15:56

Живи, а то хуже будет
Страшно люблю эту картинку, она меня позитивит. Но теперь, в свете увлечения Дягилевым и компанией, она обрела дополнительный подтекст - а все потому, что Дягилев звал Лифаря "котенькой" и "котенком". Теперь время от времени представляю себе обиженного труппой и прочими недоброжелателями Лифаря, злого Дягилева с топором, и сакраментальный вопрос "Кто котеночка обидел?" - и не могу, хохочу до упаду.



А еще перелистывала Стравинского и выцепила вот такую фразу: "Это делалось ради одного из его последних протеже - скромного, самоуничижающегося, крайне бессердечного карьериста, который так же любил Дягилева, как Ирод детей". Вот теперь гадаю, кого же Стравинский имел в виду. Вряд ли Кохно - Кохно был все-таки не "одним из последних протеже", вряд ли Долина - о Долине вообще свидетельств мало, но те, что есть, довольно дружелюбные (даже ревнивый Лифарь отзывался о нем приветливо). Значит, остаются только Лифарь и Маркевич. Наверно, все-таки "бессердечным карьеристом" - по мнению Стравинского - был Лифарь. Ну что ж, верно писал Схейен: мало кто в окружении Дягилева любил Лифаря. И тем не менее, никто из протеже Дягилева не был так ему предан, как Лифарь.

@темы: Дягилев и все-все-все

URL
Комментарии
05.01.2014 в 16:22

"Кто котеночка обидел?" - как именно сказал бы дягилев, если бы Сережу малого обозвали бессердечным карьеристом )) Но, сдается мне, это мог со стороны Стравинского быть и камешек в огород Маркевича. И даже не вранье ведь: последним протеже Дягилева тот, безусловно, был, но романа не сложилось по-любому. А про Лифаря пускай теперь недоброжелатели не каркают - дело не в том, что он говорил или в книге написал, дело в том, как он себя вел при смерти и после смерти Дягилева, когда от того никаких карьерных перспектив ждать было невозможно - "И окружающие, понимая, что от лежащего толку нет более никакого, сжигают его в печи". ) Ну, мы уж это обсуждали, но я все равно скажу еще раз: если бы не было у него чувств к Дягилеву, нафига было затевать кипеш по сохранению его памяти и поддержку его друзьям и родственникам? И, кстати, свою половину архива Дягилева он хоть и продал в трудные для себя годы, но все "одним куском", в США, в музей. А вот половина архива, доставшаяся Кохно, пошла с аукциона в Монте-Карло и осела черт знает где и у кого.
А Игорюша лучше бы молчал... сошел бы за доброго.
05.01.2014 в 16:33

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, "Кто котеночка обидел?" - как именно сказал бы дягилев, если бы Сережу малого обозвали бессердечным карьеристом

И взял бы топор.)) Вообще если говорить о неожиданных ассоциациях - то я тут перечитывала кусочками "Мюзелябль" и поймала себя на мысли, что в главе про Рубинского на "Мюзелябле" папа Мюзель - это ж вылитый Дягилев. А Рубинский - это очередной спонсор, которого завлекают и пытаются раскрутить на деньги, приговаривая: "Дорогой вы наш! золотой, яхонтовый, вас-то нам и надо!".)))
Может быть, конечно, Стравинский говорил и о Маркевиче, хотя о нем известно так мало... и непонятно, почему тогда Стравинский обзывает его бессердечным и самоуничижающимся. Вроде был мальчик не хуже всех прочих. Да и мог ли Стравинский судить о его отношениях с Дягилевым? Вроде бы к тому времени, как Маркевич появился в орбите Дягилева, Стравинский с С.П. уже разошелся из-за "Поцелуя феи". Так что не знаю, не знаю. Я бы все-таки, наверно, склонилась к тому, что этак Стравинский пнул Лифаря - потому что пинать Лифаря, по-моему, считалось хорошим тоном в окружении Дягилева.))
А Лифарь - да конечно, он сделал для памяти Дягилева поразительно много... может быть, чуть ли не больше всех остальных дягилевских друзей и современников. И черт возьми, где-то я совсем недавно читала (у кого? надо срочно вспомнить!), что Лифарь действительно не на шутку убивался после смерти Дягилева. Так что тот нервный срыв, который он описывает в своих воспоминаниях, скорее всего, имел место на самом деле.
Ну, Кохно, ну, чучело... Интересно, эта часть архива вообще с тех пор была изучена? Или так и валяется неизвестно где?
05.01.2014 в 16:49

М-ль Люсиль, зачем топор? Дягилев следовал мудрой поговорке Филеаса Фогга из мультфильма: "Используй то, что под рукою, И не ищи себе другое". Был стул - он ломал стул, был чайник - бил чайник... и только если уж совсем ничего не было, переходил к оплеухам ))) А Дягилев или его балет теперь видится везде, во всем и с этим ничего не сделаешь, потому что - болезнь ) Но и от папы Мюзеля в нем что-то было... прежде всего - любовь к чистому искусству ))) "Искусство, сын мой, прежде всего. Поэтому сегодня вместо ужина репетиция, и вместо завтрака завтра - тоже репетиция" - говорил он Ваце Нижинскому. Ну, а тот реагировал, как Мюзель-младший...

Бедняга Лифарь... по сути, его трепали за то, что он был слишком молод и наивноват для этой компании прожженных циников и театроведов, всех этих художнико-композиторо-балетмейстеров. И выглядело так, что Дягилев на старости лет нашел себе смазливого мальчишку, а кто его, такого, будет уважать? Это он потом вышел в люди и заведовал парижским балетом... И опять не устаю удивляться: находил ли Дягилев действительно одаренных людей или просто умел из любого, ему понравившегося, очаровавшись и сам в него поверив, сотворить талант? В любом случае, осечек у него не было - и это просто поражает.
А про кохновскую часть я дальше ничего не знаю...знать бы, что в какую половину входило... но это Схейен его знает )
05.01.2014 в 19:18

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, вот становится интересно: кто еще, кроме бедняжки Лифаря, получал от сердитого С.П. оплеухи? Конечно, Нижинский писал в своем дневнике, что толкнул Дягилева, а тот его ударил тростью прямо на улице... но дневникам Нижинского у меня большой веры нет. Может, это в голове Нижинского так трансформировалась пощечина, полученная от Дягилева за капризы в приватной обстановке.))) А Ваца, реагирующий на троллинг Дягилева как Мюзель-младший - это сильно.)) А ведь деваться ему было некуда, приходилось репетировать - и без ужина, и без завтрака, и даже без обеда. Потому что это у Мюзеля-старшего все хохмочки и шуточки, а у Дягилева все серьезно и премьера на носу. Так что, Ваца, сын мой, вынь руки из карманов и танцуй, пока тебе костылем не заехали.))

Вообще - ну, чисто по косвенным признакам, которые еще надо перепроверять, - у меня сложилось впечатление, что у Лифаря действительно был не сахарный характер, и нет ничего удивительного в том, если между ним и остальным окружением Дягилева возникали какие-то трения. Другое дело, что, по-видимому, совершенно зря его обвиняли в бесталанности и в нелюбви к Дягилеву (все вспоминаю, как Фокин возмущался из-за его мемуаров - вот, дескать, сволочь такая, как неуважительно отзывается о Дягилеве!). Так посмотришь и начнешь верить, что он, пожалуй, любил Дягилева чуть ли не сильнее всех остальных его любовников.)

И опять не устаю удивляться: находил ли Дягилев действительно одаренных людей или просто умел из любого, ему понравившегося, очаровавшись и сам в него поверив, сотворить талант?

Вот самой интересно.)) Мне кажется, Дягилев умел из малейшей искорки раздуть талант.))
05.01.2014 в 21:24

М-ль Люсиль, информацию из дневников Нижинского надо делить не на четыре, а на двадцать четыре ) Не знаю, было ли дело с тростью... но могло и быть, учитывая сканадльность и Дягилева, и Вацы, а когда они сойдутся вместе... могло дойти и до рукопашной ) Да и вообще, "хороший характер" у творческого человека как-то... практически никогда не встречается в природе. Тем более танцовщики: Лифарь, Нижинский... куда танцовщику без эмоциональности? В общем, трения были обязательно. А Фокин, как мы и думали, еще до того, как прочитали Лифаря, принял неформальность за отсутсвие уважения. И неудивительно, раз у него даже жена "оставалась верна долгу жены и балерины" ))) Иерархия - прежде всего, а тут какие-то "котушки"! Немыслимо!.. )

Вот это "раздувание" и было, имхо, самым творческим процессом, который можно придумать. Как там у Шварца? "А поди-ка из живого сделай еще более живое! Вот это работа!" )
05.01.2014 в 22:26

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ох уж этот мне Фокин, вот у кого тоже был тот еще характер. Он, помнится, в своих мемуарах все время Нижинского сравнивает с "девочкой" и уж не знает, как выразить свое "фи". Все не такие - и Нижинский, и Лифарь, и Дягилев тоже не очень-то "такой", один Фокин весь в белом и д'Артаньян.)
Вот и мне тоже кажется, что он так вызверялся на Лифаря еще и за подчеркнутую неформальность, интимность мемуаров. А ведь Лифарь просто-напросто вспоминал в первую очередь близкого человека, а не символ во фраке.) И даже честно об этом предупреждал.

Вот-вот, поэтому фу на тех, кто говорит, будто Дягилев был не творческим человеком, а только антрпренером. И Шварц очень в тему (вот только откуда цитата? "Обыкновенное чудо"?)))
06.01.2014 в 09:37

М-ль Люсиль, Он, помнится, в своих мемуарах все время Нижинского сравнивает с "девочкой" И, как в случае с Мясиным, его собственные слова его же и выставляют ду... мнэ... неумным человеком )) Потому что все прочие, кто пишет о Нижинском, и даже те кто тоже высказывают "фи", уж ничего особо девического в нем не находят. А поглядишь на фотографии - так и вовсе убедишься. И кого Фокин хотел убедить?.. Впрочем, теперь я уж вижу, как много о самом Фокине пишут малоприятного: и Стравинский его всячески опускает, и Бенуа свысока косится ("Это я его всему научил!" ))) ), и даже корреткная Карсавина, хоть не ругает учителя, а все-таки вспоминает, как он орал и срывал репетиции. В общем, не дай нам бог попасться в чьи-то мемуары )
А Фокин, я думаю, не понимает, как вообще можно На Людях! В Печати! Громко! - говорить о ком-то неформально и нежно. Нежности - в спальню, да и там нечего особенно сюсюкать! Такой... мачо розлива 1909 года )

"Обыкновенное чудо" - это Волшебник хвастается, что из медведя сумел сделать человека )
06.01.2014 в 13:08

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, с другой стороны, по фотографиям тоже невозможно судить о человеке в полном объеме, может быть, в манерах Нижинского и впрямь было что-то "девичье", хотя все-таки большинство мемуаристов сходится на том, что в нем было просто много детского.) Так что может быть, Фокин просто путал "девичье" и "детское", а может, уже не знал, к чему бы придраться. Ну его, зануду Михаила Михайловича. Конечно, и по нему прошлись современники в мемуарах, но и он тоже не хвалил всех подряд, мягко говоря.)
Я же вчера стала читать "Хронику" Стравинского (вот ту самую, которую за него фактически написал Нувель) - а то до этого читала лишь "Диалоги". Если ты не читала, почитай, там много милого. И там Стравинский (или Нувель? или оба вместе?) так расхваливает Дягилева мимоходом, что прямо умиляешься и смахиваешь слезу.) А Нижинского Стравинский в "Хронике", как водится, хвалит как танцовщика, но поругивает как хореографа, и замечает, что Нижинский было мало развит для своих лет и мог временами ляпнуть что-нибудь в разговоре, но Дягилев всегда приходил ему на помощь и искусно заглаживал его промахи. Эх, как всегда, хочется кричать из зала: "Давай все подробности!" - но подробностей, тоже как всегда, и нет.)
06.01.2014 в 13:29

М-ль Люсиль, Фокин все валил в одну кучу, лишь бы очернить бедняжку Вацу. А Ваца был капризным ребенком не потому. что отставал в развитии. а потому. что это был единственно возможный modus vivendi рядом с Дягилевым. Иначе попробуйте с достоинством перенести ситуацию, когда вам покупают (и заставляют носить!) шляпы, кольца и пиджаки, когда за вас всегда платят в ресторанах и даже чаевые швейцару вы дать не можете! Поневоле станешь вести себя как дитя неразвитое. )
Ах, "Хронику" не читала, а надо. Видно. авторство Нувеля там сказалось в оттенках и оценках. А где она есть? )
06.01.2014 в 13:34

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну уж, ну уж, сдается мне, Дягилев потом и с другими своими мальчиками так же обращался, но те, напротив, пытались вести себя, как взрослые (даже котенька Лифарь).)) Но конечно, тирания из-за шляпы - это да, весьма показательно. Впрочем, Ваца мог и не спорить из-за одежды, а вести себя так же, как и за завтраком, капризно спрашивая: "Сережа, а мне это будет к лицу? А это мне понравится? А это?" - и пусть умиленный Дягилев сам все выбирает и сам за все платит.)
"Хроника" ("Хроника моей жизни", конечно) лежит либо на рутрекере в pdf, либо вот здесь - lib-notes.orpheusmusic.ru/news/i_stravinskij_kh... - в djvu. Ну, если вдруг не скачается, скажи мне, я тебе закину файл хоть на медиафайру.)
06.01.2014 в 13:38

М-ль Люсиль, котенька Лифарь все-таки другого поколения и прошел жесткую жизненную школу к 18-и годам. А бедный Ваца только и знал дом да репетиционный зал и сам себе хозяином никогда не был (хотя, конечно, и порывался к тому ) ) Он просто попадал из одной опеки в другую, и хорошо бы, если б его это устраивало - но нет. И бунт этот его детский...ох, бедолага (
Но да, "А это мне понравится?" - должно было работать безотказно )
Спасибо, думаю, я его добуду, но если что. приду к тебе проситься )
06.01.2014 в 13:46

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, как раз до встречи с Дягилевым (и даже при князе Львове) Ваца, кажется, был более-менее самостоятельным (и даже уроки танцев давал, умница).) Просто, я думаю, дело еще в том, что сам Дягилев был настолько властной натурой, что просто подавлял Вацлава во многом - хоть тот и показывал зубки, спорил, рыпался и отчаянно капризничал.
Черт возьми, фраза "Сережа, а это мне понравится?" - это все-таки идеальное описание отношений Дягилева и Нижинского в их солнечный период.))
Ок, конечно, обращайся, если что.)
06.01.2014 в 18:57

Подумаешь. уроки давал! Любой гимназист тогда давал уроки кому попало )) Все-таки это очень относительная самостоятельность. А Дягилев мало того что властный и против него, как против лома, у Вацлава н было приема. Там еще и контраст: с одной стороны ты "бог танца" и живая легенда, звезда и т.д. - а с другой тебе не дают самостоятельности почти ни в чем. Все-таки, думаю, Дягилев перегнул тут палку и в последствиях в сильной степени виноват был сам... Но и его понять можно: боялся потерять. Желающих кругом вон сколько было! ))
Причем ответом на эту фразу никогда не было "Не знаю", а только утверждение или отрицание )
Стравинский скачался, сейчас почитаем!
06.01.2014 в 19:05

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, но любой гимназист, как правило, давал уроки языков, точных или гуманитарных наук, а не танцев.)) Впрочем, насколько я помню из мемуаров Брони, с точными и гуманитарными науками, да и с языками, у Вацлава были не самые хорошие отношения. То ли дело танцы... ну, на худой конец - стрельба из рогатки.))
И все-таки, если опять же верить Броне, до встречи с Дягилевым Вацлав и вправду был несколько... увереннее в себе, что ли. Хотя, с другой стороны, это могло проявляться лишь в семейном кругу. А что Дягилев перегнул палку и опекал Вацлава слишком сильно - это уж почти не подлежит сомнению.) С другой стороны - а много ли было желающих и претендентов на Вацу?)) Ну, если не считать Ромолы... Кажется, всякие поклонницы-немки за Вацей не бегали и в постель к нему не влезали (не то что к Лифарю).))
Ну, успешного тебе знакомства с Хроникой Стравинского-Нувеля.))
06.01.2014 в 19:09

М-ль Люсиль, жаль, но на уроки стрельбы из рогатки почему-то никто не хотел его нанять. А как бы он научил!.. даже лучше, чем танцам )))
Ты знаешь, желающие захапать молодого красивого и знаменитого танцовщика легко бы нашлись - обоего пола и в количествах ) Так что Дягилеву имело смысл осторожничать... Но надо было и меру знать! И я могу себе представить, что было бы, если бы какая-нибудь Ромола влезла ночью к Ваце в номер и в постель!..
06.01.2014 в 20:20

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, но за последствия обучения Вацлав ответственности не несет!)) И вообще... если в кого-то стреляли из рогатки, Вацлав ни при чем!)
Ой, знаешь... во-первых, если б эта авантюристка (думаю, даже не Ромола, а просто поклонница) влезла к Ваце в номер и в постель... не факт, что она нашла бы его там.) Но во-вторых, на шум бы из соседнего номера непременно примчались бы и искомый Ваца, и сам Дягилев, и тогда разразился бы такой скандалище, что живые позавидовали бы мертвым.)
06.01.2014 в 20:33

М-ль Люсиль, И вообще... если в кого-то стреляли из рогатки, Вацлав ни при чем!) Именно так он и говорил, но его все равно наказали дворником )))
И Ваца вряд ли бы нашелся, как Лифарь и придумал выкрутасу с духами... так что ему все равно попало бы, даже если б он и не был ни в чем виноват. Превентивно! )
06.01.2014 в 21:26

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, "наказать дворником" - это гениальное словосочетание! Особенно если знать контекст.:lol:
А Ваце бы, конечно, попало, тут уж к гадалке не ходи. Раз поклонница пролезла в постель, значит, Ваца ей намекнул на то, что можно к нему в постель лазить! А может, это уже не в первый раз происходит? Ага!.. - ну, и полетели от бедного Вацы пух и перья.))
06.01.2014 в 23:19

М-ль Люсиль, именно - зная контекст! ) Бедный Вацлав сильно страдал. Так и вижу памятную доску на стене в Питере: "В этом доме в 190... году звезду русского балета дворник наказывал ремнем по голому заду" )))
06.01.2014 в 23:25

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да, да, надо увековечить имя этого достойного дворника! Кстати, обрати внимание на нетипичное орудие наказания - не какие-нибудь там розги, а именно ремень.)))
06.01.2014 в 23:36

М-ль Люсиль, Ну, хорошо хоть, не метла ))) А ремень, думаю, рядовому дворнику был гораздо доступнее, чем розги. Даже крапива, и та была скорее сельским, чем городским орудием возмездия...
06.01.2014 в 23:42

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, метлу бы мама не допустила!)) Крапива - та была даже не столько сельским, сколько сезонным орудием наказания.) Но просто действительно занятно - во всех свидетельствах о наказаниях детей того времени (конец-начало века) фигурируют исключительно розги, поэтому и то, что Вацлава выпороли ремнем, кажется чем-то... исключительным.)
06.01.2014 в 23:51

М-ль Люсиль, "Я исключительный!" - поднял нос обиженный Ваца. Это его немного приободрило ) Но вообще - ага, ты права, чаще пишут про розги.
06.01.2014 в 23:56

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, бедненький Ваца, ну хоть что-то его утешило.)) Кроме того, по свидетельствам опытных людей, розги все-таки бьют больнее... так что Ваце и тут немножко повезло.)