Живи, а то хуже будет
Хочу быстро рассказать несколько историй из книги Джеймса Нойфельда "Passion to Dance. The National Ballet of Canada". Книга суховатая, но очень интересная, с прекрасными фотографиями (там есть чудный снимок Бруна, проводящего мужской класс, и чудный снимок Константина Патсаласа). Правда, я дошла до смерти Бруна и остановилась, но я непременно дочитаю. А пока - ну, несколько почти анекдотов, может, кому-нибудь будет интересно.
31 декабря 1964 года Эрик Брун и Линн Сеймур исполнили главные партии в премьерном спектакле балета "Сильфида", в постановке Канадского национального. Первого января они снова вышли на сцену вместе - тоже с большим успехом. Эрик должен был появиться еще в трех спектаклях: второго, пятого и шестого января, но заявил об усталости (он и ставил "Сильфиду", и танцевал в ней главную роль) и попросил заменить его, и предложил в качестве замены - ну конечно, Нуриева. Был еще один кандидат - Эрл Краул, солист Канадского национального балета, но он должен был выступать в "Сильфиде" позднее, уже в январском национальном туре. Когда Эрик решил, что не станет выступать второго января, то сначала обратились к Краулу - и тот согласился подменить Эрика, хотя еще нетвердо знал роль (особенно мимическую часть). Затем Эрик ему позвонил и сказал, что нет, второго января будет выступать Рудольф. Для Эрла это было большим облегчением - еще и потому, что в программе второго января стояло па-де-де из "Корсара", и Эрлу вовсе не улыбалось сначала оттанцовывать это па-де-де, потом быстро переодеваться, менять грим и превращаться в Джеймса. Но не успел он вздохнуть и расслабиться, как ему позвонили снова - на этот раз это была Селия Франка, которая попросила Эрла все-таки станцевать в "Сильфиде" второго января, чтобы хватило времени как следует прорекламировать выступление Нуриева - уже в спектакле пятого января. Бедный Эрл только вздохнул, развел руками, взял под козырек и явился на репетицию. Линн Сеймур изо всех сил ему помогала и вообще была очаровательна, а вот Эрик, который по идее должен был готовить Эрла к выступлению, больше занимался Рудольфом, тоже разучивавшим партию Джеймса. Эрл живо вспоминал, как "Руди говорил: "Ну нет, нет, вот это я изменю, я сделаю это вот так", - а Эрик отвечал: "Нет, не меняй. Это Бурнонвиль. Ничего не меняй", - и все это они проделывали, пока я отчаянно старался подготовиться к выступлению". Ну вот что тут скажешь? Чучелы оба, и Эрик, и Рудик. Но к счастью, Эрл не ударил в грязь лицом и прекрасно выступил. Пятого января в "Сильфиде" появился Рудольф - и тоже с огромным успехом, ну, а шестого января, на последнем представлении, на сцену снова вышел Эрик.
В конце 1964/начале 1965 Канадский национальный балет поставил еще и "Щелкунчика", где выступал Фрэнк Шауфусс, танцовщик из Датского королевского балета. Вместе с ним в Канаду приехал его сын Петер (это был его первый контакт с Канадским национальным), которому тогда было 15 лет. Как он сам вспоминал: "Тогда я был совсем мальчишкой, и Рудольф и Эрик убеждали меня, что мне не следует курить, лучше пить виски. На новогодней вечеринке они мне показали, как пить виски, и потом мне три дня было плохо. С тех пор я не курил, да и не пил тоже". Чучелы, споили ребенка. Хотя они были правы - не следует танцовщику курить (другое дело, что Эрик, конечно, давал эти мудрые советы, не выпуская сигареты из рук, ну да ладно, он как бы наглядное пособие: "Дети, не будьте такими"). Но виски пить в пятнадцать лет - это тоже последнее дело.
В 1972 году Селия Франка начала всерьез раздумывать об уходе с поста художественного руководителя Канадского национального балета. В качестве одного из возможных преемников она рассматривала Эрика Бруна, только что завершившего карьеру классического танцовщика. Во время тура Канадского национального балета в Лондоне Франка вместе с Бетти Олифант встретилась с Эриком, чтобы присмотреться к нему и понять, подходит он на эту должность или нет. Встреча состоялась - удивительно, но факт, - дома у Нуриева. Сам Рудольф в это время был в отъезде, а Эрик жил у него дома. В результате они втроем проговорили почти всю ночь - вернее, почти все время говорил только Эрик, Франка в какой-то момент уснула, а Бетти Олифант продержалась до конца. Но обе согласились потом, что в данный момент Эрик никак не подходит Канадскому национальному балету: "у него было не все в порядке со здоровьем, он очень сильно нервничал", - это слова Франки; а Бетти Олифант назвала его "невротичным" и даже "параноиком". Похоже, он и вправду был очень взвинчен и издерган в то время, и конечно, в таком состоянии он бы не смог работать нормально. Лишь через десять лет, в 1983 году, он все-таки стал во главе Канадского балета (причем в очень непростое для компании время) - и за три года сделал потрясающе много, фактически вывел компанию из экономического и художественного кризиса. Можно сказать, он стал кризисным менеджером Канадского национального балета - и после его внезапной смерти компания выстояла во многом еще и благодаря тому, что было заложено в "период Бруна".
31 декабря 1964 года Эрик Брун и Линн Сеймур исполнили главные партии в премьерном спектакле балета "Сильфида", в постановке Канадского национального. Первого января они снова вышли на сцену вместе - тоже с большим успехом. Эрик должен был появиться еще в трех спектаклях: второго, пятого и шестого января, но заявил об усталости (он и ставил "Сильфиду", и танцевал в ней главную роль) и попросил заменить его, и предложил в качестве замены - ну конечно, Нуриева. Был еще один кандидат - Эрл Краул, солист Канадского национального балета, но он должен был выступать в "Сильфиде" позднее, уже в январском национальном туре. Когда Эрик решил, что не станет выступать второго января, то сначала обратились к Краулу - и тот согласился подменить Эрика, хотя еще нетвердо знал роль (особенно мимическую часть). Затем Эрик ему позвонил и сказал, что нет, второго января будет выступать Рудольф. Для Эрла это было большим облегчением - еще и потому, что в программе второго января стояло па-де-де из "Корсара", и Эрлу вовсе не улыбалось сначала оттанцовывать это па-де-де, потом быстро переодеваться, менять грим и превращаться в Джеймса. Но не успел он вздохнуть и расслабиться, как ему позвонили снова - на этот раз это была Селия Франка, которая попросила Эрла все-таки станцевать в "Сильфиде" второго января, чтобы хватило времени как следует прорекламировать выступление Нуриева - уже в спектакле пятого января. Бедный Эрл только вздохнул, развел руками, взял под козырек и явился на репетицию. Линн Сеймур изо всех сил ему помогала и вообще была очаровательна, а вот Эрик, который по идее должен был готовить Эрла к выступлению, больше занимался Рудольфом, тоже разучивавшим партию Джеймса. Эрл живо вспоминал, как "Руди говорил: "Ну нет, нет, вот это я изменю, я сделаю это вот так", - а Эрик отвечал: "Нет, не меняй. Это Бурнонвиль. Ничего не меняй", - и все это они проделывали, пока я отчаянно старался подготовиться к выступлению". Ну вот что тут скажешь? Чучелы оба, и Эрик, и Рудик. Но к счастью, Эрл не ударил в грязь лицом и прекрасно выступил. Пятого января в "Сильфиде" появился Рудольф - и тоже с огромным успехом, ну, а шестого января, на последнем представлении, на сцену снова вышел Эрик.
В конце 1964/начале 1965 Канадский национальный балет поставил еще и "Щелкунчика", где выступал Фрэнк Шауфусс, танцовщик из Датского королевского балета. Вместе с ним в Канаду приехал его сын Петер (это был его первый контакт с Канадским национальным), которому тогда было 15 лет. Как он сам вспоминал: "Тогда я был совсем мальчишкой, и Рудольф и Эрик убеждали меня, что мне не следует курить, лучше пить виски. На новогодней вечеринке они мне показали, как пить виски, и потом мне три дня было плохо. С тех пор я не курил, да и не пил тоже". Чучелы, споили ребенка. Хотя они были правы - не следует танцовщику курить (другое дело, что Эрик, конечно, давал эти мудрые советы, не выпуская сигареты из рук, ну да ладно, он как бы наглядное пособие: "Дети, не будьте такими"). Но виски пить в пятнадцать лет - это тоже последнее дело.
В 1972 году Селия Франка начала всерьез раздумывать об уходе с поста художественного руководителя Канадского национального балета. В качестве одного из возможных преемников она рассматривала Эрика Бруна, только что завершившего карьеру классического танцовщика. Во время тура Канадского национального балета в Лондоне Франка вместе с Бетти Олифант встретилась с Эриком, чтобы присмотреться к нему и понять, подходит он на эту должность или нет. Встреча состоялась - удивительно, но факт, - дома у Нуриева. Сам Рудольф в это время был в отъезде, а Эрик жил у него дома. В результате они втроем проговорили почти всю ночь - вернее, почти все время говорил только Эрик, Франка в какой-то момент уснула, а Бетти Олифант продержалась до конца. Но обе согласились потом, что в данный момент Эрик никак не подходит Канадскому национальному балету: "у него было не все в порядке со здоровьем, он очень сильно нервничал", - это слова Франки; а Бетти Олифант назвала его "невротичным" и даже "параноиком". Похоже, он и вправду был очень взвинчен и издерган в то время, и конечно, в таком состоянии он бы не смог работать нормально. Лишь через десять лет, в 1983 году, он все-таки стал во главе Канадского балета (причем в очень непростое для компании время) - и за три года сделал потрясающе много, фактически вывел компанию из экономического и художественного кризиса. Можно сказать, он стал кризисным менеджером Канадского национального балета - и после его внезапной смерти компания выстояла во многом еще и благодаря тому, что было заложено в "период Бруна".
и вообще, куда смотрел папа? оставлять ребёнка в такой компании. ясно-понятно, что Рудик хорошему не научит, а Эрик - ходячая иллюстрация поговорки про тихий омут и чертей. при таких обстоятельствах показатель воспитательного эффекта уходит далеко в отрицательные числа
Спасибо за эти отрывочки, действительно очень интересно)))
Не знаю почему, но очень весело воображать эту коварную парочку, которая радостно учит ребенка плохому.))
Да не за что, я очень рада, что развлекла.))
(В перерывах между чтением пересматриваю и Эрика, и Рудика, отчего удовольствие разрастается до неимоверных размеров)