Живи, а то хуже будет
Пересматривала кусочками "Русалочку", снова восхищалась великолепной трактирщицей-ведьмой и выразительным Сульпитиусом, снова пожимала плечами на принца - впрочем, есть известный смысл именно в том, что принц настолько невыразителен и на фоне остальных героев выглядит красивой куклой без чувств и без мыслей, правда, куклой хорошо воспитанной, и на том спасибо; - и снова, конечно, думала о прелестных и, вероятно, совсем незапланированных отношениях между принцессой и русалочкой. Уж скорее напрашивалась безудержная ревность принцессы и подстраивание ею всяких мелких и крупных пакостей, чтобы убрать невовремя объявившуюся соперницу. И поначалу все к тому и шло (не зря же принцесса приказала заточить русалочку в темницу), но сцена на балу разом переломила предсказанный ход событий. И принц стал третьим-лишним.
А потом я у себя в записной книжке нашла набросок маленького фика - как бы продолжение "Чешуек", выстроенное на одной, возможно, спорной, но не невозможной идее: ведь, если вдуматься, русалочка исчезает только для принца. Не зря же умирающий Сульпитиус говорит: "...но ты ее больше не увидишь никогда". И затем нам показывают все происходящее - глазами принца: русалочка тает, как дым, народ безмолвствует, а принцесса, увидев, что принц оглядывается растерянно, спрашивает: "Антуан, кого вы ищете?". И если для принца эти слова могут показаться знаком того, что все - и принцесса тоже - о русалочке забыли, как будто ее и вовсе не было, то со стороны принцессы все может выглядеть иначе: русалочка по-прежнему стоит рядом с нею, принцесса не знает, что принц больше не может ее увидеть - и тем более не может понять, что именно ее, русалочку, он сейчас и ищет. Потому и спрашивает: кого вы ищете, Антуан? А если фантазировать дальше - то можно додуматься даже до предположения, что теперь русалочку только принцесса и видит, потому что влюблена по-настоящему. И теперь принц может смело отваливать в путешествие и в погоню за недоступной и недосягаемой русалочкой, а принцесса, удачно выскочившая замуж, приобретшая капитал и русалочку, и сохранившая невинность, преспокойно останется в замке со своей милою.
А потом я у себя в записной книжке нашла набросок маленького фика - как бы продолжение "Чешуек", выстроенное на одной, возможно, спорной, но не невозможной идее: ведь, если вдуматься, русалочка исчезает только для принца. Не зря же умирающий Сульпитиус говорит: "...но ты ее больше не увидишь никогда". И затем нам показывают все происходящее - глазами принца: русалочка тает, как дым, народ безмолвствует, а принцесса, увидев, что принц оглядывается растерянно, спрашивает: "Антуан, кого вы ищете?". И если для принца эти слова могут показаться знаком того, что все - и принцесса тоже - о русалочке забыли, как будто ее и вовсе не было, то со стороны принцессы все может выглядеть иначе: русалочка по-прежнему стоит рядом с нею, принцесса не знает, что принц больше не может ее увидеть - и тем более не может понять, что именно ее, русалочку, он сейчас и ищет. Потому и спрашивает: кого вы ищете, Антуан? А если фантазировать дальше - то можно додуматься даже до предположения, что теперь русалочку только принцесса и видит, потому что влюблена по-настоящему. И теперь принц может смело отваливать в путешествие и в погоню за недоступной и недосягаемой русалочкой, а принцесса, удачно выскочившая замуж, приобретшая капитал и русалочку, и сохранившая невинность, преспокойно останется в замке со своей милою.
И вообще, это принцесса полфильма за русалочкой ухлестывала, а вовсе не принц.
Сульпитиуса жалко, ты права, Сульпитиус там замечательный. И принца тоже задвигает. Черт побери, сколько хороших людей крутилось вокруг русалочки, а она упорно продолжала любить принца. Упрямица.
Ну, а о ведьме и говорить нечего - она жжет и пепелит беспрестанно, с первого появления.
И фемслэш все-таки в каноне...почти что есть, ага.
А ведьму прям-таки хочется всю порезать на цитаты и отрывки. Эти интонации, эта герцогиня Корнуолльская, эта жадность по приниципу: "А хотя бы я и жадничаю! Зато от чистого сердца!"
Ура. Значит, не одна я такая двинутая, что вижу его и верю в него нерушимо.
И мне кажется, я поняла одну из главных фишек этого фильма: авторы взяли хрестоматийные, привычные, андерсоновские образы (или не андерсоновские, но архетипичные, сказочные) и вывернули их наизнанку. Пожалуй, под раздачу не попала только русалочка - и еще Сульпитиус (ну, он оригинальный герой вообще). Зато всем остальным досталось: и принц из героя стал довольно унылой тряпкой; и принцесса из нежной фиалки, влюбленной в принца, тоже стала весьма неоднозначной героиней; и ярче всего на ведьме эта перемена отразилась - как выясняется, она переживает за русалочку чуть ли не больше всех. А ведь по идее-то должна быть отрицательным персонажем, классической злой ведьмой, ан нет. И даже сохранившиеся андерсоновские страсти - "тебе будет так больно ходить, как по ножам" - она повторяет не по злобе, а вынужденно: "иначе ножки не сделаешь".
С другой стороны, когда Дисней приделал к "Русалочке" вместо хвоста - хэппи-энд, это было вполне по законам жанра, но - не цепляло.
А вот этот фильм - он, по моим понятиям, правильный: люди там остаются людьми, которым до сказок, чудес и вечных любовей... ну не дано подняться по большей части, да они обычно и не стараются. И сказка остается в руках совершеннейших маргиналов: самой русалочки, ведьмы да поэта-Сульпитиуса. Но фишка в том, что в сказке - истина, и к ней как-то невольно, не всегда и не все - но тянутся, пытаются ухватить. Вот та же принцесса совершенно очевидно - пытается (Потому и "Чешуйки" так канонично вписываются в эту вселенную, они как раз об этом). Принц тупой тормоз, он ничего не чувствовал, пока его всей мордой в эту сказку-истину не ткнули. Ну и, опять же закономерно, раз сам не умел почувствовать и разгадать, так уж и не получит никогда.
И логично, что сами "носители сказки" ничего реального не получают, а некоторые так и вовсе умирают. Но ведь они и не стремились _получить_, так что, в отличие от Андерсена, все выглядит как-то...не знаю, примиренно и гармонично. Хотя и печально.
Интересно, что в фильме совсем иначе разыграли тему спасения русалочки от смерти: если в сказке все было сурово - жизнь принца за ее жизнь, да еще чтоб непременно убила своими руками, да и в результате - возвращение в русалочий облик; то в фильме сыграли в эту игру - жизнь за жизнь - со всеми героями, всем, собственно, была дана возможность сделать выбор. И обмен вышел равноценным: теперь русалочка возвращалась не к прежнему существованию, а переходила на новую ступень (в общем-то, становилась одной из тех душ, что у Андерсона, только не кающейся, а вечной и свободной). Это как-то... справедливее, что ли. Умирающий "носитель сказки" (очень здорово ты это сказала) делает так, чтобы сказка продолжилась - хотя бы ценой его жизни.
А еще любопытно - нам ни разу не показывают, как русалочка относится к Сульпитиусу, чувствует ли она хоть что-то к нему. Любовь ее к принцу - показана, отношения с принцессой - тоже (собственно, русалочка и общается больше всего именно с нею). Но когда Сульпитиус умирает, нам так и не показывают реакцию русалочки, и что она чувствует, когда видит его смерть - непонятно. И непонятно, благодарна ли она за то, что он сохранил ей жизнь, или горюет - потому что эта жизнь означает вечную разлуку с принцем.
А Андерсен вообще был из тех сказчников, которых надо приглашать к детям, если хочешь вырастить из них меланхоликов
Умирающий "носитель сказки" (очень здорово ты это сказала) делает так, чтобы сказка продолжилась - хотя бы ценой его жизни.
Что возвращает нас к такому же примерно финалу "Сказки странствий". И, по-моему, это сурово, но честно: человек отдает жизнь за то, что ему дороже жизни, и, в общем, не жалеет ни о чем. И умирает не зря, что-то в результате происходит, причем такое... сказочное. Это даже не "жизнь за жизнь", а "жизнь за чудо", за восстановление какой-то мировой справедливости, что ли? Пусть эта справедливость и не ивдна почти никому из окружающих...
А что русалочка на Сульпитиуса не реагирует... ну, знаешь, она всю дорогу воспринимала его как кого-то само собой разумеющегося. Он - один из ее мира, он друг, на него можно опереться. Но русалочка же мечтательница, ее тянет не к своему, к чужому миру, к людям. Но вот когда он умирает, мне хочется додумать ситуацию так: она принимает его жертву как принимала все, что он для нее делал, без вопросов. Не потому, что не замечает его или того, что он делает, а потому что полагается на него безоговорочно. Он для нее в какой-то мере - часть ее, хоть это и бредово звучит... И потом, мы ведь выяснили, русалочка никуда не ушла и ничего не потеряла - это принц потерял
Что возвращает нас к такому же примерно финалу "Сказки странствий". И, по-моему, это сурово, но честно: человек отдает жизнь за то, что ему дороже жизни, и, в общем, не жалеет ни о чем.
Но в "Сказке странствий" этот финал обостряет горе Марты от смерти Орландо. Очень верно ты сказала - что Сульпитиус для русалочки - часть ее самой; можно даже пойти дальше и придти к выводу, что с его смертью она его не утрачивает окончательно. Из физического мира он исчезает, но переходит в мир трансцендентальный, к которому отчасти принадлежит теперь и сама русалочка (хотя она может существовать теперь в обоих мирах). Она не теряет Сульпитиуса; в конце концов всем воздается по делам их, и принц получает возмездие за свою слепоту, слабость и равнодушие.
А в "Сказке странствий" - мне кажется - финал все-таки безнадежнее, несмотря на воскрешение души Орландо - в теле брата Марты. Уж слишком силен контраст между ними. И смерть Орландо кажется окончательной.
И потом - брат есть брат, а вот между Мартой и Орландо любовь, мне чудится, была совсем не братская...
И потом - брат есть брат, а вот между Мартой и Орландо любовь, мне чудится, была совсем не братская...
Подписываюсь. Но... что делать? Тело-то умерло, так хоть душа осталась. И все равно Марту жалко-жалко-жалко. Брат - это только брат (инцест не предлагать!
Об Эльзе с лебедями - ой, здорово, что тебе эта сказка тоже нравится.
Кстати, на slashfiction.ru валялся очень симпатичный фанфик "по мотивам" "Диких лебедей" - про принца из сказки "Свинопас" и младшего братика Эльзы, который остался с лебединым крылом. Низкорейтинговый и очень милый. Назывался "Принцы датские". И там же лежит еще фик "Три слоя вишневой пенки" - по "Тени" Шварца, я тебе когда-то о нем рассказывала. Тоже очень хороший.
Да-а, - сказала русалочка печально, - вот бы и у моего принца были такие же взгляды на женщин!" Эх... боюсь, ее бы не устроил принц, который женился бы на ней вот таким образом, а при первом подозрении потащил на костер...разве о такой любви мечтала бедняжка?
А фики надо будет посмотреть, надо, особенно идея Принцев датских мне нравится
А русалочка, конечно, о костре не мечтала - но мечтала о таком принце, который и без голоса бы обо всем догадался и даже в немую, но хорошенькую, влюбился бы по уши. Хотя... если принц дурак, то даже голос не поможет. Вон, в фильме же голос есть - а принц все равно чурбан чурбаном и ни о чем не догадывается.
А Орландо с Мартой - да, идеальная пара, и ругалась она на него, мечтателя и фантазера, совершенно правильно. Эх, черт возьми, так бы хорошо они могли вместе жить, если бы... если бы. И даже АУ не сочинишь, потому что все заверчено накрепко и развернуться может только в одну сторону. Тут уж такая торговля с судьбой идет: все Марте достаться не может, только кто-нибудь один - либо Орландо, либо брат.
Касательно принцев русалочьих - э, не в голосе там дело, а в голове. Если у принца мозгов нет, так чужие не вложишь, и точно такая же ситуация с сердцем. Один экстерьер и остается, и еще вопрос: почему же русалочка запала на такой краисвый и такой пустой орешек?
Про Орландо и Марту, опять- таки, подписываюсь. Такая история, что кто-то непременно должен расплатиться собой. И вообще, это история про роман Совести (которая - Марта) и Мечты (которая - Орландо), только этих двух. Третьему там по-любому не место, и в одиночестве кто-то остаться не может, будет беспросветно.
Что же до русалочки - то наивная она была, в принцах (да и в людях вообще) не разбиралась, вот и запала на красивую статую. А когда влюблен по уши, то домыслить ворох богатых душевных качеств у предмета любви - пара пустяков. Правда, потом разочарование неизбежно, если выяснится, что на самом деле все эти прелести души существовали только у тебя в голове.
Но русалочке и разочаровываться не пришлось: прикончил ее Андерсен раньше.:Е
И про Орландо и Марту - да, и как бы Марта ни любила Орландо, долг (и совесть) сильнее. Если б ей пришлось выбирать, она все равно выбрала бы брата.
Оба ребянка из " Сказки Странствий" были сиротками-беспризорниками. Не факт ведь, что на самом деле родные брат с сетрой, вполне возможно, что вместе просто росли (ну, до момента похищения).
Так что, быть может, и не так все грустно в финале, по крайней мере я очень хочу в это верить)
Ну, просто они даже, как обычно в фильмах делают родные брат с сестрой, про маму с папой не говорили никогда. Или я путаю и было дело?
Просто да, я очень чувствительное создание, и мне искренне хочется верить в хэппи-энд)
А мне было так жаль Орландо, что после его смерти уж никакой хеппи-энд не кажется мне убедительным...(