Живи, а то хуже будет
Давненько я не рассказывала дягилевские анекдоты (в смысле - о Дягилеве и компании), а ведь мне есть что рассказать, спасибо книгам. Кстати, об анекдотах: по воспоминаниям Брониславы Нижинской, Дягилев очень любил "двусмысленные анекдоты", но никогда не позволял их рассказывать в ее присутствии. Вот какой был Дягилев! Заботился о нравственности юных девиц.
Все-таки есть что-то поразительно трогательное в отношении Дягилева к Брониславе - хотя бы на первых порах, когда он явно распространял на нее и свою привязанность к Нижинскому. Потом, конечно, все изменилось, и сама Бронислава вышла из тени своего брата (а тот, наоборот, навсегда ушел в тень), так что Дягилеву пришлось с ней считаться. По воспоминаниям окружающих, характер у Брониславы был ни капельки не мягкий: она была упряма, жестка, категорична, очень требовательна. Но, например, Антон Долин вспоминает о ней с неизменным восхищением - и с гордостью пишет, как уже в пятидесятых годах, когда он гостил у Брониславы в Америке, ее муж обратился к нему и сказал: "Антон, мадам (он всегда звал свою жену именно так) разрешает тебе называть ее Броней". Долин, конечно, был очень рад.
А Дягилев в 1923 году писал Борису Кохно о репетициях "Les bishes" (балет Пуленка, который ставила Бронислава): "Здесь все идет намного лучше, чем я ожидал. Пуленк в восторге от Брониной хореографии, и они отлично ладят друг с другом. Ее хореография изумила и порадовала меня. Все же эта милая женщина, столь несдержанная и скрытная, принадлежит к семье Нижинских".
А теперь - анекдоты о Нижинском, выдранные из книги Бориса Кохно "Дягилев и Русские балеты".
Анекдот первый: в 1910 году, на репетиции "Жизели", в сцене, когда Жизель (Карсавина) сходила с ума, Альберт (Нижинский) отошел в сторону и стоял совершенно безучастно. Когда Дягилев указал Нижинскому на это, тот ответил: "Но я же играю глазами!".
Анекдот второй: в том же 1910 году Фокин поставил "Жар-птицу" Стравинского. Предполагалось сначала, что роль Жар-птицы сыграет Анна Павлова, но она отказалась, посчитав музыку Стравинского непонятной и неподходящей для танца. Когда Нижинский узнал, что Павлова отказалась от роли, он пришел к Дягилеву и попросил передать эту роль ему. Для пущей убедительности он напомнил Дягилеву о классическом па-де-де Петипа "Голубая птица и принцесса Флорина", в котором роль Птицы исполнял танцовщик. Кроме того, Нижинский хотел танцевать Жар-птицу на пальцах. Но несмотря на все требования Нижинского, роль была отдана Карсавиной.
Анекдот третий: в 1911 году Нижинский сыграл одну из своих самых знаменитых ролей в "Призраке розы" - с восхитительным финальным прыжком "в окно", прочь со сцены. Жан Кокто так вспоминал об этом прыжке, увиденном "с другой стороны": "Там действительно было на что посмотреть. После того как Дух целовал девушку, он вылетал в окно... и падал за сценой. Тут его окружали помощники, брызгали водой в лицо и растирали полотенцами, как боксера. В этом грубом обращении была нежная забота. Я все еще слышу гром аплодисментов, снова и снова вижу этого вымазанного гримом юношу - вот он стоит, весь в поту, и хрипит, держась одной рукою за сердце, а другой за край декорации, а то и просто бессильно обвис на стуле. Сейчас его обрызгают водой, отхлещут по щекам, встряхнут - и он снова выйдет на сцену, приветствуя зал улыбкой".
Это только присказка, сказка впереди. Однажды Нижинский дурно себя чувствовал, и вместо него в роли Призрака розы выступил Александр Гаврилов - причем без предварительного уведомления. И что бы вы думали? После представления к Нижинскому, стоявшему за кулисами, подбежали поклонники и стали уверять его, что он никогда не танцевал так прекрасно, как в этот вечер.
Все-таки есть что-то поразительно трогательное в отношении Дягилева к Брониславе - хотя бы на первых порах, когда он явно распространял на нее и свою привязанность к Нижинскому. Потом, конечно, все изменилось, и сама Бронислава вышла из тени своего брата (а тот, наоборот, навсегда ушел в тень), так что Дягилеву пришлось с ней считаться. По воспоминаниям окружающих, характер у Брониславы был ни капельки не мягкий: она была упряма, жестка, категорична, очень требовательна. Но, например, Антон Долин вспоминает о ней с неизменным восхищением - и с гордостью пишет, как уже в пятидесятых годах, когда он гостил у Брониславы в Америке, ее муж обратился к нему и сказал: "Антон, мадам (он всегда звал свою жену именно так) разрешает тебе называть ее Броней". Долин, конечно, был очень рад.
А Дягилев в 1923 году писал Борису Кохно о репетициях "Les bishes" (балет Пуленка, который ставила Бронислава): "Здесь все идет намного лучше, чем я ожидал. Пуленк в восторге от Брониной хореографии, и они отлично ладят друг с другом. Ее хореография изумила и порадовала меня. Все же эта милая женщина, столь несдержанная и скрытная, принадлежит к семье Нижинских".
А теперь - анекдоты о Нижинском, выдранные из книги Бориса Кохно "Дягилев и Русские балеты".
Анекдот первый: в 1910 году, на репетиции "Жизели", в сцене, когда Жизель (Карсавина) сходила с ума, Альберт (Нижинский) отошел в сторону и стоял совершенно безучастно. Когда Дягилев указал Нижинскому на это, тот ответил: "Но я же играю глазами!".
Анекдот второй: в том же 1910 году Фокин поставил "Жар-птицу" Стравинского. Предполагалось сначала, что роль Жар-птицы сыграет Анна Павлова, но она отказалась, посчитав музыку Стравинского непонятной и неподходящей для танца. Когда Нижинский узнал, что Павлова отказалась от роли, он пришел к Дягилеву и попросил передать эту роль ему. Для пущей убедительности он напомнил Дягилеву о классическом па-де-де Петипа "Голубая птица и принцесса Флорина", в котором роль Птицы исполнял танцовщик. Кроме того, Нижинский хотел танцевать Жар-птицу на пальцах. Но несмотря на все требования Нижинского, роль была отдана Карсавиной.
Анекдот третий: в 1911 году Нижинский сыграл одну из своих самых знаменитых ролей в "Призраке розы" - с восхитительным финальным прыжком "в окно", прочь со сцены. Жан Кокто так вспоминал об этом прыжке, увиденном "с другой стороны": "Там действительно было на что посмотреть. После того как Дух целовал девушку, он вылетал в окно... и падал за сценой. Тут его окружали помощники, брызгали водой в лицо и растирали полотенцами, как боксера. В этом грубом обращении была нежная забота. Я все еще слышу гром аплодисментов, снова и снова вижу этого вымазанного гримом юношу - вот он стоит, весь в поту, и хрипит, держась одной рукою за сердце, а другой за край декорации, а то и просто бессильно обвис на стуле. Сейчас его обрызгают водой, отхлещут по щекам, встряхнут - и он снова выйдет на сцену, приветствуя зал улыбкой".
Это только присказка, сказка впереди. Однажды Нижинский дурно себя чувствовал, и вместо него в роли Призрака розы выступил Александр Гаврилов - причем без предварительного уведомления. И что бы вы думали? После представления к Нижинскому, стоявшему за кулисами, подбежали поклонники и стали уверять его, что он никогда не танцевал так прекрасно, как в этот вечер.
Ну, а что же ответил Нижинский благодарным поклонникам, не отличившим его от Гаврилова? Пронзаю в этом случае еще один небольшой, но вкусный скандал - от Вацы, от бебешки, которая "клокочет амбицией". А еще мне казалось, что все-таки Кокто преувеличивает и приукрашивает эту картину - Нижинский за кулисами после танца в Призраке розы. Ей-богу, та же Броня писала, кажется, только про то, что его ловил Василий - потому что там банально не было места, чтобы затормозить сразу же после такого прыжка. Или я уже запамятовала?
И сама Броня, и Долин, которому разрешили все-таки называть мадам по имени... прелесть!
Вот к сожалению, Кохно не пишет, что ответил Вацлав поклонникам, оставляет все на откуп читательской фантазии. Но можно смело предвидеть и скандал, и обиду, и долгие жалобы Дягилеву: как они смели? как они могли? я совсем не похож! я лучше, лучше Гаврилова!))
Но я не думаю, что Кокто прямо так уж преувеличивает, описывая Вацлава за кулисами после "Призрака розы". И Броня - я сейчас посмотрела - не писала ничего о том, что за кулисами не было места для того, чтобы затормозить после прыжка. Она писала вот что: "А Нижинский, который только что без малейшего усилия парил над сценой, лишь изредка касаясь ее, после последнего невесомого прыжка упал в кулисе, задыхаясь, на руки Василию. Силы покинули его, он едва держался на ногах".
А Долин опять подтверждает репутацию милого бэби. Но он вправду пишет о Броне с большой симпатией и признательностью.)
А, да, выходит, я все-таки подзабыла. Просто у Кокто прям какая-то Скорая помощь описана.
В общем, после такой отповеди Вацлав на несколько минут лишился дара речи, а потом, конечно, закричал, заскандалил, но Дягилева было уже не сбить.)
И Карсавину с тех пор не любил. Почему ей можно, а ему нельзя? Еще и Дягилев ее защищает, изменщик...
А Бакст Бенуа тоже отплатил, сказал ему: "Закрой глаза, сейчас будет сюрприз!" - и нарисовал на щеке розочку. Ой, как все хохотали! Ой, как долго потом Бенуа эту розочку отмывал, безобразно ругаясь.))
а Дягилев заметил наконец, что "Совместный труд - для моей пользы! - он объединяет" )
Да! Это был девиз Дягилева. Можно сказать, его жизненное кредо.))
И еще раз спасибо за анекдоты - они подняли настроение и вообще порадовали. Но надо идти и работать...так что до вечера! )
Удачи тогда в трудах, а если захочешь, приходи потом, еще поболтаем.)
Все, все, ушла! Удачи!
И тебе удачи!