Живи, а то хуже будет
Читаю "Воспоминания о русском балете" Бенуа и опять чувствую, как же сильно он был "ударен" Дягилевым. И в "Воспоминаниях" просто, и в "Воспоминаниях о русском балете", и в дневниках, и в письмах Бенуа - везде одно и то же: смесь восхищения, отвращения, зависти, любви, неприязни, оскорбленного самолюбия, жажды реванша. Уже и Дягилева давно нет в живых (те же "Воспоминания о русском балете" написаны в 1939 году, через десять лет после смерти Дягилева), а Бенуа все сводит с ним счеты, все доказывает, что он был ведущим, а "Сережа" - ведомым, что именно он, Бенуа, влиял и направлял, а не наоборот. И выглядит это то жалко, то трогательно, то поразительно грустно.
А вот юдофобия Бенуа раздражает меня всерьез. Впрочем, после того, как у Схейена я прочитала описание безобразной ссоры Бенуа с Бакстом (когда дошло вплоть до "жидовской морды" и тому подобных гадостей), я уже не удивлена, встречая в дневниках - антисемитские фразочки, а в "Воспоминаниях о русском балете" - снисходительные рассуждения о еврействе Бакста (в духе: "сам-то он еврей, но человек хороший"). Но все равно это очень противно. И при этом Бенуа из кожи вон лезет, стараясь показать себя человеком милым, культурным, просвещенным, тонко чувствующим и обладающим широкими взглядами. Но когда он называет Бакста "Левушкой", чувствуется в этом не сердечность и не приязнь, а высокомерная снисходительность, и это меня тоже раздражает. Хотя, может быть, и зря, - ну, что взять с человека, так искренне уверенного в своей правоте, как был уверен Бенуа.
А вот юдофобия Бенуа раздражает меня всерьез. Впрочем, после того, как у Схейена я прочитала описание безобразной ссоры Бенуа с Бакстом (когда дошло вплоть до "жидовской морды" и тому подобных гадостей), я уже не удивлена, встречая в дневниках - антисемитские фразочки, а в "Воспоминаниях о русском балете" - снисходительные рассуждения о еврействе Бакста (в духе: "сам-то он еврей, но человек хороший"). Но все равно это очень противно. И при этом Бенуа из кожи вон лезет, стараясь показать себя человеком милым, культурным, просвещенным, тонко чувствующим и обладающим широкими взглядами. Но когда он называет Бакста "Левушкой", чувствуется в этом не сердечность и не приязнь, а высокомерная снисходительность, и это меня тоже раздражает. Хотя, может быть, и зря, - ну, что взять с человека, так искренне уверенного в своей правоте, как был уверен Бенуа.
А насччет юдофобии - меня тоже очень покоробила этакая снисходительность к Баксту и, чтоб было где отыграться, издевательская интонация по отношению к его брату. Футакимбыть, Саша Бенуа! (((
Да, Фокина Бенуа "гладит" ласково и снисходительно - ну, явно за то, что Фокин хотя бы какое-то время смотрел Бенуа в рот и признавал его авторитет. А что касается отрицательного отношения Бенуа к авангарду - хех, когда он принимается длинно и брюзгливо ругать дягилевские постановки двадцатых годов, в его манере и интонации появляется что-то a la Стасов - такая же старческая гневная воркотня: мол, я всегда был передовым и самым умным, как смеют другие идти дальше меня?!
А насччет юдофобии - меня тоже очень покоробила этакая снисходительность к Баксту и, чтоб было где отыграться, издевательская интонация по отношению к его брату. Футакимбыть, Саша Бенуа! (((
Вот именно - фу.((( Знаешь, на фоне Бенуа даже Кузмин с его эмоциональными юдофобскими пассажами в дневниках выглядит несколько "приличнее", если можно так выразиться. Потому что у Кузмина все это упирается в эмоции (которые меняются со временем) и - отчасти - в принятую на себя в то время роль старообрядца и такого... кхм... защитника русскости (потом это исчезло), а у Бенуа все это - сформированное и устойчивое мировоззрение. И он сколько угодно может распинаться в нежной любви к Баксту, все равно - проговаривается то и дело. Бррр, гадость.
Эх, как умно все-таки сделал Дягилев, что не оставил воспоминаний.)
А еще - не в тему - я вчера не выдержала и заказала на Амазоне книгу Кохно "Diaghilev and the Ballets Russes".
А Дягилев, понятное дело, к библиофильству шел - но я не очень верю, что абсолютно "не книжный" человек - а таким его описывает Бенуа - мог прийти к библиофильству. Да, мог читать относительно немногое и бессистемно, но задатки, наверняка были.
Да я тоже думаю, что библиофильство в Дягилеве просто дремало до поры до времени, заглушаемое другими увлечениями и заботами. Зато уж когда проснулось - тогда он развернулся вовсю. И что касается вообще его книжных пристрастий - кажется, это Схейен писал, что Дягилев - по крайней мере, в юности-молодости, - был читающим человеком, но читающим довольно бессистемно.
Бессистемное чтение, имхо, и есть самый нормальный способ знакомиться с книгами и учиться их любить. Система - это когда больше "надо", чем "хочется"...ну, или мне это так видится, потому что я сама бессистемно читала все подряд? )
Да я сама такая же - читаю бестолково и то, что интересно в данный конкретный момент. А "надо" - это школьная программа, ее я уже, слава богу, переросла.))
Лучше Нижинский, чем Кохно, - вот так мы утешим Лифаря.))) К тому же Нижинский - он безопасный соперник, он остался в прошлом, а Кохно-то тут, под боком (а еще и Игорь Маркевич), так что лучше Лифарю не зевать, а то мало ли что.))
И учитывая и их разрыв, и позднейшие далеко не безоблачные отношения... Но вот да, верно ты говоришь - не забыл и пытался что-то сделать. И это тоже очень трогательно.