Живи, а то хуже будет
Начиталась старых рецензий в Dance Magazine - на выступления Карлы и Эрика в зимнем сезоне 69 года в АБТ. Как обычно: дайте мне машину времени и билеты на все их спектакли. Тут еще и рецензентка попалась очень увлеченная, так заразительно все обрисовала, что читаешь и радуешься так, будто сам все своими глазами видел. До чего же обидно, что не сохранилось приличных видеозаписей с Эриком и Карлой! То есть, есть какие-то неопубликованные и зарытые в недрах Нью-Йоркской публички, а из доступного - ну, сильфидное па-де-де, риджевское па-де-де, схореографированное Эриком, да полнометражная "Жизель", вот и все. А где полная версия "Сильфиды"? А где сценическая версия "Жизели"? А где "Коппелия", "Фестиваль цветов в Дженцано" и вообще все, что Карла и Эрик вместе танцевали? Почему нет? Подать мне сюда, я хочу!
Но ничего не подают, приходится пробавляться рецензиями. Вот сейчас перепишу пару отрывков - пусть будут, не одной же мне радоваться. Начну с "Коппелии". Рецензентка Дорис Херинг не поскупилась и написала о четырех Сванильдах и Францах (а всего в том АБТшном сезоне было аж шесть Францев при четырех Сванильдах), но я перепишу только абзац про Карлу и Эрика:
"Of the four pairs under review Carla Fracci and Erik Bruhn were the most perfectly matched and, really, the most fun. The lid was off and all the playfulness one had glimpsed in Fracci's Sylphide or Bruhn's Albrecht came bubbling forth irrepressibly. They played their parts broadly, with the unselfconscious abandon of mature artists absolutely sure of themselves and each other. They played for each other, so strikingly aware of the other's presence and so perfectly attuned that their audience impact was immediate and alive. Detail were deliberate yet seemed spontaneous. Who can ever forget Fracci's little-girl face flickering with mischief or her surprisingly seductive Spanish dance, or the most elegant Bruhn's just so slightly toed-in stance and clumsy, boyish bow? Both danced superbly, Bruhn surpassing himself with slow, controlled grandes pirouettes and some spectacularly complex jetés en tournant that alone would have sufficed to establish him as a dancer supreme. His partnership with Miss Fracci has injected new life and conviction into his dancing; he seems not only at his peak but freshly inspired".
А вот отрывок побольше, из того же журнала (февральский номер за 1969 год). Херинг написала еще и о па-де-де из "Фестиваля цветов в Дженцано" в исполнении Карлы и Эрика - и написала так, что почти примиряешься с отсутствием доступной видеоверсии: почти все можно "увидеть" благодаря этому рассказу.
"In addition to their virtually legendary Giselle, Carla Fracci and Erik Bruhn brightened several programs with the Pas de Deux from Flower Festival at Genzano. Here is a simple flirtation, peasantlike in mood but not in style. It is as though the choreographer, Bournonville, wanted his dancers not to flirt with the audience (as is often the case with Petipa) but with each other - shyly yet openly.
And so Bruhn stands in that special way of his, both legs tautly close together, chest high, head modestly proud. And without your realizing quite how, he makes the transition from stillness to action, high in the air, executing ronds de jambe that really circle and never blur. At the end of his variation, he dips softly to his knees, his left hand extended low to the side, as though he were saying, "See, it was all very simple."
While Bruhn is dancing, Miss Fracci does not merely stand at the side waiting her turn. Her gaze follows him unswervingly, and almost imperceptibly her body responds to what he is doing.
When they are together there is meaning in the way she places her hand in his or rests it on his shoulder, and when Bruhn supports her in an arabesque, her torso seems to fold gently over his hands, while her eyes (they remind one of Alonso's) turn to glance at him or sometimes to follow the line of her extended leg.
In a partnership like that between Carla Fracci and Erik Bruhn it is often the least spectacular elements which communicate most clearly, for example the way they walk side by side, their footsteps landing in unison or the way, at the end of the Flower Festival Pas de Deux she supports herself on his shoulder and arm and then, almost as an afterthought, trustingly rests her head on his shoulder".
Ну прелесть же, правда? И как хорошо - вот всегда об этом думаю, когда читаю такие рецензии или, допустим, пересматриваю "Жизель", - как хорошо, что Эрик не ушел со сцены в начале шестидесятых годов, а протанцевал классические роли еще десять лет и создал такое чудесное партнерство с Карлой. Спасибо, между прочим, Рудольфу за то, что Эрик не ушел, ведь это же Рудольф стал его ходячим вдохновением.
Но ничего не подают, приходится пробавляться рецензиями. Вот сейчас перепишу пару отрывков - пусть будут, не одной же мне радоваться. Начну с "Коппелии". Рецензентка Дорис Херинг не поскупилась и написала о четырех Сванильдах и Францах (а всего в том АБТшном сезоне было аж шесть Францев при четырех Сванильдах), но я перепишу только абзац про Карлу и Эрика:
"Of the four pairs under review Carla Fracci and Erik Bruhn were the most perfectly matched and, really, the most fun. The lid was off and all the playfulness one had glimpsed in Fracci's Sylphide or Bruhn's Albrecht came bubbling forth irrepressibly. They played their parts broadly, with the unselfconscious abandon of mature artists absolutely sure of themselves and each other. They played for each other, so strikingly aware of the other's presence and so perfectly attuned that their audience impact was immediate and alive. Detail were deliberate yet seemed spontaneous. Who can ever forget Fracci's little-girl face flickering with mischief or her surprisingly seductive Spanish dance, or the most elegant Bruhn's just so slightly toed-in stance and clumsy, boyish bow? Both danced superbly, Bruhn surpassing himself with slow, controlled grandes pirouettes and some spectacularly complex jetés en tournant that alone would have sufficed to establish him as a dancer supreme. His partnership with Miss Fracci has injected new life and conviction into his dancing; he seems not only at his peak but freshly inspired".
А вот отрывок побольше, из того же журнала (февральский номер за 1969 год). Херинг написала еще и о па-де-де из "Фестиваля цветов в Дженцано" в исполнении Карлы и Эрика - и написала так, что почти примиряешься с отсутствием доступной видеоверсии: почти все можно "увидеть" благодаря этому рассказу.
"In addition to their virtually legendary Giselle, Carla Fracci and Erik Bruhn brightened several programs with the Pas de Deux from Flower Festival at Genzano. Here is a simple flirtation, peasantlike in mood but not in style. It is as though the choreographer, Bournonville, wanted his dancers not to flirt with the audience (as is often the case with Petipa) but with each other - shyly yet openly.
And so Bruhn stands in that special way of his, both legs tautly close together, chest high, head modestly proud. And without your realizing quite how, he makes the transition from stillness to action, high in the air, executing ronds de jambe that really circle and never blur. At the end of his variation, he dips softly to his knees, his left hand extended low to the side, as though he were saying, "See, it was all very simple."
While Bruhn is dancing, Miss Fracci does not merely stand at the side waiting her turn. Her gaze follows him unswervingly, and almost imperceptibly her body responds to what he is doing.
When they are together there is meaning in the way she places her hand in his or rests it on his shoulder, and when Bruhn supports her in an arabesque, her torso seems to fold gently over his hands, while her eyes (they remind one of Alonso's) turn to glance at him or sometimes to follow the line of her extended leg.
In a partnership like that between Carla Fracci and Erik Bruhn it is often the least spectacular elements which communicate most clearly, for example the way they walk side by side, their footsteps landing in unison or the way, at the end of the Flower Festival Pas de Deux she supports herself on his shoulder and arm and then, almost as an afterthought, trustingly rests her head on his shoulder".
Ну прелесть же, правда? И как хорошо - вот всегда об этом думаю, когда читаю такие рецензии или, допустим, пересматриваю "Жизель", - как хорошо, что Эрик не ушел со сцены в начале шестидесятых годов, а протанцевал классические роли еще десять лет и создал такое чудесное партнерство с Карлой. Спасибо, между прочим, Рудольфу за то, что Эрик не ушел, ведь это же Рудольф стал его ходячим вдохновением.

И мне страшно нравится, как рецензентка описывает химию между Эриком и Карлой.)
А рецензентка - наш человек, правильно все видит! И в самом деле, вот смотришь на па-де-де Эрика с Толчифф - нет, не химичит, не искрит. А с Карлой достаточно два шага по сцене пройти. и химия видна.
Черт знает, конечно, может, у Эрика с Марией искрило именно на сцене, мы же видели их только в телевизионном па-де-де, только по нему не всегда можно судить. Но да, там нет химии ни фига, да и с Соней Аровой, при всем моем у ней уважении, Эрик тоже совсем не смотрелся - по крайней мере, в сохранившихся записях (помнишь это унылое па-де-де Черного Лебедя?). А вот с Карлой - совсем другое дело! Я вот недавно опять пересматривала (и у себя выкладывала) их сильфидное па-де-де на гала-спектакле 1984 года, где почти нет танца, одно мимирование (ну, Карла немного танцует, а Эрик - считай, что нет), и поражалась: они уже столько лет не выступали вместе, а химия - вот она, никуда не делась, между ними по-прежнему искрит.
Ага, я хоть и не очень люблю пересматривать это гала - ну, жалко, блин, что Эрик уже только красиво ходит! ( - но помню, как они этаким неразлучным тандемом там выступали.
Что же до гала - да, жаль, что Эрик там только красиво ходит (ну, и немного вертится, так что можно оценить его по-прежнему прекрасные ноги), но дай бог всем балетным в таком возрасте так выглядеть и так ходить.)) И с Карлой они там по-прежнему чувствуют друг друга, реагируют друг на друга - и при этом еще и играют, и это выглядит очень здорово.
Так Эрик там, конечно, прекрасно выглядит, но всегда в голове возникают вопросы: "Почему это сняли, а более ранних лет снимали так мало? Даешь Сильфиду целиком, с Эриком!"
За "Сильфиду" целиком с Эриком я бы петицию составила - да только кому ее подавать, блин, разве что все тем же физикам - чтоб скорее изобрели машину времени. Причем я бы согласилась на худой конец даже не на АБТшную "Сильфиду" с Карлой, а, допустим, на датскую постановку, с Кирстен Симоне или еще с кем-нибудь. Лишь бы Эрик там был, Эрик в своем расцвете, Эрик эпохи шестидесятых.
Эх, да просто петицию ко всем театрам и студиям: "Раскопай своих подвалов и шкафов перетряси". Потому что, может, не целая Сильфида, но много постановок и отрыков лежит по полкам тут и там - и никто не делится. Жмоты. Сидят собаками на сене.
Ты знаешь, а может, те, кто не делится отрывками с тем же Эриком, искренне считают, что это просто никому не интересно. Типа его уже мало кто помнит, слава его прошла, так зачем суетиться, отыскивать отрывки, стряхивать с них пыль, оцифровывать, выкладывать в сеть или выпускать в продажу... к чему! Все равно не окупится.
Но я вон не так давно вывешивала пост, где перечисляла, сколько всякого видео с Эриком таится в недрах Нью-Йоркской Публички. Правда, еще неизвестно, в каком качестве эти сокровища, и "Сильфиды" среди них, к сожалению, нет, зато есть разные "Жизели", и "Фрекен Юлия", и "Фестиваль цветов", и "Раймонда"... А "Сильфида", ты права, может прятаться где-нибудь еще, в какой-нибудь другой библиотеке, или у датчан в архивах.
Да, я читала этот список из серии "Близок локоть. а не укусишь", он длинный и там много хорошего - и главное, не факт, что это полный список. Так что, кто знает... А что никому неинтересно - ну, это зря так люди думают. Сейчас сеть, сейчас всегда в ней есть люди, которым интересно то или это. Щедрее надо быть, товарищи )
Вот-вот, согласна: Интернет придумали не только затем, чтоб выкладывать в него порнуху и котиков (хотя порнуха и котики - это тоже прекрасно и нужно), пора бы наполнить его балетными редкостями! Даешь все видеозаписи с Эриком в открытый доступ. И документалку 1979 года тоже, и плевать, что она на датском, разберем как-нибудь.))
Да и не в языке же дело! Видео, видео будет. Эх... На самом деле, это печально: знать, что есть столько архивов на свете (и не только с Эриком, а с кем только не), но они лежат себе, лежат... пленка портится (
Эх, что касается портящейся пленки - сразу вспоминается из мувика "Утены": "Машина заржавеет, если никто не будет на ней ездить!". Хоть бы вправду, что ли, оцифровали эти пленки, пока они не рассыпались.
Помню ) Хотя машина в Утене должна была рассыпаться не оттого, что на ней не ездят, а оттого, что на капоте скачут )
Вот пленки - да, их надо спасать, потому что, как ни странно, но более старые черно-белые пленки часто долговечней цветных эпохи 60-80. И не такая уж древняя пленка может не просто потерять цвет, но выцвести так, что мало что на ней и останется, а если запись любительская и качество изначально было не ах, то вообще дело трындец (
Эх, в сериале на этом капоте не только скакали, но еще и фотографировались и только что не трахались. Но машина все стерпела! Впрочем, когда каждый день имеешь дело с Акио - поневоле выработаешь иммунитет к его штучкам (спросите хоть у Химемии!).))
Вот черт, я и не думала, что с записями 60х-80х все может быть так плохо.(
Химемия не ответит ни да, ни нет, только улыбнется - и гадайте потом, что она имела в виду ))
Ты знаешь, я не большой спец, но от отца-фотолюбителя когда-то слушала разные рассуждения про технику проявления, про растворы, которые использовали и т.д. Поняла тогда так, что, когда только появился цвет и им стали широко пользоваться не только в профессиональном кино, но и в любительских съемках, в фотографии, вещества, отвечающие за цветность, были не очень стойкие. Потом исхитрились и придумали варианты получше, но там уж качество сильно зависело еще и от фирмы-производителя.
Советские, логично, были ужаснее всех. (Зато оптика и технология черно-белой фотопечати долго оставалась в СССР на высоте - потому что после войны к нам вывезли оборудование и технологии с заводов Цейса.
Да, я помню, про фотопечать ты мне рассказывала. Но то ведь фотографии - не кинопленки, не телевизионные записи. Впрочем, ладно, я честно признаюсь, что все равно в этом ничего не понимаю.)
Я тож не понимаю, но подозреваю, что эмульсии кино- и фотопленок как-то родственны между собой по составу )
Думаешь, родственны? В общем, не знаю, ничего в этом не понимаю, так что и ладно.)