Живи, а то хуже будет
Все-таки женщины, знавшие Дягилева, писали о нем очень нежно - хоть и страдали от его нрава не меньше мужчин. Но взять хоть Карсавину, хоть Брониславу Нижинскую, хоть Мисю Серт (хотя Мися - это отдельная песня) - они вспоминают не только приятные, но и весьма неприятные моменты общения с Дягилевым, и все равно прощают ему очень много и не сводят с ним счеты так, как это делал, например, Бенуа. Теперь, начитавшись всевозможных мемуаров, я еще острее ощущаю, до чего же хороши "Ранние воспоминания" Брониславы Нижинской. Удивительно умная, тонкая и тактичная книга, в которой автор всем отдает должное и для всех находит доброе слово. Впрочем, и сама Бронислава была очень обаятельна (а еще чертовски умна, талантлива и с большой силой воли) - даже Бенуа в дневниках пишет о ней с явной приязнью:
Вена, 11 февраля 1912 года.
<...> В музее встретил Броничку Нижинскую, которая в ребяческом от всего восторге. Удивительно милая девушка и что за восхитительная артистка. <...>
А еще в записи за тот же день Бенуа добавил пару ласковых о брате Брониславы:
<...> Мне под впечатлением виденного в музее приходит в голову поставить в духе "Пиров" Веронезе балет. Но как это будет реализовываться - все еще пока разброд! С этим бебешкой Вацой, который клокочет амбицией! Покамест, впрочем, довольно милый, ибо ребячлив.<...>
Зло, но метко сказано: судя по всему, Нижинский и вправду вел себя при Дягилеве как этакое балованное bébé, ни в чем не знающее отказа. Вот и Гарри Кесслер писал в 1911 году: "При более близком знакомстве он производит впечатление изнеженного и избалованного ребенка". Впрочем, кто только не вспоминал об инфантильности Нижинского "в быту", не на сцене. Разве что Бронислава... хотя даже в ее мемуарах видно, что почти всегда она ведет себя как старшая сестра при младшем Вацлаве, а не наоборот.
Вена, 11 февраля 1912 года.
<...> В музее встретил Броничку Нижинскую, которая в ребяческом от всего восторге. Удивительно милая девушка и что за восхитительная артистка. <...>
А еще в записи за тот же день Бенуа добавил пару ласковых о брате Брониславы:
<...> Мне под впечатлением виденного в музее приходит в голову поставить в духе "Пиров" Веронезе балет. Но как это будет реализовываться - все еще пока разброд! С этим бебешкой Вацой, который клокочет амбицией! Покамест, впрочем, довольно милый, ибо ребячлив.<...>
Зло, но метко сказано: судя по всему, Нижинский и вправду вел себя при Дягилеве как этакое балованное bébé, ни в чем не знающее отказа. Вот и Гарри Кесслер писал в 1911 году: "При более близком знакомстве он производит впечатление изнеженного и избалованного ребенка". Впрочем, кто только не вспоминал об инфантильности Нижинского "в быту", не на сцене. Разве что Бронислава... хотя даже в ее мемуарах видно, что почти всегда она ведет себя как старшая сестра при младшем Вацлаве, а не наоборот.
Но и вправду, что поделать, когда он в быту, видно, часто вел себя как малолетний хулиган? Похоже, по нему здорово ударил уход из семьи отца, и по процессу взросления-возмужания в том числе. (Это и по "Ранним воспоминаниям" заметно, мне кажется). Ваца не успел (не сумел?) перерасти подростковый бунт. И потом, попадая в руки покровителей, и с ними вел себя как вредный пацан и вообще привык, что рядом есть старший мужчина, который все устроит, все проблемы решит, а Ваца может еще потрепыхаться и покапризничать. А когда в результате Вацлав остался главой семьи и без опоры - тут и понеслось. Ответственность и Ваца оказались несовместимыми понятиями (((
Бронислава - та хоть и взрослела потихоньку, но выросла и стала совсем самостоятельной (и могу только догаываться, какой несокрушимой она стала после того, как выдралась из воюющего Киева за границу с двумя детьми и старенькой мамусей. Ни отца, ни мужа, ни брата - и ничего, прорвалась. Кстати, интересно мне, куда делся этот, такой влюбленный Саша?
Ну да, ты права - насчет того, что ответственность и Ваца - это понятия несовместимые. Хотя тот же Бенуа описывает, что после женитьбы, по его мнению, Вацлав возмужал и изменился к лучшему (но это не мешало Бенуа тут же обозвать Вацу "законной женой" Дягилева), но все равно - поневоле начинаешь думать, не способствовал ли еще и этот груз ответственности развитию его болезни. Все-таки складывается впечатление, что не был он приспособлен к роли ведущего именно в жизни. Да и привык уже - ты права - что рядом есть взрослый, который все "разрулит" и даже завтрак для него выберет, если надо.)
Бронислава - да, совершенно несокрушимая женщина, и оттого еще более достойная восхищения. Вот не знаю, куда делся этот муж Саша, но вообще... эх, все-таки, хоть Бронислава о нем пишет немного, а то, что пишет, вполне мило и приязненно, но все-таки чувствуется, что она его не любила. И это ужасно жалко, причем жалко именно ее, а не его.
"Законной женой", да? Хе-хе, надо будет мне Бенуа дочитать все-таки! А Вацлав - да, он просто не умел быть ведущим и не удивлюсь, если его болезнь "стронулась" именно из-за того, что ему надо было постоянно-ежедневно тащить на себе непривычный груз, а это психологически страшно угнетает. Бедняга.
Бронислава о муже пишет очень интересно. Поначалу вроде бы, с оттенком жалости и какой-то нежности порой - но потом, уже о периоде, когда поженились, говорит совсем иначе, интонации меняются на холодно-деловые. Все-таки с горя она замуж выскочила, а "стерпится-слюбится" не сработало, видно.
Только "законную жену" ты в "Воспоминаниях" Бенуа не найдешь, там этого нет. Это все я цитирую из дневников 1908-1916 гг, они были изданы пару лет назад, но не знаю, есть ли в сети. Но я все равно хочу сделать пост с самыми интересными отрывками оттуда.)
Да, Бронислава явно вышла замуж "с досады", и это очень грустно. Ну, и "Саша" явно был в нее очень влюблен, и поначалу ее это, кажется, трогало. Но все равно... черт, очень глупо, но когда я перечитываю воспоминания Брониславы, я не могу отделаться от легкой неприязни к этому Саше. Сама не знаю почему, а раздражает он меня.)
А может быть, и правда Ваца был немузыкален? Тогда Дягилева который слышал очень тонко, наверное, это сильно раздражало. Вот и орал - а Ваца обижался, да. И вечером запирал дверь на ключ )))
Саша меня лично раздражает тем, что как любовь крутить и Шаляпина отпугивать - так он тут как тут. А как только запахло жареным: дети, революция, бедность - так он аккуратно испарился в голубой дали. Не знаю, может, там тоже какая-то беда была, но, судя по тону Брони, он просто свалил.
Немузыкальный Ваца запирал дверь на ключ, но не ложился спать, а ждал, что Дягилев придет стучаться, умолять открыть и вообще извиняться. А Дягилев, скотина бесчувственная, не приходил! А Ваца всю ночь ждал, под утро даже сам дверь отпер, а он... а он... а он спал спокойно!))) В общем, не миновать утром нового скандала.)
Что касается Кочетовского - вот, только что нашла информацию о том, что разошлись они с Брониславой в 1919 году, а развелись уже в 1924 году (не знаю, выходит - Кочетовский тоже уехал из России?).
Вот ведь Саша! Козел, бросил жену с детьми в петлюровском Киеве и свалил в туман! (
Ну, я бы не стала прям уж так говорить, что Кочетовский бросил ее с детьми, потому что неизвестно, что там было на самом деле. Возможно, он все-таки не был таким, как полковник Тальберг.) Но тем не менее, факт есть факт - они разошлись.
Эх, ты права, конечно, неизвестно, как оно все произошло - но на Тальберга как-то невероятно похоже, да. Уехал, как уехал...
Ну... опять же, еще неизвестно, кто кого первым бросил.) Может, Броня от него сама ушла. И даже не к Шервинскому, а просто в свободную жизнь.)
Шервинский у нее был Шаляпин, и мы знаем, что она к нему все-таки не ушла, потому что Шервинский был женат и с толпой ребятишек. Эх... вот теперь буду думать еще и где взять биографию не Нижинского, а Нижинской ))
Эх, вот сама бы с удовольствием раздобыла хорошую биографию Нижинской... да не уверена, что таковая существует в природе.) На амазоне задала поиск - но там ничего не предлагают, только "Ранние воспоминания" на английском. Неужели никто всерьез не занимался ее жизнью? Обидно, черт возьми.
Обидно! Я вернусь домой, займусь этим вопросом серьезно, а не абы как.
Ну, ты пока отдыхай и оттягивайся, Нижинская в любом случае никуда не убежит.)
А князю Львову если и доставалось от Вацы, то не стоит слишком его жалеть - ведь он имел проверенный способ сбыта с рук неудобных любовников: передавал их в хорошие руки )
И, пускай не без расчета, но он устраивал отношения с мамусей и с Броней очень душевно и мило - опять же, как если бы собирался жениться и заводить семью.
Да, он не просто так, поматросить и бросить, а с самыми серьезными намерениями...) Вот уже и колечко невесте подарил, и в Париж ее свозил, и вообще... пора бы уже и жениться. Упс. Как это - однополые браки только через сто лет разрешат?! А сейчас как же быть?! Мда. Придется жить в грехе. Какой удар для мамуси!)))
Мамуся была крепкая: раз уж пережила, что сынуля сам ушел из императорских театров в частную труппу (а за ним и дочка оттуда убежала!), то и жизнь во грехе простит. Всяко лучше Дягилев - уважительный, основательный и серьезный, чем невесть какая деваха, с которой поженились - и даже матери не сообщили! Тьфу, мерзость! То есть пся крев, конечно )
Мамуся вообще была против браков танцовщиков с танцовщицами! Она и на Кочетовского с Броней за это косо посматривала.) А Дягилев - не танцовщик, а импрессарио, за ним, как за каменной стеной... в общем, никого лучше, ты, Ваца, не найдешь, слушай маму, она знает.)))
Хе-хе, а может, Дягилев бы при таком раскладе все-таки реализовал хоть разок свою тайную мечту о тройничке?) Пригласил бы, допустим, покладистого Мясина, уломал бы Вацу... и насладился на полную катушку. Может быть.) Потому что так ему и дадут насладиться без последствий, щас, как же. Ваца ему и этот тройничок припомнит при ближайшей семейной ссоре.)
Ваца и тройничок?.. Нуу, это, в своем роде, не лучше чем тройничок с участием Лифаря и Кохно - только те передерутся, а Ваца просто залезет в угол кровати, зажмется и будет огрызаться на попытки его оттуда вытащить. Какая уж тут эротика!.. А утром еще и скандал, без него никак! ) Вот разве что Дягилеву попробовать вариант с Мясиным и Лифарем? )))
Вариант с Мясиным и Лифарем интересен, но трудноосуществим... впрочем, в этой АУ все смещено все равно, так что, может быть, Мясин не успеет до появления Лифаря рассориться с Дягилевым вдрызг и сбежать с дамою.)) О, а еще можно экзотический англо-русский вариант - с Долиным и Лифарем.))
Хех, представила себе огрызающегося Вацу - с видом девственницы в борделе - и умилилась.))
Да запросто! Мясин подумал и решил, что дам он и других найдет, а где потом найдешь такого Дягилева с труппой Русский балет? И не ушел никуда, отложил законный брак до пенсии ))
Ваце идет огрызаться, он знает в этом толк!
А Мясин - что и говорить, был очень благоразумен и очень расчетлив. Сантименты посылал лесом, а выгоду свою чуял за версту. Ну и был прав.) Мне кажется теперь, что в Такаразуке его сильно романтизировали, сделав таким восторженным мальчиком-зайчиком. Хотя, конечно, он там милашка и бальзам на израненное сердце Дягилева.)
Он был милашка и бальзам, конечно, и глазастая мордашка была при нем, но при том был Мясин очень и очень умен и действительно чуял свою выгоду, как никто другой из дягилевских мальчиков. Ну да ладно, от Дягилева все рано или поздно уходили, но ведь и приходили к нему - все время )
Да, пожалуй из мальчиков балетного периода Мясин, действительно, был самым умным и самым дальновидным. Он - ты верно говоришь - четко понимал, чем выгодны отношения с Дягилевым, и извлекал эту выгоду по максимуму. Но и Дягилев тоже не прогадал, связавшись с ним.)
Ну да ладно, от Дягилева все рано или поздно уходили, но ведь и приходили к нему - все время )
Уж это верно.) Он явно не знал недостатка в заинтересованных мальчиках. И знаешь... вот я поначалу что-то пофыркивала на Лифаря, а теперь я чем дальше, тем больше проникаюсь им и начинаю верить, что он действительно Дягилева любил.) И как-то мне это греет душу.)
Во, нашла классную цитату из предисловия к двухтомнику "Дягилев и русское искусство": "Необыкновенную отзывчивость на наши обращения проявил С. М. Лифарь, в течение полувека неустанно пропагандирующий достижения Дягилева и как никто другой положивший прочные основания для увековечения его памяти. Горячий энтузиазм и юношеская пылкость С. М. Лифаря помогли преодолеть многие, казалось, невозможные препятствия". И вообще, составители двухтомника - Илья Зильберштейн и Владимир Самков - очень хвалят Лифаря в примечаниях и комментариях.))
НУ, а насчет Лифаря - мы ведь к нему более чем осторожно относились из-за почудившейся пошловатости тона в отрывках из его книг плюс отзывы о нем людей, которые...мда. Которых нельзя, как выяснилось, считать столпами объективности и широты взглядов ) Посмотрим, каков он, верней, почитаем и там решим! Но то, что он, пожалуй, один из всех дягилевских, положил столько сил на то, чтобы С.П. не забывали и не умаляли - чертовски симпатично! ) Правда, ему и не пришлось, как тому же Мясину, пройти через разлад и окончательную ссору с Дягилевым, у него, наверное, не было черных страниц в этой книге отношений... Настолько черных, я имею в виду. Потому что ссориться, говорить и делать гадости С.П. умел, надолго, небось, запоминалось.