02:10

Живи, а то хуже будет
Скачала фильм "Нижинский" 1980 года. Не смотрю подряд, а тыкаю туда-сюда и разглядываю отрывки. Первое впечатление: как удивительно странно слышать Дягилева, Нижинского, Карсавину - разговаривающими по-английски. Причем почему-то в такаразучном спектакле было совсем не странно слышать их разговаривающими по-японски. А английский язык звучит слишком... современно, что ли? И актер, играющий Нижинского, говорит с акцентом, усиливая ощущение какой-то нереальности. Хотя сам мальчик очень милый, а в начале фильма (а я пока в начале) - явно влюбленный в Дягилева. Что же до самого Дягилева - пока я его еще не "распробовала". Опять же, в такаразучной постановке Озуки Тоома в роли Дягилева меня покорила мгновенно. А этот, из фильма, несмотря на пресловутую "тругендерность", более-менее верно восстановленный облик, какие-то мелкие и безусловно дягилевские жесты - все-таки какой-то не совсем такой. Что-то клюквенное в нем чувствуется. Ну, не знаю, посмотрю дальше, может, понравится больше.
Но кто меня действительно насмешил - так это Джереми Айронс в роли Фокина. О боже мой, Чарлз, что вы тут делаете? Потому что это никакой не Фокин, а стопроцентный Чарлз Райдер из "Брайдсхеда", и даже одет во что-то такое же песочное и клетчатое, напоминающее об Оксфорде и Брайдсхеде. А Дягилев рядом с ним становится похож на Антони Бланша. И вообще, интересненько авторы фильма трактуют отношения Фокина и Дягилева: приходит, значит, встревоженный Фокин к Дягилеву - мол, ходят слухи, что вы из вашего Вацлава хореографа делаете, правда ли это? - а Дягилев ему: да что ты, Миша, да не волнуйся, да все равно ты самый лучший, да куда же мы без тебя!.. И по щеке Фокина гладит, и за руку нежно и крепко берет, и по лестнице куда-то уводит. Я такая: О_о Чувствую, как что-то от меня ускользнуло. Нет, я все понимаю, Фокин в молодости был хорош собою, все понятно, но черт возьми! вот уж кто был гетеросексуальнее некуда! вот уж на кого Дягилев никогда "такого" внимания не обращал! Впрочем, понимаю и другое: когда у вас в фильме играет вот такой Джереми Айронс с большими несчастными глазами, сложно удержаться и не распустить руки. Но черт меня подери... "Миша"!

@темы: Дягилев и все-все-все

Комментарии
16.01.2014 в 15:11

М-ль Люсиль, да, Броню не читали и даже не ввели в герои повестовования. Я тоже думаю - это для пущего одиночества Вацлава. Чтоб не к кому было ему приткнуться, кроме как к Ромоле ) В общем, ведь и в такаразукет сделано то же самое, но там Ваца - не пустышка. У него и темперамент есть, и талант, и свои какие-то искания и метания - там он по праву главный персонаж.

Хе-хе, аналогия более чем кстати! )))
16.01.2014 в 15:16

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ага, ага, в такаразуке Ваца - при всей своей хрупкости - в чем-то сильнее фильмового Нижинского. И хоть его стержень тоже ломается с треском, но все-таки до этого он стремится чего-то добиться, он мечтает, он чего-то хочет, а не просто прыгает и выясняет отношения.)
16.01.2014 в 15:26

М-ль Люсиль, ну да, в такаразуке у него свой стержень, а не Дягилев, без которого нет вообще ничего. Кстати, это же и на трактовке отношений с Дягилевым сказывается. В такаразуке там взаимное тяготение двух одаренных людей, а в фильме... неудивительно, что Дягилева не тянет к такому Вацлаву. К чему там тянуться-то, кроме мордашки?
16.01.2014 в 15:31

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да и мордашка... нет, симпатичная, но не более того. (а вообще-то меня очень смешило, что актер, играющий Нижинского, время от времени адски напоминал одного нашего артиста, который сыграл Кузнечика в "В бой идут одни старики" и Лариосика в "Днях Турбиных") А капризов и истерик больше, чем у примадонны.)
И ах, я вчера как раз пересматривала кусочек из такаразучного спектакля, отчаянный дуэт Дягилева и Нижинского после свадьбы Нижинского - и восхищалась, как же все-таки обе актрисы блестяще сыграли в этой сцене. Там и Китаро восхитительно передает отчаяние Дягилева, и Чиги чудно играет Нижинского, который сам не понимает, что разбил Дягилеву сердце.
16.01.2014 в 15:40

М-ль Люсиль, слушай, точно же! Лариосик!!! )))
Да, там Нижинский еще только радуется, что вот, полетел один и без мотора, прямо свечкой в небеса ) Эх... все-таки знатно в такаразуке умеют варить драму. И еще ставить свет и декорации (или доводить их до лаконичного минимума, когда надо). Так и помню эти два пятна на сцене: красное и синее.
16.01.2014 в 15:43

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну дык! Я тебе говорю!))) "Не целуйтесь, а то меня тошнит!" - пробормотал Вацлав Нижинский, застукав Дягилева с Фокиным.)))
А в такаразуке мне еще страшно нравится (плюсую к свету и декорациям, кстати), как в этой сцене дуэт Дягилева и Нижинского переходит в сольную "тему Икара" - Нижинский в этот момент совершенно отделяется от Дягилева, и тот ничего не может поделать.
16.01.2014 в 18:04

М-ль Люсиль, "Не целуйтесь, а то меня тошнит!" - пробормотал Вацлав Нижинский, застукав Дягилева с Фокиным.))) Кель орёр! ) Ужасная какая картина получается. Хотя в параллели Дягилев-Шервинский что-то определенно есть симпатичное )

Ну да. "Улетело твое счастьице". Но потом, в сцене с приездом в Европу - как жалко и трогательно выглядит Чиги-Нижинский, который пытается "быть мужчиной" и защитником жены, как почти физически чувствуешь, что ему не хватает опоры. Летать сам умеет, на ногах стоять - нет. Еще один Джонни Рокфор какой-то.
16.01.2014 в 18:39

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, хе-хе, Дягилев пел эпиталаму, там вверху "фа", как вам известно, а он взял "ля" и держал девять тактов.))

Чиги-Нижинский вообще выглядит очень хрупким рядом с Аю-Ромолой.) И как ни старается быть ей опорой и поддержкой, а получается-то все наоборот - это Ромола его пытается защищать, заменяя при нем Дягилева.
16.01.2014 в 19:42

М-ль Люсиль, Вы еще и петь умеете, Сергей Павлович! - сказала труппа, отнимая руки от ушей. А Стравинский обнял его и прослезился. Ему было больней всех, он был композитор )))

Да, там Ромола явно лучше оберегает Нижинского, чем он ее. Но, увы, хуже, чем Дягилев, который всегда стоял - пускай и за левым плечом - но непоколебимо.
16.01.2014 в 20:11

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, и только Бенуа морщился и утверждал, что голос у Дягилева сильный, но противный. Но его никто не слушал - все утешали плачущего Игорюшу.))

О да, такаразучный Дягилев, казалось, мог спасти Вацлава даже от безумия... если б Вацлав остался с ним.
16.01.2014 в 20:13

М-ль Люсиль, к сожалению, как раз Дягилев-то Бенуа и услышал. И после этого все декорации к его балетам рисовал только Левушка Бакст. )

Да, там было ощущение, что тот Дягилев мог бы все... тем более, что и желание делать все для Вацлава у него было.
16.01.2014 в 20:20

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, Левушка тоже был не подарок, но хотя бы не задевал Дягилева за это живое. И даже в разгар ссоры звал его "Сережей".))

Да, такаразучному Дягилеву Вацлав явно не надоел и в тринадцатом году. Наоборот, он думал, что у них еще впереди вся жизнь - не порознь, а на двоих.
16.01.2014 в 22:25

М-ль Люсиль, впрочем, и Дягилев, хоть орал, но звал бакста тоже - Левушкой. И ясно было, что они покричат-покричат, да и успокоятся, и пойдут в один ресторан ужинать и сплетничать.

Эх... Хнык. Пересмотреть, что ль?
17.01.2014 в 00:37

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, неужели даже Вацу с собой не возьмут? Ай-яй-яй, это не дело, Ваца очень обидится.)

А что ж, и пересмотри, дело хорошее. Самой хочется пересмотреть - и не кусками, а подряд, от начала до конца. (и спектакль последнего дня тоже хочется!)
17.01.2014 в 08:42

М-ль Люсиль, Ваца, тебе еще рано в ресторан, это для взрослых )))

Спектакль последнего дня! Да где ж его взять - вот в чем гамлетовский вопрос!..
17.01.2014 в 12:55

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, Ваца на секунду даже дар речи потерял. А потом раскричался, что он взрослый, что Дягилев не смеет обращаться с ним, как с ребенком (Дягилев резонно ответил: "Но ты же ведешь себя, как ребенок!"), что он никуда Дягилева не пустит. Так что даже Левушка не выдержал и сказал Дягилеву: "Да давай возьмем его с собой, всегда же брали..." ))

Ох, не говори! Но не исключено, что рано или поздно он где-нибудь всплывет, главное - ждать и надеяться.)
17.01.2014 в 20:28

М-ль Люсиль, И пошли они в ресторан втроем, и Ваца напился ликеру, и все было хорошо и спокойно )

ждать и надеяться - это мы мастера, самого графа Монте-Кристо за пояс заткнем ))
17.01.2014 в 20:36

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, аминь!:) Идиллия в отдельно взятом Русском балете.