15:59

Живи, а то хуже будет
Фотографии с Эриком Бруном я уже вывешивала, а теперь будут видеоотрывки. Безобразие, товарищи: видеозаписи балетов с ним можно пересчитать по пальцам. Фактически существует только "Жизель" с ним и Карлой Фраччи - да и то это скорее фильм-балет. А так - ну да, "Фантастическая симфония" (запись репетиции) и несколько па-де-де ("Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Сильфида"), снятых на телевидении. И все. Я, можно сказать, возмущена до глубины души. Я бы так хотела, например, увидеть полную запись "Сильфиды" Бурнонвиля с Бруном и Карлой Фраччи. А вместо этого приходится удовольствоваться отрывками и воображать, как все это выглядело целиком и на сцене. Ну, будем воображать.
И начну я с довольно-таки курьезной записи, случайно найденной на ютубе. Там не указан год съемки, но я предполагаю, что это спектакль, посвященный столетию Метрополитен Опера, 13 мая 1984 года. Закадровый голос сообщает, что Эрик Брун, исполнивший здесь одну из своих коронных партий - партию Джеймса из "Сильфиды" - в 1983 году возглавил Национальный балет Канады. Следовательно, съемка и спектакль имели место уже после его назначения на эту должность. Да и кроме того - видно, что он уже не танцует, он лишь мимирует и поддерживает Карлу Фраччи, исполняющую партию Сильфиды. Собственно говоря, ничего удивительного, если учесть, что он оставил сцену как классический танцовщик еще в 1972 году. То есть к моменту этого спектакля он не танцевал классические партии уже лет этак двенадцать. И все равно - в нем чувствуется "порода", выучка, благородство, и его почти нетанцующий, земной Джеймс здесь представляет любопытный, но по-своему оправданный контраст воздушной Сильфиде-Фраччи. Так что смотреть все равно интересно. И... да, да, ну посмотрите, какая у человека фигура. Ему здесь пятьдесят шесть лет, он умрет меньше чем через два года.



Вообще в то время Эрик Брун продолжал выступать и в "Сильфиде" - исполняя характерную партию ведьмы Мэдж. Впервые он появился на сцене в этой роли в 1974 году - причем Джеймсом при нем был Нуриев. Сам Брун так говорил об этой роли: "Люди привыкли видеть меня в качестве благородного принца, а здесь я… оказался беззубой каргой, одетой в лохмотья и излучающей зло. Ну, это было наилучшим способом высвободить то зло, которое накопилось у меня внутри". А выглядел он вот так (эта фотография 1985 года - за год до смерти Бруна):



Ужасно обидно, что нет видеозаписей и этой "Сильфиды" - с Бруном в роли Мэдж.
Ну, а еще выложу все-таки отрывок из телевизионной записи "Сильфиды" 1962 года - с Карлой Фраччи и Эриком Бруном. Женские костюмы ужасны. Зато килт на Эрике прекрасен. И конечно, тут можно увидеть, как Эрик танцевал - а танцевал он просто изумительно, с поразительной легкостью и грацией. И опять хочется грызть пальцы из-за того, что нет полных записей "Сильфиды" с Эриком в роли Джеймса. И мне еще очень нравится Карла Фраччи, вот не зря пишут, что у них с Эриком сложилось идеальное партнерство, оно и чувствуется. И в "Жизели" они тоже очень хороши вместе.



@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Erik Bruhn, Carla Fracci, "La Sylphide", Erik Bruhn - photos

Комментарии
18.12.2014 в 16:25

Какая Карла Фраччи воздушная в этой роли - чертовски хороша! И Эрик в 1962 году прекрасен. Правда, прыгает так, что кажется, будто он говорит тебе: "ну, я могу вдвое выше и дальше, но, во-первых, в этом балете так надо, а во-вторых, зачем вам больше? Это не принято." ))
18.12.2014 в 17:00

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ура, я так рада, что ты Карлу оценила!)) Она восхитительна, совсем невесомое, эфирное существо. Но ее костюм в 1962 году меня очень раздражает: он ее утяжеляет визуально, и крылышки эти дурацкие... В 1984 году у нее костюм гораздо лучше.

Правда, прыгает так, что кажется, будто он говорит тебе: "ну, я могу вдвое выше и дальше, но, во-первых, в этом балете так надо, а во-вторых, зачем вам больше? Это не принято."

О да-да-да, именно так.)) И он прав - тут важна не акробатика, а чистота движений и легкость. Есть ведь еще запись отрывка из "Сильфиды" с Фраччи и Нуриевым: www.youtube.com/watch?v=aTTaPGewFWM Очень интересно сравнить. Фраччи-то очаровательна, и кордебалет хорош, а вот Нуриев в этой партии мне нравится меньше, чем Брун. Он эффектен, но несколько "грязноват", что ли. Его движения не так отточенны, как у Бруна, и кажутся чуточку смазанными. Но это все имхо, конечно.)
18.12.2014 в 18:53

М-ль Люсиль, да уж, крылышки костюмеры зря придумали, они и мешают танцовщицам наверняка, и вид имеют самый капустный. Но, глядя на Фраччи, забываешь даже про них ) И про хореографию, которая даже по сравнению с Фокиным - анахронизм. Все-таки чистая правда: в балете усиленное мимирование - зло.

Ой, посмотрела. Ну, Нуриев танцует абсолютно в ином стиле, и этот стиль называется: "А теперь смотреть всем на меня!" ) И вот посравниваешь - и понимаешь, что пишут знатоки о "чистом" и "грязноватом" танце. Я в балете ни уха, ни рыла, но даже я вижу, насколько хрустальный танец был у Бруна.
18.12.2014 в 18:58

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, а вот знаешь, меня как раз мимирование в "Сильфиде" совсем не раздражает. Оно, на мой взгляд, умеренное, не выбивающееся из общего стиля. Вот где мимирование меня всерьез раздражает - так это в классическом петипашно-ивановском Лебедином озере.) А здесь - ничего так, в меру. И хореография не анахронистичная, а просто старинная, но очень чистая, воздушная и изящная. В общем, хороша "Сильфида".)

Вот я тоже - полный дилетант, но вижу, что у Бруна был очень чистый и изящный танец, не выбивающийся из общего стиля "Сильфиды". А Нуриев пережимает - и вроде бы не придерешься к нему, он танцует сильно, технично, уверенно, но слишком самодовольно, что ли. Ты права - "всем смотреть на меня".)
18.12.2014 в 19:03

М-ль Люсиль, а мне без мимирования хореография тоже нравится, она действительно такая... олдскульно-классическая и изящная при этом. Но все-таки эти немые разговоры руками... Неть! )

Да просто Брун выглядит совершеннейшим аристократом в лесу, у Ниуриева все немножко... не хочу говорить "совковое", но это именно что какое-то очень советское представление об аристократии. Неуловимо похоже танцевали Альберта из "Лебединого" в тех постановках, что я видела в свое время. Причем танцевали даже близко не нуриевы, конечно )
18.12.2014 в 19:09

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, товарищи сильфиды, держите руки при себе!) А как тебе первый ролик, 84го года? Понятно, что там Брун уже не танцует, но все равно - так по сцене ходит, что смотрел бы и смотрел.))
А вообще хочу теперь запись "Сильфиды" целиком - и непременно с Карлой Фраччи, а нет, ни с Джеймсом-Бруном, ни даже с Джеймсом-Нуриевым. Тоска. Правда, на рутрекере лежат несколько версий "Сильфиды" в современных постановках, но я не уверена, что я их хочу, меня сейчас тянет на олдскул.
Хе-хе, ну да, про Бруна все и говорили, что в нем чувствовалась врожденная аристократичность. Так что ему было легче изображать принцев и романтичных юношей, а у Нуриева лучше все-таки получались всякие бунтари и печальные демоны, духи изгнанья.) Аристократичности ему, конечно, не хватало, да и где бы он мог ее взять?

Неуловимо похоже танцевали Альберта из "Лебединого" в тех постановках, что я видела в свое время.

Так, не понял: ты имеешь в виду принца Зигфрида из Лебединого или Альберта из "Жизели"?)
18.12.2014 в 19:20

М-ль Люсиль, в 84 году Брун, конечно, молодец, но мне всегда печально, когда танцор уже не танцует. При том, что я понимаю: все здорово, это и номер-то такой, поздравительный, и лет ему много, но вот просто грустно. Зато на него же в 62 году - не налюбуешься, какая прелесть! И да, обидно, что полных записей нет - ведь вот уж и годы такие, что вполне могли бы снять и балет целиком, это вам не начало 20 века.
О да, да, Бруну - принцев, Руди - демонов, и все будет в ажуре! Каждому свое ))
Тьфу, Зигфрида я имею в виду! )) Слилось что-то в мозгу в одну извилину из разных )
18.12.2014 в 19:41

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, э, мне тоже грустно, что он не танцевал уже в 84м году, но при этом все равно приятно было на него посмотреть. Ведь что ни говори, а и в пятьдесят шесть лет он выглядел восхитительно. Далеко не все отставные танцовщики сохраняют такую фигуру.) Эх, я бы еще хотела посмотреть на него в те же годы в роли Мэдж. Судя по отзывам, он жег и пепелил, играя ведьму.)
Вообще что касается "Сильфиды" 62 года - тут я выложила только отрывок из телевизионной записи, а целиком эта запись длится минут десять. Вот, качаю ее сейчас с рутрекера вместе с остальными телевизионными записями Бруна и Нуриева (их выпустили на двд в свое время): rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=832650 Лучше хоть что-то, чем ничего.
Но конечно, Брун в этой записи 62 года прелесть как хорош. И как ему идет килт! У него были очень красивые ноги.)))
18.12.2014 в 20:38

М-ль Люсиль, ага, про Мэдж звучит увлекательно, и фотка тоже добавляет интереса. Но... упс!
Эх, я только-только всего Ноймайера с рутрекера скачала, смотреть мне его не пересмотреть теперь! ) За Нуриева и Ко я даже еще и не бралась.
18.12.2014 в 21:10

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, фотка шикарная, ага.) Я еще видела фотку Эрика в роли Коппелиуса, тоже примерно тех же лет - 1984 или 1985 год - но это не так интересно. В образе Мэдж он выразительнее.)
Ой, не говори, я все никак не возьмусь "Русалочку" ноймайеровскую посмотреть нормально, а ведь она у меня уже давно лежит, дожидается своего часа. Прямо стыдно.) А еще я скачала "Лебединое озеро" в нуриевской хореографии - с Хосе Мартинесом в роли принца Зигфрида. Тоже надо смотреть.)