02:34

Живи, а то хуже будет
Пересматривала кусочками "Русалочку", снова восхищалась великолепной трактирщицей-ведьмой и выразительным Сульпитиусом, снова пожимала плечами на принца - впрочем, есть известный смысл именно в том, что принц настолько невыразителен и на фоне остальных героев выглядит красивой куклой без чувств и без мыслей, правда, куклой хорошо воспитанной, и на том спасибо; - и снова, конечно, думала о прелестных и, вероятно, совсем незапланированных отношениях между принцессой и русалочкой. Уж скорее напрашивалась безудержная ревность принцессы и подстраивание ею всяких мелких и крупных пакостей, чтобы убрать невовремя объявившуюся соперницу. И поначалу все к тому и шло (не зря же принцесса приказала заточить русалочку в темницу), но сцена на балу разом переломила предсказанный ход событий. И принц стал третьим-лишним.
А потом я у себя в записной книжке нашла набросок маленького фика - как бы продолжение "Чешуек", выстроенное на одной, возможно, спорной, но не невозможной идее: ведь, если вдуматься, русалочка исчезает только для принца. Не зря же умирающий Сульпитиус говорит: "...но ты ее больше не увидишь никогда". И затем нам показывают все происходящее - глазами принца: русалочка тает, как дым, народ безмолвствует, а принцесса, увидев, что принц оглядывается растерянно, спрашивает: "Антуан, кого вы ищете?". И если для принца эти слова могут показаться знаком того, что все - и принцесса тоже - о русалочке забыли, как будто ее и вовсе не было, то со стороны принцессы все может выглядеть иначе: русалочка по-прежнему стоит рядом с нею, принцесса не знает, что принц больше не может ее увидеть - и тем более не может понять, что именно ее, русалочку, он сейчас и ищет. Потому и спрашивает: кого вы ищете, Антуан? А если фантазировать дальше - то можно додуматься даже до предположения, что теперь русалочку только принцесса и видит, потому что влюблена по-настоящему. И теперь принц может смело отваливать в путешествие и в погоню за недоступной и недосягаемой русалочкой, а принцесса, удачно выскочившая замуж, приобретшая капитал и русалочку, и сохранившая невинность, преспокойно останется в замке со своей милою.

@темы: Русалочка, фики

Комментарии
02.01.2011 в 03:22

low capacity person
Ух ты, как интересно события предстают, если с этой стороны посомтреть... Ты напиши, напиши)))
02.01.2011 в 14:00

Живи, а то хуже будет
jf,j, не-а, мне лень, а вернее - некогда.:) А еще вернее - у меня есть наброски, где в общих чертах все это изложено, и уже нет особого желания писать все подробнее. Стимула нет. Потому что в результате получается чисто фанфично-шипперская радость.:)
02.01.2011 в 15:48

М-ль Люсиль , вот бедный принц-то как... лоханулся! До сих пор по миру бегает, русалочку ищет. А на него все, начиная с жены, пальцами тычут: "Да он свихнулся. Кто-нибудь, позовите психиатра". А русалочка молча жалеет бедного... но он же ее не видит!
02.01.2011 в 16:01

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, но ведь так и получается! Ведь Сульпитиус-то говорит только принцу, что он ее никогда больше не увидит. А жена в него и пальцем не тычет, жене, по-моему (нет, ну даже без всяких фемслэшных домыслов), только лучше, если муж у нее будет де-юре, а не де-факто.:)
И вообще, это принцесса полфильма за русалочкой ухлестывала, а вовсе не принц.:)
02.01.2011 в 18:10

Вот то-то и оно, что за русалочкой ухаживала принцесса! Принцу надо было не валять дурака, а самому этим заниматься, а он прохлопал ушами. И, кстати, а на кой ему и теперь русалочка? Или это он по принципу "За кем-нибудь ведь надо гоняться"?
02.01.2011 в 18:20

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, не, ну он ее типа так любил, так любил... просто сам об этом не знал, а теперь-то у него глаза резко открылись. Ха! Да плевать ему было на всех: и на принцессу, и на русалочку. Я уж скорее поверю, что рыцарь Адельберт был в принцессу больше влюблен.
03.01.2011 в 00:38

У рыцаря Адельберта если не любовь, то хоть амбиция была :) Но он был хам и свинья, увы, так что и ему ничего не обломилось поделом. Как ни крути, из кавалеров в этой сказке один Сульпитиус - человек (и тот умер :( ). А вот дамы гораздо приятнее: и сама русалочка, и ведьма эта роскошная, двоюродная сестра Солохи, и принцесса тоже ничего.
03.01.2011 в 01:15

Живи, а то хуже будет
Принцесса, конечно, сделана стервой и лгуньей, но - что любопытно - она сама признает это в разговоре с русалочкой. И вообще, ведет себя стервозно скорее по отношению к женихам, чем к русалочке. Черт, люблю я последнюю сцену: пока Сульпитиус дерется с принцем, принцесса русалочку хватает за плечи и держит крепко-крепко, не отпускает. И нисколько не волнуется - убьют принца, не убьют.
Сульпитиуса жалко, ты права, Сульпитиус там замечательный. И принца тоже задвигает. Черт побери, сколько хороших людей крутилось вокруг русалочки, а она упорно продолжала любить принца. Упрямица.:)
Ну, а о ведьме и говорить нечего - она жжет и пепелит беспрестанно, с первого появления.:) "Мальчик, тебе повезло: я и есть ведьма" - какие интонации, какое лицо! Ммм, приятно вспомнить.:)
03.01.2011 в 13:39

Так принцесса же вообще в своем, женском, кругу - вполне откровенна и не так уж плоха. А что перед женихами выставляется, так ведь сама о том вздыхает: и не хочется, а надо, надо... Роль такая. Готовим, девки, новый турнир, чтоб черти всё побрали! :poka:
И фемслэш все-таки в каноне...почти что есть, ага.
А ведьму прям-таки хочется всю порезать на цитаты и отрывки. Эти интонации, эта герцогиня Корнуолльская, эта жадность по приниципу: "А хотя бы я и жадничаю! Зато от чистого сердца!"
03.01.2011 в 13:50

Живи, а то хуже будет
И фемслэш все-таки в каноне...почти что есть, ага.

Ура. Значит, не одна я такая двинутая, что вижу его и верю в него нерушимо.:)
И мне кажется, я поняла одну из главных фишек этого фильма: авторы взяли хрестоматийные, привычные, андерсоновские образы (или не андерсоновские, но архетипичные, сказочные) и вывернули их наизнанку. Пожалуй, под раздачу не попала только русалочка - и еще Сульпитиус (ну, он оригинальный герой вообще). Зато всем остальным досталось: и принц из героя стал довольно унылой тряпкой; и принцесса из нежной фиалки, влюбленной в принца, тоже стала весьма неоднозначной героиней; и ярче всего на ведьме эта перемена отразилась - как выясняется, она переживает за русалочку чуть ли не больше всех. А ведь по идее-то должна быть отрицательным персонажем, классической злой ведьмой, ан нет. И даже сохранившиеся андерсоновские страсти - "тебе будет так больно ходить, как по ножам" - она повторяет не по злобе, а вынужденно: "иначе ножки не сделаешь".
03.01.2011 в 14:15

Вот за эти "перевороты" я больше всего фильм и люблю. Ну, мы как-то уж обсуждали эту тему: андерсоновская "Русалочка" мне никогда не нравилась. Какая-то она... не знаю, удивительно несправедливая, а эти сонмы кающихся душ в финале, к которым причисляют и русалочку - хуже всего. Что за бляха-муха: души у нее, видите ли, нету крещеной-христианской, пускай помыкается лет двести, пока "примут в свет"! Ханжество, и только. И вообще вся сказка на мой тогда еще детский непросвященный вкус показалась уныло-мазохистичной. Русалочка мучается, а всем пофиг. (Смешно, одновременно почти я читала сказки Уайльда, и от его истории про рыбака и маленькую деву морскую была в восторге).
С другой стороны, когда Дисней приделал к "Русалочке" вместо хвоста - хэппи-энд, это было вполне по законам жанра, но - не цепляло.
А вот этот фильм - он, по моим понятиям, правильный: люди там остаются людьми, которым до сказок, чудес и вечных любовей... ну не дано подняться по большей части, да они обычно и не стараются. И сказка остается в руках совершеннейших маргиналов: самой русалочки, ведьмы да поэта-Сульпитиуса. Но фишка в том, что в сказке - истина, и к ней как-то невольно, не всегда и не все - но тянутся, пытаются ухватить. Вот та же принцесса совершенно очевидно - пытается (Потому и "Чешуйки" так канонично вписываются в эту вселенную, они как раз об этом). Принц тупой тормоз, он ничего не чувствовал, пока его всей мордой в эту сказку-истину не ткнули. Ну и, опять же закономерно, раз сам не умел почувствовать и разгадать, так уж и не получит никогда.
И логично, что сами "носители сказки" ничего реального не получают, а некоторые так и вовсе умирают. Но ведь они и не стремились _получить_, так что, в отличие от Андерсена, все выглядит как-то...не знаю, примиренно и гармонично. Хотя и печально.
03.01.2011 в 14:38

Живи, а то хуже будет
Меня Диснеевский хеппи-энд не цеплял, наверно, еще и потому, что мне принц этот нигде не нравился - ни у Андерсона, ни тем паче в Диснее (там вообще эти принцы, за малым исключением, чертовски унылое зрелище), ни даже в японской анимешной Русалочке (ибо даже там он лох). Любовь зла, и все такое, но ему до русалочки было, как до Луны пешком. Он ее не стоил. А собственно сказка андерсоновская мне, пожалуй, даже нравилась (правда, нужно сделать скидку на то, что в том варианте, который я читала в детстве, сонмы кающихся душ были нафиг вырезаны, поэтому христианская пропаганда прошла мимо меня) - меня привлекала эстетика романтичной и безнадежной любви; да и нотки садо-мазохизма, пожалуй, тоже (у Андерсона в сказках вообще этого добра завались, не только в Русалочке).
Интересно, что в фильме совсем иначе разыграли тему спасения русалочки от смерти: если в сказке все было сурово - жизнь принца за ее жизнь, да еще чтоб непременно убила своими руками, да и в результате - возвращение в русалочий облик; то в фильме сыграли в эту игру - жизнь за жизнь - со всеми героями, всем, собственно, была дана возможность сделать выбор. И обмен вышел равноценным: теперь русалочка возвращалась не к прежнему существованию, а переходила на новую ступень (в общем-то, становилась одной из тех душ, что у Андерсона, только не кающейся, а вечной и свободной). Это как-то... справедливее, что ли. Умирающий "носитель сказки" (очень здорово ты это сказала) делает так, чтобы сказка продолжилась - хотя бы ценой его жизни.
А еще любопытно - нам ни разу не показывают, как русалочка относится к Сульпитиусу, чувствует ли она хоть что-то к нему. Любовь ее к принцу - показана, отношения с принцессой - тоже (собственно, русалочка и общается больше всего именно с нею). Но когда Сульпитиус умирает, нам так и не показывают реакцию русалочки, и что она чувствует, когда видит его смерть - непонятно. И непонятно, благодарна ли она за то, что он сохранил ей жизнь, или горюет - потому что эта жизнь означает вечную разлуку с принцем.
03.01.2011 в 15:13

Принц - лох, не без того. Ну, а что ему делать, если еще Андерсон прописал ему роль... принцессы :) Обычно в сказке рыцарь спасает девицу, ухаживает за ней, добивается внимания и любви, жертвует собой, а принцесса... ее дело маленькое: сидеть и ждать, пока спасут и уговорят замуж. (Мне, кстати, такой расклад никогда особенно не, за что и люблю Лину Инверс :) ) Но уж когда сидеть и ждать полагается принцу, всему такому прекрасному, а вкалывает, борется и по ножам ходит маленькая русалочка... картина, думаю, ясна" (с). И ни в одной экранизации этого преодолеть не удалось, но в обсуждаемом фильме из слабого места истории сделали сильное :)
А Андерсен вообще был из тех сказчников, которых надо приглашать к детям, если хочешь вырастить из них меланхоликов :) Видимо, я для него всегда была слишком толстокожим и веселым ребенком, потому что кроме "Снежной королевы" не прониклась ничем, да и та была, скорее, в пересказе Шварца. Помню, как меня угнетала "Ель" и еще эта замечательная садистская сказочка, где мать умершего ребенка ищет Смерть, чтобы попросить о встрече с ушедшим дитятей. Гррр! Ну да бог с ним. :)


Умирающий "носитель сказки" (очень здорово ты это сказала) делает так, чтобы сказка продолжилась - хотя бы ценой его жизни.
Что возвращает нас к такому же примерно финалу "Сказки странствий". И, по-моему, это сурово, но честно: человек отдает жизнь за то, что ему дороже жизни, и, в общем, не жалеет ни о чем. И умирает не зря, что-то в результате происходит, причем такое... сказочное. Это даже не "жизнь за жизнь", а "жизнь за чудо", за восстановление какой-то мировой справедливости, что ли? Пусть эта справедливость и не ивдна почти никому из окружающих...
А что русалочка на Сульпитиуса не реагирует... ну, знаешь, она всю дорогу воспринимала его как кого-то само собой разумеющегося. Он - один из ее мира, он друг, на него можно опереться. Но русалочка же мечтательница, ее тянет не к своему, к чужому миру, к людям. Но вот когда он умирает, мне хочется додумать ситуацию так: она принимает его жертву как принимала все, что он для нее делал, без вопросов. Не потому, что не замечает его или того, что он делает, а потому что полагается на него безоговорочно. Он для нее в какой-то мере - часть ее, хоть это и бредово звучит... И потом, мы ведь выяснили, русалочка никуда не ушла и ничего не потеряла - это принц потерял :)
03.01.2011 в 15:39

Живи, а то хуже будет
Ах, Андерсен, сочинитель страшных сказочек! "Ель" мне в детстве как-то не попалась, а сказочку про мать и умершего ребенка я читала уже в юности, когда шкура уже наросла. В детстве, помню, на меня огромное впечатление производила сказка "Ромашка" - про бедного жаворонка, умершего от жажды. Бррр, умел Андерсен выжимать слезы из чувствительных детей.:) "Снежную королеву" я тоже помню больше по Шварцу - спасибо замечательному фильму, в свое время засмотренному до дыр. А вообще - ну, ты знаешь - я у Андерсена люблю очень сказку "Дикие лебеди" про Эльзу и ее братьев. Хотя это тоже садистская история, но, на мой вкус, настроенческая и завораживающая - со всеми этими кладбищами, крапивой, кострами. И - что редко у Андерсена бывает - с хорошим концом.:) И любопытно, в ней тоже активная роль принадлежит героине, а возлюбленный-король играет пассивную и не самую приятную роль, обрекая Эльзу на смерть.

Что возвращает нас к такому же примерно финалу "Сказки странствий". И, по-моему, это сурово, но честно: человек отдает жизнь за то, что ему дороже жизни, и, в общем, не жалеет ни о чем.

Но в "Сказке странствий" этот финал обостряет горе Марты от смерти Орландо. Очень верно ты сказала - что Сульпитиус для русалочки - часть ее самой; можно даже пойти дальше и придти к выводу, что с его смертью она его не утрачивает окончательно. Из физического мира он исчезает, но переходит в мир трансцендентальный, к которому отчасти принадлежит теперь и сама русалочка (хотя она может существовать теперь в обоих мирах). Она не теряет Сульпитиуса; в конце концов всем воздается по делам их, и принц получает возмездие за свою слепоту, слабость и равнодушие.
А в "Сказке странствий" - мне кажется - финал все-таки безнадежнее, несмотря на воскрешение души Орландо - в теле брата Марты. Уж слишком силен контраст между ними. И смерть Орландо кажется окончательной.
И потом - брат есть брат, а вот между Мартой и Орландо любовь, мне чудится, была совсем не братская...
03.01.2011 в 16:06

А, я и забыла про "Диких лебедей"! Вот их, как ни странно, тоже люблю. В детстве книжка была, с прекрасными иллюстрациями, до дыр ее зачитала :) Но там хэппи-энд, там всем обломилось счастье, хотя королю, по справедливости. следовало бы надавать по суслам! Шовинистическая свинья: сперва тащит девушку к алтарю (не спросив, между прочим, есть ли у нее другие жизненные планы и вообще - любит она его или как?), потом подозревает в чем попало, потом тащит на костер... на месте двенадцати братьев я бы с зятем разобралась. :nunu: Но вообще сказка готишная, с приключениями, с превращениями... прямо будто и не Андерсен вовсе :) Хотя вот в детстве я готова была при хэппи-энде этой сказки, порадовавшись за Эльзу, все-таки вздохнуть, как героиня "Барьера": "Но ведь лебеди - летают".

И потом - брат есть брат, а вот между Мартой и Орландо любовь, мне чудится, была совсем не братская...
Подписываюсь. Но... что делать? Тело-то умерло, так хоть душа осталась. И все равно Марту жалко-жалко-жалко. Брат - это только брат (инцест не предлагать! :) )
03.01.2011 в 16:22

Живи, а то хуже будет
Нет-нет, не надо никакого инцеста, не надо. Тем более, что и брат-то - так себе, рядом с Орландо и не валялся.:) Марту жаль безумно. Требую... эх, даже и не знаю, чего тут можно потребовать. Сожжение тела перечеркивает все возможные варианты в духе "не так все было, умер, но не совсем". Ни одной лазейки не осталось. Так что можно только вспоминать о том, что было - а было много хорошего. (фанфик все равно хочу, хотя и не знаю, что ж там можно написать все равно)
Об Эльзе с лебедями - ой, здорово, что тебе эта сказка тоже нравится.:) Что королю надо бы надавать по суслам - согласна, ведет он себя, как последний свинтус. Если уж девушка немая, так с ней все что хочешь можно делать ("Да-а, - сказала русалочка печально, - вот бы и у моего принца были такие же взгляды на женщин!"), да? Паразит.:)
Кстати, на slashfiction.ru валялся очень симпатичный фанфик "по мотивам" "Диких лебедей" - про принца из сказки "Свинопас" и младшего братика Эльзы, который остался с лебединым крылом. Низкорейтинговый и очень милый. Назывался "Принцы датские". И там же лежит еще фик "Три слоя вишневой пенки" - по "Тени" Шварца, я тебе когда-то о нем рассказывала. Тоже очень хороший.:)
03.01.2011 в 16:57

Ну, брат, конечно, Орландо не чета, но ведь тот - вообще удивительный. И дуэт Орландо-Марта был совершеннейшим совершенством, несмотря на вечный крик и ругань (ибо ругань была по делу!). Но ситуация ужасна: действительно, всё построено так, что ни малейшей лазейки в каноне нет :( И фик неизвестно про что писать, потому что все сказано, ни добавить, ни отнять.
Да-а, - сказала русалочка печально, - вот бы и у моего принца были такие же взгляды на женщин!" Эх... боюсь, ее бы не устроил принц, который женился бы на ней вот таким образом, а при первом подозрении потащил на костер...разве о такой любви мечтала бедняжка?
А фики надо будет посмотреть, надо, особенно идея Принцев датских мне нравится :)
03.01.2011 в 17:02

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, фики очень милые, посмотри обязательно.:) Про принцев датских вообще сказка с хеппи-эндом, а по "Тени" кое-что помрачнее, но с настроением и изящными играми слов и отсылочками.:)
А русалочка, конечно, о костре не мечтала - но мечтала о таком принце, который и без голоса бы обо всем догадался и даже в немую, но хорошенькую, влюбился бы по уши. Хотя... если принц дурак, то даже голос не поможет. Вон, в фильме же голос есть - а принц все равно чурбан чурбаном и ни о чем не догадывается.:)
А Орландо с Мартой - да, идеальная пара, и ругалась она на него, мечтателя и фантазера, совершенно правильно. Эх, черт возьми, так бы хорошо они могли вместе жить, если бы... если бы. И даже АУ не сочинишь, потому что все заверчено накрепко и развернуться может только в одну сторону. Тут уж такая торговля с судьбой идет: все Марте достаться не может, только кто-нибудь один - либо Орландо, либо брат.
03.01.2011 в 17:16

Прочитала Принцев датских, получила удовольствие :) Автор знает, что такое ненавязчивый сказочный стиль 19 века и вовсю этим пользуется, молодец!

Касательно принцев русалочьих - э, не в голосе там дело, а в голове. Если у принца мозгов нет, так чужие не вложишь, и точно такая же ситуация с сердцем. Один экстерьер и остается, и еще вопрос: почему же русалочка запала на такой краисвый и такой пустой орешек?

Про Орландо и Марту, опять- таки, подписываюсь. Такая история, что кто-то непременно должен расплатиться собой. И вообще, это история про роман Совести (которая - Марта) и Мечты (которая - Орландо), только этих двух. Третьему там по-любому не место, и в одиночестве кто-то остаться не может, будет беспросветно.
03.01.2011 в 17:24

Живи, а то хуже будет
А, здорово-здорово, что тебе понравилось!:) Вообще, мальчик с лебединым крылом - это (если не включать рациональное мышление, а оставить только романтическое) определенный кинк. Нечто легкое, надмирное и прелестное... очень сказочное и очень в духе Андерсена.:)
Что же до русалочки - то наивная она была, в принцах (да и в людях вообще) не разбиралась, вот и запала на красивую статую. А когда влюблен по уши, то домыслить ворох богатых душевных качеств у предмета любви - пара пустяков. Правда, потом разочарование неизбежно, если выяснится, что на самом деле все эти прелести души существовали только у тебя в голове.
Но русалочке и разочаровываться не пришлось: прикончил ее Андерсен раньше.:Е
И про Орландо и Марту - да, и как бы Марта ни любила Орландо, долг (и совесть) сильнее. Если б ей пришлось выбирать, она все равно выбрала бы брата.
28.11.2011 в 08:55

Even if you cannot hear my voice, I'll be right beside you, dear.
Я очень-очень извиняюсь,что вмешиваюсь, но тут ведь такое дело..
Оба ребянка из " Сказки Странствий" были сиротками-беспризорниками. Не факт ведь, что на самом деле родные брат с сетрой, вполне возможно, что вместе просто росли (ну, до момента похищения).
Так что, быть может, и не так все грустно в финале, по крайней мере я очень хочу в это верить)
28.11.2011 в 12:29

Живи, а то хуже будет
The Mad Fatter, ну, тем (в том числе) и хороша Сказка Странствий, что каждый может толковать ее финал по-своему.) Хотя все-таки я думаю, что Марта и Май - родные брат с сестрой. Ну, вернее, я это принимаю, как данность, ведь в фильме они представлены родными.)
29.11.2011 в 09:24

Even if you cannot hear my voice, I'll be right beside you, dear.
[L]М-ль Люсиль[/LЭто да, недавно вот пересматривали-поражались *__*.
Ну, просто они даже, как обычно в фильмах делают родные брат с сестрой, про маму с папой не говорили никогда. Или я путаю и было дело?
Просто да, я очень чувствительное создание, и мне искренне хочется верить в хэппи-энд)
29.11.2011 в 12:44

Живи, а то хуже будет
The Mad Fatter, ну, нет, насколько я помню, про маму-папу речь не шла, но так ведь в сказках часто так и бывает: брат и сестра родные, и это данность, родители неизвестны. Да и некогда им было о родителях-то поговорить... и не к чему.))
А мне было так жаль Орландо, что после его смерти уж никакой хеппи-энд не кажется мне убедительным...(
29.11.2011 в 14:05

М-ль Люсиль, присоединяюсь :) Хэппи-энда без Орландо там быть не может, сценаристы это сами ущучили и вывернулись из положения, как сумели. Но... мало этого, мало.
29.11.2011 в 14:08

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, я бы даже сказала, недостаточно совсем. Даже с душой Орландо Май - не Орландо никак. Эх... ну вот, опять захотелось чего-нибудь такого про Марту с Орландо. А где же это взять?(
29.11.2011 в 14:13

М-ль Люсиль, негде. Да, главное, и что там было бы сочинять? Ужас в том, что в фильме как будто бы ВСЕ сказано. Ни добавить, ни отнять.
29.11.2011 в 14:15

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, вот-вот. Да мы уж об этом говорили: в фильме все есть, и ничего нового вписать нельзя - нет лазейки. И так оно, наверно, и к лучшему. Но только душа все равно иногда просит чего-то... чего-то хорошего.
29.11.2011 в 14:19

М-ль Люсиль, Ну...тогда можно пересмотреть фильм? :)
29.11.2011 в 14:22

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, можно. Это завсегда пожалуйста.:) Со всем нашим удовольствием.