18:47

Живи, а то хуже будет



Продолжаю разбрасывать статьи из Торонто Стар. Как обычно: читайте на здоровье, только не выкладывайте на сторонних ресурсах. Во-первых, очень симпатичная статья про балет Константина "The Past of the Future". Судя по всему, он здорово отрывался, сочиняя для детишек этот балет, а детишки здорово отрывались, принимая определенное участие в процессе создания балета, а потом и танцуя. Забавно - то ли автор статьи ошибся, то ли корректор пятерку с восьмеркой перепутал, а только Константину убавили возраст на три года: вместо 38 законных лет поставили 35.
А вторая статья - конечно, про Эрика, новоиспеченного худрука Национального балета Канады, chain-smoker'а и лапушку.

@темы: Erik Bruhn, Constantin Patsalas, Erik Bruhn - articles

Комментарии
14.11.2015 в 17:34

Наверное, Константин так молодо выглядел (фото в кассу ) ), что корректор не поверил в "38" - и исправил цифру ))) Ох, как весело они ставили это The Past in the Future судя по статье!.. Нет, что ни говори, кроме последнего года в НБК, Патсаласу там жилось очень и очень интересно и весело.
А Эрик весь такой "товарищ Брун" на верхней фотографии: ответственный работник на нелегком посту ))
14.11.2015 в 17:39

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, или сам журналист решил, что в 35 лет еще можно баловаться панк-рок-балетами, а в 38 - уже несолидно.)) Хотя Константин и солидность - это что-то несовместимое, вне зависимости от возраста. А балет ставили очень весело, я прям позавидовала детишкам, которым повезло так лихо оторваться с Константином. И мне понравилось, как Константин "накачивался" панк-роком, а ему говорили, что это и не музыка вовсе, фу-фу-фу.)
А Эрик - да, именно так, ответственный работник и серьезный человек, пришел наводить порядок и попутно устраивать дымовую завесу. Ох, я надеюсь, в студиях НБК была хорошая вентиляция, иначе тяжко приходилось танцовщикам, вынужденным репетировать под ястребиным взором непрерывно курящего Эрика.))
14.11.2015 в 17:44

М-ль Люсиль, зато Бетти Олифант подбодрила, сказала, что как раз чего-то такого вот outrageous в программе и не хватало! Прекрасная старая клюшка ))) А детишкам понятно что весело было - не классика же, а, можно сказать, музыка родных подворотен )
Ты знаешь, я вот тоже об этом подумала: ну ладно, Эрику дым в воздухе никогда не мешал, но бедный некурящий (ведь некурящий же?) Фрэнк, бедные все остальные, они за что страдали? И не попросишь невежливого куряку уйти с репетиции - это худрук! )
14.11.2015 в 17:51

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, о, Бетти тогда еще была не такая уж старая, но неизменно прекрасная клюшка.)) Она тоже знала, чего не хватает деткам: лебеди-корсары-жизели-классега - это, конечно, хорошо, но хочется же и чего-то родного, молодежного, современного, угарного и крышесносящего.) А тут такая замечательная возможность, Константин, иди сюда.)
А бедняжка Фрэнк, если мне не изменяет память, был некурящий, и поэтому ему приходилось лихо... ему и так с Эриком было не очень-то весело, а тут еще и дышать нечем. Ужас, на самом-то деле, наглядный пример того, как один курящий худрук превращает всю труппу в пассивных курильщиков (не считая тех, кто и так - активный). Минздрав такому худруку грозит пальцем и сурово предупреждает. Ну, правда, Эрику пофиг, он сам кому хочешь пальцем погрозит и сурово предупредит.)
И кстати, на второй фотографии - "чемодан всегда при мне", то есть сигарета при Эрике. Неразлучная пара.)
14.11.2015 в 17:58

М-ль Люсиль, Константина только спросите насчет современных идей - их есть у него! Он экспериментатор, он авангардист, а давайте еще под хип-хоп программу поставим? )
Кстати, а вот балет на греческие песни так и не появился ведь?

Эрик (вы знаете, как я его люблю и уважаю!) был настоящая свинья. Просто вот эта ситуация: когда ты не куришь и дым тебе сильно мешает, а объявить это курильщику невозможно, потому что он, видите ли, начальство и смотрит ястребиным взором - она, чего там, очень некрасивая. А Эрику, кажется, было пофиг на такие проблемы: хотел и курил. Балованый худрук. Ведь ходил же вон, гулять после работы - ну и курил бы на прогулке, любитель природы!
14.11.2015 в 18:10

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, о, подожди, я еще выложу статью про вечер его балетов уже в 1987 году, когда он ненадолго вернулся в Торонто с программой "Constantin Patsalas and Friends". Там хоть и не было хип-хопа, но экспериментов и авангарда - завались.)
А балет на греческие песни появился в конце концов, только маленький: па-де-де "S'Agapo" ("я тебя люблю" по-гречески), Константин его поставил в 1984 году, специально для первого гала-спектакля, организованного новоиспеченным худруком Эриком в НБК.

Ты знаешь, такой курильщик, как Эрик, боюсь, просто не пережил бы репетицию без сигарет. И остальные участники тоже бы ее не пережили, потому что разъяренный безсигаретный Эрик их бы всех съел. Хотя это нисколько его не извиняет, конечно. Но ему и вправду, похоже, было пофиг на то, что кого-то дым может раздражать. Эрика же он не раздражает, Эрику же он не мешает, так в чем проблемы? В общем, балованный тип, эгоист, и за что мы его так любим, спрашивается?)
14.11.2015 в 18:14

М-ль Люсиль, выложи, выложи! А что авангардист он был - это и так всем известный факт. Но, черт возьми, он был веселый и жизнелюбивый авангардист, и авангард у него был такой же и, похоже, всем он пришелся по душе. а, да. я ведь знала про это па-де-де, да забыла.

Как за что любим? За красивые ноги! ))))
14.11.2015 в 18:18

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, может, кому-то авангард Константина и не приходился по душе, но все равно - здорово, что Константин на других не оглядывался и делал то, что ему нравилось.))
А Эрика мы и вправду любим за красивые ноги. Да-да, за те самые ноги, которые на палки похожи!:crazylove:

И вот, выкладываю статью про Константина, на этот раз текстом, а не картинкой:

German avant-garde rock star Nina Hagen might seem an unlikely inspiration for a ballet choreographer but then Constantin Patsalas has always had interesting musical tastes.
His roots may be in classical ballet but his imagination is clearly marching to a very contemporary beat.
It's more than a year since a discontented Patsalas withdrew from the National Ballet of Canada where he had been resident choreographer and latterly artistic adviser. But if Patsalas has been denied the human and material resources of a large classical ballet troupe he has not allowed this to dampen his creative urge.
The five-part all-Patsalas program on view this week at Harbourfront's Premiere Dance Theatre includes two brand new pieces and one of them at least, Exposures: Jawohl!, danced to Nina Hagen, shows that the choreographer is exploring new territory.
Despite some creaky joints, Exposures: Jawohl! offers a surreal post-punk cabaret, a raunchy spectacle which though thin on content suggests that Patsalas is significantly loosening his allegiance to his classical ballet roots.
Besides setting his dancers in motion by such conventional forms of locomotion as running and jumping, in Exposures Patsalas also puts them on skateboards, unicycles, pogo sticks, roller-skates and even crutches. Instead of wafting dresses and sleek tights, Patsalas, doubling as costume designer, dresses them in tiger- striped briefs, black leather leotards, threatening metallic bras and pants cut off at the top rather than the bottom.
The sheer theatricality of Exposures helps Patsalas even the odds for attention in an often uneven match against the gripping voice of Hagen.
Currents, the other new work, is slight by comparison. Former National Ballet principal Vanessa Harwood dallies with three energetic escorts in a dance that seems inappropriately accompanied by Andre Jolivert's Second Trumpet Concerto.
Patsalas is much more in tune with his chosen music in Notturni, a sometimes wistful but evocative work he choreographed for the Banff Centre two years ago. It, however, is more typical of the neo- classical choreographer we remember from Patsalas' National Ballet days. Exposures reflects a freer, more adventurous mind.
14.11.2015 в 18:32

М-ль Люсиль, по крайней мере. критики к его экспериментам относились очень дружественно. Вот и в последней статье его хвалят за наиболее неожиданный и экспериментальный номер программы. И вообще не вижу я в выдержках из канадской прессы нытья на тему: "Где наш золотой век, где уважаемая классика?" Иногда хорошо жить в стране без великих балетных традиций )) Все радуются новенькому, все хвалят перемены, все даже и ждут всяких перемен по умолчанию.
(И все-таки хорошо, что Константин и после всего этого развода с НБК успел еще хоть немного поработать. А то, судя по прежней о нем косвенной информации можно было подумать, что он после этого сломался и только и делал, что СПИДом болел.)
А у Эрика ноги хоть и палки - зато какие прямые палки! ))
14.11.2015 в 18:40

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, хыхы, это ты еще не видела многолетнее нытье канадских критиков из-за "Лебединого озера" Эрика. Начиная с премьеры и на протяжении долгих лет критики в Торонто Стар только и делали, что ломали руки, обругивали это ЛО на все корки и вздыхали, что вот-де наши дети вырастут, пребывая в полной уверенности, что Лебединое озеро - это фрейдистская история со странным принцем и Черной королевой. Ааа, караул, дайте нам нормальное ЛО, мы так жить не можем!))
Но Константин уважаемую классику не трогал, поэтому к нему и таких претензий не было.)
А поработать он успел, еще как. Очень может быть, что СПИД у него проявился в скоротечной форме (опять же, мы не знаем даже, когда он вообще заразился) и скрутил его в последние полгода-год жизни, может быть, уже после того, как он в Дании поставил Das Lied von der Erde с Сореллой Энглунд, Николаем Хюббе и Ллойдом Риггинсом. Ну а до тех пор он тоже не сидел сложа руки. Хотя, конечно, ему было очень тяжело после смерти Эрика и развода с НБК.
14.11.2015 в 18:47

М-ль Люсиль, ну, так это же был балет Эрика! Сам Эрик счел бы его провальным, если бы он не всколыхнул волну (и отнюдь не "уважаемую волну" )) ). Но, в общем, права ты, и там тоже, значит, орали про сундуки... то бишь про традиции. Надо же, фрейдизм их напугал!.. Нашли, чего бояться )

Ясно, что тяжело - но очень приятно знать, что он сохранил рабочий и авантюристический склад, несмотря ни на что. Люблю, когда люди не ломаются - это как-то бодрит и внушает веру в человечество )
14.11.2015 в 19:08

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, там очень смешно получилось: вот в какой бы статье ни упоминалось это ЛО, через день, через год, через десять-пятнадцать лет после премьеры, - критики всегда вворачивали эпитет "фрейдистский", ни одна статья, где было так или иначе затронуто ЛО Эрика, не обошлась без этого эпитета. Меня это ужасно смешило.)

Вот мне тоже радостно знать, что Константин не сломался и продолжал работать - творчески работать - вопреки всему и всем. Но и печально оттого, что все равно он умер непозволительно рано, буквально сгорел. Впрочем, как Эрик, если уж на то пошло, в этом они похожи.
14.11.2015 в 19:29

М-ль Люсиль, а-а, это они на самом деле не поняли, про что был спектакль (никто не понимал, может даже и Эрик не всё), но надо же было какой-то эпитет прикрепить к версии? И - вуаля! - "фрейдизм". Нет, батенька, это нео-крафт-эбингианство и пост-стринбергианизм )))

Ну, Константин явно был из тех, кто "предпочитал гореть, а не тлеть", так что все очень логично. Эрик - тот сложнее был...
Ну что, может, переходим в эфир? )
14.11.2015 в 20:51

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, а забавно, что нью-йоркские критики, судя по тому, что я читала, относились к этой версии ЛО гораздо благосклоннее своих канадских коллег. То ли в целом были прогрессивнее, то ли уже перевидали столько "классического" ЛО, что с радостью воспринимали новый качественный подход к этому балету, и фрейдизм их не смущал.))

Эрик был сложнее, но если говорить о его смерти - он тоже предпочел сгореть быстро, а не "дотлевать". Обидно, что совсем нет информации о последних месяцах жизни Константина, невозможно судить, как развивалась болезнь, в каком он был состоянии, понимал ли, что скоро умрет или нет. Эх, мне бы добраться до Globe and Mail, может, там обнаружились бы какие-нибудь подробности!..
15.11.2015 в 08:40

М-ль Люсиль, молодцы нью-йоркские критики, их Фрейдом не запугаешь ) Может, там повидали больше всяких балетных экспериментов, чем в Торонто, потому и получилась такая разная пресса? В конце концов, зря, что ли, Баланчин так долго работал в Америке? )) Хотя где Баланчин, а где фрейдизм...

Если говорить о смерти Эрика, то да, он очень быстро ушел - и, похоже, сознательно не стал "тормозить". А про Константина...я даже не уверена, что в газетах что-о есть о его последних месяцах и днях. Сама понимаешь, это медиа 80-х, пока был жив, Константин вряд ли озвучил бы информацию, что он умирает - и от чего именно умирает. И не настолько крупная фигура, чтоб папарацци за ним гонялись. Ты же приносила один его некролог: он очень подробный, но о собственно смерти ничего не говорит...
15.11.2015 в 12:19

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, нет, Баланчин и фрейдизм - это, по-моему, две непересекающиеся прямые.) Но конечно, в Нью-Йорке на этих балетных экспериментах собаку съели, когда в Торонто балет только-только зарождался вообще.)

Что касается Константина - нет, я понимаю, что в газетах 80-х гг. не стали бы во всеуслышанье объявлять, чем он болен (хотя бы даже все об этом знали). Но я имею в виду, мне бы хоть узнать, когда он был госпитализирован и сколько времени прошло от госпитализации до смерти, вот и все. Но шансов узнать об этом почти нет. Это вот о госпитализации Эрика, большой шишки, была отдельная заметка в той же Торонто Стар, а Константин был мелковатой сошкой, чтобы о нем такое писать.
Мне вот еще ужасно интересно теперь, были ли его некрологи не только в канадской прессе, но и в журналах типа Dance Magazine или Ballet News. Наверняка были, но как назло - нет в продаже номеров за 1989 год, да и неясно, где искать эти некрологи, то ли в июньских номерах, то ли в июльских, то ли вообще в осенних.
15.11.2015 в 13:34

М-ль Люсиль, насечт некрологов: если журнал ежемесячный. некрологи обычно выходят на следующий месяц (ну, для мировых звезд делают исключение и пишу сразу), я не знаю. как в балетном мире, но в ученом обычно не задерживают некролог больше месяца. Могут потом расширенный написать, но это, опять же, для шишек побольше...
А журналы могут, как всегда, еще и найтись, лови их в магазинах )
15.11.2015 в 13:38

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, нет, знаешь, далеко не всегда в балетных журналах некрологи публиковали на следующий месяц после смерти того или иного деятеля, иногда через два, а то и через три месяца после смерти (допустим, тот же Константин умер во второй половине мая, некролог вряд ли успели бы написать к выходу июньского номера, следовательно, искать нужно минимум в июльском номере).
А из журналов пока есть только Dancing Times за 1989 год, а я Dancing Times как-то не очень... хотя с другой стороны - тянет, тянет его купить, любопытство меня сгубит.))
15.11.2015 в 13:50

М-ль Люсиль, любопытство всегда побеждает, мы это знаем по себе ) А со сроками, конечно, трудно точно угадать...
15.11.2015 в 13:57

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, вот я теперь сижу и думаю: то ли купить целый комплект за 1989 год, то ли взять два номера - июньский и июльский. Дешевле, конечно, целый комплект, но ставить-то куда?) У меня опять выросли вавилоны на комоде.)
15.11.2015 в 14:05

М-ль Люсиль, ну, хочешь, подари мне еще что-нибудь лишнее, на день рождения? Те, что были, я уже прочитала ))
15.11.2015 в 14:16

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, черт, я чувствую себя Плюшкиным, у меня нет ничего лишнего, все нужное.:-D Давай я тебе что-нибудь нелишнее книжное подарю?
15.11.2015 в 14:27

М-ль Люсиль, ну, о книжном поговорим ближе к весне ))
15.11.2015 в 14:41

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да можно и сейчас, почему бы и нет?))
15.11.2015 в 15:02

М-ль Люсиль, рано! Сперва дожить )
15.11.2015 в 15:11

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, доживем! Мы живучие, как тараканы.)))