01:24

Живи, а то хуже будет
К 75-летию АБТ сняли двухчасовой документальный фильм "American Masters: American Ballet Theatre". Так вот, посмотревшие этот фильм говорят, что там ни разу - ну вот ни одного разочка! - не упоминается имя Эрика (и не только Эрика, но и других людей, оставивших заметный след в истории АБТ). Конечно, я понимаю, обо всех за два часа не расскажешь, слишком много их было, достойных упоминания. Но черт возьми, не сказать ни слова об Эрике - это все-таки свинство. Или просто забвение? Если о нем действительно просто забыли или посчитали, что его можно "пропустить", что фильм от этого пропуска ничего не потеряет, - что ж, это безумно грустно. Причем это была, так сказать, черновая версия фильма, премьера окончательной версии состоится в мае - и авторы уверяют, что эта окончательная версия будет короче черновой. Так что нет почти никаких шансов на то, что в окончательной версии упомянут тех, о ком промолчали в черновой версии.
Нет в фильме - и на это тоже обратили внимание - и Синтии Грегори (а она, в отличие от Эрика, еще жива, у нее могли бы взять интервью, как у многих других ныне здравствующих звезд АБТ). Кстати, именно с Синтией Грегори Эрик танцевал в отрывке из "Фрекен Юлии" в гала-спектакле все того же АБТ в 1975 году (когда АБТ исполнилось всего 35 лет) - и это был его триумф, его "возвращение с того света". Теперь прошло сорок лет, и на очередном юбилее не хотят вспомнить ни об Эрике, ни о Синтии. И это очень грустно.
Слава богу, хоть Национальный балет Канады Эрика не забывает.

@темы: Erik Bruhn

Комментарии
25.03.2015 в 02:20

вот это да((( может я слишком наивна, но считала всегда, что факт признания кого-то великим (а Эрик безусловно был признан таковым ещё при жизни) подразумевает какую-то демонстрацию этого признания. а с Эриком что же получается? действительно забвение какое-то, хорошо хоть, что конкурс его имени регулярно проводится.
25.03.2015 в 02:40

Живи, а то хуже будет
norakura, да уж, поневоле вспомнишь про сик транзит и все такое.(( Ну просто я не ожидала такого. Когда еще узнала, что снимается этот юбилейный фильм про АБТ, то обрадовалась, думала, что там непременно что-нибудь про Эрика расскажут - ну, пусть немного, но все-таки что-нибудь сказать должны. А они вот так - ни слова, будто и не было никакого Эрика Бруна в истории АБТ.
И да, слава богу, что есть хотя бы конкурс его имени. Ну, я и говорю, НБК Эрика помнит и пока забывать не собирается. Вот АБТ стоило бы взять с НБК пример.
25.03.2015 в 08:15

М-ль Люсиль, ну что тут скажешь? Не буду я смотреть этот фильм, хоть они дерись ))
25.03.2015 в 12:12

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да они пока тебе и не предлагают его смотреть.))) Впрочем, я думаю, этот фильм может появиться в сети, но только после официальной майской премьеры. Другое дело, что мне тоже совсем не хочется его искать, раз в нем Эрика нету.(
25.03.2015 в 12:26

М-ль Люсиль, так вот и я о том же: зачем его искать тогда? ) И, кстати, помнишь фильм по Русским балетам после Дягилева, тоже юбилейный такой? Там были многие упомянуты очень кратко, буквально в одном-двух интервью, в паре строчек - ну, как тот же Долин. Но были упомянуты, черт возьми! И тоже ведь фильм двухчасовой, не больше. Между тем там фактически история двух трупп, довольно длительная, так что и там народа было много.
25.03.2015 в 12:34

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну конечно, я помню этот фильм, как же его забыть?) Он прекрасный. И очень качественно сделанный и смонтированный, и ты права - там всем уделяется внимание (даже Патрику, который вообще-то к постдягилевским русским балетам имел довольно мало отношения). И насколько я понимаю, интервью там были взяты у всех, кто на тот момент вообще был в состоянии давать интервью. Никого важного не пропустили. А тут... эх, эх. Причем видевшие этот фильм про АБТ говорят, что там чуть ли не сорок минут в начале посвящено рассказу об истории балета вааще, и лишь потом там впервые звучит имя Мордкина, одного из отцов-основателей АБТ. Стоит ли удивляться, что с таким отношением к материалу авторы попросту выкинули за борт целую толпу людей, заслуживавших внимания?
Впрочем, это была черновая версия, может быть, в окончательной версии эту "историю балета от Людовика до наших дней" вырежут к черту. Но кто сказал, что ее вырежут, а вместо нее вставят что-нибудь полезное?
25.03.2015 в 12:44

М-ль Люсиль, там интервью собирали, я понимаю, года два или три подряд, потому что к моменту юбилея одна из бэби-балерин уже умерла, а интервью с ней есть. В общем, прекрасно подошли к делу - и ведь история балета там тоже есть, буквально по ходу фильма она и разворачивается: история трупп и есть история балета, с короткой дягилевской предысторией, с другими труппами, с которыми они контактировали, с мировой политикой, которая на них влияла. Одобряю! )
Ну, посмотрим, затем ведь, наверное, черновик и показывали. чтобы собрать отзывы и посмотреть, чего хочет народ?
25.03.2015 в 12:52

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да, там и подготовка, и съемки, и вообще все создание фильма продолжалось не один год. Но зато и результат прекрасный. И все там потрясающе обаятельные.)
А что касается фильма про АБТ - да не знаю я, зачем показывали черновик, и не знаю, будут ли прислушиваться к общественному мнению. Посмотрим, конечно, но у меня уже нет никаких надежд на исправление. Аааа, мне недодали Эрика, гады!)))
25.03.2015 в 13:06

М-ль Люсиль, Эрика всегда недодают. Хотя, если вдуматься. кого нам додавали? Долина недодали, Мясина недодали, Ноймайера, даже Лиепы - и того недодали! )
25.03.2015 в 13:10

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, Лиепы недодали, пожалуй, именно в записях балетов. Документалки про него, кажется, снимают довольно щедро. Ноймайера мне додают, мне недодают некоторых его балетов. Но тут всегда можно надеяться на лучшее. Лелю Мясина мне додали в книгах и в "Красных башмачках" (а еще ведь есть "Сказки Гофмана", там тоже Леля засветился). И даже Патрика мне додают по мере возможности, а вот Эрика... а Эрика недодают! Я, может, вообще хочу, чтоб взяли да издали все его письма к Рудольфу без купюр. Да, я знаю, что это нагло, а чужие письма читать нехорошо. Но хочется же.)
25.03.2015 в 13:19

М-ль Люсиль, ну, я бы не отказалась почитать и посмотреть менее "парадные" биографии Лиепы. Они многие заглаживают конфликты, а не заглаживают, так подают их несколько прямолинейно, в духе советского биографиеписания. Так что хорошей биографии Лиепы мне тоже недодали - ну, и записей с ним тоже, конечно. Мясина недодали в его балетах, раннего Мясина - и в роли Франциска тоже. Кстати, а у тебя есть "Сказки Гофмана"? Патрика мало в записях до слез. Ноймайера недодали тремя балетами: "Вацлав", "Павильон Армиды" и "Нижинский". А Эрика недодают и записями, и текстуально. А письма можно читать - иначе зачем все эти тома переписки Пушкина, Толстого и прочих сих? )
25.03.2015 в 13:28

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, эх, на хорошую биографию Лиепы я бы не рассчитывала... разве что возьмется за него какой-нибудь западный исследователь. Но к сожалению, у меня такое чувство, будто дети Лиепы заслонили его самого, и теперь о нем, о Лиепе-старшем, мало помнят в балетном мире - у нас еще туда-сюда, а вот на западе - совсем мало. И это грустно.
"Сказки Гофмана" я не качала, но поищи их на рутрекере, наверняка они там лежат. Не бог весть какая редкость. Записей с Патриком мало, но ему просто не повезло активно танцевать в эпоху, когда балеты снимали еле-еле, да и если снимали - записи могли не сохраниться. Леле Мясину еще повезло, что он сам увлекался киносъемками - и оставил хороший архив с кинозаписями репетиций своих собственных балетов (репетиции "Франциска" там тоже есть).
Что до Ноймайера - ну, всегда есть шансы, что рано или поздно и "Нижинского" на видео выпустят (вот насчет "Павильона Армиды" сомневаюсь, но нужно быть оптимистами). В конце концов, двд ноймайеровской "Дамы с камелиями" с Марсией Хайде вышел в свет только через двадцать лет после съемок.
Хех, ну Эрик - он, конечно, не Пушкин и не Толстой, но все равно, если б эти письма опубликовали полностью, можно было бы, наверно, лучше понять и его самого, и его отношения с Рудольфом. Ах, черт, каким бы богам помолиться, чтобы это свершилось? Я согласна читать эти письма даже в датском переводе (хотя лучше бы в английском оригинале)!)))
25.03.2015 в 13:43

Не скажу плохого слова про детей Лиепы (хотя, будь Андрис чуть менее пафосен в речах, от него бы не убыло), но папа был совершенно шикарен, лучше их, я бы сказала, масштабнее. Ну, а на западе понятно - там его почти и вовсе не видели, и действительно, вряд ли кто на биографию разбежится.
Сказки поищу, а что касается репетиции Франциска, сама-то она есть, да где? Недодали! ) И я не хочу ждать двадцать лет "Нижинского", я тогда уже буду старенькая и слепенькая!! А "Павильон" мне особенно захотелось после "Лебединого", Там тот же прием использован, блуждание героя в своих мечтах и воспоминаниях - и у Ноймайера он дивно хорошо получается.
Надо сообразить, каким богам... Конфуцию? ) Духу святого Иоганна Гутенберга? ) И, конечно, зачем на датском? Даешь английский вариант!
25.03.2015 в 13:54

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну нет, почему же, видели его на западе, он туда выезжал, танцевал там, с Долиным, опять же, на дружеской ноге был.) Другое дело, что его, как мне кажется, в определенной степени заслонили, с одной стороны, "беглецы" типа Нуриева и Барышникова, а с другой стороны - мариинская школа как таковая (Лиепа-то был из Большого). Но может быть, я и ошибаюсь. Ясно одно - на западе им интересовались меньше, чем он того заслуживал. А жаль.)
Блуждание героя в снах, мечтах и воспоминаниях - это, по-моему, вообще одна из фирменных ноймайеровских фишек, отточенный прием, которым он очень искусно пользуется. И кстати, в самом "Нижинском" он тоже использован, не только в "Павильоне Армиды". (Не в тему - как же хорош Карстен Юнг в "Лебедином"! Потрясающе техничен и артистичен, и выделяется даже на общем блестящем фоне).

Эх, а письма Эрика даешь на любом языке, лишь бы без купюр. Но тут можно до известной степени рассчитывать на "нуриевистов" - уж они скорее займутся таким изданием, чем "брунисты". Да и нет никаких "брунистов", насколько мне известно, один Мейнерц и стоит в поле, а вокруг - никого.
25.03.2015 в 14:25

М-ль Люсиль, вот-вот, "видели" не значит "заинтересовались". Надо было ему тогда сбежать... Может, дольше бы прожил - а натанцевал-то уж точно бы больше.
Ну да, прием фирменный, но я именно после лебединого загорелась увидеть, как он рповеден в Павильоне - тем более отрывки оттуда соблазняют вкусным. там ведь у Нижинсокого тоже есть человек-тень, тот, который танцует его роли в балетах. В общем, тигрь хотеть! (И топ лапой!) Карстен хорош, но я бы не сказала, что он там лучший, там хоть разорвись между ними всеми. И даже Риггинс, у которого и роль-то крохотная - ах, как точен и прекрасен! А Карстену там просто еще роль досталась очень яркая (даром, что тень ) )

Нуриевисты зато активный народ - там, может, и правда есть на что надеяться )
25.03.2015 в 14:32

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, если всем сбегать, то кто в лавке останется?))) Да и мне кажется, для него был не вариант - сбегать. Но что там, на западе, ему бы всяко удалось протанцевать дольше - это почти точно. Там бы его не стали вот так гнусно выпирать за "профнепригодность".
А в "Павильоне" у Нижинского есть не то чтобы человек-тень, насколько я понимаю, но, скорее, несколько его альтер-эго: Нижинский, разучивающий партию раба в "Армиде", Нижинский из "Сиамского танца" и Нижинский-ученик. Отчасти это повторение того же приема, что и в "Нижинском" - там ведь тоже есть несколько альтер-эго Нижинского в разных его ролях и образах.
А к тигрику я присоединяюсь: хотеть! Тигрь царь!)))
О, да, Риггинс в "Лебедином" тоже дивно прекрасен (и выразителен и драматически, и танцевально). Да чего там, все прекрасны, конечно.

Угу, вот я и надеюсь на нуриевистов. Нуриевисты! Додайте!)))
25.03.2015 в 15:08

М-ль Люсиль, Григорович! ) Его и здесь неплохо кормят (кормили) )) Да просто на Западе, поругавшись с одним директором труппы, можно было податься в любую другую, предложений хватало. если ты хорошо танцевал. А у нас... ну ясно (
А-а, значит, там альтер-эго не одно - а я так понимала, что лицо одно, но в разных состояниях ) В Нижинском как раз именно тем и другой прием, что, что двойников много, и каждый значит что-то свое - это, скорее, похоже на Смерть в Венеции, где братья Бубеничеки то гондольеры, то фавны, то Холера.
Додай-дай чего нибудь! (в ноосферу )) )
25.03.2015 в 15:20

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да Григоровича и сейчас хорошо кормят, чего уж там, и лижут ему тоже хорошо. На балетоманском форуме, известном тебе, сидит огромное количество зверских поклонников Григоровича, которые считают его богом и гением, а уж его балеты - вообще высшим достижением хореографической мысли. В результате тошнит и от Григоровича, и от его поклонников. Тьфу.((

В Нижинском как раз именно тем и другой прием, что, что двойников много, и каждый значит что-то свое - это, скорее, похоже на Смерть в Венеции, где братья Бубеничеки то гондольеры, то фавны, то Холера.

По-моему, не очень похоже, ну да ладно.)) И мне все равно кажется, что и в "Нижинском", и в "Павильоне Армиды" использован один и тот же прием. Но понимаешь, очень сложно судить по отрывкам, хорошо бы прежде посмотреть оба балета целиком, чтобы точно составить мнение.
Ну вот, ты напомнила про братьев Бубеничеков в Смерти в Венеции, я вспомнила тамошнюю вакханалию и затащилась. Совершенно разнузданная, чувственная, потрясающая сцена. И братья там эротичны до крайности.)
25.03.2015 в 15:37

М-ль Люсиль, при том. что свои достижения у Григоровича-таки были. На том скудном фоне, который тогда был вокруг него, он хоть что-то свое пытался делать. Но, во-первых, перехвалили, во-вторых, сама паскудная система государственно-партийного прикорма его испортила. В общем, печально и для него и для тех, кто "не угодил", как Лиепа.

Вот верно, надо посмотреть! )
А я вспоминаю тамошнюю с ними же Пляску Смерти, я известный макабрист, мне она больше всего запомнилась.
25.03.2015 в 16:10

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, нет, ну понятно, что на общем безрыбье и Григорович казался Снегурочкой. Я это не отрицаю. Но его балеты - имхо, добротные, пышные, драматические, но не гениальные ни разу. Тот же "Спартак" - ну да, там были ударные места (выходы Красса - да и то я не уверена, что тут заслуга Григоровича, а не Лиепы, танец Эгины с посохом, плач Фригии в финале), но вспомни, сколько там нудноты, затянутости, просто скучных и невыразительных танцев. А "Спартака" принято преподносить как шедевр.
В общем, да, перехвалили Григоровича (как и вообще весь советский балет, имхо). И пусть балетоманы меня проклинают за эти кощунственные заявления.)))

О, Пляска смерти - это тоже потрясающая сцена. Там еще и кордебалет прекрасно сработал - и по контрасту с чинными танцами в отеле в начале акта эта холерная пляска шибает еще сильнее.)
25.03.2015 в 16:39

М-ль Люсиль, ну, понимаешь, Григорович - это такой советский Фокин ) Он проявился-то на фоне обнищавшей, в зубах навязшей традиции, на ее же фоне и смотрелся как новогодняя конфета... а сейчас он же выглядит устаревшим, манерным, слишком пафосно-идейным. В его балетах, как в фокинских, есть свой аромат, но его воспроизвести сложнее: там одноактные картинки, там проще воссоздать атмосферу ретро, но не дать зрителю заскучать. А тут три акта... неподъемно. (Хочу, чтобы Ноймайер сделал "Спартак" по мотивам! ))) )
Те балетоманы, которые склонны проклинать, сюда, кажется, не ходят. Это на форуме поднялся бы крик )
Вот что в Гамбурге особенно радует: любой кордебалетный артист - не хуже солиста. Работают точно, четко, понимают, что делают, с отдачей работают. Прекрасная труппа вообще.
25.03.2015 в 16:48

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, нет, нет, бога ради, не надо ноймайеровского "Спартака"!))) Да и по-моему, сам Ноймайер на "Спартака" никогда не клюнет, это произведение совсем не в его вкусе. Но мне нравится сравнение Григоровича с Фокиным - что-то общее есть, это точно.) И надо сказать, что Фокина все-таки так активно на пьедестал не возносят, хотя чисто для развития балета как такового он сделал гораздо больше, чем Григорович. И в нем, что приятно, не было тяги к монументальности (да и кто бы ему позволил ставить трехактные балеты на весь вечер? но вот тут отсутствие спроса было только на руку).
Ого, дожили, я начала расхваливать Фокина.))) Вспомнились мне, наверно, оленьи глаза Айронса в роли этого Мишеньки.)
Что касается гамбургской труппы - ну, так там Ноймайер, насколько я понимаю, отбирает народ очень тщательно, и учителя там прекрасные, и расхолаживаться этой труппе не дают. И продвигают молодежь, не дают талантливым засиживаться в кордебалете (например, есть там один мальчик, Алеша Ленц, еще официально значащийся в кордебалете, но уже станцевавший в конце прошлого года Тадзио в "Смерти в Венеции", первую свою - но, надеюсь, не последнюю - важную партию в Гамбургском балете). Это довольно "дягилевский" подход, если так можно выразиться. И это очень хорошо.))
25.03.2015 в 19:28

М-ль Люсиль, ну, Фокина у нас возносить было бы неудобно: все-таки эмигрант, враг советской власти )) Даже возобновить "Призрак розы" удалось после пробивания в течение, кажется, трех или пяти лет. Но он монументальность не любил, точно, его грех был другой - сентиментальность. Вот когда он ее умерял, получалось веселее, а как впадал в нее - так всё, приехали. Но почему бы нам и не похвалить Фокина? Сам Дягилев его хвалил, было время ))) А киношный Дягилев так даже под ручку брал оленеокого Айронса и уводил куда-то...
Это подход прекрасный: всех держать в тонусе и искать-выдвигать всех. кто может и хочет сделать больше других. Чем дальше, тем больше люблю Гамбург. (А имя Ленца - м, запомним-с )) )
25.03.2015 в 19:32

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, а вот "Шопениану", кажется, танцевали без проблем и вопросов, несмотря на то, что это тоже фокинский балет.) Не знаю, с чем было связано предубеждение против Призрака розы. Ну и конечно, все еще от исполнителей зависит: одни могут станцевать фокинские балеты так, что получится прелесть, а вот другие могут все загубить нафиг (вот кстати, Эрика в роли Призрака розы страшно расхваливали, но я не могу, у него был такой смешной костюм... ему все эти лепестки роз были страшно не к лицу).)
А киношный Дягилев к этому оленеокому Фокину относился с большим интересом, чем к маленькому Ваце. Так что Ваца и в фильме имел все поводы для ревности.)
А Гамбург надо, надо любить.) При Ноймайере там балет расцвел.