Живи, а то хуже будет
Пара ласковых об Эрике от Арлин Кросс:
Bruhn has always been an insular kind of star. Inwardly rigid, absorbed in his own perfection, he has never mated well with any ballerina, and his best roles were those that placed barriers between him and women — James in La Sylphide, Jean in Miss Julie, the Poet in La Sonnambula — or that accounted for the neurotic tension he projected, and still projects, onstage. Neither of his two new roles this season — in Epilogue or in Raymonda, as Abdul-Rakhman, the Saracen sheikh — accounts for Bruhn in this way. He remains Erik Bruhn, possibly the only major male star in ballet who can’t walk toward a woman and appear to love her. In Epilogue, his role seems to be based on Miss Julie, which would be all right if Makarova’s were, too, but she’s all suppleness and entreaties, and when she stretches her lovely silken legs around him she seems to give him cramps. The two are temperamentally disparate dancers who have appeared together before mostly in ballets like Giselle and Les Sylphides. In a “strange,” modern work built around their disparities they might have struck sparks at last, but there’s no interest in seeing them unrelate to each other in a piece that doesn’t have unrelatedness as its subject. It’s the dancers, not the characters, who remain in their separate worlds.
Любопытно это замечание: "he has never mated well with any ballerina" - а как же Карла Фраччи? Неужели и их с Эриком партнерство казалось Арлин Кросс чем-то неудовлетворительным? Впрочем, тут нужно зарываться глубже в критические статьи Кросс и искать, нет ли там откликов на совместные спектакли Эрика и Карлы конца шестидесятых - начала семидесятых. Вот будут деньги - тогда доберусь до Afterimages Кросс и разъясню эту сову.
Конечно, велик соблазн отмахнуться от претензий Кросс и сказать, что ничего она в Эрике не понимает, но сдается мне, не все так просто, и определенная сермяжная правда есть в ее словах - и применительно к Эрику вообще, и применительно к Эрику в "Эпилоге" Ноймайера. По-моему, об этом маленьком балете почти все прочитанные мною критики отзывались весьма скептически - пожалуй, мне встретилась лишь одна более-менее благосклонная статья: это был отзыв Клайва Барнса в Нью-Йорк Таймс. Пожалуй, выложу эту статью здесь, пока не забыла. Эх, не хватает полной видеозаписи "Эпилога" - чтобы можно было судить о нем самостоятельно. Репетиционных и сценических отрывок из документалки - право, недостаточно. Даже фотографий мало - но кое-что все-таки удается раздобыть. Вот этот снимок отсканирован из книги Zwanzig Jahre: John Neumeier und das Hamburg Ballett - 1973-1993. Aspekte, Themen, Variationen.

Bruhn has always been an insular kind of star. Inwardly rigid, absorbed in his own perfection, he has never mated well with any ballerina, and his best roles were those that placed barriers between him and women — James in La Sylphide, Jean in Miss Julie, the Poet in La Sonnambula — or that accounted for the neurotic tension he projected, and still projects, onstage. Neither of his two new roles this season — in Epilogue or in Raymonda, as Abdul-Rakhman, the Saracen sheikh — accounts for Bruhn in this way. He remains Erik Bruhn, possibly the only major male star in ballet who can’t walk toward a woman and appear to love her. In Epilogue, his role seems to be based on Miss Julie, which would be all right if Makarova’s were, too, but she’s all suppleness and entreaties, and when she stretches her lovely silken legs around him she seems to give him cramps. The two are temperamentally disparate dancers who have appeared together before mostly in ballets like Giselle and Les Sylphides. In a “strange,” modern work built around their disparities they might have struck sparks at last, but there’s no interest in seeing them unrelate to each other in a piece that doesn’t have unrelatedness as its subject. It’s the dancers, not the characters, who remain in their separate worlds.
Любопытно это замечание: "he has never mated well with any ballerina" - а как же Карла Фраччи? Неужели и их с Эриком партнерство казалось Арлин Кросс чем-то неудовлетворительным? Впрочем, тут нужно зарываться глубже в критические статьи Кросс и искать, нет ли там откликов на совместные спектакли Эрика и Карлы конца шестидесятых - начала семидесятых. Вот будут деньги - тогда доберусь до Afterimages Кросс и разъясню эту сову.
Конечно, велик соблазн отмахнуться от претензий Кросс и сказать, что ничего она в Эрике не понимает, но сдается мне, не все так просто, и определенная сермяжная правда есть в ее словах - и применительно к Эрику вообще, и применительно к Эрику в "Эпилоге" Ноймайера. По-моему, об этом маленьком балете почти все прочитанные мною критики отзывались весьма скептически - пожалуй, мне встретилась лишь одна более-менее благосклонная статья: это был отзыв Клайва Барнса в Нью-Йорк Таймс. Пожалуй, выложу эту статью здесь, пока не забыла. Эх, не хватает полной видеозаписи "Эпилога" - чтобы можно было судить о нем самостоятельно. Репетиционных и сценических отрывок из документалки - право, недостаточно. Даже фотографий мало - но кое-что все-таки удается раздобыть. Вот этот снимок отсканирован из книги Zwanzig Jahre: John Neumeier und das Hamburg Ballett - 1973-1993. Aspekte, Themen, Variationen.


Но, повторяю, как раз отзывов Кросс на их выступления я не читала, так что не знаю, что именно она думала об Эрике с Карлой. У меня вообще складывается впечатление, что ей сам Эрик не очень-то нравился. Но при этом мне кажется, что было зерно правды в ее характеристике Эрика как inwardly rigid, absorbed in his own perfection. На что-то подобное порою намекали и другие критики - но просто никогда не произносили это так решительно и открыто, как Кросс.
даже не знаю, чего меня это так задело) но действительно не люблю обобщения типа "а вот с этим партнёром/-шей вообще ничего никогда не получается и не получится, кто их вообще вместе поставил", и спокойно отношусь к подобным "а вот в этот раз что-то не получилось. в тот раз было хорошо, а до этого тоже что-то не ахти, но после было просто супер", то есть критика по факту конкретного выступления, а не вообще. хотя, наверно, есть и такие пары, которые вообще никогда и вообще не могут и наоборот - всегда (хотя бы в большинстве случаев) могут)
но действительно не люблю обобщения типа "а вот с этим партнёром/-шей вообще ничего никогда не получается и не получится, кто их вообще вместе поставил", и спокойно отношусь к подобным "а вот в этот раз что-то не получилось. в тот раз было хорошо, а до этого тоже что-то не ахти, но после было просто супер", то есть критика по факту конкретного выступления, а не вообще.
Но иногда после нескольких конкретных выступлений бывает ясно, что с этим партнёром/-шей вообще ничего никогда не получается и не получится.)) Бывает же, что партнеры просто не смотрятся вместе, нет между ними сценической химии, даром что технически они могут оба прекрасно танцевать. И если не получается - стоит ли ставить и дальше этих людей в пару в надежде, что когда-нибудь получится?
Но в общем, конечно, все это очень тонкие материи.)
М-ль Люсиль, и зачастую сводится к "я критик, я так вижу"))
но только партнерство с Марго стало чем-то действительно потрясающим.
на их ситуацию тоже можно с разных углов смотреть. в смысле, кто знает, может их партнёрство стало хрестоматийным примером балетного успеха только потому, что их считали любовниками
блин, мне правда как вожжа под хвост попала, сама не понимаю, почему эта Кросс меня так раззадорила
А Кросс, насколько я могу судить, не только вас раззадоривает.))) Подозреваю, что Грюн, среди всех прочих, еще и в нее метил, когда в своих мемуарах шипел и плевался слюной в адрес балетных критикесс.) Но мне Кросс, пожалуй, нравится, не смотря ни на что. Ее просто интересно читать.)
кстати, купила-таки тот Dancing times 1964 у британского продавца, на которого вы недавно давали ссылку. посмотрим, что писали о Рудольфе и Марго в период расцвета их партнёрства с большой буквы П))
Здорово, поздравляю с покупкой.)) Надеюсь, придет быстро - и журнал окажется интересным.)
большее свинство, что нет "Сильфиды" с Эриком, а только слова о том, что Эрик самый Джеймс из всех Джеймсов бубубу
А что касается Эрика - тут всем предлагается верить на слово, что он был самым прекрасным Джеймсом из всех возможных.)) Хотя... я необъективна, но даже телевизионного па-де-де достаточно, чтобы безоговорочно в этой поверить.
а мне из того видео сложно понять, каким был Джеймс Эрика, ну, помимо того, что воздушный и немножко в отрыве реальности. не могу представить, как он взаимодействовал с другими персонажами, что для него сама сильфида. но об этом, наверно, Эрик и в "Beyond technique" рассказывал)
Эх, нет у меня под рукой сейчас Beyond Technique, но навскидку припоминаю, будто для Эрика-Джеймса сильфида была мечтой, порождением его собственной фантазии. Но о взаимодействии с другими персонажами он либо вовсе не говорил, либо говорил вскользь, мимоходом. Возможно, для Эрика-Джеймса настоящие люди - Эффи, Гурн, Анна, даже Мэдж - были менее реальны, чем сильфида.
вот потому я, наверно, и не могу до конца восхищаться Джеймсом Эрика по отрывку, я его совершенно не понимаю, как вы говорите, не понимаю "концепцию" этого Джеймса) или понимаю, но не принимаю её: мне ближе более "земные" Джеймсы, как молодой Хюббе, которые хотят не сами попасть в мир сильфиды, а затащить сильфиду в свой) поэтому просто наслаждаюсь картинкой танца Эрика и Карлы в отрыве от сюжета))
Мда, правильно я сделала, что собралась все-таки на "Баядерку" в конце июля. Пора ликвидировать свою безграмотность.))
А мне, пожалуй, нравятся и "земные" Джеймсы, и отрешенно-романтичные, тут все от исполнителя зависит. Как раз Эрику, мне кажется, не подошел бы образ слишком земного Джеймса, не выглядит Эрик таким "устойчивым", как, например, Джеймс Хюббе. У Эрика, похоже, лучше получался именно Джеймс-мечтатель, отрывающийся от земли, порхающий не хуже сильфиды - ну, это в танце выражено. А у земных Джеймсом и танец другой - не такой самозабвенно-птичий, а человеческий полет. Ой, что-то я зарапортовалась, кажется.)))
В общем, даешь просто больше Джеймсов хороших и разных, чтобы каждый мог выбрать себе по вкусу.))
но вся проблема как раз в том, что Джеймсов разных не так уж и много) и если бы я увидела Джеймса Эрика, поняла бы, какой он, а то своими силами представить не получается)
а какая у вас в планах "Баядерка"? в смысле, чья?)
Может-может, но это совсем другая самозабвенность.)))
А говоря о "Сильфидах" - вы не смотрели трансляцию Бтшной постановки, с Лопатиным и Крысановой? Там тоже, пожалуй, скорее земной Джеймс - и в общем-то, очень хороший.) Крысанова-Сильфида мне как-то не, но мое мнение не стоит принимать в расчет.))
"Баядерка" Макаровой, в Стасике идет. Выбирать не приходится, в БТ-то вообще постановка Григоровича, а это бррр, лучше уж буду смотреть макаровскую версию, хотя о ней отзывы довольно кислые. Но все равно интересно. И состав уж очень хороший, вот я и не устояла.)))
трансляцию нет, только на ютубе па-де-де из второго акта. вот да, Джеймс земной, пытающийся найти свободу. там беда, что сильфида мне показалось слишком физически реальной х)
в БТ-то вообще постановка Григоровича, а это бррр,
жесть, там действительно такая жёсткая григоровичедиета??
Ну и так, на всякий случай, если вдруг захочется посмотреть эту версию целиком, она на рутрекере лежит: rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4203621 ))
жесть, там действительно такая жёсткая григоровичедиета??
Вы будете смеяться, но таки да.)) Причем я любопытства ради пошла считать количество балетов Григоровича (авторских и постановок классики) в репертуаре БТ: там 13 балетов, к которым так или иначе Григ приложил руку, а всего в репертуаре значатся 42 "балетных единицы". Так что вроде бы процент григоровичевских балетов не так уж велик, но - их гонят очень часто, да и к тому же практически вся "большая классика" - "Жизель", РиДж, "Баядерка", "Щелкунчик", Спящая, Раймонда, Лебединое, наконец, - это все его редакции. Вот и получается, что Грига в БТ гораздо больше, чем надо. Да и к тому же... устарел он ужасно, и его перепостановки классики, и его авторские балеты - это нафталин, и давно бы пора от них избавиться, оставив какого-нибудь Спартака или Ванюшу Грозного на развод для привлечения поклонников. Да только, боюсь, произойдет это не раньше, чем он умрет.
наверно, именно из-за таких ситуаций, как в БТ, у многих "большая классика" и начинает ассоциироваться с чем-то старомодным, неуместным, "нафталином", потому что нет вариативности в рамках классики же (и это же не только в балете). печально
ой, совсем не хочется завершать беседу вот такими негативными посылами, но что-то позитив в голову не приходит
спокойной ночи))
А никаких заговоров нет, все просто: нет традиции таких внутренних гастролей, нет охоты эту традицию создавать, ну и невыгодно это. Так что смотрите, уважаемые граждане, наши трансляции - и радуйтесь, что они есть.