17:32

Живи, а то хуже будет
Пара ласковых об Эрике от Арлин Кросс:

Bruhn has always been an insular kind of star. Inwardly rigid, absorbed in his own perfection, he has never mated well with any ballerina, and his best roles were those that placed barriers between him and women — James in La Sylphide, Jean in Miss Julie, the Poet in La Sonnambula — or that accounted for the neurotic tension he projected, and still projects, onstage. Neither of his two new roles this season — in Epilogue or in Raymonda, as Abdul-Rakhman, the Saracen sheikh — accounts for Bruhn in this way. He remains Erik Bruhn, possibly the only major male star in ballet who can’t walk toward a woman and appear to love her. In Epilogue, his role seems to be based on Miss Julie, which would be all right if Makarova’s were, too, but she’s all suppleness and entreaties, and when she stretches her lovely silken legs around him she seems to give him cramps. The two are temperamentally disparate dancers who have appeared together before mostly in ballets like Giselle and Les Sylphides. In a “strange,” modern work built around their disparities they might have struck sparks at last, but there’s no interest in seeing them unrelate to each other in a piece that doesn’t have unrelatedness as its subject. It’s the dancers, not the characters, who remain in their separate worlds.

Любопытно это замечание: "he has never mated well with any ballerina" - а как же Карла Фраччи? Неужели и их с Эриком партнерство казалось Арлин Кросс чем-то неудовлетворительным? Впрочем, тут нужно зарываться глубже в критические статьи Кросс и искать, нет ли там откликов на совместные спектакли Эрика и Карлы конца шестидесятых - начала семидесятых. Вот будут деньги - тогда доберусь до Afterimages Кросс и разъясню эту сову.
Конечно, велик соблазн отмахнуться от претензий Кросс и сказать, что ничего она в Эрике не понимает, но сдается мне, не все так просто, и определенная сермяжная правда есть в ее словах - и применительно к Эрику вообще, и применительно к Эрику в "Эпилоге" Ноймайера. По-моему, об этом маленьком балете почти все прочитанные мною критики отзывались весьма скептически - пожалуй, мне встретилась лишь одна более-менее благосклонная статья: это был отзыв Клайва Барнса в Нью-Йорк Таймс. Пожалуй, выложу эту статью здесь, пока не забыла. Эх, не хватает полной видеозаписи "Эпилога" - чтобы можно было судить о нем самостоятельно. Репетиционных и сценических отрывок из документалки - право, недостаточно. Даже фотографий мало - но кое-что все-таки удается раздобыть. Вот этот снимок отсканирован из книги Zwanzig Jahre: John Neumeier und das Hamburg Ballett - 1973-1993. Aspekte, Themen, Variationen.



@темы: Erik Bruhn, John Neumeier and his ballets, Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn - articles

Комментарии
07.07.2016 в 17:42

а меня такие обобщения ставят в тупик. я, конечно, ни выступлений не смотрела, ни отзывов в большом количестве не читала, да и об Эрике по сути знаю только то, что он такой на свете был, но всё равно это заявление "he has never mated well with any ballerina" явно противоречит всем другим отзывам о том, какие прекрасные дуэты у него были с Фраччи, Аровой, Талчиф, Макаровой и другими. видимо, у всех свой представление о "mated well". а может, сам балет не подразумевает глубоких чувств и искр между партнёрами, зачем тогда в нём искать того, чего там нет)
07.07.2016 в 17:49

Живи, а то хуже будет
norakura, вот и меня смущает это решительное утверждение "never mated well with any ballerina" - когда я думаю именно о партнерстве Эрика с Карлой. Потому что о партнерстве Эрика с Макаровой, например, далеко не все критики отзывались восторженно (а некоторые - так совсем невосторженно), и что касается партнерств с Соней и с Марией - там тоже все могло быть сяк-так (мне самой лично кажется, что они чисто по физическим параметрам не совсем подходили Эрику, и поэтому смотрелись рядом с ним как-то негармонично). Но я ни разу - сколько ни перечитала уже всяких критических статей и проч. - не встречала худого слова в адрес партнерства Эрика и Карлы. Наоборот, тут все критики сходятся в том, что это была практически идеальная пара.
Но, повторяю, как раз отзывов Кросс на их выступления я не читала, так что не знаю, что именно она думала об Эрике с Карлой. У меня вообще складывается впечатление, что ей сам Эрик не очень-то нравился. Но при этом мне кажется, что было зерно правды в ее характеристике Эрика как inwardly rigid, absorbed in his own perfection. На что-то подобное порою намекали и другие критики - но просто никогда не произносили это так решительно и открыто, как Кросс.
07.07.2016 в 18:00

М-ль Люсиль, не, я не утверждаю, что это были во всех смыслах идеальные партнёрства, но о них же тоже говорили, как о чём-то стоящем, выделяющемся, были же среди отзывов и восторженные.
даже не знаю, чего меня это так задело) но действительно не люблю обобщения типа "а вот с этим партнёром/-шей вообще ничего никогда не получается и не получится, кто их вообще вместе поставил", и спокойно отношусь к подобным "а вот в этот раз что-то не получилось. в тот раз было хорошо, а до этого тоже что-то не ахти, но после было просто супер", то есть критика по факту конкретного выступления, а не вообще. хотя, наверно, есть и такие пары, которые вообще никогда и вообще не могут и наоборот - всегда (хотя бы в большинстве случаев) могут)
07.07.2016 в 19:11

Живи, а то хуже будет
norakura, ну, тут другое дело, мне кажется: есть партнерства - и есть партнерство, ведь и сам Эрик говорил о своем партнерстве с Карлой как о чем-то особенным, это был во всех отношениях perfect match. Это как у Рудольфа с Марго: у него же была толпа прекрасных партнерш, но только партнерство с Марго стало чем-то действительно потрясающим.

но действительно не люблю обобщения типа "а вот с этим партнёром/-шей вообще ничего никогда не получается и не получится, кто их вообще вместе поставил", и спокойно отношусь к подобным "а вот в этот раз что-то не получилось. в тот раз было хорошо, а до этого тоже что-то не ахти, но после было просто супер", то есть критика по факту конкретного выступления, а не вообще.

Но иногда после нескольких конкретных выступлений бывает ясно, что с этим партнёром/-шей вообще ничего никогда не получается и не получится.)) Бывает же, что партнеры просто не смотрятся вместе, нет между ними сценической химии, даром что технически они могут оба прекрасно танцевать. И если не получается - стоит ли ставить и дальше этих людей в пару в надежде, что когда-нибудь получится?
Но в общем, конечно, все это очень тонкие материи.)
07.07.2016 в 19:35

Но в общем, конечно, все это очень тонкие материи
М-ль Люсиль, и зачастую сводится к "я критик, я так вижу"))
но только партнерство с Марго стало чем-то действительно потрясающим.
на их ситуацию тоже можно с разных углов смотреть. в смысле, кто знает, может их партнёрство стало хрестоматийным примером балетного успеха только потому, что их считали любовниками :alles:
блин, мне правда как вожжа под хвост попала, сама не понимаю, почему эта Кросс меня так раззадорила :crznope:
07.07.2016 в 19:51

Живи, а то хуже будет
norakura, хехе, по-моему, в случае с Рудольфом и Марго все было наоборот: их считали любовниками в реале потому, что они были такими прекрасными партнерами на сцене.:crznope:

А Кросс, насколько я могу судить, не только вас раззадоривает.))) Подозреваю, что Грюн, среди всех прочих, еще и в нее метил, когда в своих мемуарах шипел и плевался слюной в адрес балетных критикесс.) Но мне Кросс, пожалуй, нравится, не смотря ни на что. Ее просто интересно читать.)
07.07.2016 в 20:58

М-ль Люсиль, у Грюна хотя бы были основания и аргументы так негодовать)
кстати, купила-таки тот Dancing times 1964 у британского продавца, на которого вы недавно давали ссылку. посмотрим, что писали о Рудольфе и Марго в период расцвета их партнёрства с большой буквы П))
07.07.2016 в 21:01

Живи, а то хуже будет
norakura, да не было у Грюна никаких аргументов, кроме одного: его мнение не совпадало с мнением других критиков.))) А по Грюну выходит, что на свете есть два мнения: его и неправильное. Ну и все ясно.)))
Здорово, поздравляю с покупкой.)) Надеюсь, придет быстро - и журнал окажется интересным.)
07.07.2016 в 21:58

М-ль Люсиль, спасибо) мне особенно интересно, потому что там статья про "Баядерку", и из всех не записанных/недоступных выступлений Рудольфа больше всего обидно, что нет "Баядерки", ведь Солор был его любимым героем :small: есть только крохотный, отвратительного качества отрывок из финала, но по этому куску абсолютно ничего не понять
07.07.2016 в 22:08

Живи, а то хуже будет
norakura, странно, конечно, что нет записей, все-таки в чем-в чем, а в классике Рудольфа снимали относительно много. И не знаю, может быть, я ошибаюсь, но у меня такое чувство, будто "Баядерка" с Рудольфом все-таки не стала таким... культовым классическим спектаклем, как, например, "Жизель" или Спящая.
07.07.2016 в 22:14

М-ль Люсиль, у меня впечатление, что "культовой" стала уже его Баядерка 1990-х, именно как символ его жизни и смерти одновременно.
большее свинство, что нет "Сильфиды" с Эриком, а только слова о том, что Эрик самый Джеймс из всех Джеймсов бубубу
07.07.2016 в 22:51

Живи, а то хуже будет
norakura, вот-вот, "Баядерка" 1992 года - она больше ассоциируется с Рудольфом, чем те "Баядерки", в которых он танцевал.
А что касается Эрика - тут всем предлагается верить на слово, что он был самым прекрасным Джеймсом из всех возможных.)) Хотя... я необъективна, но даже телевизионного па-де-де достаточно, чтобы безоговорочно в этой поверить.
07.07.2016 в 23:01

М-ль Люсиль, но всё равно, ужасно интересно, каким он был Солором) мне кажется, этот герой ему подходит больше принцев и мечтателей)
а мне из того видео сложно понять, каким был Джеймс Эрика, ну, помимо того, что воздушный и немножко в отрыве реальности. не могу представить, как он взаимодействовал с другими персонажами, что для него сама сильфида. но об этом, наверно, Эрик и в "Beyond technique" рассказывал)
07.07.2016 в 23:31

Живи, а то хуже будет
norakura, а я даже и не знаю, потому что я "Баядерку" толком еще не смотрела, у меня нет "концепции" Солора, я не могу понять, подходит он Рудольфу или нет.))

Эх, нет у меня под рукой сейчас Beyond Technique, но навскидку припоминаю, будто для Эрика-Джеймса сильфида была мечтой, порождением его собственной фантазии. Но о взаимодействии с другими персонажами он либо вовсе не говорил, либо говорил вскользь, мимоходом. Возможно, для Эрика-Джеймса настоящие люди - Эффи, Гурн, Анна, даже Мэдж - были менее реальны, чем сильфида.
08.07.2016 в 00:17

М-ль Люсиль, ой, да вся моя "концепция" Солора, подходящего Рудольфу, основана на одном видео 1994, том самом, записанном на вечере памяти. ну и плюс что-то читала) и в этой концепции Солор страстный и чрезмерно живой, реальный и любящий так сильно, что жизнь без любви невозможна вовсе) по-моему, это и напоминает самого Рудольфа)

вот потому я, наверно, и не могу до конца восхищаться Джеймсом Эрика по отрывку, я его совершенно не понимаю, как вы говорите, не понимаю "концепцию" этого Джеймса) или понимаю, но не принимаю её: мне ближе более "земные" Джеймсы, как молодой Хюббе, которые хотят не сами попасть в мир сильфиды, а затащить сильфиду в свой) поэтому просто наслаждаюсь картинкой танца Эрика и Карлы в отрыве от сюжета))
08.07.2016 в 00:51

Живи, а то хуже будет
norakura, да, пожалуй, и вправду есть что-то общее с самим Рудольфом.)) Но к счастью, опиум он не курил, и соперничающие возлюбленные не выцарапывали за него глаза друг другу и не подсовывали друг другу змей в корзинках.)))
Мда, правильно я сделала, что собралась все-таки на "Баядерку" в конце июля. Пора ликвидировать свою безграмотность.))

А мне, пожалуй, нравятся и "земные" Джеймсы, и отрешенно-романтичные, тут все от исполнителя зависит. Как раз Эрику, мне кажется, не подошел бы образ слишком земного Джеймса, не выглядит Эрик таким "устойчивым", как, например, Джеймс Хюббе. У Эрика, похоже, лучше получался именно Джеймс-мечтатель, отрывающийся от земли, порхающий не хуже сильфиды - ну, это в танце выражено. А у земных Джеймсом и танец другой - не такой самозабвенно-птичий, а человеческий полет. Ой, что-то я зарапортовалась, кажется.)))
В общем, даешь просто больше Джеймсов хороших и разных, чтобы каждый мог выбрать себе по вкусу.))
08.07.2016 в 01:04

М-ль Люсиль, а что же, человеческий полёт не может быть самозабвенным?))
но вся проблема как раз в том, что Джеймсов разных не так уж и много) и если бы я увидела Джеймса Эрика, поняла бы, какой он, а то своими силами представить не получается)
а какая у вас в планах "Баядерка"? в смысле, чья?)
08.07.2016 в 01:09

Живи, а то хуже будет
norakura, а что же, человеческий полёт не может быть самозабвенным?))

Может-может, но это совсем другая самозабвенность.)))
А говоря о "Сильфидах" - вы не смотрели трансляцию Бтшной постановки, с Лопатиным и Крысановой? Там тоже, пожалуй, скорее земной Джеймс - и в общем-то, очень хороший.) Крысанова-Сильфида мне как-то не, но мое мнение не стоит принимать в расчет.))

"Баядерка" Макаровой, в Стасике идет. Выбирать не приходится, в БТ-то вообще постановка Григоровича, а это бррр, лучше уж буду смотреть макаровскую версию, хотя о ней отзывы довольно кислые. Но все равно интересно. И состав уж очень хороший, вот я и не устояла.)))
08.07.2016 в 01:25

М-ль Люсиль, и опять всё упирается в любимый цвет фломастера))
трансляцию нет, только на ютубе па-де-де из второго акта. вот да, Джеймс земной, пытающийся найти свободу. там беда, что сильфида мне показалось слишком физически реальной х)

в БТ-то вообще постановка Григоровича, а это бррр,
жесть, там действительно такая жёсткая григоровичедиета??
08.07.2016 в 01:52

Живи, а то хуже будет
norakura, увы, это беда сильфиды Крысановой: в этом образе больше балерины Крысановой, чем сильфиды - ну, на мой взгляд.:nope: И мне кажется, это может смотреться органично в "Сильфиде" Лакотта - больше похожей на парадный балет для примы, чем на балет сюжетно-романтический, но в "Сильфиде" Бурнонвиля выглядит неуместно.
Ну и так, на всякий случай, если вдруг захочется посмотреть эту версию целиком, она на рутрекере лежит: rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4203621 ))

жесть, там действительно такая жёсткая григоровичедиета??

Вы будете смеяться, но таки да.)) Причем я любопытства ради пошла считать количество балетов Григоровича (авторских и постановок классики) в репертуаре БТ: там 13 балетов, к которым так или иначе Григ приложил руку, а всего в репертуаре значатся 42 "балетных единицы". Так что вроде бы процент григоровичевских балетов не так уж велик, но - их гонят очень часто, да и к тому же практически вся "большая классика" - "Жизель", РиДж, "Баядерка", "Щелкунчик", Спящая, Раймонда, Лебединое, наконец, - это все его редакции. Вот и получается, что Грига в БТ гораздо больше, чем надо. Да и к тому же... устарел он ужасно, и его перепостановки классики, и его авторские балеты - это нафталин, и давно бы пора от них избавиться, оставив какого-нибудь Спартака или Ванюшу Грозного на развод для привлечения поклонников. Да только, боюсь, произойдет это не раньше, чем он умрет.
08.07.2016 в 02:31

М-ль Люсиль, спасибо, на досуге обязательно посмотрю))

наверно, именно из-за таких ситуаций, как в БТ, у многих "большая классика" и начинает ассоциироваться с чем-то старомодным, неуместным, "нафталином", потому что нет вариативности в рамках классики же (и это же не только в балете). печально :-(
08.07.2016 в 02:49

Живи, а то хуже будет
norakura, увы.(( Вот в других странах не делают из одной-единственной классической постановки священную корову, и обновляют эту классику, и новые версии ставят, и вообще разнообразят репертуар. А в БТ... мда. Вроде бы и не совсем мрак и тлен, вроде бы и ставят что-то, и новых хореографов приглашают, и стараются разнообразить репертуар, но с классикой все так тухло, что и захочешь пойти на что-то классическое в БТ - и поймешь, что идти-то, собственно говоря, и не на что. Пичалька.:(
08.07.2016 в 02:57

М-ль Люсиль, раз начали плакаться, то надо всплакнуть и по поводу того, что даже этих коров почти не возят по городам :weep2: ну, ладно, балет 1-2 штуки в год привозят, а вот опера...здесь больше шансов попасть на норвежцев :facepalm:
08.07.2016 в 03:04

Живи, а то хуже будет
norakura, ай, не говорите.(( Меня бесит, что тот же БТ - и балетная, и оперная труппы - совершенно не гастролируют внутри страны. Наверно, это дорого. Или невыгодно. Или просто влом все это организовывать. Нет бы создать в БТ пусть небольшие, но качественные труппы, специально предназначенные для гастролей по стране. Ну или просто организовывали бы хоть время от времени полноценные гастроли - не выезд-обмен в Питер, а подальше. Англичане, американцы, датчане так делают, а наши - не, ни за что. Я понимаю, конечно, расстояния у нас не те, что в Дании. Но зато и финансовые возможности у БТ шире, чем у КДБ. Просто никому это нафиг не надо. Пусть народ сам приезжает, если так охота.(
08.07.2016 в 03:21

М-ль Люсиль, вот после такого и начинаешь верить в существование заговоров по обезкультуриванию и обараниванию населения...
ой, совсем не хочется завершать беседу вот такими негативными посылами, но что-то позитив в голову не приходит :small: остаётся лишь надеяться на светлое будущее. ха.
спокойной ночи))
08.07.2016 в 11:26

Живи, а то хуже будет
norakura, и доброе утро.)))
А никаких заговоров нет, все просто: нет традиции таких внутренних гастролей, нет охоты эту традицию создавать, ну и невыгодно это. Так что смотрите, уважаемые граждане, наши трансляции - и радуйтесь, что они есть.:nope: