01:40

Живи, а то хуже будет
Опять выискала кое-что любопытное в Ballet News - в августовском номере 1983 года. Из колонки, посвященной весеннему сезону Балета Сан-Франциско: "Opening the program was an interesting experiment. Erik Bruhn, who has taught at SFB for four years, conducted a master class onstage, explaining his methods over a cordless body mike. With any other teacher this might be a static, even embarrassing idea. Bruhn, however, is so charming and upbeat, and the young dancers are so eager to please, that the experiment delighted the audience. Moving from plié, tendu, fondu and grand battement at the barre, Bruhn soon had his charges doing pirouettes, assemblés and tours in varying difficult combinations. Nancy Dickson, Kirk Peterson and Tracy-Kai Maier were singled out to demonstrate virtuousic steps, but the entire company performed admirably. Since there was no self-seving bravura finale, the piece had a humility and grace consonant with the idea of strict classroom etiquette".
Между прочим, первый гала-спектакль, организованный Эриком в НБК и состоявшийся 18 февраля 1984 года, тоже начался с открытого класса под руководством Эрика. (Из книги Джеймса Нойфельда "Passion to Dance": "The class presented the entire company to its public, not as stars and supporting dancers, but as equal participants in the rigorous demands of the preparation for dance. It demonstrated both the discipline of the art form and the concept of teamwork with which Bruhn intended to approach it. And it revealed Bruhn in relation to his dancers: personal, ironic, challenging, goading them on to new discoveries about their technique and about themselves, daring them to risk failure in pursuit of impossible ideals".) Причем Михаил Барышников, участвовавший в том же гала-спектакле, наблюдал за этим классом из-за кулис, но не согласился выйти и присоединиться к остальным танцовщиком, хотя Эрик его и пригласил. Вообще интересный был гала-спектакль, непривычный для канадцев - да и не только для канадцев: из суперзвезд там был только Барышников (он вместе с Элейн Кудо танцевал в "Сюите Синатры" Твайлы Тарп), танцовщики НБК выступили всего с одним номером (не считая сценического мастер-класса Эрика), а большая часть времени была отдана на откуп современным канадским артистам и хореографам, работавшим вне НБК. Были там и Джеймс Куделка с танцовщиками Большого Канадского балета, и Ивлин Харт (Королевский балет Виннипега) и Джон Аллейн (тогда он танцевал в Штутгартском балете, но в сезоне 1984/85 гг вернулся в НБК) - в па-де-де "S'Agapo" (кто его поставил? правильно, Константин Патсалас), и Дэнни Гроссман, и Театр танца в Торонто, и Робер Дезрозье. А завершился гала-спектакль последним актом "Спящей красавицы" - с труппой НБК, с Карен Кэйн в роли Авроры и Фрэнком Аугустином в роли принца Флоримунда. После ударной дозы контемпорари эта классическая классика смотрелась очень странно и - чего уж там! - старомодно. И почему Эрик включил "Спящую" в гала-спектакль - можно было только гадать: то ли он хотел показать, что классический репертуар по-прежнему важен для компании, то ли намекал на то, что в компании под его руководством классика отойдет на второй план, уступив место современному репертуару. Скорее все-таки второе - потому что так оно и вышло: из классического репертуара при Эрике поставили второй акт "Баядерки", третий акт "Раймонды" да "Дон Кихота", вот и все пополнение. Кроме того, он не пытался ничего сделать с уже существующими в репертуаре классическими постановками - хотя почти все они требовали пересмотра, а то и замены. Ему это было неинтересно, он занимался созданием нового, современного репертуара, привлекая в первую очередь канадских хореографов, формировал индивидуальное "лицо" НБК, который чуть было не превратился в унылую копию Роял Балле. И в общем-то преуспел - за три неполных года.
Не могу отказать себе в удовольствии. Вот какие балеты Константина вошли в репертуар НБК при Эрике: "L’Île Inconnue" (премьера: 16 ноября 1983 года), "Oiseaux Exotiques" (2 мая 1984 года), "Concerto for the Elements: Piano Concerto" (1 мая 1985 года), "Sinfonia" (7 августа 1985 года). И последний его балет для НБК, "Lost in Twilight", был представлен уже после смерти Эрика, 14 августа 1986 года. Я когда-то писала об этом балете, он был поставлен на музыку Пера Нергарда, датского композитора, родившегося там же, где родился Эрик, - в Гентофте.

@темы: Erik Bruhn, Constantin Patsalas, Erik Bruhn - articles

Комментарии
10.10.2015 в 04:45

был поставлен на музыку Пера Нергарда, датского композитора, родившегося там же, где родился Эрик, - в Гентофте.
Что только не придёт в голову ночью, например: если допустить, что Константин и действительно хотел поставить балет на музыку-"землячку" Эрика, то вполне мог обратиться к творчеству одной, совсем молодой тогда, метал-группы, Ларс Ульрих тоже родом из Гентофте х) вот это было современней дальше некуда :gigi:
А за классическую классику немножко обидно :small: но, признаюсь, я слишком консервативна в таких вопросах)
10.10.2015 в 12:34

Живи, а то хуже будет
norakura, так ведь тут дело не только в современности, а в том, торкнет музыка или нет.)) Вряд ли Константин прицельно искал именно композитора, родившегося в Гентофте, скорее всего, просто так совпало. Хотя это тоже только мои домыслы.)
Что касается классики - ну, в данном конкретном случае с НБК было ясно, что на одной классике далеко не уедешь, нужно делать ставку на современный репертуар. При этом, конечно, от классики не собирались избавляться, потому что она была по-прежнему наилучшим средством наполнения кассы и зала.)) Но сам Эрик неоднократно указывал на то, что ему интересны именно современные работы, поставленные специально для его компании, плюс к тому он был заинтересован в поощрении и развитии именно канадских хореографов, поэтому активно привлекал их к сотрудничеству с НБК. Такова была его художественная политика - и она оказалась вполне успешной: НБК перестал подражать "старшему брату" Роял Балле, да и вообще перестал подражать кому бы то ни было, нашел свой собственный имидж. Хорошо же.)))
10.10.2015 в 15:23

М-ль Люсиль, да конечно совпадение) и лишняя сентиментальность.
Моё непонимание ситуации связано с тем, что в моём представлении самой яркой чертой современного искусства, в том числе балета как одной из форм, является минимализм, а я люблю роскошные декорации, пышные дорогие костюмы, симфоническую музыку...в общем, дело вкуса. Но будучи зрителем со своими предпочтениями, прекрасно понимаю и стремление худ.рука или творца разнообразить репертуар и эксперементировать с техникой, эти результаты не обязаны же нравиться всем)) но жаль, что классика стала "не модной". Хотя почему бы не взять старый или новый сюжет и не сделать постановку в лучших традициях той самой классики, но со своей интерпретацией и хореографией. Мдя, такие рассуждения показывают,как далека я от балета) мне интересней люди, которые оказались в это дело втянуты)
Ой, простите мне эту рефлексию) просто я знаю, что вы поймёте)
10.10.2015 в 15:48

Живи, а то хуже будет
norakura, нет-нет, все нормально, ну что вы, не надо извиняться.))) Но классика, по-моему, вовсе не вышла из моды и не собирается выходить: ее ставят, "переставляют", народ на нее ходит. И постановки "в классических традициях" (некоторые балеты Крэнко, Аштона, Ноймайера) тоже пользуются успехом.) Просто на диете из одной классики и постановок под классику будет скучно и танцовщикам, и хореографам, и худрукам, и зрителям. Даешь разнообразный балетный репертуар.))
10.10.2015 в 16:08

М-ль Люсиль, да, главное дать выбор, а зритель найдётся))
Просто честно, я не понимаю некоторые современные тенденции(в драм.театре, танцах - неважно): голые стены, полуголые артисты, два притопа-два прихлопа, и все в восторге :emn:
10.10.2015 в 16:24

Живи, а то хуже будет
norakura, а я, пожалуй, люблю минималистистические костюмы и декорации.)) Ну и кроме того, притопы и прихлопы тоже бывают разные.)
10.10.2015 в 16:50

М-ль Люсиль, согласна, но я именно о тех притопах, которые ну откровенно ни о чём) для сравнения на ум сразу приходит история Пекинской оперы, на смену которой во время "культурный революции" пришли революционные спектакли, полные социалистического минимализма. Не одно и то же, конечно, но оттуда и растут уши моей неприязни таких форм :-D
10.10.2015 в 17:18

Живи, а то хуже будет
norakura, а, ну это же другое дело.)) Когда балет (или что угодно) начинают замешивать на идеологии, то результат обычно не имеет отношение к искусству, хоть он исполнен в минималистических декорациях, хоть в пышном антураже.)
10.10.2015 в 17:34

М-ль Люсиль, ага, "Спартак", например, будь то роман Джованьоли или балет х)
Да, всё-таки хорошо, что каждой твари по своему фломастеру) и плохо, когда любимый фломастер не дают, а ещё хуже - отбирают)
10.10.2015 в 17:50

Живи, а то хуже будет
norakura, ох, "Спартак"...) Роман я не читала, а балет... кхм, я его могу смотреть, если мне показывают старую черно-белую версию с Васильевым, Лиепой и Тимофеевой. А без них сразу становится ясно, какая это - ИМХО, конечно, но твердое ИМХО - бездарная поделка.)
Но народу нравится, так что пусть народ смотрит свой "Спартак" и только не мешает мне смотреть то, что нравится мне.)) И все тогда будет хорошо.))
10.10.2015 в 17:58

М-ль Люсиль, я тоже роман не читала, но косвенно с ним знакома близко. А в своё время он крови попил много, ещё во времена фандома "Спартакус", когда приходили всякие со словами "а я знаю, как было на самом деле, я Джованьоли читала" х)
10.10.2015 в 18:04

Живи, а то хуже будет
norakura, а поклонники балета не приходили? Не говорили, что у Григоровича все не так было?:alles:
10.10.2015 в 18:22

М-ль Люсиль, не, таких кадров не было) вот фильм вспоминали, обычно в паре с Джованьоли