Живи, а то хуже будет
К вопросу об общении Дягилева с Маяковским. Меня почему-то ужасно занимают их взаимоотношения - и странным образом греет душу их взаимная симпатия. Что-то есть светлое и трогательное в том, что они друг другу явно нравились. Хотя, конечно, и наскакивали друг на друга, и спорили отчаянно.
Во-первых, вот соответствующая выдержка из дневников Прокофьева (1922 год):
"Довольно интересной встречей в Берлине была встреча с Маяковским. Маяковский, который ужасный апаш (я всегда боюсь: а вдруг ударит? так, ни с того ни с сего), очень благоволил к Дягилеву, и они каждый вечер проводили вместе, яростно споря, главным образом о современных художниках. Маяковский, который, конечно, ничего не признаёт, кроме своей группы художников-футуристов, только что приехал из России и имел в виду заявить миру, что мир отстал, а что центр и будущее в руках московских художников. Их выставка как раз была открыта в Берлине. Но тут в Дягилеве он нашёл опасного оппонента, ибо Дягилев всю жизнь возился с новым искусством и знал, что за последнее время сделано заграницей; Маяковский же просидел все последние годы в Москве, а потому никакой его нахрап не мог переспорить веских доводов Дягилева. Дягилев под конец даже стучал руками по столу, наседая на Маяковского. Следить за этими спорами было очень любопытно.
Я держался с Маяковским очень сдержанно, но он ко мне явно благоволил и почему-то априорно не любил Стравинского. Его попытки доказать Дягилеву, что я настоящий композитор, а Стравинский ерунда, тоже оказались неубедительными, так как и тут для аргументаций Маяковский был недостаточно вооружён. Зато чем Маяковский одержал истинную победу, так это своими стихами, которые он прочёл по-маяковски, грубо, выразительно, с папироской в зубах. Они привели в восторг и Стравинского, и Сувчинского, и Дягилева; мне они тоже очень понравились. Вся группа нередко соединялась, чтобы ругать меня хором за то, что я пишу на Бальмонта и Брюсова. Я, чтобы подразнить Маяковского, скромно прибавил: «Вот я ещё на Ахматову написал», - на что Маяковский ответил, что иногда приятно похвастаться, что вот, мол, вы все говорите мне одно, а я делаю другое! Но мои поэты так плоски, что и хвастаться тут нечем. Дягилев вожделенно поддерживал Маяковского".
А во-вторых, только что прочитала у Хаскелла еще одну прелестную историю. Маяковский обозвал Дягилева буржуазным и отставшим от жизни. "Вы ничего не знаете о новом русском искусстве!" Дягилев ужасно обиделся, побелел от злости - и немедленно прочитал в ответ Маяковскому два его же стихотворения. К сожалению, Хаскелл не указывает, какие именно, а жаль, было бы интересно узнать. Так что последнее слово осталось за Дягилевым. "Подготовленный ли заранее или нет, - замечает Хаскелл, - это был типично дягилевский выпад. Никто никогда не видел его читающим, но он всегда был прекрасно осведомлен о последних литературных новинках".
Ну, и в-третьих - хоть это уже Дягилева и не касается - повешу здесь одно из своих любимых стихотворений Маяковского. Правда, к стыду своему признаюсь, что я вообще-то Маяковского знаю очень плохо, читала его мало - но все надеюсь восполнить пробелы. А это стихотворение - довольно раннее, 1916 года - люблю, и все тут.
читать дальше
Во-первых, вот соответствующая выдержка из дневников Прокофьева (1922 год):
"Довольно интересной встречей в Берлине была встреча с Маяковским. Маяковский, который ужасный апаш (я всегда боюсь: а вдруг ударит? так, ни с того ни с сего), очень благоволил к Дягилеву, и они каждый вечер проводили вместе, яростно споря, главным образом о современных художниках. Маяковский, который, конечно, ничего не признаёт, кроме своей группы художников-футуристов, только что приехал из России и имел в виду заявить миру, что мир отстал, а что центр и будущее в руках московских художников. Их выставка как раз была открыта в Берлине. Но тут в Дягилеве он нашёл опасного оппонента, ибо Дягилев всю жизнь возился с новым искусством и знал, что за последнее время сделано заграницей; Маяковский же просидел все последние годы в Москве, а потому никакой его нахрап не мог переспорить веских доводов Дягилева. Дягилев под конец даже стучал руками по столу, наседая на Маяковского. Следить за этими спорами было очень любопытно.
Я держался с Маяковским очень сдержанно, но он ко мне явно благоволил и почему-то априорно не любил Стравинского. Его попытки доказать Дягилеву, что я настоящий композитор, а Стравинский ерунда, тоже оказались неубедительными, так как и тут для аргументаций Маяковский был недостаточно вооружён. Зато чем Маяковский одержал истинную победу, так это своими стихами, которые он прочёл по-маяковски, грубо, выразительно, с папироской в зубах. Они привели в восторг и Стравинского, и Сувчинского, и Дягилева; мне они тоже очень понравились. Вся группа нередко соединялась, чтобы ругать меня хором за то, что я пишу на Бальмонта и Брюсова. Я, чтобы подразнить Маяковского, скромно прибавил: «Вот я ещё на Ахматову написал», - на что Маяковский ответил, что иногда приятно похвастаться, что вот, мол, вы все говорите мне одно, а я делаю другое! Но мои поэты так плоски, что и хвастаться тут нечем. Дягилев вожделенно поддерживал Маяковского".
А во-вторых, только что прочитала у Хаскелла еще одну прелестную историю. Маяковский обозвал Дягилева буржуазным и отставшим от жизни. "Вы ничего не знаете о новом русском искусстве!" Дягилев ужасно обиделся, побелел от злости - и немедленно прочитал в ответ Маяковскому два его же стихотворения. К сожалению, Хаскелл не указывает, какие именно, а жаль, было бы интересно узнать. Так что последнее слово осталось за Дягилевым. "Подготовленный ли заранее или нет, - замечает Хаскелл, - это был типично дягилевский выпад. Никто никогда не видел его читающим, но он всегда был прекрасно осведомлен о последних литературных новинках".
Ну, и в-третьих - хоть это уже Дягилева и не касается - повешу здесь одно из своих любимых стихотворений Маяковского. Правда, к стыду своему признаюсь, что я вообще-то Маяковского знаю очень плохо, читала его мало - но все надеюсь восполнить пробелы. А это стихотворение - довольно раннее, 1916 года - люблю, и все тут.
читать дальше
Ну, а уж их споры за искусство с Дягилевым и вообще прекрасны. Может быть, потому что внешне они такие разные: Дягилев с моноклем и видом фрачного сноба, с его мальчиками, с его балетами, Венецией и Манном - и Маяковский. Но контраст внешний, а внутри оба талантливые, неформатные и, наверное, более близкие по темпераменту, чем с первого взгляда кажется. И сошлись же, и как хорошо сошлись!
И Дягилев с Маяковским, мне тоже кажется, были внутренне очень схожи: оба не только неформатные, а борющиеся с форматами, обожающие новое, открытые новому, "леваки" не столько политические (хотя и политические тоже, особенно Маяковский), сколько такие... леваки в жизни и в искусстве. Революционеры, в конце концов (опять мне вспоминается Луначарская, сказавшая, что если не знать, кто есть кто, то за революционера можно принять Дягилева, а за буржуазного "деятеля искусств" - ее мужа).) И что касается сходства темпераментов - мне кажется, ты верно подметила: было оно, это сходство. И на Прокофьева они вместе очень весело нападали - хотя Прокофьева тоже голыми руками не возьмешь.))
Леваки и революционеры - вот оно, верное определение! Так и было...хотя, если поэт-революционер - понятие привычное и даже где-то затертое, то импрессарио-революционер звучит очень странно )))
Или даже так: "директор-революционер"! )