Живи, а то хуже будет
Читаю потихоньку (каждый вечер, перед сном, чтоб растянуть удовольствие) "Nijinsky: Leap into Madness". Хотя зря я говорю об "удовольствии", книга тяжелая и с каждой главой становится все тяжелее. Оствальд очень подробно и методично описывает, как Нижинский постепенно сходил с ума, метался между апатией и вспышками гнева, между подъемами настроения и тяжкой, самоубийственной депрессией и страхом смерти, между тремя состояниями, почти альтер эго: "артистом", пытающимся сочинять балеты, "безумцем", гипертрофирующим свое безумие, "пациентом", все еще надеющимся на то, что его болезнь исцелима. И хоть знаешь, чем закончится эта история (похоронами в 1950 году), но тяга к "если бы" неистребима - и, читая, все равно продолжаешь прикидывать: а можно ли было избежать этого безумия, как-то удержать Нижинского от "прыжка"? Сам Оствальд время от времени ударяется в сослагательное наклонение, что уж говорить о читателе? Доктор Блейлер, направивший Нижинского в его первое лечебное заведение - санаторий в Кройцлингене, - предлагал Ромоле развестись с Нижинским, освободить его от обязанностей главы семьи, заметно его угнетавших, фактически - оставить его в покое. Блейлер был уверен, что развод и расставание с семьей помогут Нижинскому обрести равновесие и успокоиться, и даже вернуться к работе. Но наверно, Блейлер был все-таки слишком оптимистичен. Беда Нижинского была в том, что он физически не мог существовать один, не мог справиться с минимальным давлением окружающего мира, с какими-то мелкими бытовыми проблемами. Нужен был кто-то, кто ограждал бы его от мира, создавал быт, поддерживал его, "водил за ручку". Ромола приняла эту роль на себя после Дягилева и пыталась с ней справиться - по мере своих сил. Но она не могла оказывать Нижинскому творческую поддержку, только "повседневную" - да и то не всегда. Она могла заменить Дягилева лишь отчасти. И кто бы смог заменить хотя бы Ромолу и создать для Нижинского относительно комфортное пространство для обычного существования, не то что для творчества? Возможно, желающие бы и нашлись, но как долго они бы продержались? Оствальд рассматривает два варианта возможного развития событий - если бы развод состоялся, а Нижинскому стало легче: Нижинский мог вернуться в Россию (он очень хотел туда вернуться), где ему пришлось бы выживать или не выживать в гражданскую войну, двадцатые, тридцатые и, наконец, во вторую мировую; Нижинский мог бы остаться в Европе и попытаться устроиться во Франции или в Германии (его тянуло в Германию). Но был бы он востребован там, несмотря на свою славу, но сумел бы он заниматься творчеством, как ему хотелось? Вопросы риторические. И все опять упирается в одну проблему - в отсутствие Дягилева в его жизни. Только с Дягилевым Нижинский мог бы, наверно, обрести одновременно и спасение от повседневных забот и проблем, и возможность полностью погрузиться в творчество. Но, к сожалению, в эту реку нельзя было войти дважды. Даже если бы Нижинский и хотел вернуться к Дягилеву - что толку, Дягилеву он был уже не нужен. И ничего с этим нельзя было поделать.
И еще кое-что: когда я читаю о первых попытках врачей в том же Кройцлингене поставить Нижинскому диагноз и назначить лечение (сколько потом будет этих попыток!), то невольно вспоминаю слова Джорджии Медщен из первого сезона "Ганнибала". Прямо так и хочется привести их целиком, уж очень они подходят к этой истории: "They won't find anything. They'll keep looking, keep taking tests, keep giving false diagnoses, bad meds. But they won't find out what's wrong. They'll just know that you're wrong".
И еще кое-что: когда я читаю о первых попытках врачей в том же Кройцлингене поставить Нижинскому диагноз и назначить лечение (сколько потом будет этих попыток!), то невольно вспоминаю слова Джорджии Медщен из первого сезона "Ганнибала". Прямо так и хочется привести их целиком, уж очень они подходят к этой истории: "They won't find anything. They'll keep looking, keep taking tests, keep giving false diagnoses, bad meds. But they won't find out what's wrong. They'll just know that you're wrong".
На меня еще производит жуткое впечатление вся эта история с зачатием и рождением второго ребенка. Ромола считала, что это поможет Вацлаву очнуться и выздороветь, и добилась своего - вопреки протестам врачей (причем дело происходило в очередном санатории, куда Ромола явилась, чтобы самостоятельно "ухаживать за Вацлавом", и страшно конфликтовала и с врачами, и с другим персоналом: например, с санитарами, которые круглосуточно присматривали за Вацлавом и, конечно, мешали Ромоле заняться сексом с ее мужем). Но в результате всем стало только хуже: Вацлав не пришел в себя, Ромола, тяжело переносившая беременность (и вообще никогда не претендовавшая на роль образцовой матери), после родов получила что-то вроде нервного срыва, ну, а бедной Тамаре тоже досталось в жизни. Во время второй мировой войны ее удочерила бабушка, Эмилия Маркуш (мать Ромолы), - для того, чтобы спасти ее от депортации (у Тамары не было гражданства). Ромола встала на дыбы, потому что таким образом Тамара становилась одной из прямых наследниц Эмилии (наряду со своей матерью и теткой Тессой). Дошло до того, что Ромола пыталась доказать, будто Тамара - вовсе не дочь Нижинского. В общем, история мрачнейшая и некрасивая. Только после смерти Вацлава отношения между Ромолой и Тамарой более-менее нормализовались. Но все равно, как с теми серебряными ложками - "осадочек остался".
Тем более, что Вацлаву ее мероприятия не то чтоб сильно помогали - по крайней мере, некоторые.
Меня еще умиляет амбивалентное отношение Ромолы к гомосексуальности. В мужской гомосексуальности она чуть ли не до конца жизни видела ужас-ужас (и всерьез верила в существование какого-то мирового заговора гомосексуалов, франкмасонов и проч.), но при этом сама была бисексуалкой, поддерживала связи с женщинами (Тамара вспоминала, как однажды застала Ромолу в постели с ее тогдашней любовницей) и совершенно не видела в этом проблемы. Хотя, конечно, у нее был всегда припасен в рукаве железный аргумент: мол, не хочу изменять больному мужу с другими мужчинами, а с женщинами - ничего, можно. Но и привязывалась она к своим любовницам очень сильно и трогательно.
Ох, Ромушка!.. Конечно, несерьезное отношение к лесбийским связям - "это у них просто пока мужчины нет, а вот как появится..." - это очень почтенное и старинное мнение, помню, еще Брантом в Галантных дамах поддерживал его и иллюстрировал. (Не очень в тему, но вдруг подумалось: а вот в античном мире точно такое же отношение было и к мужской гомосексуальности: "пока он с мальчиками и сверху, все окей, потом женится и бросит". Фактически, любая однополая сексуальность довольно спокойно признавалась как временная замена гетеро-. И только когда кто-то упрямо не хотел "перестраиваться", возникали различные, анекдотичные или мрачные, скандалы.) В общем, Ромола не изобрела тут велосипеда... Но "японская актриса-трансвестит" затмевает всё! )))
Да, японская "актриса-трансвестит" (которую Ромола звала Терри) затмевает все и всех.
Так что с виду - да, эти лесбийские связи Ромолы выглядят этакой приемлемой заменой связей с мужчинами. Но вообще остается ощущение, что на самом деле женщины ее и привлекали гораздо сильнее.
Надеюсь. актриса в ответ не звала Ромолу "Тэсс"? ))) Но вообще говоря... ну вот что бы Ромоле закрутить роман с Бронисллавой, раз уж на то пошло? Или, например, если уж так хотелось звезд, попытаться соблазнить Карсавину? И все были бы целее в результате. )
А что касается "прояснений" - скорее всего, это были больше фантазии Ромолы, надеявшейся на чудо, чем реальные улучшения.
Ну, и закрутить роман с Броней или с Карсавиной Ромола теоретически бы могла, но увы - вряд ли бы ей это удалось.)) Вацлав-то был хотя бы бисексуален, а Броня и Карсавина - натуральские натуралки. Хотя... хех, сказал фанфикер, а напишите мне RPF Броня/Ромола (плевать на гетеросексуальность Брони), я с удовольствием почитаю. Тогда волки в лице Ромолы будут сыты, а овцы - в лице Вацлава - целы. И никаких разводов с Дягилевым.)
А про гетеросексуалов пускай мне после Лели Мясина и не рассказывают! ) Даешь роман Броня/Ромола! И даешь Вацу, который застукал жену с сестрой, получил от Ромушки растерянное "Но она так на тебя похожа!", подобрал челюсть и убежал плакать на груди у Дягилева: что же это такое делается в мире?! )))
Да, да, хочу такой роман! Причем Ромушка еще ляпнет, что Броня и танцует не хуже Вацлава, почти не отличишь, - и Вацлав от этого будет плакать еще горше, промочит Дягилеву рубашку насквозь.)) Но закончится все хорошо: Ромушка останется с Броней (на фиг Кочетовского, на фиг!), Вацлав вернется к Дягилеву, и всем будет счастье. Но Лелю Мясина все-таки из Москвы выпишут, потому что без Лели нельзя в Русских балетах.)
Кочетовского нафиг! Он, как и Коля Кремнев, был человеком, недостойным своей жены - и вообще никакой жены недостойным. А без Лели никак нельзя - кто иначе поставит Треуголку? ))
А Леля не только Треуголку, Леля еще много чего хорошего поставит. Подать сюда Лелю! Заодно и плохому его научат, в Русских балетах это легко.
Могу я написать вам на почту или в FB?