Живи, а то хуже будет
Начиталась Долина до одурения, в голове смешались "Автобиография" 1960 года, "Последняя автобиография" и "Друзья и воспоминания" - фотоальбом, который я вчера получила и просмотрела-прочитала перед сном. В результате, снилось мне сплошь какая-то балетно-долинско-дягилевская чепуха, свихнуться можно. Но фотографии в "Друзьях и воспоминаниях" великолепные, чего стоит только одна - где как раз самого Долина и нет - зато есть сцена из его постановки Pas de Quatre в исполнении Петера Бройера, Сирила Атанасова, Владимира Васильева и Джеймса Урбена (Токио, 1979 год). Из них получились восхитительные Мария Тальони, Карлотта Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран - очень нежные, романтические, в веночках и в белых пачках. Хотела бы я увидать эту версию не на фотографии, а в видеозаписи!
Что касается самого Долина - то его интересных фотографий тоже предостаточно, например, есть превосходный снимок 1942 года: три красавца в одних плавках (сам Долин, Джонни Криза и Дэвид Нилло) принимают скульптурные позы в саду близ Мехико. Pure sex, что и говорить. Чрезвычайно эротичный - гомоэротичный - снимок. Надо будет отсканировать.
Подписи к фотографиям, между прочим, тоже весьма интересны. Кое-где Долин рассказывает уже знакомые мне - по его мемуарам - истории немного по-другому. Я в одном из постов уже приводила выдержку из его "Последней автобиографии", отрывок из его разговора с Дягилевым:

"- Патрик, я был вместе с Бакстом на одной из последних репетиций в костюмах в театре "Альгамбра" (где в 1921 году ставили "Спящую красавицу"). Я знаю, что Леон Бакст был почти влюблен в мою Ольгу Спессиву (Спесивцеву) - о, я уверен, ты тоже. Ты был на сцене, ты казался весьма элегантным в розовом атласном костюме с золотом. Я спросил Бакста: кто, по его мнению, красивее всех на сцене. Знаешь, что он ответил? "Мой дорогой Серж, - сказал он, - ну конечно, Ольга Спессива и вон тот юноша с большими карими глазами". Знаешь, кто был этот юноша? Ты, mon cher Патрик. Ты был тем юношей с большими карими глазами.
Как будто я мог этого не знать!"

В "Друзьях и воспоминаниях" Долин рассказывает ту же историю вот так:

Однажды на репетиции "Спящей красавицы" Дягилев внезапно сказал сидевшему рядом Баксту:
- Назови мне трех самых красивых людей сегодня в театре.
- Ольга Спессива, мальчик с большими карими глазами и я.
Долин и был "мальчиком с большими карими глазами". И в "Друзьях и воспоминаниях" он пишет, что именно Спесивцева рассказала ему об этом разговоре.

Впрочем, мне кажется, что вариант этого разговора из "Последней автобиографии" все-таки ближе к истине - не в том смысле, что реплики переданы точнее, а в том смысле, что скорее сам Дягилев мог потом рассказать о нем Долину. Но в варианте из "Друзей и воспоминаний" меня покорил Бакст, назвавший себя одним из "самых красивых". Он очарователен, и я верю безусловно, что он все так и сказал.
В следующем посте, надеюсь, отвлекусь немного от Долина и устрою небольшой пикспам с Дягилевым. У меня как раз набралось несколько симпатичных фотографий.

@темы: Дягилев и все-все-все, Антон Долин