Живи, а то хуже будет
Я сегодня (ладно, уже вчера) почти без труда получила Хаскелла-Нувеля: "Diaghileff. His artistic and private life". Восхитительный толстый том в синем жестком переплете, ему уже почти восемьдесят лет, но он прекрасно сохранился. Я, конечно, попрыгала до потолка, порадовалась, похвасталась, на обратном пути с почты стала листать его прямо на ходу - ну, а что зря время терять?
Тут же в списке иллюстраций увидела нечто странное: "Nijinsky and Dolin in Le Train Bleu". Так, думаю, интересные дела творятся, да в этой книге, кажется, история пошла по альтернативному пути: Нижинский выздоровел и станцевал с Долиным в "Голубом экспрессе". Ай да Хаскелл, ай да Нувель, вот уж удружили!
Ну нет, говорю себе дальше, не может быть. Наверно, перепутали, хотели написать: Nijinska, ведь Бронислава-то как раз в "Голубом экспрессе" танцевала. Открываю нужную страницу, вижу вот эту фотографию:

- и начинаю неприлично хохотать. Потому что не то что Нижинского или Нижинской - даже Долина на этой фотографии и в помине нет. А на самом деле это - Леон Войциховский и Лидия Соколова. Но да, в сцене из балета "Голубой экспресс". Но как, но как можно было так все перепутать? Спросили бы у самого бэби, в конце концов, он это на снимке или не он (благо Хаскелл с ним вполне себе контактировал). А так получилось и смешно, и обидно - потому что больше ни одной фотографии Долина в книге нет.
Но мне сразу вспомнилось, как Линн Гарафола в "Русском балете Дягилева" описывала один из эпизодов "Голубого экспресса": "...Долин делал двойной пируэт, уходил в кувырок и затем прыгал на "рыбку" - это была комбинация-отражение одной из ряда блистательных кульминаций свадебного па-де-де из "Спящей красавицы"... <...> Только Нижинская могла изобрести комбинацию "пируэт - кувырок - рыбка", посредством которой Долин приземлялся, подобно транссексуальной Авроре, на руки Дезире, одетого как принц Уэльский". Под "Дезире", конечно, подразумевался персонаж Войциховского. Жаль только, снимков этой сцены не сохранилось - по крайней мере, я ничего подобного не видела.
И еще я у кого-то читала (у кого? у Гарафолы? у Григорьева? у самого Долина?), что Дягилев после ухода Долина из труппы хотел восстановить "Голубой экспресс" с Лифарем в роли Красавчика - но ничего не вышло, Лифарю оказалось не под силу это сочетание классического танца (или даже пародии на классический танец) с акробатическими трюками. Долин оказался неповторим в этой роли.
Тут же в списке иллюстраций увидела нечто странное: "Nijinsky and Dolin in Le Train Bleu". Так, думаю, интересные дела творятся, да в этой книге, кажется, история пошла по альтернативному пути: Нижинский выздоровел и станцевал с Долиным в "Голубом экспрессе". Ай да Хаскелл, ай да Нувель, вот уж удружили!
Ну нет, говорю себе дальше, не может быть. Наверно, перепутали, хотели написать: Nijinska, ведь Бронислава-то как раз в "Голубом экспрессе" танцевала. Открываю нужную страницу, вижу вот эту фотографию:

- и начинаю неприлично хохотать. Потому что не то что Нижинского или Нижинской - даже Долина на этой фотографии и в помине нет. А на самом деле это - Леон Войциховский и Лидия Соколова. Но да, в сцене из балета "Голубой экспресс". Но как, но как можно было так все перепутать? Спросили бы у самого бэби, в конце концов, он это на снимке или не он (благо Хаскелл с ним вполне себе контактировал). А так получилось и смешно, и обидно - потому что больше ни одной фотографии Долина в книге нет.
Но мне сразу вспомнилось, как Линн Гарафола в "Русском балете Дягилева" описывала один из эпизодов "Голубого экспресса": "...Долин делал двойной пируэт, уходил в кувырок и затем прыгал на "рыбку" - это была комбинация-отражение одной из ряда блистательных кульминаций свадебного па-де-де из "Спящей красавицы"... <...> Только Нижинская могла изобрести комбинацию "пируэт - кувырок - рыбка", посредством которой Долин приземлялся, подобно транссексуальной Авроре, на руки Дезире, одетого как принц Уэльский". Под "Дезире", конечно, подразумевался персонаж Войциховского. Жаль только, снимков этой сцены не сохранилось - по крайней мере, я ничего подобного не видела.
И еще я у кого-то читала (у кого? у Гарафолы? у Григорьева? у самого Долина?), что Дягилев после ухода Долина из труппы хотел восстановить "Голубой экспресс" с Лифарем в роли Красавчика - но ничего не вышло, Лифарю оказалось не под силу это сочетание классического танца (или даже пародии на классический танец) с акробатическими трюками. Долин оказался неповторим в этой роли.
А Долин хоть и знал много всяких штук, глядел скромно, говорил негромко, и никто даже и не подозревал, какие черти водились в этом омуте )
Я читаю потихоньку: Дягилев уже явился покорять Петербург (и Диму Философова). Между прочим, у Хаскелла есть и тот самый рассказ Бенуа о том, как Дягилев тузил его на лужайке.)
А Долин был хороший и скромный мальчик... хотя... хм. Я тебе не рассказывала историю из его мемуаров? Он крепко дружил с актрисой Таллулой Бэнкхед - причем именно дружил, никаких амуров и в помине не было, хотя Долину она нравилась. Но сама Талулла даже не рассматривала Долина в качестве потенциального ухажера - потому что, мол, "слишком мал ростом", а невысоких мужчин она не любила.
У Талуллы была подруга Моника, которая, по рассказу Долина, была в Талуллу безумно влюблена (а сама Талулла, хоть Долин уже об этом и не пишет, была бисексуальна, так что страсть Моники, возможно, была небезнадежна). Однажды Долин с этой Моникой поехали вместе в Париж, остановились на ночь в соседних комнатах, и, как пишет сам Долин, ему безумно захотелось с Моникой переспать. В общем, молодой был, горячий и глупый. Моника его сначала отвергла, заявив, что любит только Талуллу. Долин - тоже хорош мальчик! - заявил, что он тоже ее любит и даже спал с ней несколько раз. Бедная Моника восприняла это драматически и заявила: "Тогда делай со мной все, что хочешь". Ну, Долин и сделал.
А через несколько дней, уже после возвращения в Лондон, он получил страшную головомойку от Талуллы. Она жутко возмущалась и кричала, что не стала бы спать с Долиным, даже если б он был единственным мужчиной на земле. Вот какие страсти.))
Ай да Долин, ай да скотина! Правильно ему Талулла головомойку устроила, поделом! Ах, интриган, и где бы он мог такому научиться? Хотя мы знаем, где, конечно )
Ну да, а что касается Долина - у него были хорошие учителя.) Ну и сам он был хоть и скромный с виду, а горячий и увлекающийся мальчик. Но головомойка ему была просто необходима, Талулла все правильно сделала, так его, так его!))
А Долин, как показало время, из горячего мальчика стал умным и милым взрослым - и сам рассказал о себе все самое компроментирующее. Ведь людям же интересно )
В общем, спасибо Патрику за увлекательные рассказы об увлекательной юности.) Мог бы и промолчать - а не промолчал, ну и умница. Самый хороший бэби...)
Ага. Хороший мальчик - и по утрам делает зарядку! )
Утренний класс у Брониславы Нижинской - он, знаете ли, лучше любой зарядки бодрит. Даром что Броня, в отличие от маэстро Чекетти, никого палкой по ногам не бьет.))
О да, у Брони все прыгают и без палки, она такая! )
Да уж, Броня умела мотивировать своих подопечных.) Но Долину она очень нравилась (и меня это умиляет).)
Что в Долине нас не умиляет! )
Ох, не говори, все умиляет. Бесконечно умилительный бэби.)