14:48

Живи, а то хуже будет
Ну что ж, наконец-то я дописала очередной пост-пересказ книги Мейнерца. Вот затягивает она, черт возьми, хочется ее пересказывать близко к тексту, а дело это небыстрое. Но мне же и торопиться некуда, я читаю потихоньку и читаю, ловлю кайф. И делюсь этим кайфом с другими, потому что - ну нельзя не поделиться, одной кайфовать не так интересно.
В прошлый раз мы остановились на том, что в мае 1950 года Эрик вернулся в Копенгаген из первой поездки в Америку, а в феврале 1951 года уволился из Королевского Датского балета. "Дело Ландера" - которое Мейнерц называет одним из самых громких скандалов двадцатого века (по-моему, он несколько преувеличивает) - начало раскручиваться, и уход Эрика был одним из первых сигналов того, что в датском балетном королевстве что-то неладно. Сам Эрик заявил, что уходит в знак протеста из-за несогласия с художественной политикой, проводимой Харалдом Ландером. Позднее он признавался, что ему самому было, в сущности, не на что жаловаться, Ландер относился к нему с симпатией, ставил его танцевать с Тони Ландер (своей молодой женой и восходящей звездой Королевского балета) и даже приглашал к себе домой. Но Эрик, как и многие его товарищи, не мог смириться с тотальным доминированием Ландера в жизни труппы, с его автократической манерой руководства, с его стремлением оградить Королевский балет от внешних влияний и контактов с зарубежным балетом. Кроме того, Ландер откровенно покровительствовал своим фавориткам, не стеснялся приставать к балеринам и был, по-видимому, нечист на руку. Эрик, правда, говорил и тогда, и позднее лишь о своем несогласии с художественными принципами Ландера, умалчивая о моральной стороне дела. Но как бы то ни было, труппа взроптала всерьез, да и не только труппа, и в конце концов Ландер был смещен и уволен в августе 1951 года. Эрик в то время был уже в Америке, в очередном турне с Балле Тиэтр: пять месяцев, семьдесят пять городов и поселений, режим переезда - ну, классический, опробованный еще Балле Рюс де Монте-Карло до и во время войны: ночь в поезде, днем представление, а ночь опять в поезде. Правда, у Эрика было не очень-то много ролей. И тогда, по воспоминаниям его коллег, его танец еще не был таким чистым, таким отточенным, каким стал позднее. Он участвовал в одном из последних оригинальных балетов Брониславы Нижинской - в "Концерте Шумана", поставленным ею специально для Балле Тиэтр (правда, критика приняла этот балет весьма сдержанно, чтоб не сказать - прохладно). Но в общем никаких особых прорывов и подъемов у него не было. Все было впереди - когда в мае 1952 года он вернулся в Копенгаген. Там больше не было Ландера - там была Вера Волкова.
Волкову пригласили в Королевский Датский балет на должность балетмейстера вскоре после смещения Ландера. Она произвела революцию в Королевском балете - и танцовщики поначалу были очень смущены: настолько непривычен был не только стиль, а сама суть ее преподавания, основополагающие технические и эстетические принципы. Она учила анализировать танец - и Эрик, ставший ее первым, любимым учеником, вспоминал, что они разговаривали дотемна после занятий, обсуждая "каждую связку, каждый мускул": "Балет, балет, балет. Техника, техника, техника, малыш". Именно благодаря Волковой Эрик отточил свою технику, стал "чистым классическим танцовщиком, danseur noble". И дело было не только в технике, а в новом понимании танца.
Но все равно дела у Эрика в Королевском Датском балете шли не совсем гладко. Датский балетный мир еще лихорадило после "дела Ландера", и многие критики, поддерживавшие Ландера, осыпали Эрика чувствительными критическими стрелами - и для того, чтобы отомстить ему самому за ту роль, которую он сыграл в низвержении Ландера, и для того, чтобы задеть Волкову (мол, нам не нужны все эти полуграмотные зарубежные специалисты, лезущие лапами в наш датский балет, да-да, пламенный привет Цискаридзе и его рассуждениям о нехороших западных людях, портящих хороший русский балет). Эрика называли абсолютно невыразительным, неспособным сыграть влюбленного (например, в балете Бурнонвиля "Народное сказание", где Эрик сыграл юнкера Ове), лишенным драматического дарования. Ситуация не улучшилась и весной 1953 года, когда Эрик впервые вышел на сцену в роли Джеймса в полной версии "Сильфиды". Критики отреагировали на его дебют довольно-таки кисло, так, например, Бёрсен из "Politiken" писал, что хоть Эрик страшно старался улыбаться и делать все как можно лучше, но у его Джеймса было "напряженное лицо, как у слуги". Танцевал он хорошо, но с драматической игрой у него действительно были большие проблемы. И сам Эрик признавал это: "Движения в танце учат так же, как язык: ты повторяешь и имитируешь. Я был очень молод, это было в 1951 году (Эрик ошибается, это было в 1953 году). Это была моя первая серьезная роль... <...> ...и я поступал, как положено хорошему мальчику: я точно повторял все, что мне говорили. Тогда у меня не было выбора...". Премьеру 10 марта 1953 года он описывал как "катастрофу": он страшно нервничал, он чувствовал себя абсолютно потерянным. Так что критики оказались, судя по всему, не так уж предвзяты, и сам Эрик признавал, что сам тогда был лишен индивидуальности - и это отразилось в его игре. Творческая неудача привела его к кризису, ставшему поворотным пунктом в его развитии. Эрик понял, что пришла пора работать над драматическим наполнением ролей, рисковать и экспериментировать. Он создавал роль Джеймса в течение двух лет, "наполнял" этот образ содержанием, обдумывал его, вживался в него. Но уже в августе 1953 года, во время гастролей в Лондоне, английская пресса отметила Эрика за роль Джеймса и похвалила - а затем подтянулась и датская пресса, тоже почуявшая, что Эрик, похоже, не так уж лишен драматического таланта, как казалось раньше.
Многобуков о Джеймсе, разрыве с Волковой, встрече с Соней Аровой, начале романа с Рэем Баррой и первой "Жизели" Эрика

@темы: Александр Мейнерц "Erik Bruhn – Billedet indeni", Erik Bruhn

Комментарии
12.03.2015 в 23:49

Мейнерц называет одним из самых громких скандалов двадцатого века
для сонной Дании вполне возможно :-D
очень интересно было узнать, как происходило становление и возвышение Эрика. забавно, что он был далеко не пай-мальчиком) скандалист и интриган)) но его приступы и кризисы очень волнительный биографический факт. человек постоянно жил в состоянии внутриличностного конфликта. смею предположить, что из-за этого определённая часть его травм и болезней имела психосоматический характер((
насчёт арифметических проблем Мейнерца: Эрик же октябрьский, а это почти конец календарного года, так что вполне возможно, что к тому моменту 26 ему ещё и не было.
Арова потрясающая женщина! многим следовало бы у неё поучиться.
во время турне 1955 года Эрик находил все новые и новые предлоги, чтобы еще раз покрасить свои туфли - и пофлиртовать с Рэем.
так, а это мне кое-кого напоминает, ещё одного любителя находить любые предлоги побыть с предметом страсти)) про записки и другое - просто потрясающе! вот же шпиёны))
13.03.2015 в 00:48

Живи, а то хуже будет
norakura, хе-хе, ну, я бы не назвала Эрика интриганом, он не интриговал, он открыто заявлял о том, что ему не нравится - по крайней мере, в деле Ландера это было именно "не могу молчать". Да и скандалище и вправду был знатный, а еще у него, оказывается, было продолжение (это я у Грюна вычитала): когда через несколько лет администрация Королевского балета вдруг поняла, что лыжи не едут, былой блеск поугас, и решила возвратить Ландера обратно. Тут начался галдеж и лай, труппа решительно воспротивилась возвращению Ландера, администрация заявила, что тогда всех вообще уволят к чертовой матери. А тут еще и Эрик вернулся в очередной раз из Америки, с ним предыдущий худрук Королевского балета (смещенный только что ради Ландера) заключил трехлетний контракт. Ну, Эрику сказали, что все, контракта не будет, прежние договоренности не действуют, Эрик тоже возмутился... в конце концов, Ландер заявил, что ему самому этот Датский балет нафиг не сдался и никуда он не вернется. И все утихло, и с Эриком опять заключили контракт, но трясло тогда Данию знатно.))
Ну ладно, это все было потом. Простите, что-то меня повело на анекдоты.) Что касается психосоматики - ага, тот же Леннарт Пасборг, врач и друг Эрика, считал, что его язва вполне могла возникнуть на нервной почве: грыз себя Эрик, грыз и догрыз. Да и не только язва, конечно.

Арова совершенно восхитительная женщина! Чем больше читаю о ней, тем больше она мне нравится.)

так, а это мне кое-кого напоминает, ещё одного любителя находить любые предлоги побыть с предметом страсти))

Если я правильно понимаю, этот "еще один любитель" даже предлогов не искал, а просто ходил за предметом страсти хвостиком, сидел у него в гримерке и прожигал взглядом тех, кто подходил к его предмету слишком близко.))) И даже не думал скрываться. А переписка Эрика и Рэя меня саму страшно радует: это так мило и так романтично. И вот же хитрецы - ведь правильно рассудили: если писать ILY - посторонний читатель может и расшифровать, а вот что значит JED - никто нипочем не догадается.)
13.03.2015 в 01:05

что-то меня повело на анекдоты.
М-ль Люсиль, а это очень интересные истории)) я, честно говоря, очень слабо представляю "балетную кухню" и порой совсем не понимаю, чего там постоянно всех колбасит)
так что за анекдоты спасибо отдельное))
13.03.2015 в 01:31

Живи, а то хуже будет
norakura, ну, я и сама-то полный дилетант, что вычитаю, то и пересказываю.)) Но насколько я понимаю, в случае с Ландером всех колбасило из-за того, что он забрал слишком уж большую власть, зарубежных хореографов приглашал мало и неохотно, предпочитал ставить вечного Бурнонвиля или свои собственные работы, проталкивал на первые роли своих жен (хотя они обе - что Марго, что Тони - были очень талантливы, но все равно такой фаворитизм не радовал других балерин), да еще и злоупотреблял служебным положением, проще говоря - распускал руки и домогался балерин (я вычитала в другом источнике, что даже не балерин, а учениц балетной школы, что уж вообще свинство). Вот в какой-то момент терпение труппы и лопнуло. И немудрено, что, избавившись от Ландера с большим трудом, танцовщики вовсе не жаждали его возвращения.)
Ужасно рада, что анекдоты вас развлекают.)))
13.03.2015 в 01:45

М-ль Люсиль, мне тут попалась фотография улыбашки Эрика, на всякий случай делюсь)
13.03.2015 в 01:48

Живи, а то хуже будет
norakura, какая прелесть, спасибо огромное!))) Я себя чувствую Карлсоном, которому улыбается красотка из телевизора.)
13.03.2015 в 01:51

М-ль Люсиль, Карлсоном, которому улыбается красотка из телевизора.
есть такое :eyebrow: это фотография с сайта Балета Канады, объявляют о награждении Erik Bruhn Prize 24 марта))
13.03.2015 в 01:56

Живи, а то хуже будет
norakura, да-да, я по адресу догадалась, что это сайт NBOC.)) И так приятно видеть Эрика на фоне канадской труппы. Вот судя по всему, хорошо ему там было.)
13.03.2015 в 01:59

М-ль Люсиль, а вы обратили внимание на имя файла? Bruhn HERO))
13.03.2015 в 02:02

Живи, а то хуже будет
norakura, ну да, и совсем не удивилась!))) Главный герой Национального балета Канады и Erik Bruhn Prize.)