Я тут анонсировала у себя Дон-Карлосовские посты  gr_gorinich - и вот, дождалась первого: про потрясающую постановку Вилли Декера. И пост тоже потрясающий, читайте его! А потом и саму постановку смотрите, если еще не, потому что она офигенная.

27.10.2019 в 14:10
Пишет  gr_gorinich:

Дон Карлос психиатра
Начну с кратчайшего ликбеза по опере, чтоб потом не отвлекаться на него в процессе. Само собой, знатокам это не надо, но я и сама не знаток, и от других не требую )
В реальной истории дон Карлос, сын короля Филиппа II, был болезненным и, судя по всему, психически нездоровым молодым человеком. Его отец третьим браком женился на молодой французской принцессе Елизавете Валуа, которую изначально прочили в жены дон Карлосу. Неизвестно, было ли это проблемой для самих участников событий. Историческому Филиппу тогда было 40 с небольшим, он был еще довольно видный кавалер, жену любил, она родила ему двух дочерей и умерла третьими родами, что, конечно, печально, но для 16 века совершенно обычно. Дон Карлос же к делам правления оказался неспособен, бузотерил, в конце концов отец заключил его под стражу во избежание политического скандала. Инфант в заключении заболел и умер. Все.

Но потом пришел романтик Шиллер и написал пьесу про маркиза Родриго де Поза. В смысле, про то, как искренний и горячий инфант Карлос, влюбленный в свою бывшую невесту, а ныне мачеху Елизавету, разрывается между этой любовью и желанием нести свободу, мир и гражданские права Испании, Фландрии и всем, кто под руку попадется. Гуманистических ценностей Карлос набрался от своего друга и идейного вдохновителя маркиза де Поза (личность, в реальной истории не существовавшая). Король Филипп - человек умный, но замшело-циничный и авторитарный, хоть и очаровывается на время замечательным маркизом и его идеями, но сыну не доверяет, ревнует к нему жену и империю. Церковь и герцог Альба плетут интриги в пользу всего плохого против всего хорошего. Между всеми этими интриганами мечется знатная дама, принцесса Эболи, которая любит Карлоса, спит с Филиппом и то восхищается Елизаветой, то ревнует к ней и из ревности строит ей козни. Елизавета защищает себя, свою дочь и даже Фландрию куда тверже, чем мог бы это сделать Карлос. Все они пишут друг другу письма, а письма все время попадают не в те руки. Кончается плохо: маркиз дает себя убить ради того, чтоб Карлос спасся сам и спас Фландрию, но Карлоса арестовывают и ясно, что и он, и Елизавета, и прогресс в Испании обречены.

Вот на основе этой пьесы Верди и написал оперу. Потом переписал, с либретто на другом языке. Потом урезал и снова поставил. Потом опять переделал. Потом ее переделали уже без его ведома... Короче, вы понимаете, да? Существует много дон Карлосов, и у оперных постановщиков руки развязаны: можно выкинуть или вставить акт-другой, перекроить оперу, закинуть в нее разных подтекстов и контекстов. Поэтому ставить Дон Карлоса заманчиво, и его часто ставят.

Но, чтобы не опозориться, любой постановщик должен заполучить в свои лапы:
а) красивого и выносливого тенора. Дон Карлос на сцене если и не все время, то очень часто, ему приходится много петь и одному и в дуэтах-трио-квартетах, ну и вообще, главный же герой. И надо, чтобы он все мог петь одинаково хорошо: и задушевную лирику, и героику, и драму в клочья.
б) крутое сопрано. Два сопрано. Три сопрано. Потому что: 1) Елизавета. 2) принцесса Эболи. 3) паж Тебальдо, которого традиционно поет женщина. И если паж - ладно еще, не так важен, то королева с принцессой, каждая, имеют на руках по большой и сложной партии, где нужен и голос, и сила.
в) охрененный баритон плюс харизма. Потому что маркиз Поза. Без него опера рассыплется, а петь ему, может, не так много как Карлосу, но зато это пение в ударных сценах, тяп-ляп не прокатит.
г) офигительный бас. Два баса. Три баса. Во-первых, Филипп, которому Верди от щедрот написал замечательную арию и много интересных сцен. Во-вторых, Великий инквизитор, которого в опере мало, но который должен быть так мощен и грозен, что перед ним даже Филипп должен казаться мальчишкой. В-третьих, крохотная, но не лишняя роль монаха (или призрака короля Карла V, это уж от постановки зависит).
д) оркестр мирового уровня.
е) хороший хор, хотя как раз в Дон Карлосе это не самое существенное.
ж) много денег на постановку. Потому что если ставить это действо в костюмах, то многолюдность и испанская "пищность" обычно влетают в копеечку.
Если чего-то, а особенно сильных исполнителей на ведущие роли не хватает, получается смешно и грешно. Поэтому, хотя "Дон Карлоса" ставят часто, но часто и лажают. И мне от души жаль зрителей, познакомившихся с неудачно поставленным дон Карлосом. Они, наверно, увидели длиннющую и тягомотную нафталин-оперу, и вряд ли когда-нибудь захотят припасть к ней снова.

Но вот три разных постановки, и каждая сама по себе - отличная!
Номер первый. "Дон Карлос психиатра"
Вилли Декер: "Инфант у меня с диагнозом, но опера не об этом" (не (с))
очень много слов, фоток, гифок, видео

URL записи