Живи, а то хуже будет
Перед сном продолжаю балетиться и эрик-бруниться, чтоб не сойти с ума от любви к Венеции. Да и что толку сходить с ума сейчас, если я все равно уже оттуда уехала? Правда, на расстоянии любовь может стать еще сильнее, ну что ж, значит, нужно ее укрощать, а то знаю я, чем у меня заканчиваются слишком сильные чувства к людям и городам.
Итак, отвлекаюсь и развлекаюсь, собирая информацию об Эрике. Хотя эта информация больше напоминает обыкновенные сплетни неизвестного происхождения. Например, в разных русскоязычных статьях - и только русскоязычных! - встречается слух о том, что Нуриев и Эрик расстались из-за того, что Эрик завел роман с какой-то своей ученицей из Канадского национального балета, и эта самая ученица родила от него дочь. Я когда это в первый раз увидела - очень удивилась. Ни в одном западном источнике я ничего подобного не встречала, даже ни одного намека. Общеизвестно, что у Эрика была продолжительная связь с Константином Патсаласом, танцовщиком и хореографом Канадского национального балета (Эрик и Константин прожили вместе до конца, до смерти Эрика), но что-то я сомневаюсь, что Константин кого-то мог родить от Эрика.
У Дианы Солуэй, подробно исследовавшей отношения Нуриева и Бруна, не было ни слова о каких-то там детях, у Каваны - кажется, тоже, хоть я не могу сказать об этом с полной уверенностью, пока не получу книгу и не прочитаю ее полностью, а не в отрывках. Последнее слово остается за Александром Мейнерцем, автором биографии Бруна, и я думаю, что если б он нашел какую-либо информацию об этом - то она получила бы довольно широкое распространение. Но ничего подобного я не нашла ни в англоязычном, ни даже в датскоязычном интернете. Может быть, плохо искала, не знаю. Но пока у меня складывается впечатление, что кто-то попросту выдумал этакую утку, чтобы объяснить разрыв любовной связи между Нуриевым и Бруном. А дальше уж наши любители сенсаций пустились переписывать и распространять эту историю, да еще и выставили Нуриева жертвой неверного Бруна. В общем, хоть стой, хоть падай.
Хотя чего я хочу? Это все довольно желтые статейки. Еще то и дело в них повторяют чье-то замечание - мол, Эрик был "огромного роста". Автору хочется сказать: "Поздравляю вас, гражданин, соврамши!" - потому что на фотографиях прекрасно видно: Эрик был примерно одного роста с Нуриевым. Да что говорить, смотрите сами, вот и фотография:

Но Эрик, конечно, был очень хорошо сложен (длинноногий, стройный, с тонкой талией), оттого, пожалуй, и мог показаться очень высоким.
Итак, отвлекаюсь и развлекаюсь, собирая информацию об Эрике. Хотя эта информация больше напоминает обыкновенные сплетни неизвестного происхождения. Например, в разных русскоязычных статьях - и только русскоязычных! - встречается слух о том, что Нуриев и Эрик расстались из-за того, что Эрик завел роман с какой-то своей ученицей из Канадского национального балета, и эта самая ученица родила от него дочь. Я когда это в первый раз увидела - очень удивилась. Ни в одном западном источнике я ничего подобного не встречала, даже ни одного намека. Общеизвестно, что у Эрика была продолжительная связь с Константином Патсаласом, танцовщиком и хореографом Канадского национального балета (Эрик и Константин прожили вместе до конца, до смерти Эрика), но что-то я сомневаюсь, что Константин кого-то мог родить от Эрика.

Хотя чего я хочу? Это все довольно желтые статейки. Еще то и дело в них повторяют чье-то замечание - мол, Эрик был "огромного роста". Автору хочется сказать: "Поздравляю вас, гражданин, соврамши!" - потому что на фотографиях прекрасно видно: Эрик был примерно одного роста с Нуриевым. Да что говорить, смотрите сами, вот и фотография:

Но Эрик, конечно, был очень хорошо сложен (длинноногий, стройный, с тонкой талией), оттого, пожалуй, и мог показаться очень высоким.
Но ты знаешь, даже не в желтоватых публикациях на русском встречается много дивного: крупного и мелкого. Мы вот думаем, что английский Патрик Кей взял себе русский псевдоним Антон Долин? Ха-ха! А это его так звали по жизни: Энтони Долин. Типичное английское имя, чо ) Дивное "Энтони" услышала, когда гоняла документальный фильм про Спесивцеву, и долго смеялась.
Хех, а в одной книге про Нуриева (автор - Ариана Дольфюс) я тоже встречала даже не Энтони, а Энтона Долина. Нарочно не придумаешь. Ну понятно, переводчик не разбирался в тонкостях псевдонимов, но твердо знал, что раз Долин англичанин, то и переводить его надо через "э", и пусть не выпендривается.)) "Так ему и надо, гадкому англичанину!" - добавил радостно Сержинька Лифарь, ревнивая котя.))
Да уж! ) Хотя вот в том фильме дама сидит с книжкой Долина о Спесивцевой в руках и заливает про то, какой это бесценный источник информации, да какой Долин молодец, как он Спесивцевой восхищался, да какой он ее многолетний партнер. Ну, тогда могли бы с Долиным и его именем разобраться, раз он такой важный.
Правда, прозвучало там и еще прекрасное: "Он оставался верен ей всю жизнь". Технически правда: а кто ее, беднягу, вытаскивал из дурдома? Но звучит...даже не двух-, а трехсмысленно. Был ли он ее пожизненным любовником? (Долин? Ха-ха!) Не танцевал больше ни с кем, кроме Спесивцевой? (Уй!) Был верным другом до конца? (Вот это правда, но почему было так и не сказать?
Хм, а насчет многолетнего партнерства Долина со Спесивцевой авторы фильма загнули... Такое чувство, что они Спесивцеву и Маркову перепутали, ведь это с Марковой Патрик действительно танцевал много лет, а вовсе не со Спесивцевой. И пожизненная верность, ты права, там ни к селу, ни к городу, только чтобы запутать неподготовленного зрителя. Это авторы, наверно, посмотрели Манию Жизели и решили, что так все было на самом деле, это там Долин весь такой верный и влюбленный. А в жизни все было иначе, и если Патрик и любил кого-то - то не Спесивцеву (вернее, любил, но не так), а мальчиков.)))
Долин много кого любил, а Спесивцеву, при всем восхищении и дружбе, как-то и сам не относил к числу своих романтических увлечений, если судить по биографиям. Так что авторам фильма, наверное, просто лень было во всем этом копаться и на зрителя вываливать ворох информации, ну и отделались.
Авторы фильма о Спесивцевой, конечно, отделались, но в результате создали очередную легенду. И Долин выглядит большим гетеросексуалом, чем он был на самом деле.)) Впрочем, это даже забавно.
Вот встретимся, я тебе покажу оттуда кусочки. Весь фильм целиком трудно выдержать, тягомотный и манерный он. Но попадаются там и сям мелкие интересности.
Ок, насчет фильма договорились, посмотрим. Если там будет бэби, я все вынесу, ибо бэби лапа и прелесть.))
Знаем мы этих "близких друзей", вот у Долина был близкий друг Джон Гилпин, например.
Не, весь фильм выносить не надо, только кусочки. Бэби там совсем немного, на записях со Спесивцевой, они там оба уже старенькие, хотя и милые.
А Долин с Джоном Гилпином очень хорошо дружил, прям всем на зависть - и днем дружил, и ночью...))
А я видела отрывки из какого-то фильма, где пожилой Долин беседовал со Спесивцевой. Я еще поразилась, какой у Долина молодой голос.
Да чего там, годами напролет дружил, и даже свадьбы этой дружбе не мешали. )
Может, это были отрывки долинского фильма о Жизели - да, там тоже есть его разговор со Спесивцевой. Но что нам удивляться его голосу, мы видели его в роли Чекетти с тростью )
То ли дело - Патрик с Джоном. Живут душа в душу, жены Джона и другие друзья Патрика им не помеха, прям образцовая пара, берите с них пример.)
А что до Патрика в роли Чекетти - мне как раз казалось, что там он сыграл большего старика, чем он был сам. А вообще забавно, сам он писал в своей первой мемуарной книге, что Чекетти его не любил и придирался по-страшному. То ли дело Броня... ну, Броню Патрик вообще уважал и любил, несмотря на ее трудный нрав и теннисную ракетку.)
Ну, он играл старика, но все равно было видно, какой он живчик, в том числе и по голосу. А про Чеккетти все ведь писали, что он был ужасно строг и придирчив - и только Сержинька, помнится, готов был все стерпеть и пробрался в любимчики.
И вспоминается тут же, что Дягилев гонял Сержиньку Лифаря за куренье, и Патрика гонял, и даже нетанцующего Бориса. А Ваценьку не гонял! - сказал Ваца гордо. Впрочем, Ваце и без куренья доставалось по первое число.))
Ваценьку не гонял, потому что при нем Ваценька не курил... да и без него тоже. Это Ромола курила, а Ваце от ее курения в поезде становилось дурно )
Что до Вацы - даешь альтернативную историю: он не выдержал курения Ромолы и вернулся к некурящему Дягилеву... причем во всех смыслах вернулся. Вот Дягилев удивился! И Леля Мясин - тоже.))
Мизансцена: спальня Дягилева, вечер, нирвана, хозяин читает книжку... И тут в дверь вваливается что-то отощавшее, продымленное насквозь и надрывно кашляющее. И плачущее еще. Ваценька вернулся! )
Бедный Дягилев! Он никак не ожидал такого визитера! Василий и Беппо, какого черта вы его впустили?! А Ваца уже плачет у Дягилева на груди и украдкой показывает кулак онемевшему Леле. Мол - это мое, а ты уйди, ворюга, оккупант!))
Короче, даже втроем его не оттащишь теперь от Дягилева, придется смириться... и придумать, как это вот всё сочетать с программой Русских балетов. Потому что Леля - ладно, он молод и без претензий, но вот наутро еще и Фокин узнает, что он тут теперь больше опять не хореограф. И вот тогда точно будет гран скандаль на весь Париж. ))
Это Леля-то без претензий? Нет, ну он, конечно, не закатит такой скандал, как Фокин, но попытается предъявить свои права на Дягилева. Да, придет вечером в халате и скажет по-семейному: "Сережа, ложимся спать, уже поздно?" - и посмотрит на реакцию Вацы. Впрочем, Ваца тоже так просто не отступит, так что...чую я, светит Дягилеву тройничок и вообще - жизнь втроем. Ну, он сам об этом мечтал, пусть теперь не жалуется.))
О боже! Тройничок с Вацей и Лелей я бы злейшему врагу своему не пожелала, пощади бедненького Дягилева! Не о том он мечтал. А при таком раскладе с одной стороны у него будет шипение, с другой рыдания - вот и все постельные радости. И не даст ни один, ни справа, ни слева. Ваца из упрямства, а Леля... не поверите, из стыдливости )
Стыдливый Леля, боже мой, какая прелесть! Но Дягилева и вправду жаль при таком раскладе, он с ними намучается, с обормотами. Хотя...со временем все образуется - как только на горизонте замаячит потенциальный соперник. Тут Ваца и Леля мигом объединятся м выступят против мерзавца единым фронтом, и станут охранять Дягилева днем и ночью - и в постели тоже, справа и слева.))
Кто же будет этот третий Несчастливцев? Неужели Боренька Кохно? ))
А вообще, отвлекаясь от "Жизели" - говорят, что у Бруна вообще не очень получалось играть просто влюбленного - Альбрехта ли, Джеймса, Зигфрида или Ромео. И с Фраччи у него еще был определенный контакт на сцене, а с многими другими партнершами он казался cold fish.
Да, Боренька может попасть под удар. Но он умный мальчик, он быстро даст понять этим отеллам, что не претендует на место в постели Дягилева.))
Я про эту cold fish читала на балетофоруме и как-то не очень поверила, кстати. Потому что там человек писал это именно о "Жизели" с Фраччи, а я там как-то этого не вижу... Но, конечно, на вкус и на цвет. Но, конечно, с другими партнершами все может быть.(Чуть было не написала, что живая и воздушная Фраччи способна была оживить и снеговика, но вовремя вспомнила самовлюбленного Альбрехта Руид - и поняла, что и она не всесильна ))) )
Он претендует на большее - на место его преемника. Вот они все взвились! Включая, кстати, и самого Дягилева. )
Cold fish в адрес Бруна я встречала где-то еще, не только в связи с его ролью в Жизели. И в общем, часто говорят, что он был холодным партнером. Да и в жизни он ведь тоже был куда как сдержан - пока Руди не встретил.)
А Фраччи сама по себе прелестна - поэтому даже спектакль с Нуриевым в роли Альбрехта стоит смотреть ради нее. Она "делает" этот спектакль.
А Бореньке, конечно, досталось за непомерные амбиции. Но ведь и не выгнали его взашей, оставили при Дягилеве. Хотя Ваца и Леля были категорически против.))
В общем, я там долго распиналась про то, что сейчас в балете, в театре трудно найти такого маньяка света и антуража, каким был Дягилев. Возможности-то есть поиграться и во время спектакля со светом и цветом - но ими практически не пользуются. Только смотрят. чтобы задники были красивые нарисованы, да и те не всегда "в тему" сделаны оказываются.
А Эрик, конечно, был очень сдержанным и "ледяным" - но Руди его изрядно поразогрел, когда добрался до Запада )
Спектакли с Нуриевым вообще стоит смотреть, они смешные ) А вот всерьез - никак не могу.
Мало ли, что они против! Решает в Русских балетах только один человек! ("Я", - пробормотал себе в усы Василий, как Шико при короле Генрихе) ))
А у Руди было сколько огня и жара, что хватало и на себя, и на Эрика.) Ох, как же Эрик был захвачен и закручен этой любовью! И ведь сам всю жизнь и не подозревал, что способен на чувство такой силы, и думал, наверно, что с ним такое никогда не случится, это невозможно. Но тут явился Рудик, и Эрика накрыло с головой...
Да, в этих поздних Жизелях Руди уже не торт, но посмотри его все же в Юноше и смерти, он там юный и просто очаровательный, и танцует прелестно. Вот там понимаешь, что все в нем находили.)
О Василий, главный человек в Русских балетах! И ведь вправду главный - ну кто еще успокоит весь этот балаган, когда Дягилеву некогда? На Василия вся надежда.)
Эх, какая любовь... (И шиппер зашипперил, закурлыкал ) ) Эрика накрыло жизнью и любовью - ну вот как Альбрехта от Жизели, только еще хуже, потому что тут "Жизель" сама кинулась к нему на шею и отцепляться не пожелала ))
"Я нигде не торт, я танцор от бога!" - обиделся Руди. ) Но я обязательно посмотрю его раннего-молоденького.
Но романтические дали там точно нафиг не нужны. За них надо декоратора сразу отдавать Мирте - причем злой Мирте из версии 1969 года.)
А Руди в роли Жизели при Эрике-Альбрехте - это улет и вынос мозга и Альбрехту, и окружающим.) Но ты права, такая Жизель от Альбрехта не отцепится и с ума не сойдет, а вот сведет с ума в два счета.) Интересно, нежничал ли Эрик с Рудиком вслух так же, как в письмах? Подозреваю, что вообще ему это было не свойственно, но с Руди все было - особый случай.)