Мейнерц, я обещала закончить пересказывать тебя в этом году? Обещала. Вот и иди сюда. В прошлый раз мы остановились в 1971 году. Эрик окончательно расплевался с Королевским шведским балетом и вновь вернулся к чисто танцевальной карьере. Несмотря на травмы, депрессию и возвращающиеся все чаще приступы боли, он переживал тогда определенный подъем - благодаря намечающемуся партнерству с Наталией Макаровой. В декабре 1970 года Макарова дебютировала в АБТ - правда, не с Эриком, а Иваном Надем, венгерским танцовщиком, в последнюю минуту заменившим Эрика (тот был в очередной раз экстренно госпитализирован). Но репетировала "Жизель" Макарова именно с Эриком. Она "так много слышала о нем [Эрике]. Мы репетировали, и по-моему, он был идеальным Альбрехтом, элегантным и утонченным стилистом". Надо сказать, что и Эрик отзывался о Макаровой с большим пиететом, и уверял, что партнерство с нею стало для него новым вдохновением - потому что партнерство с Карлой Фраччи, каким бы идеальным оно ни было, за годы их сотрудничества уже утратило определенную новизну. Правда, не все критики были согласны с Эриком; я сама в свое время приводила отзывы из Dance Magazine: во время гастролей по США в сезоне 1971 года Эрик выступал с "Жизели" и с Макаровой, и с Фраччи, и по мнению Ольги Мейнард, пара Карла+Эрик крыла пару Наташа+Эрик одной левой ногой. С другой стороны, были у пары Наташа+Эрик и свои поклонники, так что нельзя сказать, что это партнерство было провальным или неинтересным. Другое дело, что оно так и не сумело окончательно сложиться: Эрик слишком рано ушел со сцены. В книге Грюна он еще не без юмора вспоминал о той "войне", которую вели за него Карла и Наташа - в основном, конечно, Карла; и хоть на расстоянии в несколько лет эти драмы "как ты смеешь танцевать с ней премьеру!" выглядели довольно комично, но тогда Эрику было не до смеха. Впрочем, в то время ему вообще было в принципе не до смеха, потому что его невыясненная болезнь прогрессировала и совершенно измучивала его.
Итак, свою премьеру "Жизели" в АБТ Макарова танцевала не с Эриком, а Иваном Надем, Эрик же попал в больницу с очередным приступом желудочных болей. Макарова навестила его, лежащего под капельницей. Эрик был обезвожен - причем уже не в первый раз, и отмены спектаклей значили, что его силы на исходе. "Когда танцуешь, всегда чуть-чуть умираешь, - сказал он в интервью. - Горишь, как факел, и можно гореть так очень долго, а потом вдруг наступает день, когда ты больше не можешь. И тогда ложишься в больницу и думаешь: ну, теперь я умру. Потому что больше нет сил, и ты думаешь, что лучше всего было бы умереть. А потом силы вдруг возвращаются снова. Так, как будто ничего и не случилось. Это происходит удивительно быстро".
Итак, Эрик и Наталия Макарова фактически танцевали вместе очень мало, но в их партнерстве, по обоюдному признанию, была химия, "что-то, что могло сработать". Макарову восхищало то, как в Эрике соединялись "врожденный аристократизм манер и техническая виртуозность, редкостная артистическая чувствительность и способность создавать атмосферу на сцене". "Когда мы танцевали вместе, между нами возникала химия, естественная связь, в которой не было ничего натужного или фальшивого. Мы были спокойны, духовно связаны друг с другом. Романтический репертуар давался нам очень легко. Особенно памятна "Шопениана", из-за того поэтического чувства, присущего Эрику и очень близкого мне. Мы одинаково чувствовали те оттенки, ту мимолетность, которая должна быть в романтическом балете".
На одном из представлений "Шопенианы" Эрик танцевал ноктюрн и вальс с Макаровой, но в мазурке его заменил Иван Надь. Роберт Грешкович, присутствовавший на том спектакле, вспоминал, что Эрик "просто не мог это танцевать. Он и прежде был утонченным, но сейчас он казался скованным". Грешкович признавался, что был рад, что присутствует в зале в качестве простого зрителя, а не журналиста, и ему не нужно будет писать отзыв на увиденное. "Потому что до того момента Эрик Брун был для меня олицетворением идеала. И мне бы не хотелось писать правду о том, что я увидел".
Эрик все чаще и чаще говорил об уходе со сцены. Тамара Карсавина говорила, что лучше "покинуть сцену раньше, чем сцена покинет тебя", и этот совет звучал для Эрика все яснее и яснее.
Между рождеством и новым годом, в самом конце 1971, АБТ выступал в Вашингтоне. Эрик танцевал "Сильфиду" и "Коппелию" с Карлой Фраччи. После "Сильфиды" 29 декабря у Эрика опять был приступ сильнейших желудочных болей. Когда на следующий день Карла навестила Эрика в гостинице, он сказал ей: "Карла, это был мой последний спектакль". Позже Эрик говорил, что у него "не было другого логического выхода, только все прекратить. Может быть, мое тело подтолкнуло меня к этому". Может быть, добавляет Мейнерц, настал тот миг, когда то, каким был Эрик в реальности, и то, как он танцевал в реальности, больше не соответствовало тому идеалу, каким он заставлял себя быть.
"Его роль в истории была сыграна. Он занял свое место в балетном Пантеоне, бок о бок с Вестрисом, Бурнонвилем, Легатом и другими великими танцовщиками, с шестнадцатого века способствовавшими развитию балетного искусства. Он был danseur noble двадцатого столетия. Не таким, как Нижинский, Нуреев, Барышников, но самим собой - и самым благородным из них".
Многобуков, как всегда