Живи, а то хуже будет
Немного балетного видеофлуда. Во-первых, отрывки из второго акта "Жизели" с Карлой Фраччи и Владимиром Васильевым, телевизионная запись 1972 года. К сожалению, нет моего любимого па-де-де с цветами, да и соло Альбрехта сильно сократили. Но, может быть, и к лучшему, потому что у меня осталось впечатление, будто Васильев был не совсем в форме. Возможно, я ошибаюсь и принимаю фичу за баг, но мне показалось, что некоторые элементы он сильно смазывал и "недокручивал". И вообще у него получился очень земной, даже чуточку тяжеловесный Альбрехт - очень сильно контрастирующий с воздушной Жизелью-Фраччи. Эту запись надо смотреть в первую очередь ради Карлы - господи, как она прелестна, я в нее влюбилась уже, честное слово. Но при этом кажется, что с Васильевым у нее нет такого "контакта", как с Бруном, да даже и с Нуриевым. И все равно - она очаровательна.
А этот ролик - ну, просто за компанию: отрывок из "Сильфид" Фокина, 1987 год, танцуют Карла Фраччи и Шарль Жюд (мой любимый Фавн из "Послеполуденного отдыха фавна" и чудный Тибальт из нуриевской постановки РиДж). Смотришь и грызешь пальцы и думаешь: черт, ну дайте же им потанцевать-то нормально.
Признаться, мне эта фокинская хореография кажется очень "статичной" (но может быть, я просто ее не понимаю), и обидно, что мужчина в этом отрывке в основном работает носильщиком. А у Жюда есть чудная легкость и четкость движений, и в паре с Карлой он смотрится прекрасно, и когда они начинают именно танцевать вдвоем - ну, глаз не оторвать. И хочется еще, а еще и нету. Впрочем, пойду на ютюб, покопаюсь еще, может, что-нибудь и выкопаю.
А этот ролик - ну, просто за компанию: отрывок из "Сильфид" Фокина, 1987 год, танцуют Карла Фраччи и Шарль Жюд (мой любимый Фавн из "Послеполуденного отдыха фавна" и чудный Тибальт из нуриевской постановки РиДж). Смотришь и грызешь пальцы и думаешь: черт, ну дайте же им потанцевать-то нормально.

Шарлю Жюд - прелесть. Но Шопениану я не люблю, несмотря на то, что Фраччи и тут очень хороша - скучно мне на Шопениане
А Васильев - да, мощнее, "размашистее", но эта мощность хороша для Спартака, а не для Альбрехта. Вот хочу все-таки посмотреть отрывки из "Жизели", где он с Максимовой танцует - может быть, там он лучше вжился в роль Альбрехта? Ведь может быть, что у него просто не возникло нужного контакта с Фраччи, поэтому он и не сумел войти в роль как следует. А может быть, ты права - и это просто не его роль, он ее не чувствует. Эх, вот бы еще посмотреть на Лиепу в роли Альбрехта! Но, кажется, видеозаписей с ним в "Жизели" не сохранилось (а впрочем, надо на ютюбе порыться).
Да, на задники обратила внимание - черт возьми, какой простор.)) И производит впечатление ясного дня, а не ночи.
Да, "Сильфид"-"Шопениану" и я не люблю, почему-то они мне кажутся устаревшими сильнее, чем та же "Жизель" или "Сильфида" Бурнонвиля. Впрочем, говорят, все очень сильно зависит от исполнения, и если состав не натренирован блестяще, то и смотреть будет скучно. Но вот тут я смотрела - и Фраччи очаровательна, и Жюд очарователен, а хореография все равно скучна.
А с "Жизелью" - это я только сейчас понимаю - в советском балете странная штука была. Кажется мне теперь, что ее всегда танцевали чуть более бравурно и помпезно, знаешь, в стиле "Лебединого", чем на Западе. Я вот толькона записях с Фраччи, с Бруном добрала драмы и пасторали в этом балете. так что Васильев, может быть, просто в традиции своего времени и местожительства? Принц - так уж принцеватый, а не какой-нибудь там раззява )
Вот, вот, ты знаешь, у меня тоже эти отрывки с Васильевым вызвали в памяти "Лебединое", и я еще сама себе удивилась - с чего бы? А оказывается, не только у меня возникают такие ассоциации. У него еще и костюм такой... вот если в версии с Бруном Альбрехт - все-таки аристократ, но не принц (я так понимаю, Альбрехт в разных версиях то принц, то нет), то здесь за версту видно - принц, принцее не бывает.)
А Максимова в роли Жизели тебе как?
Так помнишь, я его всё принцем называла поначалу? Ассоциация откуда-то да взялась, теперь думаю: результат просмотров наших постановок )
Максимова мне нравилась... пока я не видела Фраччи, теперь мне тоже кажется, что чего-то ей не хватает в смысле воздушной нездешности. А раньше казалось, что все как надо.
Ну да, по-видимому, в советских постановках Альбрехт и был принцем. Я еще тут скачала версию с Лавровским, припаду при случае. Хотя уже потыкалась и поняла, что Альбрехт с легкими залысинами производит очень странное впечатление. Но посмотрю, как он танцует и играет.)
Вот да, пока не видишь Фраччи - то, наверно, Максимова безукоризненно хороша. Но после Фраччи уже что-то не то, не хватает ей легкости. И скованность какая-то чувствуется.
А вот интересно, есть ли записи с Лавровским, когда он был помоложе? Все мы на него с залысинами попадаем...
Слушай, в "Ромео и Джульетте" Лавровский ведь тоже уже не кажется молодым, да? Хотя я посмотрела в википедии - ему там всего 27 лет, еще вполне ничего себе. А в "Жизели" ему уже 34 года, но выглядит он старше.
партияхм...родина... Эгина прикажет, то надо бросать все и идти ловить Спартака. Который, конечно, чемпион. Впрочем, Красс все равно хочет его ловить, так что энтузиазма ему хватит и на это, не только на порхание )Двадцать семь лет?.. Ну вот, а нам казалось, он там такой... далеко перешагнувший расцвет. Что за постановка, честное слово! Я в шоке просто, обычно балетные выглядят не старше, а младше своего возраста лет на десять (и вспомнила Гришу Любова )) )
Ах, ну, Гриша Любов вообще не стареет, он вечный и неувядаемый, и прототип его Леля Мясин был почти таким же.) А вообще так посмотришь на советских танцовщиков разлива пятидесятых-шестидесятых - и кажется (может быть, ошибочно), что многие из них быстрее выходили в тираж, чем их западные ровесники. Поставьте рядом в той же "Жизели" 34-летнего Лавровского и 41-летнего Бруна, или - чего уж там! - даже 42-летнего Нуриева, - это же настолько разительный контраст.
Хотя Лавровский - это еще ладно. Я вот вчера любопытства ради скачала "Жизель" 1956 года с Улановой. Ой. Нет, Уланова не то чтобы поразила (возможно, камера просто не передает ее драматического мастерства в полной мере), но местами была очень трогательна, особенно во втором акте. Кордебалет виллис тоже понравился - очень слаженный и грациозный, хотя у Мирты было все время выражение лица злой буфетчицы, которая стоит грудью на страже товара. Но Альбрехт... уй, какой там Альбрехт. Упасть и плакать: очень плотный дяденька, которого дополнительно полнит мешковатое фиолетовое трико и черная кофточка, которую язык не поворачивается назвать колетом. Не то что западные современники - Ваца Нижинский, увидев этот костюм, устроил бы дикий скандал и отказался выходить в таком виде на сцену (и дело вовсе не в штанишках или в их отсутствии). Позор, на самом деле, просто позор - так изуродовать танцовщика. Ну и танцует он совсем невыразительно: вроде бы все соло Альбрехта честно исполняет, и в па-де-де с Жизелью танцует, и какие-то там чувства пытается изобразить, но смотреть не на что, он служит только фоном для Улановой-Жизели. И от этого балет для меня сразу теряет большую долю своего очарования - мне хочется смотреть на одинаково ярких и выразительных исполнителей, а не на одну "звезду".
Конечно, выборка у нас пока маленькая, но из тех, кого мы видели, западные все смотрятся сильно моложе и бодрее. Нуриев, если грим на него наложить, и в сорок лет на сцене смотрится как мальчишка: прибежал, надул губу, потанцевал и унесся, и все ему нипочем ) Да и Брун (а мы еще жалели, что он там уже "перешагнул свой расцвет) тоже танцует как молодой. Не знаю, в чем тут дело. Питание? Общий уровень жизни и степень задерганности? Или просто "мы многого не знаем"? )
А насчет партнеров Улановой - ну, это как в 90-х годов песене: "а что б вы хотели за тридцать копеек всего"? Революция в балете, которую произвел Дягилев, была на Западе, а в России была социальная революция, не путайте эти понятия ))) Традиция "мужчина-носильщик" очень долго не умирала. С одной стороны, наши партнеры, наверное, очень удобные были для балерин: надежные, внимательные, танцуй с ними, как хочешь ) А с другой зрителю, конечно, чего-то не хватает, если он перед этим нахватался западных постановок. Причем интересно, что это коснулось в том числе и классических творений Петипа, Иванова и прочих старинных мэтров, а казалось бы - там-то все должно выглядеть одинаково. Но нет, по "Жизели" заметно, что и Альбрехт может быть подставкой под Жизель, а может не быть )
Ну вот бог знает, может быть, все дело еще и в востребованности: и Нуриев, и Брун пусть в сорок лет уже не были в таком расцвете, как за несколько лет до того, но все равно оставались востребованными, раскрученными (особенно Нуриев), популярными, любимыми. Был стимул работать и танцевать (ну, с Бруном было несколько сложнее, но там еще все от характера зависело, а не только от внешних факторов). А у наших танцовщиков в то время, судя по всему, считалось, что в сорок лет уже точно на пенсию пора, а лучше бы и раньше. Время расцвета заканчивалось раньше. Хотя, наверно, уже в семидесятые это начало меняться, и "срок действия" танцовщиков удлинился (причем я говорю именно о мужчинах, ведь той же Улановой в этой записи "Жизели", что я смотрела, было уже 47, а она по-прежнему была в хорошей форме).
Да, партнер у Улановой в этой "Жизели" именно что хорош и надежен как носильщик - большой такой, крепкий, поднимает ее без усилий, тащит куда надо, да и вообще - крепко стоит на ногах и поддержать может без проблем. Но в нем самом изящества и выразительности нет ни на грош, так что в упор не понимаешь, что Жизель в нем таком нашла.) Ну и этот костюм еще... как будто то ли с чужого плеча, то ли просто сшитый на "отъебись" - и это в Большом театре, для зарубежных гастролей! Стыдно, право, стыдно.
Ты знаешь, очень может быть, что востребованность тут играла роль. Опять же, традиции имперских театров играют роль: если балеринами пристойно и восхищаться, и увлекаться, они первые звезды, то мужчины...ну, право, что в них такого, в балете-то? ) Ни тебе толпы поклонников и поклонниц, ни общественного внимания. Вот как только это меняется - отношение к мужчине в танце - так меняется и все остальное. (Забавная "обратная сторона" гендерной асимметрии: в патриархальном обществе танцор не котируется, уступает женщине).
Охотно верю, что им не было стыдно. Опять же - они не учились у Дягилева! ) Никто не говорил в России, что в балете все должно быть прекрасно, включая декорации, костюмы и свет, все должно играть на общую идею спектакля.
Опять же, традиции имперских театров играют роль: если балеринами пристойно и восхищаться, и увлекаться, они первые звезды, то мужчины...ну, право, что в них такого, в балете-то?
Хотя при этом, надо сказать, и на Западе ставку чаще делали на балерину, а не на танцовщика, даже в постдягилевские времена (при Дягилеве-то как раз все было наоборот). Очень показательно в этом отношении партнерство Маркова-Долин, где оба были талантливы, оба считались звездами, но раскручивали старательно именно Маркову, а Долин без нее котировался намного меньше - хотя, конечно, и был вовсе не "носильщиком", а вполне самостоятельной единицей. Но балерина-Маркова все равно его затмевала.
Да, меня тоже забавляет этот перевернутый, но все равно очень патриархальный гендерный расклад: когда балерина блистает, а мужчина ее только оттеняет и поддерживает. А еще печалит, что до сих пор в балете очень мало внимания уделяется женским дуэтам. Мужских дуэтов поставлено много, да и вообще - все больше появляется балетов с так или иначе выраженными мужскими гомоэротическими мотивами (да, спасибо, Ноймайер, спасибо, Руди ван Данциг, да и Нуриеву тоже спасибо). А балетов с лесбийской тематикой, кажется, вовсе нет, есть только мимолетные мотивы - как в тех же "Ланях", как в "Прусте или Перебоях сердца" Ролана Пети, ну, и дуэт Дианы и Сильвии из ноймайеровской "Сильвии" тоже стоит припомнить. Но этого так мало, до обидного мало. И вот как забавно получается: если когда-то мужчина-танцовщик почти не имел веса без партнерши-балерины, то теперь наоборот - балерина почти непременно должна появляться в паре с мужчиной, а не с другой балериной. И так бы хотелось, чтобы это изменилось.
На Западе тоже ведь патриархальная модель медленно сдает позиции, что же ты хочешь? Но в балете, спасибо Дягилеву, этот тренд - на мужчину-приму - появился, и с тех пор никогда не умирал совсем, периодически обостряясь, периодически ослабевая. Опять же, от хореографа зависит. Тот же Баланчин предпочитал расклад "женщину вперед", а вот Мясин - тот наоборот делал )
А чтоб появились женские па-де-де в балете, подожди немного: нарастет плеяда женщин-хореографов, наберется своего художественного языка - и всё будет! Мне кажется, активная работа с языком танца сейчас идет вовсю, но надо, чтоб появились и яркие люди, которым интересно было бы именно это. Так что ждем )
Ну как, я же хочу, чтобы ставили не только мужские, но и женские гомоэротические дуэты, а то и целые балеты, вот чего я хочу.) Чтоб был расклад не только "женщину вперед", а "двух женщин вперед", и никакого мужчины третьим-лишним.) Ведь ставят же чисто мужские па-де-де, а то и па-де-труа - причем именно контактные, эротичные, взаимодействующие; а я хочу то же самое, но с женщинами. "Хотеть!" - как говаривал в таких случаях тигрик, царственно топая лапою.)
И ждем, ждем, а что еще остается? Боюсь, долго придется ждать, пока что ничего в волнах не видно. О, кстати (некстати), а я тебе не рассказывала про балет Пети "Влюбленный дьявол", по Казоту? Если будет настроение, скачай его с рутрекера и глянь, он забавный, хотя и не слишком интересный хореографически. Зато там есть: маленький женский дуэт (совершенно непонятного назначения), куча мужских дуэтов (с поцелуем взасос в конце) и чудная Алессандра Ферри в кюлотах, шикарно изображающая мальчика и перетанцовывающая своего партнера, как стоячего. Серьезно, там очень интересное танцевальное раскрытие травестийной темы, мне понравилось. Да и в общем, вполне себе такой развлекательный балет, чтоб скоротать вечерок.)
Хотеть - а неть, - передразнила тигрика фройляйн, взяла его под мышку и потащила работать. Пускай хоть подписи ставит сам, раз он царь и кайзерь )
Хе-хе, по Казоту поставили балет? Надеюсь, без финального превращения дьявола в верблюда и собачку? ))) Обязательно посмотрю, он на рутрекере лежит, да? Алессандра Ферри, пишут, дивно хороша и в "Жизели", но я еще не смотрела.
Бедный тигрик! Его, царя и кайзера, так унижают и обижают, и заставляют что-то там подписывать. И раздался рев на весь дворец, и фройляйн поняла, что поработать сегодня не удастся.)
Да, "Влюбленный дьявол" вот тут лежит: rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=717545 И там нет ни верблюда, ни собачки, а полное торжество дьявола - роскошного брунета в черном жилете.))) И поцелуй взасос на весь экран с главным героем. Алессандра Ферри и там поразительно хороша, и ее "Жизель" я тоже имею в виду - правда, до тех пор мне надо посмотреть все остальные "Жизели", которые я радостно скачала, да еще не освоила как следует. Ну, они и подлиннее будут, а "Дьявол" длится всего час.)
Ага, ага, уже качаю, спасибо! )
На здоровье.) Я пока с тобой говорила, сама пересмотрела женский дуэт оттуда - а ничего он, славный, хотя и есть в нем какой-то легкий налет лесбийского порно для мужчин (хотя он вовсе не порнографический).)