Живи, а то хуже будет
Пыталась посмотреть относительно современную постановку "Жизели" - 2006 год, с Алиной Кожокару и Йоханом Кобборгом. Не вышло: быстро заскучала, стала проматывать номера, потом вовсе выключила. Кожокару прекрасно танцует, но играет не то чтобы дурно, нет, но неинтересно. И с Кобборгом та же беда (для меня): танцует хорошо, играет скучно. Просто не веришь в такого Альбрехта - ну да, есть на сцене танцовщик, ходит, танцует, что-то изображает. А Альбрехта в нем я не вижу. И с Жизелью та же беда. Но бог с ними, не зашло, так не зашло, я из-за этого бы и писать пост не стала. Но я дошла до второго акта, посмотрела на тамошних виллис и стала хохотать. Потому что у этих виллис - вполне такие заметные крылышки, как у сильфид в балете "Сильфида". Типа нежный привет Бурнонвилю. Тут мне стало интересно, что в других постановках, потому что раньше я никаких крылышек у виллис не замечала: либо их не было, либо они были не такими заметными. Стала проверять. Итак, в "Жизели" 1956 года с Улановой у виллис крылышки есть, но они белые, странной формы, и больше всего напоминают банты на талии. В "Жизели" 1975 года с Бессмертновой и Лавровским крылышки есть - и они уже не так похожи на банты. В "Жизели" 1969 года с Фраччи и Бруном виллисы бескрылые. В "Жизели" 1977 года с Макаровой и Барышниковым - тоже крылышек нет. В "Жизели" 1979 года с Сеймур и Нуриевым крылышки есть, но такие маленькие и прозрачные, что я их даже не заметила, пока специально не присмотрелась. В "Жизели" 1980 года с Фраччи и Нуриевым крылышек опять-таки нет. А в общем, я почитала обсуждение на своем любимом англобалетном форуме и поняла, что тут каждый постановщик действует по своему усмотрению - одни оставляют крылышки, другие их ликвидируют. Мне кажется, без крылышек лучше, или уж по крайней мере, без таких откровенно "сильфидиных" крылышек, как в версии 2006 года. А то не знаю, у кого какие возникают мысли, но я сначала решила, что виллисы - это очень рассерженные сильфиды (после того, как Джеймс нечаянно убил их подругу), а потом подумала, что может быть, днем они - мирные и милые сильфиды, порхают себе по лесу, кружат головы всяким беспечным юнцам, а по ночам преображаются и начинают убивать. И горе тому Джеймсу, которому сильфида назначит свидание в полночь в лесочке, живым он оттуда уже не вернется. Я считаю, из этого можно было бы сделать шикарный кроссовер двух балетов. Неужели до сих пор никто за это не взялся? Жаль. Могло бы получиться очень весело. Хотя... эх, вернуться бы лет этак на пятьдесят назад, когда Эрик Брун и Карла Фраччи вдвоем танцевали. И я прямо вижу сцену из кроссоверного балета: сильфиды-виллисы, кокетливо ухмыляясь, пытаются затанцевать Джеймса (в исполнении Бруна, конечно) до смерти. Но к счастью, наступает рассвет, сильфиды приходят в себя и снова становятся милыми, добрыми и приветливыми. Правда, не знаю, легче ли от этого бедному, выбившемуся из сил Джеймсу. А впрочем, так ему и надо, говорила же ему старуха Мэдж: не водись с сильфидами, не водись, а то хуже будет.

Вот каково наутро полузатанцованному Джеймсу? Имел место эротический кошмар, после которого теперь не очень-то и хочется искать любовных приключений в лесу. А невесту все равно уже разлюбил... Тьфу, морок! )
Но ты знаешь, первая версия - насчет рассерженных виллис - она настолько логична, что просто дрожь берет. Если подумать, та, джеймсова, Сильфида скончалась как раз в статусе недосватанной невесты, так что обоснуй для мести у виллис железный. Мва-ха-ха! У вас была невеста, и она умерла? Тогда мы идем к вам. )
А Джеймс наутро пусть радуется, что вообще жив остался, мог бы и затанцеваться до смерти. Хотя... могло быть еще и так: сильфиды-виллисы не хотели доводить его до смерти, просто увлеклись, глядя, как он танцует - такой красивый и в килте.) А кто бы не увлекся на их месте? (эх, отступление в сторону: чем больше смотрю на балетных, особенно 60-70-80 годов, тем отчетливее понимаю, что у Эрика были редкостно красивые ноги: очень выразительные и не такие мускулистые, как у многих других его коллег)
Да-да, представь финал: сильфиды уносят мертвую Сильфиду, Джеймс стоит на колене, пораженный горем, тут бы и занавес дать, но... но чу! Вот уже раздается музыкальная тема виллис, и на сцену снова вылетают все те же сильфиды, пылающие жаждой мести. Ну, Джеймс, погоди!)))
И как-то на этих, на вид не слишком накачанных, ногах, Эрик умудрялся хорошо и высоко прыгать! ) Может, он легкокостный был? ) А виллис можно понять: засмотрелись! И не от злости, а исключительно из интереса требовали, чтобы Джеймс прыгал все выше! выше! )
И Джеймс убегает в ужасе, а виллисы, всем в назидание, танцуют свои знаменитые массовые сцены из второго акта "Жизели", Публика обалдевае )
Да, Эрику явно еще повезло со сложением, он, возможно, был от природы "прыгуч", и то, что тому же Нуриеву давалось с большими усилиями, Эрик проделывал без такого напряжения. И дело не только в прыжках, я тут просто присматривалась - у него прямо-таки "говорящие" ноги, очень, очень выразительные. Так что виллисо-сильфид еще как можно понять: пусть прыгает выше, танцует быстрее и не останавливается, они еще не насмотрелись.)
Ага, публика обалдеваэ, а в роли Мирты как раз появляется Мэдж - с черно-красными цветами и зловещей улыбкой.) Черт возьми, как мне все это нравится, хочу, хочу такой балет!
Да, Нуриев на фоне Эрика всегда смотрится таким...корявенько слепленным. Ноги кривоваты, торс выгнут вперед... милый, экспрессивный, но некрасиво сложенный мальчик.
Эхе-хе, а ведь Нуриев, судя по имеющимся свидетельствам, действительно комплексовал из-за своего неидеального сложения. И потому, кстати, всегда стремился делать свои сценические колеты-куртки-камзолы как можно короче - чтобы ноги казались длиннее. Но все еще от одежды зависит, вот, например, в "Юноше и смерти", где на нем только узкие джинсы, он кажется сложенным, как бог.)
А Эрик, говорят, тоже был не чужд комплексов: ему казалось, что у него ноги слишком худые.)
Да и вообще, это все ерунда, а вот тот же Йохан Кобборг, сыгравший Альбрехта в версии 2006 года (я с него и начала этот пост) - мало того, что тоже сложен неидеально (длинный торс, коротковатые и очень мускулистые ноги), так еще и пострадал от руки костюмеров. В первом акте его нарядили в сапожки и в очень длинную, прикрывающую бедра куртку, так что его ноги - и без того не очень длинные - сразу визуально еще укоротились, фигура расширилась и стала приземистой. И смотреть на это больно. Во втором акте, слава богу, сапоги с него сняли, колет укоротили, и он стал несколько приятнее глазу.
Ой! На Альбрехта, отчаявшись натянуть на него штанишки, напялили курточку подлиннее. ))) Ваца Нижинский на небе надувает губу и говорит, что это регресс и отсталость! В самом деле, зачем камзол, зачем сапоги, когда Альбрехту в первом акте надо с Жизелью легко порхать и носиться бодрым козликом? Садисты эти костюмеры.
Ваца Нижинский абсолютно прав: именно регресс и отсталость, и у него курточка была гораздо короче и ничего не скрывала... ну, в смысле, красоты его не скрывала, конечно.) Надо сказать, что Кобборг, конечно, порхает, да и вообще танцует хорошо, ничего не скажешь, но этот костюм и эти сапоги его ужасно уродуют. А рядом еще бегает такой знойный красавец Илларион, одетый вполне по фигуре, так что поневоле задумываешься, куда смотрела Жизель и не прогадала ли он, выбрав такого неказистого Альбрехта.)))
И красоты, и движений. В танце нужно, чтобы все движения были хорошенько видны! Неужто там Илларион симпатичней Альбрехта?! Уникальный случай.
Ну в общем да, мне показалось, что Илларион в этой версии гораздо привлекательнее Альбрехта. Действительно, редкий случай, я видала версии - да ту же с Бруном и Фраччи - где Илларион был чисто внешне не хуже Альбрехта, но чтобы заметно красивее - такое в первый раз.
Илларион, было, даже на что-то надеялся... но режиссер сказал "Нет!", пришлось подчиниться и танцевать, что положено )
Эх, бедняга Илларион. Ну ничего, может, еще вырастет и выбьется в Альбрехты.))
А насчет изменения настроения - э, знаем мы такие "вдруг". Это для собеседника вдруг, а для самого Эрика все было вполне себе постепенно.
Нет, ты знаешь, я охотно верю, что и для Эрика это могло быть внезапно. Так бывает, по себе знаю: резкий перепад настроения почти без причины, сам не понимаешь, что случилось, но чувствуешь себя отвратительно.