Живи, а то хуже будет
Последние новости наводят меня на мысль о том, что кто-то крепко постучал Путину по башке и прочистил ему мозги. Конечно, сложно чистить то, чего нет, но вроде бы пока острый кризис миновал. Хотя верно написал Луценко по этому поводу: "Ша! Не розслаблятися!".
Но я все-таки решила немножко расслабиться и отвлечься на кого-нибудь приятного - например, на бэби Долина. Перевела совсем крохотный кусочек из его мемуаров - ну, раскрыла книгу наугад, попала как раз на страницу о смерти Дягилева. Да еще и выпустила рассуждения о том, что Дягилев велик и гениален, и никто уже не может занять его место. Это несомненно, очевидно, и мне было лень это переводить.
Я все еще надеюсь когда-нибудь добраться до замечательной сцены в спальном вагоне. И еще мне очень нравится исчерпывающее описание отношений Долина с Дягилевым, приведенное в аннотации: "...Сергей Дягилев, пригласивший Долина в свою блистательную труппу и соблазнивший его в спальном вагоне по пути в Монте-Карло". Да и вообще отношения ("сексуальные отношения") Долина с Дягилевым названы самыми важными в его жизни. Вот так-то.
Впрочем, кто бы сомневался... сам Долин, кажется, почти и не сомневался в этом, хотя и не писал так прямо и однозначно, как автор аннотации. Но все было ясно и так. И вот как Долин пишет о смерти Дягилева (простите за корявый перевод):
"Я узнал о его смерти на съемках фильма "Темно-красные розы", где я танцевал вместе с Джорджем Баланчиным и Лидией Лопуховой. В промежутке между репетициями я сидел один в саду рядом со студией. Мимо прошел разносчик газет, я подозвал его и купил газету, развернул и увидел фотографию Дягилева на первой странице. Еще не прочитав ни слова, я понял, что это значит.
В шестнадцать лет я благоговел перед ним, этим громадным, потрясающим человеком, наделенным огромной силой, женской нежностью, шармом, мужской властностью и очаровательной прямолинейностью. Я точно знал, кто он, что ему нужно, что он имеет в виду. Я не смущался - волновался, может быть, но вовсе не из-за того, что было действительно важно. Как сложно писать, как сложно облекать в слова правду о том, кто умер так давно, о том, кто любил меня и был так мало любим в ответ. Но можно ли любить по-настоящему, когда ты сам так юн? Особенно любить того, кто намного старше тебя, как это случилось со мной. Я прожил столько лет после смерти этого великого человека и все еще надеюсь найти ответ. <...>
Многие были преданы Дягилеву, многие ненавидели его. Хотел бы я знать, любил ли его кто-нибудь..."
Видно, не очень-то верил Долин в любовь Лифаря к Дягилеву. Но если серьезно - с ходу я готова назвать минимум двоих людей, которые были рядом с Дягилевым почти до конца жизни и точно любили его: это Вальтер Нувель и Мися Серт. Да и не только они, я думаю, любили Дягилева. Просто сам Долин, как мне кажется, винил себя за то, что мало любил "большого Сержа" - и всех вокруг подозревал в том же.
Но я все-таки решила немножко расслабиться и отвлечься на кого-нибудь приятного - например, на бэби Долина. Перевела совсем крохотный кусочек из его мемуаров - ну, раскрыла книгу наугад, попала как раз на страницу о смерти Дягилева. Да еще и выпустила рассуждения о том, что Дягилев велик и гениален, и никто уже не может занять его место. Это несомненно, очевидно, и мне было лень это переводить.

Я все еще надеюсь когда-нибудь добраться до замечательной сцены в спальном вагоне. И еще мне очень нравится исчерпывающее описание отношений Долина с Дягилевым, приведенное в аннотации: "...Сергей Дягилев, пригласивший Долина в свою блистательную труппу и соблазнивший его в спальном вагоне по пути в Монте-Карло". Да и вообще отношения ("сексуальные отношения") Долина с Дягилевым названы самыми важными в его жизни. Вот так-то.
Впрочем, кто бы сомневался... сам Долин, кажется, почти и не сомневался в этом, хотя и не писал так прямо и однозначно, как автор аннотации. Но все было ясно и так. И вот как Долин пишет о смерти Дягилева (простите за корявый перевод):
"Я узнал о его смерти на съемках фильма "Темно-красные розы", где я танцевал вместе с Джорджем Баланчиным и Лидией Лопуховой. В промежутке между репетициями я сидел один в саду рядом со студией. Мимо прошел разносчик газет, я подозвал его и купил газету, развернул и увидел фотографию Дягилева на первой странице. Еще не прочитав ни слова, я понял, что это значит.
В шестнадцать лет я благоговел перед ним, этим громадным, потрясающим человеком, наделенным огромной силой, женской нежностью, шармом, мужской властностью и очаровательной прямолинейностью. Я точно знал, кто он, что ему нужно, что он имеет в виду. Я не смущался - волновался, может быть, но вовсе не из-за того, что было действительно важно. Как сложно писать, как сложно облекать в слова правду о том, кто умер так давно, о том, кто любил меня и был так мало любим в ответ. Но можно ли любить по-настоящему, когда ты сам так юн? Особенно любить того, кто намного старше тебя, как это случилось со мной. Я прожил столько лет после смерти этого великого человека и все еще надеюсь найти ответ. <...>
Многие были преданы Дягилеву, многие ненавидели его. Хотел бы я знать, любил ли его кто-нибудь..."
Видно, не очень-то верил Долин в любовь Лифаря к Дягилеву. Но если серьезно - с ходу я готова назвать минимум двоих людей, которые были рядом с Дягилевым почти до конца жизни и точно любили его: это Вальтер Нувель и Мися Серт. Да и не только они, я думаю, любили Дягилева. Просто сам Долин, как мне кажется, винил себя за то, что мало любил "большого Сержа" - и всех вокруг подозревал в том же.
Я вообще сейчас гулять ухожу, если хочешь, можем созвониться и поболтать.)