Живи, а то хуже будет
Открыла для себя "Dancing Times" - старейший британский журнал о танце, издается с 1894 года. Купила по дешевке подшивку за 1979 год - и не просто так, а с хитрым расчетом: именно в том году Константин выиграл конкурс хореографов в Бостоне, и я надеялась, что хоть что-нибудь об этом событии в Dancing Times напишут (раз уж не продают Dance Magazine и Dance and Dancers за 1979 год). И не ошиблась: в мартовском номере этому событию была посвящена весьма подробная статья. Филлис Уинифред Манчестер, балетный критик и судья конкурса, рассказала, как проходило это состязание, и как она вместе с другими судьями - Кирстен Ралов и Анной Соколов - в конце концов выбрала из всех претендентов победителя - Константина. Конкурс проходил в два этапа: на первом этапе участники присылали видеозаписи со своими работами, и жюри просматривало их и отбирало финалистов; на втором этапе семеро финалистов прибыли в Бостон и вместе с танцовщиками Бостонского балета подготовили свои работы к открытому показу для публики. В своей статье Манчестер (кстати, она не любила свое имя "Филлис" и предпочитала, чтобы ее называли "Билл") описала, как судьи выбирали победителя из числа финалистов, отозвалась о каждой работе, ну и на сладкое оставила победителя. И то, что она написала о балете Константина, я перепишу, потому что - хочу, чтобы оно тут было (хотя ума не приложу, кому это может быть интересно, кроме меня самой).
"So we came to our final choice - Piano Concerto (by Alberto Ginastera) by Constantin Patsalas, a young Greek choreographer who is a soloist with the National Ballet of Canada. The choice of such complex music was in itself a challenge and we all felt that Patsalas tackled it boldly and came up with the most consistently conceived and carried out of all the group works we saw. Indeed, the work became stronger as it progressed. It is ritualistic in form without being specifically linked to any particular rite. There may be a danger that Patsalas tends to think in such terms, since his credentials show that he has choreographed a Rite of Spring for a choreographic workshop in Canada. That, however, was not germane in this instance. We had only to consider the work we saw and we all felt that, when it came right down to it, Piano Concerto was the most creative, the strongest in conception, the most successfully developed of all the works considered.
The prize of $5,000 (a very substantial award indeed) and the handsome sculpture by a local artist, Russell Jacques, was presented by Walter Terry who made the announcement following his speech as master of ceremonies at the banquet following the gala program. From the ovation with which the announcement was received, we judges had not made too unpopular a choice. Those astonishing Boston Ballet dancers jumped to their feet to applaud, and Patsalas' progress to the dais to accept the award and trophy was impeded for several minutes as all the other choreographers concerned dashed to congratulate him.
I am not sure that this incident was not the highlight of the entire project. Everyone connected with the Boston Ballet was full of praise for the way in which the choreographers throughout the rehearsal period had cooperated, not only with the dancers, but with each other. There was no jealousy, nothing but the warmest camaraderie. It is also true that, before the gala performance, all the choreographers were running about back stage shaking hands and sincerely wishing each other well. Each one of them felt that, win or not, the whole experience had been infinitely valuable".
Горькая ирония: именно из-за Piano Concerto (переработанного и переименованного в Concerto for the Elements) Константин в 1986 году будет судиться с НБК, пытаясь запретить компании исполнять этот балет без своего разрешения.
Но в 1979 году все еще было безоблачно и прекрасно. Интересно, присутствовал ли Эрик на этом награждении, разделил ли он с Константином радость победы? Неизвестно, но мне приятнее думать, что он там был. И кстати - утрись, Мейнерц, прозрачно намекающий на бесталанность Константина как хореографа: критики, видевшие его балеты, отзывались о них гораздо благосклоннее, чем ты. Думаю, это оттого, что у них не было предубеждения против Константина, и они не считали его эгоистичным выскочкой, делавшим карьеру через постель Эрика.
"So we came to our final choice - Piano Concerto (by Alberto Ginastera) by Constantin Patsalas, a young Greek choreographer who is a soloist with the National Ballet of Canada. The choice of such complex music was in itself a challenge and we all felt that Patsalas tackled it boldly and came up with the most consistently conceived and carried out of all the group works we saw. Indeed, the work became stronger as it progressed. It is ritualistic in form without being specifically linked to any particular rite. There may be a danger that Patsalas tends to think in such terms, since his credentials show that he has choreographed a Rite of Spring for a choreographic workshop in Canada. That, however, was not germane in this instance. We had only to consider the work we saw and we all felt that, when it came right down to it, Piano Concerto was the most creative, the strongest in conception, the most successfully developed of all the works considered.
The prize of $5,000 (a very substantial award indeed) and the handsome sculpture by a local artist, Russell Jacques, was presented by Walter Terry who made the announcement following his speech as master of ceremonies at the banquet following the gala program. From the ovation with which the announcement was received, we judges had not made too unpopular a choice. Those astonishing Boston Ballet dancers jumped to their feet to applaud, and Patsalas' progress to the dais to accept the award and trophy was impeded for several minutes as all the other choreographers concerned dashed to congratulate him.
I am not sure that this incident was not the highlight of the entire project. Everyone connected with the Boston Ballet was full of praise for the way in which the choreographers throughout the rehearsal period had cooperated, not only with the dancers, but with each other. There was no jealousy, nothing but the warmest camaraderie. It is also true that, before the gala performance, all the choreographers were running about back stage shaking hands and sincerely wishing each other well. Each one of them felt that, win or not, the whole experience had been infinitely valuable".
Горькая ирония: именно из-за Piano Concerto (переработанного и переименованного в Concerto for the Elements) Константин в 1986 году будет судиться с НБК, пытаясь запретить компании исполнять этот балет без своего разрешения.
Но в 1979 году все еще было безоблачно и прекрасно. Интересно, присутствовал ли Эрик на этом награждении, разделил ли он с Константином радость победы? Неизвестно, но мне приятнее думать, что он там был. И кстати - утрись, Мейнерц, прозрачно намекающий на бесталанность Константина как хореографа: критики, видевшие его балеты, отзывались о них гораздо благосклоннее, чем ты. Думаю, это оттого, что у них не было предубеждения против Константина, и они не считали его эгоистичным выскочкой, делавшим карьеру через постель Эрика.
Ну и да, что отзыв Манчестер, что ее рассказ о реакции зала на победителя - очень показательны. Сразу чувствуется атмосфера этого конкурса - вот уж действительно "warmest camaraderie", иначе и не скажешь.) И тем радостнее за Константина - не только потому, что он победил, а потому, что и его конкуренты, и весь зал, судя по всему, признали, что победил он заслуженно. Ужасно обидно, что нет ни одной фотографии с награждения, хотела бы я увидеть счастливого - и, без сомнения, ошеломленного Константина, которого все поздравляют. И страшно интересно все-таки - был ли там с ним Эрик или нет? Он, конечно, как раз в то время обретался в Дании, где ставил "Жизель" для КДБ, но неужели не нашел бы пары дней, чтоб слетать к Константину? Хочется верить, что нашел.))
А Мейнерц... ну, мне кажется, Мейнерц в своих суждениях о работах Константина (не говоря уж о его личности) опирался на избранные и достаточно отрицательно настроенные источники. Вряд ли он заморачивался, как я заморачиваюсь, - поиском рецензий в прессе или просмотром видеозаписей (кстати, подлые канадцы мне так и не ответили, и не будет мне, похоже, двд с балетом Константина (( ). У него, конечно, были другие задачи, но вот эта его предубежденность против Константина, мне кажется, в какой-то момент стала уж слишком сильной: Мейнерц явно хотел показать, что Константин Эрика был не достоин (чего стоит первая же характеристика, которую Мейнерц дает Константину: "ахиллесова пята" Эрика!), и придерживался этой концепции, не очень заботясь о фактах, которые ей противоречили.
А комплименты Константину перепиши, прошу! Тем более, что ставил он ни что иное, как Весну священную )
Насчет Эрика - а кто его знает! Мог и не прилететь, а мог и прилететь, все зависело от того, в каком он настроении обретался ) В любом случае, "ахиллесовой пятой" его Константин точно не был. (А вообще Эрик сам был одна сплошная ахиллесова пята, зачем ему кто-то в этой роли?) В самом деле, жаль, что ни одной фотографии нет. То есть, даже если и есть - то где их взять?
Перепишу комплименты, перепишу. Найду еще в одном журнале отзыв на "Весну" (где-то был, надо порыться), пусть будет два отзыва от разных критиков.)
И все-таки ужасно хочется верить, что Эрик таки прилетел тогда в Бостон - ну хоть на денек, на награждение и банкет.)) А что касается фотографий - эх, мне бы раздобыть Dance Magazine за апрель 1979 года, там вроде бы есть довольно подробная статья о Бостонском конкурсе, и там могут быть фотографии. Но разумеется, по закону мирового свинства, именно этого номера нет в продаже.(
А Dance Magazine всегда может где-нибудь объявиться, так что надежда жива )
Что касается Куделки - я не против, конечно, простить ему все за его балеты, но не знаю, существуют ли видеозаписи. Надо поискать, наверняка что-то есть.)
Но Карла, похоже, и вправду очень хорошо понимала Эрика - и старалась его поддерживать, как могла. Меня это очень трогает. Хотя меня трогает и ее позднейшая ревность к Наталье Макаровой.)
Ну, ее ревность к Макаровой, конечно, дополнительно отравляла Эрику жизнь...но мы не Эрик, нам позволительно и эту ревность считать милой, живой черточкой характера )
Ну и да, это нам легко говорить со стороны и умиляться на ревнивую Карлу, а вот бедному Эрику было тяжело, когда на него обрушились эти итальянские страсти.) Эх, было бы так интересно посмотреть, например, видеозаписи "Жизели" с Эриком и Карлой и Эриком и Наташей - и сравнить именно партнерства. Но "неть", как печально говаривал тигрик, "ничего неть". И сколько ни топай лапою, ни фига не появится.
А Эрик...ну, лишь бы он еще и об убийстве думать не начал. Не Карлы, нет, а первого, кто похвалит его танец за кулисами ))