понедельник, 17 марта 2014
Пост бессмысленного библиофильского хвастовства. Сейчас оглянулась на комод, который у меня давно уже служит книжным шкафом, и поняла, что мне хочется составить список своих "русскобалетных" и "околодягилевских" книг. Как у меня началось в прошлом году это увлечение, так я и бросилась скорее-скорее собирать свою библиотеку. И мне кажется, у меня получается недурно. Хотя сколько всего еще хочется раздобыть, а пуще того - прочитать! В общем, спасаюсь от неприглядной реальности, как могу, пока еще не перекрыли границы и не запретили покупать книги за рубежом. Когда запретят, тогда туго мне придется, но что об этом думать? Надо не думать, надо купить что-нибудь еще и успокоиться.
Но прежде напишу список того, что уже у меня есть - так сказать, в "реально-материальном" виде (электронные книги - это отдельная статья
Уголовного кодекса). Не в алфавитном и даже не в хронологическом порядке, а как получится.
Перечень книг с комментариями1. Бронислава Нижинская "Ранние воспоминания", 1999 год. Двухтомник издательства "Арт" (серия Ballets Russes), куплен несколько лет назад (а может, и не несколько, а все десять лет назад, не помню) совершенно случайно. Я тогда не интересовалась ни Нижинским, ни Дягилевым, купила эту книгу задешево, а теперь думаю - это было счастливое наитие, не иначе. Сейчас Броню Нижинскую даже у букинистов не достанешь - редкость!
2. "Мир искусства", №7 за 1904 год - последний год существования этого журнала. А то как-то глупо увлекаться Дягилевым и не раздобыть ни одного номера "Мира искусства".
3. "Сергей Дягилев и русское искусство", замечательный двухтомник 1982 года (составители - Зильберштейн и Самков). Несмотря на то, что составители были ограничены и в листаже, и в выборе материала, несмотря на все купюры, несмотря на само время, не располагавшее к открытому разговору на некоторые темы (например, о гомосексуальности Дягилева), это одна из лучших книг о Дягилеве, которую я видела. Тут столько материалов - и в основном корпусе, и в комментариях и примечаниях, - что можно копаться в них бесконечно. Уйма всего интересного.
4. Шенг Схейен "Дягилев. "Русские сезоны" навсегда", 2013 год. Еще одна прекрасная книга о Дягилеве, мой верный справочник, откуда я выуживаю кучу интересной биографической и библиографической информации.
5. Александр Бенуа, дневник 1908-1916 гг., "Воспоминания о русском балете", 2011 год. Если бы эти дневники издали как следует, с хорошими комментариями, цены бы им не было. Но все равно, спасибо, что издали их хоть как-то, потому что Бенуа пусть и занудничает, и ноет много и не по делу, но пишет и много любопытного.
6. Александр Бенуа, Сергей Дягилев, переписка (1893-1928), 2003 год. Небезынтересная, но несколько небрежно составленная книга. Кое-что просто перепечатано из двухтомника 1982 года - и надо признать, что сравнение между комментариями 1982 года и комментариями к впервые изданным письмам оказывается не в пользу последних.
7. Сергей Лифарь "Дягилев и с Дягилевым", 1994 год. Ну, что сказать о душке Серже? Он душка. И хоть его читаешь сквозь постоянный фэйспалм, но получаешь удовольствие, как от любовного романа.
8. Сергей Лифарь "Мемуары Икара", 1994 год. О Дягилеве там не так уж много, но кое-что есть - и рука опять умиленно прирастает к лицу.
9. Сергей Лифарь "История русского балета", 1945 год. Симпатичное парижское издание. О Дягилеве там тоже совсем немного и только на последних страницах, но Лифарь все равно успевает легонько пнуть Нижинского и уверить читателя в том, что хореограф из Нижинского был никакой, это все Дягилев за него придумал.
10. Лев Бакст "Моя душа открыта", 2012 год. Разношерстный, но элегантный двухтомник: статьи, интервью, неоконченный роман (кстати, очень милый), произвольно выбранные письма (зато изданные без купюр). В одном из интервью - 1915 года - попалось кое-что интересное: "Свою идею Нижинский впервые четко сформулировал в балете "Un Jaune Septembre" ("Желтый сентябрь"), который был поставлен в Париже четыре года назад (т.е., в 1911 году, еще до "Фавна") и встречен шквалом насмешек". Комментаторы только руками развели и сказали, что сведения о "Желтом сентябре", якобы поставленном в Париже в 1911 в хореографии Нижинского, "весьма скудны". А я вообще нигде и ни у кого прежде не встречала ни одного упоминания об этом балете. Загадка.
11. Николай Набоков "Багаж", 2003 год. Любопытные мемуары - и лучше всего в них, конечно, глава, в которой автор рассказывает о своей встрече с Дягилевым и о постановке балета "Ода". А еще заслуживает внимания рассказ Набокова о его знакомстве с Гарри Кесслером. Ведь Кесслер - это тоже интереснейший человек.
12. Harry Graf Kessler "Das Tagebuch 1906-1914", 2005 год. Огромный том, которым можно кого-нибудь убить. Я пока что не пытаюсь читать все подряд, а выбираю оттуда крохи - записи о встречах Кесслера с Дягилевым (и конечно, с Нижинским). Но, к сожалению, все время отвлекаюсь на что-нибудь еще. Но рано или поздно я к Кесслеру вернусь и возьмусь за него всерьез.
13. Игорь Стравинский "Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии. Том I. 1882-1912", 1998 год. Составитель - Виктор Варунц. Одно из моих последних приобретений - большая редкость, между прочим, я теперь ищу остальные два тома и нигде не могу найти. А очень хочется, там много всего интересного. И очаровательны примечания самого Варунца, радеющего за нравственность: он недрогнувшей рукой изымал из писем Стравинского и его корреспондентов все, что считал неудобным для печати. Так, например, в сноске к одной купюре в письме Бакста Варунц пишет: "Малоприличные слова, коими изобилуют письма Бакста" - и, конечно, вырезает эти слова к черту. Но я согласна: да, Левушка в переписке не сдерживался - и даже однажды в письме Нувелю старательно зачеркнул несколько строчек и написал: "Что интересно, что зачеркнул? Не могу, милый, слишком похабно!". А ведь с Нувелем у него были более близкие отношения, чем со Стравинским... Ну да ладно, что-то я отклоняюсь от темы.
14. Альбом "Вацлав Нижинский", 2008 год. Дивное издание с дивными фотографиями... и до колик смешной биографической статьей. Составители почему-то поленились не то что написать статью самостоятельно, но даже найти что-нибудь более-менее приличное и написанное относительно недавно, - и вместо этого перепечатали статью из "Материалов по истории русского балета", ленинградского сборника 1939 года. Спокойно читать невозможно, можно умереть от хохота. Чего стоит только душераздирающий рассказ о том, как Нижинский попал в психиатрическую лечебницу с нервным припадком из-за того, что узнал о неприличных сплетнях вокруг его отношений с Дягилевым. Но фотографии очень хорошие - и их много.
15. Boris Kochno "Diaghilev and the Ballets Russes", 1970 год. Отличное издание - в нем перечислены все дягилевские балеты (и среди них нет "Желтого сентября") и опубликованы очень хорошие фотографии. Ну и всякие занятные анекдоты попадаются - в том числе мой любимый: о Нижинском, который мечтал станцевать Жар-птицу в одноименном балете Стравинского.
16. Anton Dolin "Autobiography", 1960 год. Милый бэби - и этим все сказано. Он оставил удивительно трогательные воспоминания о Дягилеве - и в этой автобиографии их еще не так много, как в следующей.
17. Anton Dolin "Last Words. A Final Autobiography", 1985 год. В отличие от всех остальных книг, эта автобиография была издана посмертно. Я уже о ней много писала, но сложно удержаться и не повторить с признательностью: до чего же он был мил! И в воспоминаниях он снова и снова возвращался к Дягилеву, и писал о нем так тепло и почти влюбленно, как, наверно, никто и не писал, даже Лифарь.
18. Anton Dolin "Friends and Memories", 1982 год. Еще один прекрасный альбом - с замечательными фотографиями и замечательными подписями к фотографиям. Есть там, конечно, и фотографии Дягилева, куда же без них.
19. Vernon Duke "Passport to Paris", 1955. Вернон Дюк - он же Владимир Дукельский, автор балета "Зефир и Флора", поставленного в 1925 году (с Долиным, Лифарем и Алисой Никитиной). Схейен писал, что "среди богатой мемуарной литературы, созданной людьми из окружения Дягилева, этой книге практически нет равных". Я сейчас читаю ее потихоньку, она и вправду очень интересная, но написанная невероятно тяжелым языком. Наверно, это оттого, что все-таки английский был для Дукельского неродным языком, и это сказывалось на выборе слов и построении фраз. Но она стоит того, чтобы продираться сквозь все нагромождения и словесные баррикады. Надеюсь, еще напишу подробнее о Дягилеве глазами Дукельского.
Ну, вот и все. Со дня на день я еще рассчитываю получить "Балет Дягилева" Сергея Григорьева, бессменного режиссера "Русских балетов", и "A Queer History of the Ballet", где, разумеется, тоже не обойдется без Дягилева. Так что живу, как в перестроечные времена, с девизом - "мы не живем, мы читаем". В общем-то, это не самый дурной вид эскапизма.
@темы:
Дягилев и все-все-все