16:44

Живи, а то хуже будет
Отсмотрела первый акт "Жизели" с Макаровой и Барышниковым. Ух ты! Кажется, у меня сейчас появится еще одна любимая версия "Жизели". Первый акт смотрится на одном дыхании, кордебалет прекрасен, пейзанские танцы подматывать не надо, даже зрители с аплодисментами - и те смотреть не мешают, потому что аплодируют очень цивилизованно и явно приберегают восторги к концу спектакля. Ну и Макарова с Барышниковым восхитительны. Альбрехт Барышникова очень влюблен, но недальновиден, в конце первого акта смотришь на него и вспоминаешь: "Он заплакал и сказал, что не знал, что так выйдет". Ну правда же - не знал, не рассчитывал, ничего дурного не хотел. Наоборот, такое чувство, что вот этот Альбрехт мог бы и от Батильды отказаться ради Жизели, потому что у него с Жизелью серьезно и вообще любовь, и к черту классовые различия. Не каждый Альбрехт на такое способен. Но ради такой Жизели можно рискнуть. Жизель Макаровой очаровательна - хрупкая, нежная, как былинка, но ни в коем случае не унылый умирающий лебедь, как у Бессмертновой, а очень веселая и жизнерадостная девочка. И да, в кои-то веки у этой Жизели светлые волосы, а то мне чаще встречаются темноволосые Жизели.:) И она замечательно отыгрывает сцену безумия - не пережимает, не нагнетает страсти, но смотришь на нее и понимаешь, что ее сердце разбито. Перед смертью она становится похожа на сломанную куклу, в ее танце, в ее жестах, во всем теле появляется что-то жуткое, кукольное, и видно, что она уже не жилица на этом свете. А еще совершенно замечательно сыграл кордебалет: когда Альбрехт в отчаянии мечется и будто пытается объяснить, что не виноват, это все Илларион, а он не виноват - кордебалет отшатывается от него с ужасом и отвращением. Сыграно очень сильно и натурально (а вот сам Альбрехт, на мой взгляд, самую чуточку пережал с отчаянием и заламыванием рук - но, может быть, мне так потому кажется, что для меня идеал - это очень сдержанный даже в этой сцене Альбрехт Эрика Бруна).
А, и еще в этой версии отличный Илларион - не король-дроздобород и не рыжий-рыжий-бородатый, а молодой мальчишка, который хотел как лучше, а получилось... ну, вот конец первого акта и получился. А во втором акте все будет еще хуже - для него-то уж точно.
Ну вот, сейчас сделаю перерыв, а потом посмотрю второй акт. Надеюсь, он будет не хуже первого.

UPD. И второй акт посмотрела. В общем, скорее понравилось, скорее даже очень понравилось, чем нет. Илларион тут трогательнейший - и в самом начале второго акта он делает крест и ставит его на могиле Жизели. Такого я еще ни в одной версии не видела. А вот виллисы потом расправляются с этим Илларионом очень быстро и решительно: раз-два - и нет бедняги. Впрочем, виллисы тут суровы, как десантники, хотя и не так суровы, как в версии с Сеймур и Нуриевым. Мирта отличная, она не только с виллисами управляется, она и зрителей утихомиривала одним взмахом руки - когда те уж слишком увлекались аплодисментами. Вообще зрители тут не подвели, как я предсказывала, они основные свои восторги приберегли к концу, а по ходу действия старались сдерживаться: хлопали, конечно, и кричали браво, но быстро брали себя в руки. Макарова была прекрасна - такая невесомая, неземная и все равно - горящая от любви. Вообще у них с Барышниковым тут получилась удивительная "химия", смешно, но я нигде не видела еще настолько влюбленных друг в друга (во втором акте) Жизель и Альбрехта. Взаимное притяжение, чувствовавшееся еще в первом акте, тут усилилось до предела. Хотя честно говоря, в втором акте Барышников, на мой вкус, уже переигрывал. Танцевал прекрасно, легко и чисто (и не ленился в конце, а то я видала Альбрехтов, которые слишком уж "выбиваются из сил" и танцуют последнее соло еле-еле, а Барышников выложился до конца), смотреть на него танцующего - это наслаждение. Но в мимических сценах он слишком уж нагнетал драму (даже сильнее, чем Нуриев). И это чуточку подпортило общее впечатление. Хотя в целом - отличная версия "Жизели", и на высоте тут были все - и главные исполнители, и кордебалет.

@темы: "Giselle"

Комментарии
21.02.2015 в 18:57

Ухх, я рада, что ты оценила этот вариант! И именно эту сцену, где кордебалет отшатывается от Альбрехта. Для меня это теперь почти эталон: не само решение, а то, как удачно игра кордебалета наложилась на трактовку Альбрехта Барышниковым. Знаешь, так бывает в спектаклях такаразуки (ну да, я знаю, что сравнивать их с классическим балетом странно). Когда как будто вся труппа в одном настроении и все до единой актрисы свои роли соотносят с общим настроем сцены, друг с другом. А в этой "Жизели" так совпал довольно неиспорченный и не битый жизнью Альбрехт - и то, как по нему бьет эта жизнь, заставляет расплачиваться за юношескую дурь по полной программе: Жизель сходит с ума и умирает, и от него все отшатываются в ужасе. Это, черт возьми. сильно.
Но и танцуют прекрасно и он, и Макарова. Мне она как-то средне зашла веселой девушкой, но сумасшествие, но второй акт - о, очень, очень хороши!
21.02.2015 в 19:13

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, посмотри, я тут еще добавила свои впечатления от второго акта.) В целом - отличная версия, как жаль, что она существует только в очень средненьком качестве.
И тут вообще все очень хороши, кордебалет меня радовал и в первом, и во втором акте, крестьянское па-де-де я смотрела тоже с большим удовольствием. А Барышников - ну, я уж написала об этом в посте, во втором акте, на мой вкус, стал несколько переигрывать и слишком уж грызть кулису. Его смятение в конце первого акта было здорово сыграно, но во втором акте он стал так же громко и душераздирающе отыгрывать угрызения совести, и мне это уже не очень зашло. Но танцует он - боже мой, превосходно. Такой изумительно чистый танец, начинаешь, как в версии с Бруном, понимать Мирту, требующую, чтоб такой Альбрехт танцевал еще и еще.) Пусть танцует, у него же хорошо получается!
Макарова мне очень понравилась и в первом, и во втором акте. У нее, знаешь, естественно получилась и веселая девушка, и тень. Не говоря уж о том, что танцевала она великолепно (во втором акте мне страшно понравилось "обращение Жизели", когда Мирта делает ее виллисой и приказывает танцевать).
21.02.2015 в 19:24

М-ль Люсиль, я думаю, что Барышников переигрывал - может, не только дань темпераменту, но и балетной школе СССР. У нас большая часть Альбертов так себя ведет, даже и до сих пор ) Но за танец ему все можно простить - и за химию, да. Они с Макаровой очень чувствуют друг друга на сцене. по крайней мере, в этой постановке явно чувствовали. И "обращение Жизели" в начале второго акта потрясающее. Тот случай, когда на протяжении балета в балерине и видишь то смертную девушку, то сломанную, то уже духа, видишь, как одно перетекает в другое, и цельность роли не теряется, цельность персонажа.
Да, забыла сказать: Илларион - душка! )
21.02.2015 в 19:33

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, вот кстати да, этот переигрыш был очень в духе советской школы, я что-то подобное у того же Лавровского видела (хотя у него это было гораздо... ммм... провинциальнее, вот), да и у современных Альбрехтов тоже это бывает. И не то чтобы раздражает, но кажется явно лишним. Впрочем, может, это еще потому, что я слишком люблю сдержанного Альбрехта-Эрика, и он для меня эталон - а ведь он был скорее исключение из правил, Альбрехта старались играть более "драматично", насколько я понимаю.)
Насчет Макаровой ты точно сказала - она создала очень цельный образ. И при этом играла она очень сдержанно, очень тонко (может, еще и поэтому Барышников рядом с нею казался переигрывающим) - и не скатывалась в мелодраму.
Илларион прелесть какой зайчик.)) Может, его не убили, может, его тут просто погоняли, да и выкинули на опушку? А то жалко бедного.)
21.02.2015 в 19:37

М-ль Люсиль, ну, это, может. потому и кажется таким лишним, что все остальные на высоте, и Макарова - первая? Выбивается из стиля? Опять же, в первом акте это гораздо меньше заметно, вся "веселая" часть у Барышникова вполне убедительна. Вот как начинает страдать - о да, тут печаль.
"Иди, - говорят, - отлежись, валерьяночки пожуй." Росла, понимаете, в лесу у виллис своя валерьянка.
21.02.2015 в 20:25

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да, "веселую" часть Барышников проводит безупречно, не придерешься, у него получается очень искренний, жизнерадостный и влюбленный юнец, то, что надо.)
А у виллис в лесу чего только не росло... может, у них и конопля своя была, Cannabis sativa?)) Так что Илларион, пожевав этой травки вместо валерьянки, такого насмотрелся в ту ночь... и потом сам не мог понять, было ли это на самом деле или привиделось ему. И Альбрехт тоже не мог понять, что было, а чего не было (хотя он-то вроде бы никакую травку не жевал).)
21.02.2015 в 20:26

М-ль Люсиль, ...но вкус во рту противный остался ) Это было проклятие Мирты, которая решила: раз не убили, то пусть хоть сушняком денек помается ))
21.02.2015 в 20:30

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, бедный Альбрехт! Я надеюсь, хоть оруженосец его немножко утешил и водой отпоил.))
21.02.2015 в 20:33

М-ль Люсиль, отпоил. И сказал: вас барыня Батильда в приемной дожидаются. Чтобы, значить, колечко свое алмазное забрать, с помолвки которое.
Доброго утречка, барин! )))
21.02.2015 в 20:39

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, что ж я там в лесу не сдох? - тоскливо сказал Альбрехт... и вернул колечко. Черт с ней, с помолвкой, черт с ней, с Батильдой! - Я несчастный человек, меня вообще вчера в лесу чуть до смерти не затанцевали... Сегодня опять пойду.)))
22.02.2015 в 10:27

М-ль Люсиль, :lol: и пошел, как обещал )
22.02.2015 в 12:56

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, вот виллисы удивились! "Да ты, мальчик, мазохист, - хищно сказала Мирта, помахивая миртовой ветвью. - А ну, танцуй!" - и хлестнула Альбрехта по ногам, придавая ускорение.
Мда, сама описала сцену, сама только задним числом догадалась, откуда ее взяла: это ж "Мефисто" Клауса Манна, там тоже главный герой играл в садомазохистские игры со своей любовницей, которая заставляла его танцевать до изнеможения.)
22.02.2015 в 13:25

М-ль Люсиль, да, но при чем тут Мирта? Отдайте веник из конопли Жизели, она справится! А подглядывать нечего, подруги дорогие, идите и найдите себе свое собственное развлечение. Лес большой )
22.02.2015 в 13:30

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, с одной стороны, трудно представить себе Жизель, лупящую Альбрехта конопляным веником. А с другой стороны - она же виллиса, ей теперь по должности положено сурово обращаться с мужчинами. Заодно и появится возможность отомстить Альбрехту за вранье. Хехехехе, иди сюда, дорогой жених, сейчас мы с тобой поговорим, как следует.))
22.02.2015 в 13:33

М-ль Люсиль, и самое ужасное, что Альбрехт к ней не пошел - побежал. Точно, мазохист ))
22.02.2015 в 13:34

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, современное прочтение "Жизели", да.)))