00:51

Живи, а то хуже будет
Достижение разблокировано: посмотрела балет "Манон", сшипперила Леско, брата Манон, с кавалером де Грие.
А в общем, довольно весело провела три часа, хотя к последнему акту стало скучновато. Ну, не зря третий акт "Манон" считают самым неудачным: как написал один критик в Dance Magazine, все в этом акте рассыпается и сценически, и драматически, и хореографически. И я с этим критиком абсолютно согласна. Балетная ткань там разлезалась по швам, как платье на Манон, и прекрасные Фридеман Фогель (де Грие) и Ксения Рыжкова (Манон) ничего не могли с этим поделать, хотя старались изо всех сил. К ним никаких претензий нет, да и вообще к труппе я придираться не буду, хоть и могла бы: кордебалет работал не блестяще, слаженности не хватало. Но где не брали танцем, добирали игрой: во втором акте я почти пропустила адажио Манон с богатенькими клиентами, потому что не могла глаз отвести от восхитительной Мадам (Яны Большаниной) и кордебалетной куртизаночки-проституточки, о чем-то с Мадам ворковавшей. Их я тоже сшипперила, потому что трудно было удержаться, да и вообще Мадам со своими девочками взаимодействовала очень мило, а временами - как с этой проституточкой - почти что двусмысленно. В общем, на них вдвоем было очень интересно смотреть. А вот на Манон с клиентами - не очень.
Так вот, о балете в целом: резать, резать и резать, как сказал бы покойный Дягилев. Из трех актов можно без ущерба для сюжета сделать два, даже нужно бы сделать два акта, потому что воды очень много. Вот в первом акте, например, появляется глава попрошаек со своими попрошайками. Я не спорю, Алексей Бабаев в этой роли смотрелся прекрасно, танцевал лихо, попрошайничал от души, а еще у него была интересная химия все с тем же Леско (Георги Смилевски), так что я заподозрила и их в пейринге. Но для развития сюжета этот хорошенький попрошайка совершенно не нужен. После первой сцены первого акта он исчезает - и все, больше мы его не увидим. Во втором акте откровенно затянуты кордебалетные танцы. Макмиллан не умеет интересно выстраивать ансамбли, и его бордельным танцам не хватает пикантности: девицы, конечно, зазывно помахивают юбками и обнажают стройные ножки, но сексуальности в этом маловато. Впрочем, может быть, это намек на то, что здесь секса нет, just business, а чувственную эротику пусть выдают Манон с де Грие. Только ведь не выдают же! В конце концов выясняется, что за секс (оральный) в этом спектакле отвечает отрицательный Надзиратель (Михаил Пухов), появляющийся в третьем акте и принуждающий Манон к фелляции. Это выглядит весьма натурально, ничего не скажешь. Кстати, что касается третьего акта - хоть он и короче первого и второго актов, но и его надо бы порезать. Например, выкинуть из него малопонятные танцы луизианских барышень, выглядящих точь-в-точь как куртизаночки из второго акта, а также душераздирающе тоскливую сценку с участием ссыльных проституток. Эти проститутки, обстриженные и в длинных лохмотьях, топчутся босиком, заламывают руки, валятся на пол, снова встают, уворачиваются от настырного Надзирателя, снова заламывают руки, поддерживают друг друга и в общем демонстрируют полный упадок и разрушение. На все это смотрят не только зрители из зала, но и благородные луизианские господа, дамы и барышни. Насмотревшись вдоволь, они проникаются к бедным ссыльным девицам живой жалостью, разбирают девиц, обнимают и куда-то уводят. Причем обнимают и уводят не только господа, но и дамы с барышнями. Бедный сластолюбивый Надзиратель остается с носом, но тут, на его счастье, является припоздавшая к общему разбору Манон в очень короткой юбке - и Надзиратель заметно ободряется.
Манон и де Грие в этом балете тоже пострадали от Макмиллана: он, собака страшная, сделал их партии довольно-таки бледными. Не то чтобы совсем скучными, нет, но недостаточно интересными. И сами персонажи несколько теряются на фоне ярких и сочных Леско и его любовницы (ее танцевала сегодня Оксана Кардаш). При этом танцевали и Рыжкова, и Фогель восхитительно, Фогель был очарователен, просто наслаждение видеть такой чистый, элегантный танец, такие благородные линии, такое искусное партнерство. Рыжкова меня покорила в первом акте: у нее получилась прелестная юная Манон, вроде бы совсем еще невинная и простодушная, но и хитрющая, и к побрякушкам и нарядам неравнодушная, и вполне легкомысленная и кокетливая, вертушка и кошечка. Она искренне влюбилась в де Грие - но так же искренне поддалась на уговоры ловкого братца и господина Г.М. (Станислав Бухарев) в очаровательном трио в конце первого акта, и в итоге улепетнула с господином Г.М., в новой шубке и в ожерелье, оставив братца разбираться с де Грие. Брат и разобрался, отыграв-оттанцевав с де Грие то, что вполне могло сойти за диалог: "А Манон где? - А я за нее!". Леско станцевал с де Грие нечто вроде короткого, но очень жесткого (и по-своему - простите слэшера! - сексуального) дуэта, и в конце вложил де Грие в руку монету - из денег, отданных господином Г.М. за Манон, заломил ему руку за спину и заставил опуститься на колено. И выглядело это не только как "бери деньги и помалкивай", но и как "бери деньги и делай то, что я хочу", тем более, что Леско еще что-то такое шептал де Грие на ухо - и право, с моего девятого ряда партера казалось, что там уже не только на ухо шепчут, там вот-вот в шею поцелуем вопьются. В общем, вовремя тут дали занавес, а то бы я бог знает до чего еще дофантазировалась. Хотя я и так нафантазировалась вдоволь - тем более, что во втором акте де Грие и Леско явились в салон Мадам вместе.
Но я отвлеклась от Манон. Так вот, во втором акте она уже перестала быть такой интересной: Макмиллан вдруг начал лепить из нее чуть ли не какую-то Сонечку Мармеладову, явно страдающую из-за вынужденного разврата. Никакого удовольствия от драгоценностей и нарядов эта Манон уже не получала - а ведь все так хорошо начиналось! И во втором акте персонаж уже начал бледнеть, а в третьем акте поблек окончательно: Манон и страдала, и раскаивалась, и умирала, но мне как зрителю было абсолютно все равно, что она страдает и умирает. Хотя опять же - Рыжкова мне нравилась все три акта, она прелестно танцевала и играла, и с Фогелем у нее была изумительная химия. Но ей достался слишком схематичный персонаж, и она так и не смогла оживить его надолго, не только в первом акте.
Де Грие - в общем-то, персонаж почти такой же бледный, как и Манон: в массовых сценах он просто теряется (а вот Леско выделяется, и еще как), в дуэтах с Манон, слава богу, не теряется, но и не выделяется чересчур. Самым любопытным, пожалуй, мне показался дуэт во втором акте, в конце, я его обозвала "Дуэт вокруг браслета". Облапошив господина Г.М. в карты и чуть было не попавшись (вернее, попавшись, но вовремя смывшись), Манон с де Грие милуются в спальне (может быть, в той же самой, что была в первом акте), и Манон все любуется браслетом на своей руке - последним подарком господина Г.М. А де Грие чем дальше, тем сильнее злится, и постепенно из застенчивого влюбленного превращается в этакого ревнивого мавра, и все чувствительнее хватает и швыряет Манон, пытаясь содрать браслет с ее руки. Выглядит это очень любопытно: вдруг выясняется, что де Грие, в сущности, ничем не лучше остальных мужчин, окружающих Манон, он тоже считает ее своей собственностью и хочет, чтобы она подчинялась ему всецело. А она упрямится и не дает стащить этот браслет. И получается, что нужны арест, третий акт, изнасилование и смерть, чтобы научить ее покорности. Не знаю, закладывал ли Макмиллан нечто подобное в свой балет - но я это рассмотрела, и мне показалось, что это довольно любопытно.
Ну, уже сказала, но повторю еще раз: жгли и пепелили сегодня не Манон с де Грие, а Леско со своей любовницей. Впрочем, судя по отзывам, жгут и пепелят они всегда, уж такие им Макмиллан сделал выигрышные партии. Георги Смилевски в роли Леско был прекрасен с головы до ног: довольно хищный, алчный, беспринципный, но очаровательный, как черт, совершеннейший сорвиголова и плут. И любовница его, которую чудно сыграла Оксана Кардаш, казалась даже не столько любовницей, сколько боевой подругой - именно что боевой, а не постельной, такой же веселой пройдохой, как он сам. И вот она - пожалуй, единственная в этом балете - была и по-настоящему сексуальной в своих сольных вариациях: пикантной, игривой, дразнящей, соблазнительной (причем соблазняла она не Леско, а просто окружающих кавалеров - а может, чем черт ни шутит, и дам). И сами вариации у нее были прелестны и в первом, и во втором актах. Во втором акте она еще танцевала с Леско очень забавный "пьяненький" дуэт - а предшествовала ему тоже прекрасно исполненная "пьяная вариация" самого Леско. И потом, уже к концу первой сцены второго акта, любовница Леско танцевала свою "пьяную" вариацию - ну, не пьяную, но "подвыпившую" - и опять была очаровательна и ни капельки не вульгарна. Надо сказать, что Леско в исполнении Георги Смилевски тоже ни секунды не был вульгарен - а ведь танцовщику, исполняющему эту роль, очень легко скатиться в вульгарность, пережать, сыграть некрасиво и грубо. Но Смилевски ни разу не "поскользнулся" и был изумителен - и черт возьми, я повторяю, у него искрило и с главарем попрошаек, и с де Грие, да и с любовницей тоже, просто с любовницей искрило по-другому. В общем, эта парочка - Леско и любовница, Смилевски и Кардаш - была так хороша, что ради них я бы с удовольствием сходила на "Манон" еще раз. Но, разумеется, в нынешнем сезоне этого балета больше не будет, надо ждать следующего сезона. Вообще при всех шероховатостях и недостатках, при некоторой затянутости, при явной недоработанности третьего акта - "Манон" оставляет довольно приятное впечатление. Это такой легкий, яркий, красиво наряженный, вполне развлекательный балет, и время от времени на него можно выбираться - просто чтобы расслабиться, получить удовольствие и еще немножко пошипперить Леско и кавалера де Грие.
P.S.  gr_gorinich, специально для тебя: в 2015 году был снят прощальный спектакль Орели Дюпон в Опера де Пари - и прощальным спектаклем была как раз "Манон". Так ты знаешь, кто там сыграл Надзирателя? Карл Пакетт! Вот теперь смотрю на двадцать четыре гигабайта трансляции на рутрекере и думаю: скачать, что ли, глянуть одним глазком? Хотя обидно, что Пакетту дали роль Надзирателя, там особо и не растанцуешься, да и вообще роль ругательная. Лучше б его поставили танцевать Леско, он бы оторвался в этой роли.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

Комментарии
01.05.2016 в 15:18

Я долго шла к тому, чтобы написать сюда коммент ) На моем пути стояла дача и кухня, пасхальные куличи и крашеные яйца. по счастью, все преграды преодолены!
А теперь по сути: отзыв мировой! Теперь можно себе вполне подробно представить и что это за балет такой, и как его у нас нынче танцуют. (Мы с тобой уже онлайн обсудили и то, что водится на ютьюбе, спасибо и за эту информацию!) надеюсь сегодня припасть хотя бы к отдельным отрывочкам, опять же, если сил хватит ) Не знаю, правильно ли мне показалось, но балет со стороны хореографа сделан не без морализма. Этакое "сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст": юная Манон любила наряды и веселье и - вот, пожалуйста! - покатилась по наклонной плоскости. Или это мне чудится только?
01.05.2016 в 15:25

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, поздравляю с преодолением всех преград на пути к высокому искусству! Особенно преграды из куличей и крашеных яиц.:gigi: Рада, что отзыв тебе зашел, мне самой он нравится, как-то так вдохновенно получилось. Я вчера наприпадалась - ну, отрывками, конечно, - к различным видеоверсиям "Манон", и хочу сказать, что таки наши выдали, как ни странно, больше всего гомоэротики между Леско и де Грие - практически на уровне оригинального каста с Энтони Доуэллом (де Грие) и Дэвидом Уоллом (Леско). Вот дуэт в конце первого акта в исполнении этой парочки я тебе очень рекомендую. Французы, например (тот самый каст с Пакеттом в роли Надсмотрщика), не высекли вовсе никакого огонька в этом дуэте, да и вообще Стефан Бюйон в роли Леско мне как-то не зашел, он хоть и заматерел со времен Армана Дюваля, но как-то ему эта заматерелость не очень идет. И вообще, надо было поменять их с Карлом местами: Бюйона в Надсмотрщики, Карла - в Леско.))
А Макмиллан точно морализаторствовал в "Манон", это на сто сорок шесть процентов видно. Причем в первом акте морализаторство еще незаметно, а вот во втором уже явно чудится за спиной куртизанящей Манон постная рожа хореографа и его грозящий палец: вот, мол, как плохо развратничать, и то ли еще будет в третьем акте.
01.05.2016 в 15:55

М-ль Люсиль, даже удивительно, что наши выдают такой слэш на сцене )) А оригинальный каст есть в записи, чтобы целый спектакль, а не кусочками? А в 2015-м году не искрило. потому что Пакетта не на ту роль поставили )) Поменять местами, решительно!
Вот-вот, оно и чувствовалось. так что и неудивительно, что чем дальше, тем скучней становился балет - когда пытаются гнуть в балете мораль, всегда так выходит: вместо мощного финала - пшик.
01.05.2016 в 16:00

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да есть, конечно, иди на рутрекер: rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1097564 Хотя мне в оригинальной версии не все нравится, например, любовница Леско в исполнении Моники Мэйсон - это явный мискаст. Она Миртой была прекрасна (в версии "Жизели" с Линн Сеймур и Рудольфом), а вот любовницей Леско - ну совсем не то, да еще и парик ее страшно уродует.
Что касается морализаторства - ну, дело не только в нем, дело еще и в том, что Макмиллану явно не хватило пороху и идей на третий акт, вот весь финал у него и рассыпался.
01.05.2016 в 16:10

М-ль Люсиль, спасибо за ссылку, пошла, поставила качаться ) Ну, а мискаст одной роли - ничего, как-нибудь переживем. Тем более, кто мешает мне потом посмотреть другие касты? )
А пороху обычно вот так и не хватает ) Я не говорю, что все зло всегда и всюду - от морализаторства, но факт: это рискованное дело - разводить морали для пионэров в искусстве. :attr:
01.05.2016 в 16:20

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, и то верно.)) А в этом оригинальном спектакле видны отличия от современных постановок: например, сосланные проститутки в третьем акте хоть и обстрижены, но все-таки одеты в свои потрепанные платья, а не в однообразные лохмотья, как в современных версиях "Манон", и это выглядит, на мой взгляд, приятнее. Ну и Надзиратель в оригинальной версии - ух, какой, правильный Надзиратель, а не то, прости господи, недоразумение, которое у Пакетта получилось.))

А пионэрам вообще этот балет смотреть незачем!:gigi: Кстати, забавно, в Стасике "Манон" идет с пометкой "детям до 16ти низзя", а я своими глазами видела в антракте семью с двумя девчонками максимум лет десяти. Интересно, как им понравилось увиденное, не заскучали ли они? Хотя два первых акта довольно бодренькие, основная скука начинается уже в третьем. Впрочем, минет на сцене отчасти разбавляет эту скуку.:alles:
01.05.2016 в 16:31

М-ль Люсиль, "не смотрел, но соглашусь" - лучше уж потрепанные, но узнаваемые платья. чем сценические "ужасные лохмотья". Сугубо личное: не выношу сценических лохмотьев, как и дурно изображенных гримом чумазых лиц. Оно все настолько фальшивое обычно, что вместо впечатления бедности, беды и нищеты создает стойкое отвращение к постановке )

Пионэры, значит, прорвались на спектакль! Их святой покровитель, Павлик Морозов, тоже пострадал в миру за то, что увидел и услышал. И теперь покровительствует всем, обходящим маркировки +сколько-то )))
01.05.2016 в 16:38

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, хех, ну, у меня все эти лохмотья отвращения не вызвали, но вся сцена с этими проститутками показалась затянутой, да и вообще не очень-то нужной и хореографически очень банальной. Впрочем, я уже говорила: с ансамблями Макмиллан не очень-то справлялся, и в "Манон" это видно.

Вообще ума не приложу, как этих девиц родители провели на "Манон".)) Подозреваю, что несмотря на все маркировки капельдинершам и проверяющим глубоко фиолетово, кого там народ в театр ведет, лишь бы с билетом.)) И в общем, это, наверно, правильный подход. Пусть сами родители решают, доросли их дети до "Манон" или еще нет.
01.05.2016 в 16:55

М-ль Люсиль, ну, я ж говорю, у меня это личное ) Активизировалось обычно на мюзиклах, когда Макинтош ставил "Мизераблей" ))

Да конечно, родителям такие вопросы и решать, тем более что это не кино, где на дневной сеанс деть и одни могут сбегать: на балет-то без взрослых они не ходят. Еще не хватало совка в театре, где любой швейцар или капельдинерша начинали иногда качать права и выеживаться напоказ: кого пускать, кому отказать. :Е
01.05.2016 в 17:03

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, и вот тут же подумалось, что по "Отверженным", кажется, никто балета не ставил. Или ставил, но это было давно и неправда. Хотя я бы, наверно, и не пошла на балет по "Отверженным", разве что его поставил бы какой-нибудь интересный хореограф.)

Фу, да, совок у нас и так переживает второе рождение, так что чем меньше его будет в театре, тем лучше. Да мне, в общем, и пофиг, дети эти вели себя тихо, во время спектакля их не было слышно. Иным взрослым с них бы не мешало брать пример: за мной сидели две тетушки, радостно шептавшиеся во время действия, так что в третьем акте я уже не выдержала и шепотом же на них рявкнула, чтоб заткнулись. Не люблю этого делать, но очень уж они раздражали.
01.05.2016 в 17:11

М-ль Люсиль, а ты знаешь, я бы, пожалуй, пошла поглядеть, в таком балете непременно должно было бы быть много интересных сцен: танцы революционных студентов (разными составами, от общего пляса до лирических трио и дуэтов), па-де-де Вальжана и Жавера... в общем, есть где разгуляться фантазии )))

Ох, да, когда сам молчишь в театре, жутко бесят те, кто шушукается. Но увы, иногда бывает просто нестерпимо и хочется шушукаться...и очень трудно себя обуздать, особенно когда спектакль оказывается нестерпимо смешным. Я обычно-то сдерживаюсь, но все равно: тяжело. А что, тетки так просто шептались или комментировали балет?
01.05.2016 в 17:23

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, дададада, дайте мне, пожалуйста, лирико-героический дуэт Анжольраса с Грантэром, и я буду счастлива.))) А больше мне ничего и не надо.)

Тетки скорее комментировали, чем просто шептались, и комментировали благосклонно, но все равно - бесило до ужаса. Я считаю, что уж можно дотерпеть до антракта или конца спектакля и тогда высказаться от души, но во время спектакля, каким бы он ни был, надо как-то себя сдерживать и молчать, и не мешать другим зрителям.
01.05.2016 в 17:31

М-ль Люсиль, а что? Сначала быдет комический дуэт: пьяный Грантэр и волевой Анжольрас. А под конец балета - трагическая его реприза, аккурат перед расстрелом обоих гвардейцами. Зрители рыдают и шипперят, как бешеные ))

В общем да, редко бывает такое, что не дотерпеть до антракта. Зато уж в антракте можно вволю сплетничать ))
01.05.2016 в 17:36

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, хех, как у тебя там "Манон", не скачалась еще? Это к вопросу о пьяных дуэтах и вариациях.)
01.05.2016 в 17:53

М-ль Люсиль, увы, сидеров нету ( Все куличи едят. Так что теперь, наверное, только завтра.
01.05.2016 в 18:48

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, эх, жалко.(( Я очень рассчитывала показать тебе дуэт Леско и де Грие.