Живи, а то хуже будет
Решила перед сном немножко полистать Бориса Кохно "Дягилев и Русские балеты", фотографии посмотреть. Ну да, конечно, оторвалась ближе к пяти утра, а проснулась в полвторого дня. Я не виновата, это все они - Дягилев и все-все-все, как в тэге. Роль предисловия в этой книге исполняет ранее не публиковавшаяся статья Бенуа "Рождение 'Русских балетов'", написанная по просьбе Кохно. О самом Дягилеве там не то чтобы два слова, но совсем немного и мимоходом - конечно, Бенуа ему отдает должное, но предпочитает рассказывать о блистательном себе-любимом и о "Павильоне Армиды", а еще о страшном новаторе и прогрессисте Михаиле Михайловиче - а фамилия его слишком известна, чтобы я ее называла. Ну честное слово, такое чувство, будто главные герои и статьи, и книги - Бенуа и Фокин, а Дягилев так, просто рядом постоял.
И в общем, статья приятная, но я ничего нового не узнала - почти все это уже было в "Воспоминаниях о балете", в статье "О Дягилеве", в "Моих воспоминаниях". И Бенуа весь такой Бенуа. И не мог удержаться, чтоб мимоходом не пнуть Нижинского за хореографию. Казалось бы, можно было хоть раз без этого обойтись - но нет, Бенуа и здесь молчать не станет, и выразит свое "фи".
А еще я понемножку читаю Долина, откровенно растягивая удовольствие. И чем больше читаю, тем сильнее склоняюсь к мысли о том, что все же авторы такаразучной постановки без него не обошлись. Конечно, прежде чем делать окончательные выводы, хорошо бы Мясина прочитать, а я откровенно саботирую и даже не пытаюсь найти его воспоминания. Вот есть у меня все-таки какое-то предубеждение против Мясина - стыдно, а что поделаешь. И в образе такаразучного Мясина я упрямо вижу черты Долина (ну и Лифаря тоже): тема "Смерти в Венеции" явно пришла из воспоминаний Долина (он писал, что Дягилев подарил ему на двадцатилетие сборник новелл Манна, и отметил особо "Смерть в Венеции"; и тема увлечения Нижинским - тоже взята оттуда. Понятия не имею, увлекался ли Мясин Нижинским, а вот Долин, никогда не видавший его на сцене, вдохновлялся им почти как примером для подражания.
В своих мемуарах Долин приводит прелестную фразу собственного отца, которому посчастливилось увидеть в лондонском Палас-тиэтр выступления Михаила Мордкина (вместе с Анной Павловой) и Нижинского (как раз после разрыва с Дягилевым: тогда он попытался создать собственную балетную труппу, заключил контракты в Лондоне, но все закончилось провалом). "Если ты все-таки станешь когда-нибудь балетным танцовщиком, - сказал отец маленькому Патрику, - ради бога, постарайся танцевать так, как этот парень Мордкин, а не как Нижинский!"
Ну и раз уж заговорила о такаразучном "Нижинском" - выложу, наконец, сканы буклетика к ДВД, которые сделала уж давным-давно. Там ничего нет поразительно нового и интересного, но мне приятно снова видеть эти лица и сцены из спектакля. Все-таки, что ни говори, а в такаразучном спектакле, даже несмотря на откровенную романтизацию сюжета и образов персонажей - в основном, конечно, Ромолы и Нижинского, Дягилева-то романтизация почти не коснулась, - прекрасно передан дух "Русских балетов" (то, что, по-моему, совсем не удалось сделать авторам фильма "Нижинский").
Сканы такаразучного "Нижинского"
И в общем, статья приятная, но я ничего нового не узнала - почти все это уже было в "Воспоминаниях о балете", в статье "О Дягилеве", в "Моих воспоминаниях". И Бенуа весь такой Бенуа. И не мог удержаться, чтоб мимоходом не пнуть Нижинского за хореографию. Казалось бы, можно было хоть раз без этого обойтись - но нет, Бенуа и здесь молчать не станет, и выразит свое "фи".
А еще я понемножку читаю Долина, откровенно растягивая удовольствие. И чем больше читаю, тем сильнее склоняюсь к мысли о том, что все же авторы такаразучной постановки без него не обошлись. Конечно, прежде чем делать окончательные выводы, хорошо бы Мясина прочитать, а я откровенно саботирую и даже не пытаюсь найти его воспоминания. Вот есть у меня все-таки какое-то предубеждение против Мясина - стыдно, а что поделаешь. И в образе такаразучного Мясина я упрямо вижу черты Долина (ну и Лифаря тоже): тема "Смерти в Венеции" явно пришла из воспоминаний Долина (он писал, что Дягилев подарил ему на двадцатилетие сборник новелл Манна, и отметил особо "Смерть в Венеции"; и тема увлечения Нижинским - тоже взята оттуда. Понятия не имею, увлекался ли Мясин Нижинским, а вот Долин, никогда не видавший его на сцене, вдохновлялся им почти как примером для подражания.
В своих мемуарах Долин приводит прелестную фразу собственного отца, которому посчастливилось увидеть в лондонском Палас-тиэтр выступления Михаила Мордкина (вместе с Анной Павловой) и Нижинского (как раз после разрыва с Дягилевым: тогда он попытался создать собственную балетную труппу, заключил контракты в Лондоне, но все закончилось провалом). "Если ты все-таки станешь когда-нибудь балетным танцовщиком, - сказал отец маленькому Патрику, - ради бога, постарайся танцевать так, как этот парень Мордкин, а не как Нижинский!"
Ну и раз уж заговорила о такаразучном "Нижинском" - выложу, наконец, сканы буклетика к ДВД, которые сделала уж давным-давно. Там ничего нет поразительно нового и интересного, но мне приятно снова видеть эти лица и сцены из спектакля. Все-таки, что ни говори, а в такаразучном спектакле, даже несмотря на откровенную романтизацию сюжета и образов персонажей - в основном, конечно, Ромолы и Нижинского, Дягилева-то романтизация почти не коснулась, - прекрасно передан дух "Русских балетов" (то, что, по-моему, совсем не удалось сделать авторам фильма "Нижинский").
Сканы такаразучного "Нижинского"
А такаразучные - ах, хороши! ))
Да, Мясин еще застал Нижинского, так сказать, в рабочем состоянии (черт, вот ты мне напомнила - надо сделать все-таки еще один пост с дневниковыми записями Бенуа, там как раз 14й год и попытка возобновления рабочих отношений Дягилева с Нижинским). И я понимаю, что надо бы по-хорошему раздобыть его воспоминания и просто прочитать, а не домысливать все по своему вкусу, но... но не могу, ломает меня.)
Такаразучные прекрасны - и черт возьми, вот скажи: они все-таки чертовски здорово попали в образы, а? Ладно, Дягилев и Нижинский, с ними все ясно, но в Такаразуке Фокин очень классный, вхарактерный (а не та раненая лань, как у Айронса), и Бакст тоже, и даже Карсавина (хотя, по-моему, ее сделали более стервозной, чем она была по воспоминаниям современников).
И что ж тебе так Мясин не угодил, а? Не скажу, что я прям ужас как его обожаю, но ничего плохого за ним не числю, кроме того, что променял Дягилева на
стакан - правда, очень хорошего! - коньякубалерину. но кто из них этого не делал? ) К тому же, говорят, он был умница.Фокин в такаразуке сердитый и непонятый - и тем смешнее смотрится его участие в ревю, в общем "фрачном танце" )) А Бакст, конечно, лапа и похож. ) А главные, конечно, романтизированы - но все равно узнаваемы, чего там! Просто... вот сейчас, погоди, попробую сформулировать... То, что в такаразуке романтизированы и люди, и отношения, смотрится совершенно нормально, потому что они рассказывают, по сути, историю про любовь и любовный треугольник, где все и по-своему правы и при этом отнюдь не святы. Никто, даже главная няша - Нижинский. А вокруг, фоном - склочная и сложная театрально-балетная жизнь. И в общем, это то, что, наверное, было и в реальном варианте. А в же фильме нам рассказывают историю про любовь няши-Нижинского к Дягилеву и "про этих экзотических русских и венгров". От реальности оно уже дальше - если ты не европеец начала 20 века и не веришь, что русские все наполовину монголы. )
Мясин был умница, и я ему отдаю должное, но меня, видимо, категорически сквикает пресловутая фраза из его воспоминаний про "милую старую толстую леди" Дягилева. Вот это, как мне кажется, не только не умно, но еще и пошло, и бросает тень на самого Мясина, превращая его в этакую капризную содержанку. Ладно, забей. Не нравится он мне - но это мои проблемы.
Да, пожалуй, ты все верно написала про разницу такаразучной постановки и фильма. Так оно и есть: там в центр поставлены совершенно разные отношения между людьми.
В общем, еще подумалось, что если и было что-то в Дягилеве от женщины - то, например, нежность. Тот же Долин мимоходом дает понять, что Дягилев был с ним именно что очень нежен.
А Дягилев был еще и сентиментален - хотя не могу сказать, что это уж прямо женское чувство (иные мужчины бывают сентиментальны до ужаса, но нередко тущуются это показывать).
И да, Долин действительно говорит о Дягилеве и с нежностью, и с восхищением... и все ему кажется, будто Дягилева очень мало или недостаточно любили.
Ох, да, Дягилев был и сентиментален, и чувствителен, и - чего уж там - даже слезлив.) Долин пишет - вот тут уж не знаю, верить ли ему или нет, но может, придется и верить, - что когда он в 1925 году собрался уйти из "Русских балетов" после истечения контракта, то Дягилев ужасно не хотел его отпускать, терзал его, закатывал сцены и даже однажды встал перед ним на колени и рыдал, упрашивая не уходить.
Странно, про 25 год у Схейена написано так, что можно понять: Дягилев сам дал Долину отставку. Я уж не говорю про мелодраматические воспоминания Лифаря! В общем, очень правильный у тебя смайлик в конце коммента )))
Вот самой интересно, как все-таки Дягилев умудрялся если не влюблять, то привязывать к себе этих мальчишек. Не только ведь карьерой и всякими приятными бонусами, не только путешествиями по Италии и первыми ролями в спектаклях, а чем-то еще... может быть, отчасти тем, что помещал их в центр своего внимания, а это, как ни крути, было лестно.) Но дело ведь не только в лести... а в том, что привязывались они все равно, как бешеные (да-да, Лифарь, это вас касается в первую очередь). И в чем тут секрет - черт разберет, в фирменном обаянии, не иначе.)
В общем, вопрос отставки Долина в 25 году заслуживает внимательного изучения, пока совершенно неясно, кому верить.) Но Долин, плачущий из-за Дягилева, все-таки интереснее Дягилева, плачущего из-за Долина.)
Одним словом, от лица всех немолодых и толстых выражаю С.П. Дягилеву коллективную белую зависть и обращаюсь с классическим вопросом: "Скажите, как в ыэто делаете?!" )))
Вот-вот! Хотя лучше бы никто не плакал и расстались красиво, посылая друг другу воздушные поцелуи и расплатившись по счетам ))
В общем, Дягилев понял, что одному ему против троих не выстоять. И когда эти гадкие мальчишки успели стакнуться между собой? И что теперь с ними, такими, делать?))
Ты знаешь, я хоть вроде еще нестара и нетолста, а тоже завидую смертельно и тоже так хочу.))) Сергей Павлович, поделитесь секретом! Только не предлагайте сначала создать собственную антрепризу, это слишком долгий и извилистый путь.))
Да, а до антрепризы еще предлагается собрать несколько художественных выставок государственного и международного значения, пригласить Шаляпина спеть в Париже и... и подружиться с Мисей Серт )))
С Мисей Серт я согласна подружиться! Вот Шаляпина в Париж будет трудно пригласить, ибо где ныне тот Шаляпин?)
Кстати, вспомнилось: Долин в своих мемуарах пишет, что не верит в душераздирающую историю о том, что Дягилев в цветущей юности подхватил некое венерическое заболевание от какой-то женщины. И тем более не верит, что это заболевание привело Дягилева к женоненавистничеству. Наоборот, пишет, что Дягилев с женщинами чудесно дружил. И завершает это рассуждение вот такими словами: "В наши дни секс становится удавкой дружбы. Дягилев предпочитал душить так - или пытался душить - только своих молодых возлюбленных".
В общем, души прекрасные порывы.))
Где тот Шаляпин, где Париж начала века?
И Мися - где? Где прошлогодний снег? - как сказал бы Ф.Вийон.
А Долин все-таки умница и не верит глупостям. Но вот это рассуждение...бедный, все-таки его тоже... душили-душили, душили-душили... )
"Мы вчера котов душили-душили..." - весело приговаривал Дягилев, похлопывая Долина по щечке. А тот оттягивал галстук и вымученно улыбался. Пусть душили его не в буквальном смысле, а в объятиях, но все равно ему было как-то... как-то не по себе.)
Бедняжка Долин! Правда, потом, позже, когда Дягилев его уже не только не душил, а и на том свете обретался, Патрик Долин вспоминал минувшее уже не с беспокойством, а с ностальгией. И говорил всем (кто хотел слушать): Не ценил я тогда Сержа Петровича, не любил... а надо было бы! Второго такого нет".
Ну что ж делать, так оно и было: Патрик явно ностальгировал и вспоминал Дягилева нежно и виновато. И еще писал, вспоминая о похоронах Мари Рамбер: "Итак, дама Мари Рамбер присоединилась к Павловой в том мире, где вновь встречаются все великие, пока наше балетное наследие продолжает жить на земле. Какую компанию собирает там Сергей Павлович Дягилев! Слава богу, танцовщики обычно не умирают молодыми, но когда они умрут, Старый шарлатан ("хотя и с блеском", как он гордо, если не заносчиво называл себя) вернет им молодость".
О господи! Ну, Долин докатился... Вот Нижинский тронулся умом и утверждал, что он сам бог, а Долин в здравом, вроде бы, уме... обожествил Дягилева. Какая картина: на вершине облаков сидит Дягилев в цилинде вместо короны, с тростью вместо божественного меча, и в монокле и принимает души умерших танцоров и танцовщиц, возвращает им (кто заслужил!) юность и разрешает танцевать в своей вечной труппе. Балетная Валгалла, блин, или я ничего не понимаю в мифологии! )))
Да! Мы же совсем забыли, что еще в том же раю обретаются Валичка Нувель и Пафка Корибут-Кубитович. И если, например, Валичка активно стравливает тех же Фокина и Нижинского и радуется, глядя на их свары, то Пафка, наоборот, старается всех примирить - в истинно христианском духе.
Ах, черт, и тут я вспомнила письмо Нувеля об умершем Дягилеве. Поразительное оно все-таки - и, наверно, это лучшая характеристика Дягилева вообще.
Да, так и есть: Валичка рассказывает анекдоты и поддает жару в свары, а Пафка всех обиженных утешает, а всех поссоренных примиряет. Ты есть пастырь агнцев моих, сказал ему Дягилев - ну, он и пасет, ему не жалко. )
Да, он очень как-то правильно там написал, и душевно.
Сдается мне, у Нувеля вообще было хорошее чутье и понимание людей. Хотела бы я, чтобы он оставил такую же характеристику Кузмина - мне кажется, это было бы очень интересно. И ужасно жаль, что наверняка не осталось никаких свидетельств о том, как он отреагировал на известие о смерти Кузмина: я верю, что он об этом узнал и вряд ли остался равнодушным, но... но где искать эту информацию, ума не приложу.