После бличеспойлеров, скорее всего, все-таки истинных, пришло мне в голову, что Кубо своих героев убивать не только не любит, но и не умеет. В первой арке Блича смертей, в сущности, не было, кроме "флэшбековых" Масаки, Кайена и Хисаны, и те были поданы довольно умело и к месту, без чрезмерного надрыва и трагичности... и без банальщины. Вроде бы, конечно, что-то такое уже видел, ну да ладно, все равно трогает. Сейчас же, когда Кубо начал постепенно ликвидировать более-менее главных персонажей, выяснилось, что сценарий смерти у него один: умирающий произносит красивые слова, просит прощения, умирает - и над телом смахивают слезу особы, некогда к этому телу приближенные. Красиво. Трагично. Но очень обыкновенно.
И мне вспомнилось, как обставлены смерти главных и не очень главных героев в ЛОГГ - понятно, новый фэндом, с чем и сравнивать, как не с ним. И не только смерти, но и реакция на них. И ведь кое-где эта реакция прошибает сильнее смерти.
Под катом, потому что много спойлеров к ЛОГГЯ вспоминаю в первую очередь смерть Яна Вэньли, конечно. Есть в ЛОГГ эта удивительная для сегодняшних манг и аниме особенность - отсутствие страха перед спойлерами о смертях. К гибели Яна нас подводят несколько серий, и прямо указывают - в следующем эпизоде он умрет. И я помню по себе: уже знаешь, что умрет, уже ждешь, что сейчас, сейчас - а все равно эта смерть ударяет сильнее, чем любая "непредвиденная" гибель. Не только потому, что уходит самый светлый, самый чудесный человек во всей вселенной ЛОГГ - человек, которого действительно начинаешь любить, пока смотришь сериал, любить именно как человека, а не как харизматичного и клевого персонажа. Но и потому еще, что понимаешь, каким ударом становится его смерть для остальных героев - для тех, кто тоже его любил.
И это ощущение потери, это переживание героями своей потери - передано в ЛОГГ так, что в горле ком встает. Как верно, как психологически точно - и как по-разному реагируют все, узнавая, что Яна больше нет. И оттого, что так много людей, любивших его - то и потерю эту переживают многие, и ты сам переживаешь вместе с ними снова и снова то, о чем, собственно говоря, узнал первым. Хочется перебирать детали: как у Юлиана дрожат колени, когда он видит мертвого Яна; как Шёнкопф, только что попрощавшийся с умирающим Блюмхартом и сдерживающий слезы, говорит срывающимся голосом: "Я не желаю играть в трагедии" - и отдает честь погибшему Яну, и рука у него тоже дрожит; как неумело плачет Кассельн; как Юлиан входит в палату, чтобы сказать Фредерике, что Яна больше нет - и до ее вопроса "Ведь он умер, правда?" - слышит только удары своего сердца. И, конечно, сама Фредерика, даже не плачущая вначале, ни слезинки не роняющая. Как-то привыкаешь в аниме к быстрой реакции на смерть героев: любимая женщина, узнав, что друга-мужа-возлюбленного больше нет, сразу начинает плакать навзрыд. Но в ЛОГГ это сделано, мне кажется, точнее, вернее как-то - слишком велик удар, чтобы его осознать и понять, и она не плачет сразу. Она будто оглушена. Но когда в конце серии она все-таки рыдает - это бьет еще больнее.
И совсем не то ощущение, когда умирает Лоэнграмм. Оттого, может быть, что к его смерти нас подводили еще дольше и вполне убедительно доказывали, что делать ему на этой земле больше нечего. Ян умел и хотел жить в мире, но ему пришлось умереть - и это кажется несправедливым и жестоким. Лоэнграмм в мире жить не умел, учиться не хотел, и, завоевав все, что можно, начал чахнуть - так что его смерть вполне логична. Он в ней сам отчасти виноват. И никто не горюет о нем так, как горевали по Яну - просто потому, что никто его и не любил так.
Если вдуматься, то Лоэнграмма жаль - ему в жизни не досталось простой любви. Даже к Кирхиайсу он был, кажется, привязан сильнее, чем сам Кирхиайс - к нему. Адмиралы-маршалы - уважали, восхищались, преклонялись, но он был для них в первую очередь символом, одной из многих масок - "император", "полководец", "стратег", "завоеватель", выбирай на любой вкус. Сестра - если и любила, то очень мало выказывала эту любовь в последние годы его жизни. Хильда... ну, даже Хильда - не любила, нет. Можно признать, что она была очарована императорским величием, влюблена в мантию, но после одной-единственной ночи - если судить по ее поведению - и эта влюбленность испарилась. Долг перед государством остался, как же иначе. Уважение осталось, куда же без него. А вот любви к Лоэнграмму - либо нет вовсе, либо она умело скрыта.
А что касается Оберштайна - то тут я избавлюсь от шипперских домыслов и скажу просто: черт его знает, что там думал Оберштайн и что за чувства к Лоэнграмму испытывал. Ему ведь и не довелось пережить смерть своего императора: и можно поспорить, специально ли он так рассчитал, случайно ли просчитался. Скорее всего, все-таки неслучайно. Не такой был человек Оберштайн, чтобы допускать ошибки.
Можно еще долго говорить о смертях в ЛОГГ - уж чего-чего, а их там хватает. Мне вспоминается нежданная смерть Джессики - такая быстрая и незаметная, будто мимоходом, без всяких прощальных слов и крупных планов, настоящая "случайная" смерть совсем не проходной героини. Мне вспоминается смерть адмирала Бьюкока - гордая и спокойная смерть без капельки пафоса, перед императором и его командой, которые пафосом насквозь пропитались. И Кирхиайс - в "старой" рисовке, тяжело дышащий в предсмертной тоске. И Патричев. И Блюмхарт. И Шёнкопф. И еще кто только не... Так выходит, что вспоминаются-то все чаще герои из Союза, не из империи, хотя с имперской стороны умирают не меньше. Но там со смертью Яна может потягаться (но не сравниться) разве что смерть Ройенталя - потому что тоже находятся люди, которые любили его.
Но, пожалуй, ЛоГГ и Блич тут сравнивать не совсем логично, даже не потому, что жанры разные, а просто уровень пафосности Блича - он все-таки в ЛоГГе близок к уровню Империи, а не Союза. "Союзные" смерти вообще другое, потому что там персонажи и живут иначе, их психологически очень достоверными сделали. А Блич там или Империя в большей степени производят "типажи, но не людей". Соответственно, и стилистика другая.
Что не отменяет факта, что Кубо убивать - не умеет
Блич там или Империя в большей степени производят "типажи, но не людей". Соответственно, и стилистика другая.
Да и то, имперские типажи - они все-таки на людей похожи.
Кстати, Терра, при всей ужатости объема относительно ЛоГГ и, соответственно, меньшего времени на раскрытие персонажей, со смертями не налажала. Там тоже получается у кого как: Широе, Сэм, Блю, Альтера, Мацка и т.д.
А про Хильду: знаешь, вот она только с папой и нормально общается! Потому что на равных и без политесов. Ты вспомни ее с теми же адмиралами - рот не разевает, как на императора, но присюсюкивать - начинает.
Еще забавно: когда в 54-й, кажется, серии Раечка прибывает на Один, его там встречают Роенталь, Миттермайер и Хильда в своей военной форме. Так вот, когда они его приветствуют - Хильда тоже отдает честь по-военному; а когда в том же эпизоде прощаются - адмиралы отдают честь, а Хильда уже кланяется. По привычке, видать.
И согласна обеими руками по поводу смертей в Терре - там тоже каждый умирает по-своему, умирает как-то очень... жизненно, что ли? И очень быстро, более-менее "продлевают" во времени только смерти Джоми и Киса - потому что им еще нужно договорить последние слова; и Мацки - потому что ему еще нужно вытащить Киса. А остальные - Альтера, Широэ, да тот же Юи - умирают быстро, едва успев (а то и не успев вовсе) понять, что умирают. Эх... Так много в Терре смертей.
Так и хочется откоментировать, что Хильда честь императоруне отдает, ибо уже нечего отдавать - но таймлайн не позволяет
В Терре тот же принцип, что и в ЛоГГ, там старое поколение уходит, новое приходит... только там и часть "молодых" не дожила до финала. А в Легенде молодые - это ж совсем дети еще, убивать младенцев не поднялась рука у Танаки
Мал ишшо, пускай жир нагуляет! - крякал Танака и щадил очередное юное создание, ну например - вот того мальчика, который оказался рядом с умирающим Фаренхайтом, а потом на его похороны с ромашкой пришел. Хороший мальчик.
А вот попробовал бы кто Раечке не честь отдать, не поклон положить - а по-дружески ручкой помахать?
О-о-о... девочки, заткните уши.
Хотя он сам себя лишает интересного человеческого опыта. А то ведь, поди, и не знает, что можно здороваться не только кланяясь или отдавая честь.
Так вот, Райнхард, бедняжка, жизни не знает, и даже сам об этом догадывается, не зря пытался Миттельмайеров расспрашивать, что девушкам дарят. Его беда в том, что ему и в голову не приходит не расспрашивать, а пойти и попробовать. То ли боится за свою маску великого императора, то ли просто - боится, то ли не догадывается. Бедный, смешной мальчик. Ромео с Волком нужно было взять маленького в какой-нибудь загул в штатском, еще в адмиральские деньки, чтоб хоть слегка привык человек...
Его беда в том, что ему и в голову не приходит не расспрашивать, а пойти и попробовать. То ли боится за свою маску великого императора, то ли просто - боится, то ли не догадывается.
Не догадывается, дурашка. Да и вообще, за девушками ухаживать настолько не умеет, что и сами девушки, за исключением Хильды, это чувствуют и не тратят на него сил.
Это да, это, выходит, ему еще повезло, с Хильдой-то!
А на концерт - это правильно, потому что, боюсь, Раечка в опере понимал не больше, чем какой-нибудь Биттенфельд, и удовольствия получить не мог.
Бедный император, он вообще не умел получать от жизни удовольствие, ничего не знал, кроме убогой радости расколошматить вражеский флот и слушать, как все кругом говорят, что он гений. Это нездоровое окружение, любой детский психолог подтвердит!
Впрочем, императора нужно просто на полгода отправить в командировку в Изерлон. Если и там с него не собъют пафос и не научат радоваться жизни, значит, это физически невозможно
А Раечке на прощание все будут давать добрые советы и приглашать прилетать, если что. А в империи скажут, увидев его: вот, вернулось чадо из пионерлагеря...
Чадо вернулось загорелое, довольное, и первым делом объявило: "Мне в голову пришла занятная идея... Конституция: "Люди! Делайте, что хотите, только меня оставьте в покое!"
А иногда не работает, а смех все равно звучит - это значит, опять Роенталь своего сынишку на передержку подсунул.
Чадо вернулось загорелое, довольное, и первым делом объявило: "Мне в голову пришла занятная идея... Конституция: "Люди! Делайте, что хотите, только меня оставьте в покое!"
И это было еще хорошо, а то ведь опасались, что он еще начнет всех пастой зубной мазать. Но обошлось. Спасибо Оберштайну - отучил.
А император - своего! И возился Миттельмайер с имперскими детишками, как нянька, но, что характерно, не обижался, а радовался.
Оберштайн отучил императора мазаться пастой, но кто его научил?! Мучительный вопрос. Неужели талантливый юноша, надежда демократии, Юлиан Минц??
Ну-у... он не виноват! Его самого этому Розенриттеры научили, так что он просто передал императору опыт, чтоб там, в Империи, жилось веселее. Он же не со зла.
"Да уж, не со зла!" - рычали адмиралы и прочие придворные, узрев с утра пораньше в зеркалах собственные физиономии с засохшей зубной пастой. И даже порывались идти на Изерлон войной - по собственной инициативе.
А что сами научат... "Пять лет вы его учили, а он как был олухом, так и остался", - отрезал Шенкопф. "Вся надежда на нас, - поддержал его Поплан. "Не слушайте его, это на меня вся надежда!" - орал Дасти Аттенборо. А Ян молчал. Гениальный стратег и тактик, он под шумок, без конкурентов, тихонько лакомился бренди (а бутылку, между прочим, брали одну на всех!).
надо просто с самого начала запретить Оберштайну извлекать из пикника пользу для государства.
Ты веришь, что ему можно запретить это делать?! У него это, как сказать, не отключаемое)))
К тому же все бумажки, пустые бутылки и прошлогодние листья на месте пикника заранее собрала тайная полиция и субботника не будет
Хорошо, уговорили)
Но никто не принимал всерьез имперских адмиралов. Может быть, потому, что они были измазаные пастой, заспанные и нестрашные,
!!! Прекрасный вид! ))) Давно пора сбивать пафос с империи. Ударим зубной пастой по пафосу!