клэггарт) и Самойлов (Билли) держались за руки (ладно, там все держались за руки), и это было так мило. Впрочем, Джон Дашак (Вир), державший за руку маленького Матвея Калмиса, прелестно сыгравшего капитанского юнгу, - он тоже был сногсшибательно мил.
Клэггарт великолепен. В рецензиях о нем пишут как о воплощении абсолютного зла, но мне показалось, что Гидон Сакс играет Клэггарта не как воплощение зла, а как человека, поверившего в то, что он есть зло. Вот решил он раз и навсегда: все, я злой, я дурной, я ужасный, я не имею права любить, а тут такой Билли Бадд, чистый, нежный, прекрасный, а я такой ужасный и - ладно, прямо это не говорится, но по-моему, подразумевается, - а я такой ужасный, и сам Билли Бадд сейчас поймет, что я ужасный, поэтому надо от него избавиться прямо сейчас и не мучиться. Как-то так. И право, может быть, этот Клэггарт вполне искренне называл Билли "милым пареньком" и улыбался ему - и столь же искренне хотел уничтожить Билли, сделать так, чтобы Билли навсегда исчез из его жизни. Впрочем, опять же, может, я все выдумываю и вижу то, чего и в помине нет. Но он был правда изумителен, а уж когда он стягивал с шеи Билли красный платок - гомоэротическое напряжение зашкаливало. И потом, когда он пел свой монолог "O beauty, o handsomeness, goodness" и бродил по почти пустой сцене, где на тюфяке безмятежно спал Билли, - было видно невооруженным глазом, как сильно Клэггарту хочется подойти к Билли, дотронуться до него, и как сильно Клэггарт боится этого желания (и того, что Билли его оттолкнет). Кстати, с Новичком - его тоже потрясающе сыграл Богдан Волков, и Новичок в исполнении Волкова был и вправду совсем мальчиком, хрупким птенцом, выпавшим из родного гнезда в жестокий мир, - так вот, с Новичком у Клэггарта вырисовывались тоже вполне гомоэротические - и садомазохистские отношения. И когда Новичок говорил: "...and you said you'd protect me, spoke so fatherly to me when you found me crying. I can't stand any more. I'll do anything you want. Yes, yes", - то, может, я извращенка, но я не могла отделаться от мыслей о том, как еще Клэггарт утешал Новичка - совсем не по-отцовски. Будь Билли таким же, как Новичок, Клэггарт, наверно, припугнул бы его и получил свое без всяких угрызений совести. Но Билли не таков - и Клэггарт это понимает (господи, получается какое-то классическое: "не твоя, вот и бесишься").
Ну и сам Билли Бадд, Красавчик Билли, Детка - Юрий Самойлов. Что говорить, он был прекрасен: ни капли не плакатный, очаровательный, трогательный, солнечный, будто освещающий собой этот мрачный корабль. Без всяких скидок на театральные условности и проч. понимаешь, что все на "Неустрашимом" в нем нашли: он и вправду ангел, но ангел веселый, не только сам не чувствующий тяжести бытия, но и помогающий другим если не сбрасывать эту тяжесть, то как-то легче ее переносить. И тем страшнее второй акт, где Билли становится невольным убийцей (кстати, как он обнимает мертвого Клэггарта, это тоже что-то потрясающее), а потом и жертвой. Ночь перед казнью, когда он прощается с жизнью, с миром, с другом Датчанином (Роберт Ллойд безумно хорош в этой роли, и боже, какой у него голос) - это, конечно, одна из самых страшных сцен оперы. Но не страшнее следующей - подготовки к казни. На фоне этой подготовки сама казнь выглядит не так ужасно - потому что она мгновенна. А от подготовки холод по коже бежит.
Матросы в этой постановке - заключенные в униформах с номерами. Трое завербованных с "Прав человека": сам Билли, Рыжая Борода и Артур Джонс - выглядят свежими арестованными, только что взятыми "с воли". Клэггарт в длинном кожаном плаще. Морпехи в зеленой, вполне современной форме. Капралы в коротких кожанках. Капитан в белейшем мундире. Лейтенанты в серых мундирах и высоких сапогах. Маленькие гардемарины - тоже в сером. Замкнутое, страшное пространство, где мало воздуха: причем в трюмах еще есть чем дышать, а вот в белой каюте капитана - воздуха нет, белый свет-цвет слепит глаза. Канаты, на одном из которых и повесят Билли Бадда. И красный платок Билли - в руках Клэггарта.
Поскольку я все равно ничего толком о постановке не рассказала, то я дам просто несколько ссылок на хорошие рецензии на "Билли Бадда" в БТ. Вдруг кому-нибудь будет интересно? Вот они: "В пределах совершенства", "В аду 'Неустрашимого'", "Левиафан".
Ой, забыла: на поклонах Сакс (Клэггарт) и Самойлов (Билли) держались за руки (ладно, там все держались за руки), и это было так мило. Впрочем, Джон Дашак (Вир), державший за руку маленького Матвея Калмиса, прелестно сыгравшего капитанского юнгу, - он тоже был сногсшибательно мил.
Вообще с удовольствием читаю Ваши пересказы опер и балетов. Они кажутся мне интереснее, чем сами постановки: думается, я не сумел бы их так воспринять, как Вы. Спасибо за то, что делитесь впечатлением.
Но реально - очень сильная, мощнейшая даже постановка, и сама опера продирающая, и поют все, и играют обалденно. Здорово, что ее у нас поставили. Ну и то, что оперная программа в московских театрах интереснее, богаче и разнообразнее балетной - да, это фактический факт.)) Все-таки на оперных сценах у нас меньше боятся экспериментов, а в балете предпочитают осторожничать. Но опять же - может, со временем эта тенденция наконец-то изменится.
Как тебе рецензии по ссылкам, интересно?))
И еще нашла шикарный пересказ сюжета в ЖЖ (читала и ржала, честное слово, но все верно, хотя зря Клэггарта обозвали боцманом, я бы обиделась на его месте): division---bell.livejournal.com/1493497.html
Плюс уже собственные размышления автора о спектакле, тоже интересно, я считаю: division---bell.livejournal.com/1493689.html